Технология управления персоналом производственного подразделения
Наем, отбор, прием персонала. Наем на работу – это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Набор персонала начинается с поиска и выявления кандидатов как внутри фирмы, так и за ее пределами. Наиболее распространенными источниками найма на работу являются: - люди, случайно зашедшие в поисках работы; - объявления в газетах - учебные заведения (школы, техникумы, училища, институты и т.д.; - службы по трудоустройству; - частные агентства по найму; - объявления по радио и телевидению; - профсоюзы; - Интернет. Поиск внутри организации. Прежде чем выйти на рынок труда, большинство организаций пробуют поискать кандидата в “собственном доме”. Наиболее распространенными методами внутреннего поиска являются объявления о вакантном месте во внутренних средствах информации: газетах предприятия, стенных газет, специально изданных информационных листах, а также обращение к руководителям подразделений с просьбой выдвинуть кандидатов и анализ личных дел с целью подбора сотрудников с требуемыми характеристиками. Подбор с помощью сотрудников. Отдел кадров может обратиться к работникам предприятия с просьбой оказать помощь и заняться неформальным поиском кандидатов среди родственников и знакомых. Этот метод привлекателен, во-первых, низкими издержками, во-вторых, достижением довольно высокой степени совместимости кандидатов с организацией за счет тесных контактов с ее представителями. Его недостатки связаны с “неформальностью” – рядовые сотрудники не являются профессионалами в области подбора кандидатов, не всегда владеют достаточной информацией о рабочем месте, вознаграждении и других условиях работы, часто не объективны в отношении потенциала близких им людей. Использование этого метода привлечения кандидатов может привести к развитию семейственности и кумовства – явлений, не способствующих прогрессу организации ни в одном обществе. Преимущества привлечения работников через внутренние источники: - появление шансов для служебного роста; - повышение степени привязанности к организации; - улучшается социально-психологический климат в коллективе; - укрепляется авторитет руководства в глазах сотрудников; - не требуется значительных финансовых средств; - уровень оплаты труда в организации остается стабильным; - происходит рост молодых кадров данной организации, быстрое заполнение освободившейся должности, без адаптации. Использование внутренних источников привлечения кадров позволяет обеспечить “прозрачность” кадровой политики, высокую степень управляемости, возможность планирования данного процесса и целенаправленного повышения квалификации персонала. Решается проблема занятости собственных кадров, повышается мотивация и степень удовлетворения трудом у работников. Если перевод на новую должность совпадает с желанием самого претендента, то повышается рост производительности труда. Организация имеет возможность избежать избыточной текучести кадров. Требования к персоналу производственного подразделения. Обучение работающих безопасности труда является первейшей задачей управления охраной труда. Обучение работающих безопасности труда проводят в следующих случаях: · при подготовке новых рабочих (вновь принятых рабочих, в том числе не имеющих профессии или меняющих профессию); · при повышении квалификации; · при проведении различных видов инструктажа. · при приеме на работу предусмотрены вводный и первичный инструктажи, обучение по охране труда при профессиональной подготовке новых работников и стажировка. Далее проводят первичную проверку знаний. Подбор и расстановка персонала. Подбор и расстановка кадров — одна из важнейших функции управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. Подбором кадров занимаются все руководители — от бригадира до директора, подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. От качества подбора и расстановки кадров как в производственной системе, так и в системе управления во многом зависит эффективность работы организации. Очень часто подбор кадров отождествляют с процессом отбора кадров, что неправомерно с точки зрения русского языка. Отбор — это выделение кого-либо из общего числа. Отсюда и выражения: «отбор кандидатов на вакантную должность, «отбор сотрудников для продвижения по службе-» и т.п. При подборе же сравниваются деловые и другие качества работника с требованиями рабочего места. Под подбором и расстановкой персонала понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы, — с другой. При этом преследуются две цели: формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений и создание условий для профессионального роста каждого работника. Подбор и расстановка кадров основывается на принципах соответствия, перспективности, сменяемости. Трудовая адаптация: понятие, виды, проявление. Адаптация (от лат. adaptio - приспособление) - процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами корпоративной культуры новой компании. В самом общем виде адаптация - «процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды». Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты. Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна: «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях». управление трудовой адаптация корпоративный Виды трудовой адаптации: 1. Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности3. 2. Социальная адаптация подразделяется: Социально-психологическая адаптация - вхождение новичка в коллектив, адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта. Критерии оценки социально-психологической адаптации - удовлетворенность работой, взаимоотношениями с коллегами. Психофизиологическая адаптация - приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, к санитарно-гигиеническим условиям, режиму работы, содержанию и характеру труда. Психофизиологическая адаптация в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия. Социально-экономическая адаптация - приспособление к организации труда, оплате и стимулированию деятельности, организации досуга и социально-бытовой сфере. Организационная адаптация означает усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимания особенностей организационного и экономического механизма управления организацией. Адаптация новичков, не имеющих опыта практической деятельности (первичная адаптация молодых специалистов), имеет свою специфику. Молодые специалисты приходят на производство, обладая хорошим багажом знаний и полным отсутствием практического опыта. Поэтому на первый план выступает профессиональная адаптация. Организационная адаптация выпускников вузов имеет свои особенности. Во-первых, им самим необходимо освоить режим труда и отдыха, соблюдать трудовую дисциплину, во-вторых, они должны ознакомиться с организационной структурой предприятия, выработать четкое представление о месте своего подразделения в этой структуре, целях как предприятия в целом, так и своего рабочего места. Отношения в производственном социуме существенно отличаются от тех, которые имели место в вузовском коллективе, где они носили преимущественно неформальный характер. Структура же производственного социума имеет строгую иерархию, которая определяет особенности отношений с руководством, коллегами и подчиненными. Вместе с тем у молодых специалистов высоки требования как к профессионально-производственной сфере, так и к области реализации своих жизненных планов, им приходится решать свои материальные и социально-бытовые вопросы, что также существенно осложняет адаптацию. Если десять лет назад совпадение трудового идеала с выполняемыми должностными обязанностями отмечала лишь третья часть молодых специалистов, то сегодня есть полные основания предполагать, что их стало еще меньше. Условия успешной адаптации. Успешность адаптации зависит от целого ряда условий: • качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников; • объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников); • отработанность организационного механизма управления процессом адаптации; • престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации; • особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника; • наличие отработанной системы внедрения новшеств; • гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации; • особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе; • личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п. Молодые специалисты как особая категория рабочей силы. Говоря о молодых специалистах, необходимо дать определение этому термину. К категории молодых специалистов принято относить лиц, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение, работающих по полученной специальности в течение трех лет и не имеющих ранее опыта работы. Основываясь на распоряжении Правительства Российской Федерации «Об Основах государственной молодежной политики до 2025 года» , молодежью в России принято считать население в возрасте от 14 до 30 лет (до 35 лет, для отдельных групп граждан). В настоящем исследовании к группе «молодые специалисты государственной службы» мы относим людей, работающих на должностях государственной или муниципальной службы, в возрасте до 30 лет, без обращения к стажу работы этих специалистов. Профессиональная адаптация, как уже было отмечено, является процессом сложным и многогранным. Особенный интерес в изучении адаптации представляет фактор молодости. Это связано как с поколенческими, так и с возрастными особенностями рассматриваемых индивидов. Обучение: понятие, виды, методы. Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения- способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся". В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются: · по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: o лекция; o беседа; o рассказ; o инструктаж; o демонстрация; o упражнения; o решение задач; o работа с книгой; · по источнику получения знаний: o словесные; o наглядные: § демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; § использование технических средств; § просмотр кино- и телепрограмм; o практические: § практические задания; § тренинги; § деловые игры; § анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.; · по степени активности познавательной деятельности учащихся: o объяснительный; o иллюстративный; o проблемный; o частичнопоисковый; o исследовательский; · по логичности подхода: o индуктивный; o дедуктивный; o аналитический; o синтетический. Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения: · объяснительно-иллюстративный метод; · репродуктивный метод; · метод проблемного изложения; · частичнопоисковый, или эвристический, метод; · исследовательский метод. Аттестация персонала. Аттестация персонала – это периодическая комплексная проверка уровня деловых личностных и моральных качеств работника по соответствующей, занимаемой им должности. Состав кадров, подлежащих аттестации, устанавливается в каждой отрасли деятельности согласно перечню должностей руководителей, специалистов и других работников. В гражданской авиации в связи со спецификой ее работы для руководителей и специалистов организуется особый вид аттестации. Она проводится в соответствии с «Положением о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.94 г. № 13/11. Согласно данному Положению, руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |