Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственные информационные системы



2019-11-22 234 Обсуждений (0)
Государственные информационные системы 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1.1. Понятие информационной система

 

Информационная система – это система, предназначенная для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.

Информационная система может пониматься как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств» (федеральный закон №149-ФЗ).

Системы характеризуются следующими свойствами:

- предназначены для сбора, хранения и обработки информации, в основе любой системы лежит среда хранения и доступа к данным;

- ориентированы на конечного пользователя, не обладающего высокой квалификацией в области вычислительной техники. Клиентские приложения информационных систем обладают простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом.

Основные технические средства – средства вычислительной техники, связи и телекоммуникации, оргтехника.

Функции информационных систем: сбор, передача, хранение, ввод, корректировка и выдача информации.

Цель внедрения систем – повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации, предприятия, органа, региона и др. засчет новых методов управления, использования современных средств телекоммуникации и вычислительных сетей.

Неотъемлемой частью любой информационной системы является система управления базами данных (СУБД).

Информационная система управления – это система информационного обслуживания работников управленческих служб, выполняющая технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации.

Управленческая деятельность представляет собой совокупность действий руководства по отношению к объекту управления. Действия заключаются в выработке некоторого управленческого решения и доведения этого решения до исполнителей.

Полная интегрированная автоматизация управления предполагает охват таких информационно-управленческих процессов, как связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, подготовка текста, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач.

 

Информационные системы могут быть государственными (федеральными и региональными), муниципальными и иными.

Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, с учетом требований законодательства Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

Для возможности работы в информационных системах граждане Российской Федерации проходят идентификацию: персональные и биометрические данные в электронном виде размещаются в  единой системе идентификации и аутентификации и единой биометрической системе.

 

2.1.2. Единая система идентификации и аутентификации

 

Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) –информационная система в Российской Федерации, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия (граждан-заявителей и должностных лиц органов исполнительной власти) к информации, содержащейся в государственных информационных системах и иных информационных системах.

Участником системы может стать любое физическое лицо, юридическое лицо или организация. Условно ЕСИА можно назвать «электронным паспортом» гражданина РФ. С её помощью происходит авторизация на таких сайтах как Госуслуги и Российская общественная инициатива. Для получения учётной записи ЕСИА необходимо удостоверить свою личность с помощью паспортных данных, ИНН и СНИЛС. За функционирование системы отвечает Минкомсвязь России, оператором ЕСИА является ОАО «Ростелеком».

Регистрация в ЕСИА на портале Госуслуги происходит бесплатно, процедура доступна для всех пользователей интернета. В это же время каждый зарегистрированный участник системы имеет право в любой момент удалить свой аккаунт.

Зарегистрировавшись, человек получает пароль, который может использоваться для доступа ко всем государственным сайтам, участвующим в программе. Помимо единого входа на гос.порталы, система обеспечивает одновременный выход из них. То есть при завершении сеанса на Госуслугах будет прерван доступ и к учеткам на сайте ФМС, ПФР, ФНС и др.

ЕСИА обеспечивает возможность внесения и самостоятельного изменения персональных данных владельца аккаунта через Личный кабинет. Подлинность номера СНИЛС проверяется с использованием сервиса ПФР, корректность ИНН – с помощью сервиса Налоговой службы, а паспортных данных и сведений из миграционных карт (для иностранных граждан) – сервиса ФМС.

К основным функциональным возможностям ЕСИА относятся:

- идентификация и аутентификация пользователей,

- управление идентификационными данными,

- авторизация уполномоченных лиц органов исполнительной власти при доступе к функциям ЕСИА,

- ведение информации о полномочиях пользователей в отношении информационных систем.

ЕСИА предназначена для обеспечения:

- предоставления пользователю единой учетной записи, которая дает возможность пользователю получить доступ к множеству значимых государственных информационных систем с использованием единой учетной записи.

- доступа различных категорий пользователей (например, физических лиц, представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах.

- доступа должностных лиц государственных организаций к базовым ресурсам; осуществления идентификации и аутентификации должностных лиц органов исполнительной власти при межведомственном взаимодействии.

- взаимодействия информационных систем.

