Подготовка к семинарским занятиям
В процессе подготовки к семинарским занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме. Семинарские занятия по дисциплине «История» будут проводиться с использованием следующих методов активного/интерактивного обучения: - Обсуждение в группах (работа малыми группами) – занятия 2, 3, 4, 5. - Коллоквиум – занятие 6. - Семинар-дискуссия – занятия 7, 8, 9.
Обсуждение в группах (работа малыми группами) На таком занятии проверяется способность обучаемых к поиску истины на основе полученных знаний и сформировавшихся убеждений, вырабатываются навыки ведения дискуссии по сложным проблемам. Групповое обсуждение кого-либо вопроса направлено на достижение лучшего взаимопонимания и нахождения истины. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Перед студентами заранее ставится проблема (проблемы), выделяется определенное время, в течение которого они должны подготовить аргументированный обдуманный ответ. На обсуждение выносятся, как правило, 3-4 вопроса. В соответствии с ними создаются "малые полемические группы" - по две на каждый вопрос или в целом учебная группа делится на две части. Одна из них раскрывает суть проблемы и предлагает ее решение, а другая выступает в качестве оппонентов, выдвигает контраргументы и свое понимание путей выхода из создавшейся ситуации. Успех здесь во многом зависит от преподавателя - руководителя семинара, который выступает в качестве режиссера, от его умения создать на занятии психологический комфорт, обстановку свободы и раскованности участников семинара, от строгого соблюдения этики дискуссии. Преподаватель может устанавливать правила проведения группового обсуждения – задавать определенные рамки обсуждения, ввести алгоритм выработки общего мнения, назначить лидера и др. Семинар-обсуждение требует основательной подготовки от всех его участников, особенно ведущих полемических групп. В заключительном слове преподаватель оценивает результаты дискуссии, работу на семинаре полемических групп и их ведущих, а также каждого участника семинарского занятия в отдельности. В результате группового обсуждения вырабатывается групповое решение проблемных вопросов совместно с преподавателем.
Дискуссия Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование исторического познания по средствам совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических исторических проблем. Таким образом, дискуссионный метод выступает в качестве средства не только обучения, но и воспитания. Принцип единства обучения и воспитания, казалось бы, предопределяет тесную взаимосвязь уровней нравственного и интеллектуального развития. На семинаре-дискуссии студент учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В такой работе студент получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на предыдущих лекциях, в процессе самостоятельной работы. Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения преподавателя его организовать. Данный семинар-дискуссия содержит элементы «мозгового штурма». Участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяют главные, обсуждают и развивают, оценивают возможности их доказательства или опровержения. Преподаватель по мере надобности вводит в дискуссию любую ролевую позицию. Целесообразно вводить не одну, а две парные роли (два логика, два эксперта), с тем, чтобы большее число студентов получили соответствующий опыт. Во время семинара-дискуссии преподаватель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада студента, фиксирует противоречия в рассуждениях. На таких занятиях необходим доверительный тон общения со студентами, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу студентов, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.
Коллоквиум Слово коллоквиум происходит от латинского colloqium и означает «беседа». Так называется способ промежуточной оценки знаний студента, с помощью которого можно понять, насколько хорошо студенты усваивают материал курса. В ходе коллоквиума могут также проводиться письменные работы. К каждому коллоквиуму студент заранее получает перечень вопросов, по которым будет проходить беседа или письменная контрольная работа. Если коллоквиум предполагает разговор-беседу в студенческой аудитории, то в ходе обсуждения студент должен обосновать, аргументировать свою точку зрения.
Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ)
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |