Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5.2. Характеристика больших стихийных социальных групп



2019-11-21 1427 Обсуждений (0)
Тема 5.2. Характеристика больших стихийных социальных групп 0.00 из 5.00 0 оценок




Семинар 5. Особенности больших групп

Время 2 ч.

Основные термины и понятия : толпа, демонстрация, публика, митинг, аудитория, паника, заражение, внушение, подражание, суггестия, суггестор, суггеренд, контрсуггестия, конформность, реклама, мода, пропаганда, слухи,

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Психологические аспекты жизнедеятельности стихийных неорганизованных (толпа, демонстрация и т.п.) и временных полуорганизованных (публика, митинг, аудитория и т.п.) больших групп.

2. Массовые явления в больших диффузных группах.

3. Психология паники.

4. Социальные движения.

5.Значение средств массовой информации в формировании массового поведения.

Доклады: Феномен флеш-моба. Способы воздействия на стихийные неорганизованные и временные полуорганизованные большие группы.

Методические указания по подготовке к теме семинара.

При конспектировании первого вопроса семинара записать определение каждого вида стихийных групп, их особенности, разработать самостоятельно и заполнить сравнительную таблицу.

По второму и третьему вопросу зафиксировать механизм возникновения массовидных явлений (слухи, паника). Дать определения слуха и паники, зафиксировать четыре группы людей по степени паникерства.

Записать в тетради по четвертому вопросу уровни социальных движений, их черты, механизмы присоединения людей к социальным движениям, обозначить проблему лидерства в социальных движениях.

При подготовке пятого вопроса семинара творчески подойти к его выполнению – можно найти документальные фильмы, передачи (например, на канале Рен ТВ) – проследить тенденции в видах телепередач, их содержании и влиянии на массовое поведение (разрешается выполнить задание в парах).

При подготовке докладов помимо теоретического блока информации рекомендуется сделать подборку для презентации из различных источников (фильмы, реклама, передачи и т.п.).

Рекомендуемая литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2014. - 363 с.

2. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии : учебное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 336 с.

3. Битянова М.Р. Социальная психология : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2008. - 368 с.

4. Иваненко К.А. Психология толпы: границы изменчивости мнений // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2013. - № 4 (279). - С. 110-119.

5. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения : учебное пособие. - СПб. : Питер, 2006. - 464 с.

6. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология : учебник. - М. : ФОРУМ, 2005. - 336 с.

7. Социальная психология : учебное пособие / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 600 с.

8. Столяренко А.М. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 511 с. - Режим доступа : http://www.znanium.com (дата обращения 10.04.2017).

9. Сухов А.Н. Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2013. (10-е изд., стер.). - Режим доступа: http://elibrary.ru/query_results.asp. (дата обращения 10.04.2017).

Задание для самостоятельной работы:

1.После изучения вопросов семинара ответьте на следующие вопросы:

1.В чем принципиальное психологическое различие между большой и малой группой?

2.Какие социальные условия способствуют усилению конформности человека в группе? Какие социальные условия связаны с формированием нонконформизма?

3.В чем сходство между людьми разного пола, а в чем различие? Как объясняются эти различия с позиций эволюционистского и культурального подходов?

4.Каким образом культура формирует своеобразие общественных ценностей и понимание норм поведения полов?

5.Охарактеризуйте процесс убеждения, осуществляемый средствами массовой информации. Какие приемы убеждения при этом используются?

6.Какие характеристики аудитории играют решающую роль в ее убеждаемости?

7.Какую роль играют средства массовой информации в поддержании предрассудков?

8.Что является исходным пунктом социального движения?

2. Привести примеры из литературных произведений типов толпы: активная, пассивная, агрессивная, спасающаяся, стяжательская, демонстрирующая, повстанческая, экстатическая.

 

Темы контрольных работ:

Теоретическая часть:

1. Формы коммуникативных барьеров и способы их преодоления.

2. Стиль лидерства и руководства как предмет экспериментального изучения в школе «группой динамики» К.Левина и в современной социальной психологии.

3. Симптоматическая диагностика типа руководителя на основе методики С. Деллингер.

4. Теории происхождения лидерства в социальной психологии.

5. Конформизм как социально-психологическое явление.

6. Убеждение как социально-психологическое явление.

7. Предрассудки как социально-психологическое явление.

8. Агрессия как социально-психологическое явление.

9. Альтруизм как социально-психологическое явление.

10. Социально-психологическая характеристика конфликтов.

 

Практическая часть:

Задание 1. Сбор и анализ данных об обращениях к людям с целью их убеждения.

Посмотрите телевизионные передачи в течение нескольких часов и запишите содержание рекламы на предлагаемом бланке. Укажите, какой продукт рекламируется (мыло, пиво, автомобили и т.п.). Затем опишите основное лицо (лица), которое рекламирует товар (пол, возраст, статус и т.д.). Проанализируйте, к какому типу относится убеждающее обращение, используемое в рекламном ролике. Например, некоторые рекламные ролики эксплуатируют желание человека быть популярным и нравиться окружающим, другие пытаются использовать в своих целях чувство вины и т.д. Не забывайте, что реклама убеждает не только с помощью произнесенных вслух слов, но и с помощью продуманного визуального ряда.

Проанализируйте различные методы убеждения, используемые в рекламе.

 

Бланк

Рекламный ролик Рекламируемый товар Основное лицо (лица), рекламирующее товар Типы убеждающих обращений
1      
2      
3…      
15      

 

1. Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений, и если да, то какой?

2. Заметили ли вы какие-либо закономерности в структуре рекламных обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей - мужчина или женщина, кто был аудиторией-мишенью - дети или взрослые и т.п.?

3. Какие убеждающие обращения, на ваш взгляд, наиболее эффективны и почему?

Задание 2. Изучение и анализ примеров телевизионного насилия.

Общепризнано, что телевидение оказывает огромное влияние на нашу жизнь, в том числе на детей, которые относятся к категории заядлых телезрителей. Некоторые критики заявляют, что в детских мультфильмах показывают много насилия. Насколько верно это утверждение?

Выполняя это задание, вам надо посвятить три часа времени «прайм-тайм» просмотру телепередач - отведите по одному часу на такие передачи: а) детские мультфильмы; б) детские передачи (не мультфильмы); в) передачи для взрослых. «Прайм-тайм» для детей - это обычное утреннее время, особенно по субботам, а «прайм-тайм» для взрослых - вечернее время, обычно после 21 часа. При просмотре передач регистрируйте количество показанных в них актов насилия каждого типа на бланке.

 

Бланк телевизионных наблюдений

Количество актов насилия,
в которых:

Детские передачи

Передачи для взрослых

мультфильмы не мультфильмы
1) жертвы явно испытывают боль      
2) погибают      
3) насилие остается безнаказанным      
4) персонажи выходят победителями      
5) акты насилия совершает «плохой парень»      
6) акты насилия совершает «хороший парень»      
Общее количество актов насилия      

 

1. Кратко опишите передачи, которые вы смотрели в каждой из трех категорий (укажите дату и время): детские мультфильмы, детские передачи (не мультфильмы), передачи для взрослых.

2. Обобщите свои наблюдения. Какие вы заметили примеры (присутствие или отсутствие насилия)? Были ли различия в количестве показанного насилия между мультфильмами и двумя другими видами передач? Были ли различия по этому же показателю между детскими передачами (как мультфильмами, так и не мультфильмами) и передачами для взрослых?

3. Что бы вы могли ответить людям, которых беспокоит насилие в телепередачах?

Задание 3. Анализ различных способов убеждения, которые используют люди, просящие денег у других людей, и определение того, какие просьбы наиболее эффективно заставляют людей отдать деньги.

Выполняя это задание, наблюдайте за одним или несколькими людьми, которые просят денег у других людей (например, нищие или люди, которые собирают пожертвования на благотворительные цели).

1. Наблюдая каждый эпизод, опишите:

1. просителя (пол, возраст, внешность, на какие цели просил);

2. каждого человека, к которому он обращался (пол, возраст, внешность и т.д.);

3. тип высказанной просьбы (например, юмористическая, вызывающая чувство вины, социальное давление);

4. результат (получил ли проситель деньги, разговаривал ли донор с просителем, выражал ли он какие– либо эмоции и т.д.).

