Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекционные занятия (18 час.)



2019-11-21 255 Обсуждений (0)
Лекционные занятия (18 час.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел I . Особенности исторического знания (2 час.)

Тема 1. Место истории в системе наук. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории. (2 час.)

Лекция-презентация с обсуждением

Понятие истории. Значение познания прошлого. Становление истории как научной дисциплины. Рождение «истории» в Античности. Геродот. От описания к объяснению. Современное понимание предмета и объекта исторической науки. Место теории в исторической науке.

Понятие «исторический источник», его место в историческом исследовании. Структура исторической науки.

Сущность формационного и цивилизационного подходов. Новые оценки и подходы к осмыслению исторического процесса. Термин «цивилизация» и типология цивилизаций по Данилевскому Н., Тойнби А., Шпенглеру О.

Принципы выделения цивилизаций и их типологии.

Восточный и античный типы цивилизационного развития. Великое переселение народов в III – VI вв. Падение Римской империи. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации.

Типы цивилизаций в современной науке: непрогрессивный тип развития, восточный тип, западный тип цивилизации, техногенная цивилизация, глобальная цивилизация.

Теории происхождения государств: теологическая, патриархальная, психологическая, марксистская, органическая и другие.

Типы общностей в догосударственный период. Особенности становления европейских государств. Властные традиции и институты в государствах Европы, роль военного вождя.

Этнокультурные и социально-экономические и политические процессы становления русской государственности. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков.

 

Раздел II . Россия и мир в X – XIX вв. (8 час.)

Тема 1. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России (2 час.)

Проблемная лекция

Хронологические рамки Средневековья. Происхождение понятия «Средние века». Особенности периода: феодальный способ производства и, как следствие, новые социально-классовые отношения: собственники земли – феодалы и крестьяне; укрепление статуса религии, становление христианства важнейшим фактором европейской культурной общности и превращение его в одну из мировых религий.

Исторические предпосылки новых явлений:

- Возрождение, Реформация и Контрреформация;

- изобретение книгопечатания и роль Библии;

- завоевание и колонизация европейцами американского континента;

- буржуазные революции (Нидерланды, Англия), укрепившие в общественном менталитете мысль о том, что власть обязана опираться на закон.

Особенности русского Средневековья. Факторы, повлиявшие на исторические процессы средневековой Руси: природно-климатический, геополитический, конфессиональный, национальный и фактор социальной организации.

Различные точки зрения историков на период «Средневековья»: Савицкий, Соловьев, Гумилев, Янин, Каргалов и др. Русь в межцивилизационном пространстве.

Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока. Монгольская экспансия: причины и результаты. Дискуссия о роли ордынского нашествия в становлении Русского государства. Экспансия Запада. Русь, Орда и Литва. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Становление и развитие Московского государства. Реформы Ивана III. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.

 

Тема 2. Европейская цивилизация в XVI – XVII вв. (2 час.)

Проблемная лекция

Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Создание колониальных империй. Особенности развития европейских государств в эпохи Возрождения и Реформации. Различия между католичеством, православием и протестантизмом.

Развитие капиталистических отношений в странах Европы. Особенности европейского абсолютизма Абсолютизм и восточная деспотия.

Поиск альтернативных путей социально-политического развития страны при Иване Грозном. Реформы 50-х гг. XVI в., их значение для усиления централизации государства. Сословно-представительная монархия в России. Становление царской деспотии. Опричнина: причины, цели, последствия. Особенности российской колонизации.

«Смутное время» в России: предпосылки, противоречия и кризис государства. Новые явления в политической жизни России в период Смуты. Итоги и последствия Смуты. Начало династии Романовых. Особенности социально-экономического и политического развития России в XVII в. Усиление централизации государства и возрастание его роли. Соборное Уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Социальная структура общества. Зарождение буржуазных отношений. Социальные конфликты в XVII в. Колонизация Сибири и Дальнего Востока.

Европейская реформация и церковная реформа в России. Раскол русской православной церкви. Влияние раскола на национальный характер и политическую культуру русского человека. Политический строй и административное устройство Московского государства. Особенности и основные тенденции развития российской культуры в XVII в.

 



2019-11-21 255 Обсуждений (0)
Лекционные занятия (18 час.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекционные занятия (18 час.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)