Порядок прохождения идентификации и аутентификации выглядит следующим образом:

- пользователь обращается к защищённому ресурсу информационной системы (например, ведомственному или региональному порталу государственных услуг);

- информационная система направляет в ЕСИА запрос на аутентификацию;

- ЕСИА проверяет наличие у пользователя открытой сессии и, если активная сессия отсутствует, проводит его аутентификацию. Для этого ЕСИА направляет пользователя на веб-страницу аутентификации ЕСИА. Заявитель проходит идентификацию и аутентификацию, используя доступный ему метод аутентификации;

- если пользователь успешно аутентифицирован, то ЕСИА передаёт в информационную систему набор утверждений, содержащих идентификационные данные пользователя, информацию о контексте аутентификации, в том числе данные об уровне достоверности идентификации;

- на основании полученной из ЕСИА информации информационная система авторизует заявителя на доступ к защищаемому ресурсу.

Создавая учетную запись на портале Госуслуг, пользователь становится участником ЕСИА. Чтобы авторизоваться, нужно зайти на gosuslugi.ru и указать в специальной форме свои настоящие ФИО и телефон или email. Информация должна быть актуальной, так как дальше в профиль нужно будет добавить сведения из паспорта и персональные данные из других важных документов (СНИЛС, ИНН).

Для завершения процедуры регистрации учетной записи на портале ЕСИА требуется ввести код активации, отправленный системой на телефонный номер, введенный на предыдущем этапе. Второй вариант активации аккаунта – подтвердить учетную запись, перейдя по ссылке в электронном письме, полученном на email.

Востребованность ЕСИА может быть связана со следующими направлениями:

1. создание и распространение в России Карты электронного правительства, которая, наряду с ЕСИА, станет элементом универсальной электронной системы идентификации гражданина;

2. развитие облачных сервисов в России. Для получения доступа к ним может использоваться ЕСИА. После авторизации пользователю транслируется определенный уровень доверия, в соответствии с которым он получает доступ к соответствующим этому уровню сервисам.

Внесение личных данных в ЕСИА не предусматривает обратного процесса. Человек полностью теряет контроль над личной информацией и имеет лишь ограниченный доступ к своим же документам. Вместе с тем, ко всем нашим данным получают доступ третьи лица, которые нам о себе никакой информации не сообщают, но могут менять и удалять наши данные.

В системе хранится важная персональная информация о зарегистрированных пользователях: паспортные данные, номер СНИЛС, ИНН. Поэтому портал Госуслуги должен иметь высокий уровень безопасности. Доступ к Личному кабинету со всей личной информацией имеет только его владелец. Данные, переданные в систему владельцами аккаунтов, хранятся на государственных серверах, имеющих высокую защиту. Данные в системе передаются по защищенным каналам с высоким уровнем шифрования.

В свою очередь, владелец аккаунта должен понимать, что пароль учетной записи ЕСИА – это доступ к его персональным данным, поэтому сообщать его третьим лицам нельзя. Способ хранения пароля для входа в аккаунт его владелец выбирает самостоятельно, при этом вся ответственность за сохранность этих данных лежит на нем.

 

2.1.3. Единая биометрическая система

 

Единая биометрическая система - это цифровая платформа для удаленной биометрической идентификации, которая позволяет предоставлять новые цифровые коммерческие и государственные услуги для граждан в любое время и в любом месте. Система создана по инициативе Центрального банка Российской Федерации и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, «Ростелеком» – разработчик и оператор Единой биометрической системы.

Применение удаленной биометрической идентификации клиентов в финансовой сфере. Единая биометрическая система вместе с логином и паролем от Госуслуг (ЕСИА) позволяет банкам без личного присутствия гражданина открыть ему счет, вклад или предоставить кредит. Таким образом, банки могут завершить цифровизацию клиентского пути, а граждане получили возможность оцифровать волеизъявление и дистанционно подписывать документы.

Драйвером для создания Единой биометрической системы стала государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: повысить доступность цифровых сервисов для граждан в отдаленных регионах и маломобильного населения, обеспечив при этом высокий уровень защиты информации, возможно только внедрив новые принципы предоставления доступа к услугам, традиционно реализуемым в ходе личного визита гражданина в организацию.

Единая биометрическая система является сквозной технологией, которая может быть применена в любой отрасли экономики: в финансовой сфере, здравоохранении, образовании, ритейле, e-commerce, при получении государственных и муниципальных услуг. Результатом использования технологии удаленной биометрической идентификации является повышение качества взаимодействия между человеком, бизнесом и государством.

Единая биометрическая система разработана ПАО «Ростелеком» (оператор системы) по инициативе Банка России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, при активном участии организованной на площадке ЦБ РФ межбанковской рабочей группы по вопросам нормативного регулирования удаленной идентификации физических лиц.

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ осуществляет регулирование в сфере идентификации граждан Российской Федерации на основе биометрических персональных данных.

Характеристики системы: мультимодальность, мультивендорность, liveness, выявление аномалий, безопасность данных.

- Единая биометрическая система обрабатывает два типа биометрии: голос и лицо, причем не по отдельности, а вместе. Две модальности позволяют определить «живого человека», а не имитацию его биометрии в цифровом канале.

- К участию в проекте привлечены ведущие российские разработчики в области биометрии, их программные продукты по результатам независимых международных тестов занимают призовые места.

- Способность детектировать подделку вместо «живого человека» - это одна из ключевых возможностей Единой биометрической системы.

- Единая биометрическая система может не только определять мошенников во время удаленной идентификации, но и усиливает банковские системы защиты от фрода.

- Безопасности данных в Единой биометрической системе уделяется особое внимание, обеспечивается высоким уровнем защиты.

 

2.1.4. Единый портал государственных услуг

 

Единый портал государственных услуг (сокращенно ЕПГУ) – это система, разработанная правительством России для усовершенствования работы государственных и муниципальных организаций в сфере предоставления услуг гражданам. Портал Госуслуги дает возможность каждому совершеннолетнему гражданину получать услуги в электронном виде, не выходя из дома.

Портал Госуслуги содержит в себе базу наиболее популярных услуг, предоставляемых государством. Количество федеральных услуг на данный момент составляет около девятисот штук. Портал совершенствуется, и с каждым годом их количество неизменно растет.

Воспользоваться государственными услугами через портал можно после прохождения регистрации. Регистрация возможна только при наличии паспорта РФ и СНИЛС. Нужно заполнить заявку через интернет и подтвердить операцию паролем учетной записи ЕСИА.

Партнерами сайта Госуслуги являются такие ведомства, как Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд, МВД России, Минздрав, Роскомнадзор, Росреестр, Фонд соцстрахования, Служба судебных приставов и многие другие.

Услугу можно получить в государственном учреждении или на порталах, оба способа официальные.

Одна из поставленных задач портала Госуслуги — это обеспечить возможность произвести все действия в электронном виде. Электронное заявление проверят автоматически: если в нем найдется ошибка, то исправьте ее на сайте, идти в ведомство не придется. Еще в личном кабинете можно отслеживать статус заявки: на проверке, принято, готово.

Структура портала состоит из определенных разделов с соответствующими услугами и представлена в виде каталога.

Условно обращения граждан можно разделить на категории:

- заказ справок, выписок, отчетов;

- запись на прием в определенное подразделение;

- подача заявления на получение услуги или оформление документа;

- оплата счетов.

Это открывает широкие возможности для владельца аккаунта, позволяя:

- заменить паспорт гражданина РФ;

- получить загранпаспорт;

- записаться на прием к врачу;

- записать ребенка в детский сад;

- подать заявление на получение ежемесячных выплат по уходу за ребенком;

- узнать о своих штрафах ГИБДД и оплатить их;

- узнать о состоянии своих пенсионных накоплений и индивидуального лицевого счета;

- зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования и программе софинансирования;

- узнать о имеющихся у вас налоговых задолженностях;

- подать налоговую декларацию;

- зарегистрировать или снять с учета транспортное средство;

- зарегистрироваться по месту пребывания или по месту жительства;

- подать заявление на получение дотаций или социальной помощи;

- получить другие виды услуг.

Раздел «Семья и дети», услуги: подать заявление на бракосочетание или развод, зарегистрировать рождение детей, оформить материнский капитал и пособия на детей.

Раздел «Транспорт и вождение», услуги: зарегистрировать автомобиль, узнать штрафы, подать заявление на замену водительского удостоверения или получить льготы на проезд в общественном транспорте.

Раздел «Паспорта, регистрации, визы», услуги: заменить паспорт РФ, оформить заграничный паспорт нового или старого образца, выбрать избирательный участок для голосования.

Раздел «Образование», услуги: записать ребенка в детский сад или в школу, узнать предварительные результаты ЕГЭ и успеваемость ребенка.

Раздел «Налоги и финансы», услуги:  получение сведений из ЕГРЮЛ, для получения информации о налоговой задолженности, регистрации юридических лиц, предпринимателей и составления деклараций.

Раздел «Моё здоровье», услуги: записаться к врачу или вызвать врача на дом, узнать сведения об оказанной медицинской помощи.

Поисковое окно на главной странице сайта позволяет определить, к какой категории относится необходимая услуга.

После авторизации в личном кабинете можно добавить информацию о своих документах (загранпаспорт, водительское удостоверение, полис, военный билет, свидетельство о рождении), что значительно упростит процедуру заполнения электронных заявлений. При входе на главную страницу информеры госуслуг возможно отключить в настройках (налоговая задолженность, наличие штрафов и судебная задолженность).

 

2.1.5. Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива»  https://www.roi.ru/

 

«Российская общественная инициатива» (РОИ) – интернет-ресурс, на котором граждане России, авторизованные через поддерживаемую государством систему идентификации граждан ЕСИА, могут выдвигать различные гражданские инициативы либо голосовать за таковые. Инициативы, набравшие сто тысяч голосов, рассматриваются экспертными группами, наделёнными правом рекомендовать их для рассмотрения Госдумой.

Начало работы РОИ было положено Указом Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан с использованием интернета для рассмотрения в Правительстве РФ была утверждена Председателем Правительства 23 августа 2012.

4 марта 2013 года Указом Президента РФ № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» исполнителем проекта назначен Фонд информационной демократии.

2 апреля 2013 года платформа РОИ была представлена общественности и СМИ.

Согласно президентскому указу, после получения 100 тыс. подписей в течение года петицию рассматривает экспертная рабочая группа при Белом доме, которая и должна решить на основе рекомендации профильных органов, стоит ли развивать идею.

В январе 2016 года было подписано соглашение, согласно которому фонд будет передавать в Госдуму «в электронной и письменной форме» информацию об общественных инициативах, которые набрали на сайте РОИ 35 тыс. голосов. Кроме содержания инициативы, фонд будет передавать сведения о том, сколько голосов было подано по петиции в разрезе регионов РФ.

На сентябрь 2017 года только 14 инициатив набрали необходимые для рассмотрения 100 тысяч голосов. Только одна инициатива, набравшая 100 тысяч голосов, была реализована – это инициатива об организации «Зеленого щита» вокруг Москвы. Инициатива об оснащении железнодорожных переездов системами видеорегистрации была реализована в форме внесения изменений в федеральное законодательство, то есть может считаться принятой с оговорками. Из непринятых инициатив более 50 тысяч голосов набрали только 10.

На сайте РОИ присутствует интерактивная карта, которая показывает, сколько инициатив разных уровней, находящихся в данный момент на голосовании, внесли жители каждого региона России.

Рассмотреть в интерактивной карте инициативу

 

2.1.6. Единый государственный портал https:// www.torgi.gov.ru

 

Единый государственный Интернет-портал (сайт), содержащий информацию о государственных и муниципальных торгах по реализации имущества. Обеспечивает доступ физических и юридических лиц к извещениям о проведении торгов, включая конкурсы и аукционы, организаторами которых выступают органы власти. Официальное название сайта - Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов. Сайт является частью госпрограммы «Информационное общество».

Сайт был создан в 2010 году в рамках программы «Электронная Россия». Развитие и ведение сайта осуществляет Минэкономразвития России, за эксплуатацию отвечает Минкомсвязь России.

Основные задачи сайта:

- Информационное сопровождение государственных и муниципальных торгов;

- Систематизация информации о государственных и муниципальных торгах;

- Обеспечение открытости и публичности государственных и муниципальных торгов;

- Обеспечение доступа к государственных и муниципальных торгов всем заинтересованным лицам, удобство поиска информации;

- Обеспечение контроля за соблюдением процедуры торгов со стороны участников и контролирующих органов, сайт позволяет осуществлять контроль за их проведением, соблюдением процедур торгов, в том числе ФАС России;

- Увеличение участников на торгах, развитие конкуренции за доступ к государственному и муниципальному имуществу, пополнение бюджетов;

- Сбор и анализ статистической информации о результатах проведения государственных и муниципальных торгов.

Для удобства пользователей все извещения на сайте размещаются в разделах по видам торгов. Всего на сайте существует 14 разделов: аренда, безвозмездное пользование; продажа государственного и муниципального имущества; передача прав на единые технологии; развитие застроенной территории; пользование участками недр; заключение договоров водопользования; рыболовство и добыча водных биоресурсов;

 



2019-11-22 234 Обсуждений (0)
Государственные информационные системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственные информационные системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)