2. Проанализируйте ваши наблюдения.

1. Просьбы какого типа приводят к наибольшему успеху и заставляют людей дать деньги? Как вы считаете, почему они действуют лучше всего?

2. Обнаружили ли вы, что люди определенных типов дают деньги чаще, чем другие? Если да, то по каким причинам это происходит?

3. Какими способами люди уклонялись от пожертвований?

4. Исходя из ваших наблюдений, какие факторы вы считаете решающими в процессе получения денег и почему?

 

Материалы промежуточной аттестации

Примерные вопросы к экзамену:

1. Раскройте понятие социальной психологии и определите предмет социальной психологии как науки.

2. Определите место социальной психологии в системе научного знания.

3. Раскройте содержание психологии народов как исторической формы социально-психологических знаний.

4. Раскройте содержание психологии масс как исторической формы социально-психологических знаний.

5. Раскройте содержание теории инстинктов социального поведения.

6. Перечислите основные этапы развития отечественной социальной психологии как науки.

7. Раскройте основные социально-психологические теории, разработанные в рамках необихевиоризма в современной социальной психологии.

8. Раскройте основные социально-психологические теории, разработанные в рамках когнитивисткой ориентации в социальной психологии.

9. Раскройте основные социально-психологические теории, разработанные в рамках психоанализа.

10.Раскройте основные социально-психологические теории, разработанные в рамках интеракционизма в социальной психологии.

11.Раскройте классификацию малых групп. Поясните проблему определения границ малой группы. Перечислите детерминанты возникновения малой группы.

12.Перечислите основные направления исследования малых групп в истории психологии.

13.Дайте характеристику основным подходам в понимании природы феномена групповой сплоченности.

14.Раскройте феномен группового давления, опишите последствия отклонений от групповых норм.

15.Опишите процесс принятия группового решения, раскройте феномен поляризации группы и феномен сдвига риска.

16.Дайте сравнительную характеристику феноменам лидерства и руководства в малых группах.

17.Раскройте теории происхождения лидерства, опишите эксперимент К.Левина по изучению стиля лидерства.

18.Дайте характеристику ситуативному, когнитивному и деятельностному подходам при изучении межгрупповых отношений.

19.Дайте характеристику коммуникативной стороне общения.

20.Дайте характеристику перцептивной стороне общения.

21.Дайте характеристику интерактивной стороне общения.

22.Раскройте сущность социально-психологической компетентности личности.

23.Раскройте понятие, структуру, функции социальной установки.

24.Раскройте понятие и стадии социализации личности.

25.Опишите основных агентов и механизмы социализации личности.

26.Опишите иерархическую структуру диспозиций личности (по В.А. Ядову).

27.Раскройте понятия «асоциализация», «десоциализация» и «ресоциализация личности».

28.Перечислите психологические характеристики больших устойчивых социальных групп.

29.Перечислите виды толп и раскройте особенности поведения человека в толпе.

30.Раскройте механизмы происхождения и распространения слухов.

31.Дайте общую характеристику социальным движениям в социальной психологии.

Примерные практические задания к экзамену:

1. Ниже приведен список утверждений. Оцените их с точки зрения правильности и неправильности.

1. В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно.

2. Достижение человеком власти чаше всего зависит от обстоятельств или даже от случая, а не от его внутренних качеств.

3. Эффект ореола состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у него и другие качества, гармонирующие с этим качеством.

4. Мы склонны чаще объяснять поведение другого человека внешними, а не внутренними причинами.

5. Стереотип — это сравнительно объективное представление о группе людей, с которой у нас были ограниченные контакты.

6. Установки «выкристаллизовываются» в период от 12 до 30 лет, и впоследствии изменить их очень трудно.

7. В случае когнитивного диссонанса мы всячески стараемся обосновать свой выбор.

8. Авторитетная личность менее подвержена предрассудкам, чем прочие люди.

2. Объясните причину перечисленных социальных яв лений. Как называется этот феномен в психологии?

