Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Почему каждая наука о человеке - не только наука, но и немного искусство и философия



2019-11-21 214 Обсуждений (0)
Почему каждая наука о человеке - не только наука, но и немного искусство и философия 0.00 из 5.00 0 оценок




Научность и лженаучность в психологии

 

Содержание

Введение: какие есть виды знаний......................................................................................... 2

Учения о людях и их характерах: научны они или нет?............................................. 2

Почему каждая наука о человеке - не только наука, но и немного искусство и философия 2

Наука и обыденные знания: заглядывание за горизонт и строгий анализ............... 3

Как устроена научная методология........................................................................................ 5

Почему в науке нужна логика, почему учёные - негативисты, а соционики и астрологи - не учёные.............................................................................................................................. 5

О понятиях и определениях в науке............................................................................. 6

Аксиомы и теоремы есть не только в геометрии........................................................ 7

Связь науки с практикой: систематические и бессистемные наблюдения............... 8

Когнитивные искажения, мешающие наблюдениям.......................................................... 10

Почему даже систематических наблюдений недостаточно для подтверждения гипотез 10

Как ставить эксперименты.................................................................................................... 15

Как эксперименты помогают избежать когнитивных искажений.......................... 15

Статистические эксперименты. Ошибки первого и второго рода.......................... 16

Почему выборка должна быть случайной и почему в психологии достичь этого нереально......................................................................................................................................... 19

Почему выборка для эксперимента должна быть независимой.............................. 20

О некорректных "экспериментах", выдающих себя за эксперименты.................... 20

Проблема объективности измерений в психологии................................................. 21

Почему проверяемую гипотезу надо формулировать до начала эксперимента..... 22

Двойной слепой метод: информацию иногда полезно скрывать............................ 22

Другие когнитивные искажения и как избежать их в экспериментах................... 23

Основные требования к научной теории............................................................................. 24

Примеры научных и лженаучных теорий........................................................................... 26

Дифференциальная психология: наука или лженаука?............................................ 26

Соционика: наука или лженаука?............................................................................... 27

Астрология: наука или лженаука?.............................................................................. 29

 


 

Введение: какие есть виды знаний

Учения о людях и их характерах: научны они или нет?

А давайте-ка обсудим науку и научный метод. На примере трёх учений о людях и их характерах: дифференциальной психологии, соционики и астрологии. Чтобы понять, почему

- дифференциальная психология - это наука (хотя и с определёнными проблемами, свойственными гуманитарным наукам);

- соционика - не наука, но имеет шанс стать наукой;

- астрология - не наука и никогда ею не станет.

 

Начнём с того, что наука - не синоним единственно верной истины. Поэтому не надо оскорбляться, когда вашему любимому мультику или ролевой игре отказали в праве на научность. У человечества есть разные формы знаний: наука, искусство, религия, философия, магия и мифология, обыденные знания. Одни формы знаний не лучше и не хуже других. Одной наукой жив не будешь.

Формы знаний различаются, во-первых, по источнику: откуда знания взялись? Как они проверяются на истинность? Во-вторых, по методу обработки знаний:

- рациональные методы - используется логическое мышление, анализ, точные определения и классификации, математика (короче, БЛ);

- эмоциональные методы - эмоциональное вовлечение, одобрение либо отвержение, вдохновение, мотивация (то есть ЧЭ и БЭ);

- практические методы - практическая проверка, постановка целей, выделение нужного и отбрасывание лишнего (в общем, ЧЛ).

 

  • Наука. Источник: исследование окружающего мира. Методы: рациональные, в меньшей степени практические.
  • Искусство. Источник: жизненный опыт, рефлексия, мистический опыт. Методы: эмоциональные.
  • Религия. Источник: мистический опыт, рефлексия. Методы: эмоциональные и рациональные (синтез разума и веры).
  • Философия. Источник: рефлексия. Методы: рациональные, в меньшей степени эмоциональные.
  • Магия и мифология. Источник: рефлексия, мистический опыт. Методы: эмоциональные и практические.
  • Обыденные знания. Источник: жизненный опыт. Методы: практические, в меньшей степени эмоциональные.

 

Давайте теперь возьмём дифференциальную психологию, соционику и астрологию и посмотрим, куда их можно отнести по этой классификации. Тогда окажется, что все они относятся не к одной категории, а сразу к нескольким...

 

 

Почему каждая наука о человеке - не только наука, но и немного искусство и философия

У всех т.н. гуманитарных наук - то есть наук, рассматривающих человека не только как 70 килограмм полезного мяса, но и как носителя разума, мышления, свободного выбора и т.п. - есть одна общая проблема. Наиболее ярко она проявляется в психологии, но в других гуманитарных науках имеет место.

Проблема эта состоит в том, что исследователь подобен исследуемым объектам. Причём в значительной мере он может полагаться при исследовании только на аналогию внутреннего мира другого человека со своим собственным внутренним миром. Никакими приборами этот самый внутренний мир не измерить. Если мы даже составим траекторию каждого электрического импульса в мозгу, это не поможет нам понять, о чём именно человек думает и как он принимает решения. Единственное, что спасает - аналогия: "он устроен так же, как я, а я в этой ситуации думал бы так-то....".

Поэтому все гуманитарные науки - особенно, близкие к психологии - построены в значительной мере на рефлексии, на исследовании собственного внутреннего мира. Это сближает гуманитарные науки с философией. Иногда философию попросту тоже причисляют к "гуманитарным наукам", но тут явная путаница в понятиях. Философия - не наука, у неё есть собственные методы, отличные от методов науки. В гуманитарных науках иногда приходится применять методы философии, но от этого они не перестают быть науками, и научные методы в них тоже актуальны, в отличие от "чистой" философии, которая наукой не является.

Кроме того, рефлексия всегда связана с эмоциональной оценкой тех или иных явлений. Поэтому в оценку внутреннего мира регулярно вмешиваются эмоции, что делает её субъективной и сближает гуманитарные науки с искусством.

Соответственно, что дифференциальная психология, что соционика, что астрология - это в некоторой мере философия и в некоторой мере искусство. Опять же, само по себе это не хорошо и не плохо. Можно предаваться философским размышлениям, отталкиваясь от психологических или астрологических идей. Можно писать рассказы о социотипах, рисовать картинки и играть в ролевые игры по знакам Зодиака. Это всё прикольная и интересная деятельность, которая может много дать в плане саморазвития.

Но, если мы хотим, чтобы дифференциальная психология, соционика или астрология были науками, нам нужно научиться каким-то образом устранять проблемы, связанные с рефлексией, с её необъективностью, с эмоциями, с защитными механизмами, искажающими процесс познания, и т.п. Для этого нужно:

- исследовать человека со стороны, а не себя самого;

- хорошо понимать исследуемого, но при этом не быть связанным с ним тесными эмоциональными узами;

- использовать объективные методы, с которыми все будут согласны.

 

Это всё непросто, но возможно, если желание есть.

 

 



2019-11-21 214 Обсуждений (0)
Почему каждая наука о человеке - не только наука, но и немного искусство и философия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Почему каждая наука о человеке - не только наука, но и немного искусство и философия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)