1. Поздним вечером в среду ответственный работник Центробанка, выступая по телевидению, заявляет, что в ближайшее время не будет денежной реформы и тем более не будет обмена крупных купюр. В четверг утром в магазинах все стремятся разменять крупные купюры, на почтах оформляются крупные переводы а дальние города; в сберкассах делаются вклады этими купюрами.

2. Перед выборами оптовые рынки были атакуемы старушками, скупавшими крупными партиями соль, спички, мыло, консервы, полотенца, зубную пасту, стиральный порошок, школьные тетради.

3. Если где-то в транспорте или очереди вы слышите, что «с первого числа все подорожает», вы непременно сообщите об этом родным и близким и побежите по магазинам.

4. Если вы однажды постриглись в людном парикмахерском салоне и опытный мастер сказал вам, что вам не идут длинные волосы и рыжий цвет, то вы всегда будете избегать этого.

3 Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуаль ного жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаше используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями. Американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными.

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения,

3. При рукопожатии деревенский житель протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

4. Определите средства невербального общения  по следующим характеристикам.

1. Понятие, используемое для обозначения различных движений человека: жесты, мимика, позы, взгляд, походка, а также экспрессия лица и фигуры человека, обусловленная самим строением липа, черепа, туловища, конечностей.

2. Общее название ритмико-интонационных сторон речи: высоты, длительности, громкости, тембра голоса; темпа, интонации речи, ударений.

3. Включение в речь пауз,а также плача, смеха, вздоха, кашля.

4. Физический контакт (прикосновения, поглаживания, похлопывания, поцелуи) и расположение тела в пространстве.

5. Н.В. Гришина предлагает объединять разнообраз ные межличностные конфликты в несколько групп: конфликты интересов, конфликты ценностей и конфликты средств достижения цели, конфлик ты несоответствия, конфликты правил взаи модействия. Ниже приведены варианты конфлик тных отношений. Какие из них могут быть отне сены к каждой из выделенных групп?

1. Ямамото, Накуси и Каваяма основали фирму «Кол-Осо», но дела не пошли из-за того, что очень скоро у них появились взаимные претензии и конфликты. Ямамото надеялся на большой коммерческий успех, Накуси собирался внедритьсвои ноу-хау и заняться новыми интересными разработками, Каваяма радовался, что он будет располагать своим временем, работая на себя, а не на хозяина.

2. Босс Питера мистер Смит поручает ему развлечь компаньонов из Германии, которые впервые в Америке и от контракта с которыми зависят новыеинвестиции. НоПитер старается отвертеться от задания, потому что пообещал пронести уикенд с Мэри, в отношении которой у него есть опасения, что если он отменит встречу, то Мэри с удовольствием проведет его с Фредом. Босс настаивает, у Питера — проблема.

3. Карлсон и Фредриксон владеют небольшим фруктовым магазинчиком, рядом с которым открылся продуктовый супермаркет с большимотделом «Фрукты—овощи». Чтобы избежать банкротства, Карлсон предлагает вложить деньги в закупку экзотических фруктов, а Фредриксон считает, что эти деньги нужно использовать для покупки консервированных фруктов и соков

6. Индуисткий миссионер А. Синх в селе Годамури услышал о каком-либо «человеческом духе», который передвигается вместе с группой волков. Он организовал экспедицию, которая нашла двух девочек. Младшая, Амала, была возрастом приблизительно 18 месяцев, старшая, Камала, — 8 лет. В ноябре 1920 г. Синх перевез детей в приют в Минднапур, где началось систематическое перевоспитание их, процесс которого тщательно описывал. Сначала только голод заставлял детей употреблять пищу. Люди приводили их ужас; ребенка, который приблизился к ним, Камала покусала. Днем они спали, ночью передвигались по комнате и трижды на протяжении ночи выли. Амала быстрее начала проявлять признаки «очеловечения», но через год она умерла. Камала лишь после двух лет пребывания в приюте произнесла первое слово и лишь через 8 лет начала говорить, но простыми фразами. Первые шаги без помощи она сделала после 6 лет перевоспитания. С этого же времени она начала общаться с детьми и выполняла несложные поручения. Ее эмоциональная жизнь была богатой, но адекватно высказать свои чувства она не могла. После девятилетнего пребывания в приюте она умерла от болезни почек.

Какие закономерности психического развития раскрывает этот случай? Почему Камала так медленно приобретала психические новообразования?

7. В рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий» речь идет о случайной встрече двух школьных приятелей. Сначала они радушно поздравляют друг друга, с увлечением вспоминают свои затеи и прозвища. Так было, пока не заговорили о жизненных успехах. Когда выяснилось, что «тонкий» лишь коллежский асессор, а «толстый» — «к тайному дослужился», поведение первого резко изменилось. Он начал проявлять такую почтительность, которая на тайного советника «нагнала скуку». Он отвернулся от «тонкого», подал нему на прощание руку, которую тот пожал, осуществляя неестественные движения и хихикая.

Как объяснить изменения в поведении «тонкого»? Какие его особенности показаны в рассказе?

8. Английский психолог Майкл Арджайл изучал во время своей кругосветной поездки язык жестов. Он установил, что в среднем на протяжении часового разговора финн использует жестикуляцию один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз. В чем состоят причины этих отличий?

9. Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных утверждений:

1. Механизмы социализации – это способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социальных ролей.

2. Социализация у детей проявляется главным образом в изменении их внешнего поведения, а у взрослых корректируются базовые ценностные ориентации.

3. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками, социализация детей – в основном на мотивацию их поведения.

10. Внимательно прочитайте текст. Определите, какие социально-психологические явления здесь описаны.

Однажды, когда Кристофер Робин, Винни-Пух и Пятачок сидели и мирно беседовали, Кристофер Робин проглотил то, что у него было во рту, и сказал, как будто между прочим:

– Знаешь, Пятачок, а я сегодня видел Слонопотама.

– А чего он делал? – спросил Пятачок.

Можно было подумать, что он ни капельки не удивился!

– Ну, просто слонялся, – сказал Кристофер Робин. – По-моему, он меня не видел.

– Я тоже одного как-то видел, – сказал Пятачок. – По-моему, это был он. А может, и нет.

– Я тоже, – сказал Пух, недоумевая. «Интересно, кто же такой Слонопотам?!» – подумал он.

– Их часто не встретишь, – небрежно сказал Кристофер Робин.

– Особенно сейчас, – сказал Пятачок.

– Особенно в это время года, – сказал Пух.

11. Внимательно прочитайте текст. Определите, какие социально-психологические явления здесь описаны.

– Слушай, Стекляшкин, – сказал ему Незнайка. – Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.

– Что ты, Незнайка! Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепешку. Солнце ведь большое. Оно больше нашей Земли.

– Не может быть, – ответил Незнайка, – по-моему, солнце не больше тарелки.

– Это нам только кажется. Солнце очень далеко от нас. Если бы от солнца оторвался кусок и упал, он раздавил бы весь наш город.

– Ишь ты! – ответил Незнайка. – А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка, расскажу нашим, может быть, они еще не слыхали про это. А ты все-таки посмотри в свою трубу, вдруг солнце и в самом деле щербатое?

Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:

– Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас раздавит. Ужас что будет! Вот пойдите, спросите Стекляшкина.

Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:

– Спасайся, братцы! Кусок летит!

– Какой кусок? – спрашивали его.

– Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется, и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!

– Что ты выдумываешь!

– Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.

Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Всем сослепу стало казаться, что солнце и в самом деле щербатое. А Незнайка кричал:

– Спасайся, кто может! Беда!

Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточки, Гусля – свои инструменты: и скрипку, и балалайку, и медную трубу. Доктор Пилюлькин метался по дому и разыскивал походную аптечку. Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:

– Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Незнайка болтун? Все это он выдумал.

Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка и на самом деле все выдумал. Все смеялись над Незнайкой и говорили:

– Удивляемся, как мы тебе поверили!

12. Внимательно прочитайте текст. Определите, какие социально-психологические явления здесь описаны.

Девочке только что исполнилось девять лет. На день рождения она получила детский кухонный набор. Родители выбрали этот подарок, потому что дочь проявляла явный интерес к приготовлению пищи, она всегда помогала маме накрывать на стол, готовить еду и убирать в доме. «Ну разве не чудо! – радовался отец девочки. – Ей всего девять лет, а она так интересуется домашним хозяйством! Должно быть, у всех маленьких девочек тяга к этому заложена в генах. А эти феминистки сами не знают, что болтают».

13. Определите, какую теорию иллюстрирует каждый пример, почему?

Пример 1. Маленьким детям, боявшимся собак, предложили просто наблюдать за ребенком, который весело играл с собакой по 20 минут в день. После четырех сеансов наблюдения 67 % детей выразили желание забраться в детский манеж с собакой и оставаться там, причем даже в отсутствие взрослых.

Пример 2. В некоторых областях Пакистана и Индии существует обычай «Вартан Бханджи», заключающийся в том, что после окончания свадебного торжества хозяева дарят уходящим гостям конфеты. Отсчитывая их, хозяйка может сказать: «Эти пять – ваши», имея в виду: «Это то, что вы раньше дали мне»; затем хозяйка добавляет еще конфет, говоря: «Это мои».

14. Поясните, верно ли, что конформизму более других подвержены: а) очень дисциплинированные люди, б) сравнительно умные люди, в) люди, неустойчивые к стрессу, г) подростки, д) лица с низким групповым статусом, е) эмоционально-зависимые люди, ж) дети, з) психически неуравновешенные люди, и) физически непривлекательные люди.

15. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:

1. Дистанция, позволяющая людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки, называется … ; дистанция, которая устанавливается между людьми на собраниях и в аудиториях - … дистанция.

2. Социальное положение человека связано с его … , на которую рассчитывают другие члены группы и которая позволяет им … определенного поведения.

3. Конформизм особенно сильно развивается в тех случаях, когда велико … конформности, а человек испытывает большую потребность в …

4. Каузальная атрибуция состоит в том, что поведение других людей объясняют либо свойственными им … , либо … , в которых эти люди оказались.

16. Определите, о каком социально-психологическом феномене идет речь в публикуемых далее примерах.

Ребенок звонит по телефону бабушке и говорит ей: «Бабушка, посмотри, какая у меня красивая кукла!»

Ребенок убежден, что бакалейщик продает конфеты, чтобы сделать приятное детям.

Взрослый человек, входя в комнату, восклицает: «Бррр... Закройте окна, тут так холодно!»

Ученый убежден, что его проблема самая важная, в то время как другие занимаются неизвестно чем.

17. Прокомментируйте текст и поясните, как самооценка влияет на процессы социальной перцепции и самовосприятие.

В экспериментах Готтшальдта испытуемым-подросткам предъявлялись специально изготовленные фотографии самих испытуемых, их родителей, одноклассников, учителей. Фотографии были неискаженные и искаженные — несколько суженные или расширенные. Во всех случаях надо было выбрать «правильный» (похожий) портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки.

При выборе фотографии одноклассника предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное — в случае пренебрежительного к нему отношения.

При выборе испытуемыми 10 и 16 лет своих фотографий и портретов родителей обнаруживалось, что дети 10 лет выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фотографий родителей — расширенные. Испытуемые 16 лет выбирали свои портреты в расширенном варианте, а портреты родителей — в суженном.

18. И.С. Кон выделил такие механизмы самооценивания:

— усвоение субъектом оценки его другими людьми (как непосредственное отражение чужих оценок, так и ориентация на то, как индивид представляет себе эти другого);

—социальное сравнение (индивид осознает и оценивает себя путем сравнивания с другими людьми);

—самоатрибуция (индивид оценивает себя и свои внутренние состояния, наблюдая свое поведение в различных ситуациях).

Объясните, для каких возрастных этапов характерно включение тех или иных механизмов. Имеют ли механизмы самооценки личностную окраску или они универсальны?

 


Приложение

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Контрольная работа
по дисциплине «Социальная психология»



2019-11-21 1427 Обсуждений (0)
Тема 5.2. Характеристика больших стихийных социальных групп 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5.2. Характеристика больших стихийных социальных групп

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)