Протяженность путей различных видов транспорта в мире в 2014 г.
ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ ТРЕТИЧНОЙ СФЕРЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Третичная сфера или сфера услуг включает отрасли, связанные с обслуживанием населения: транспорт, торговля, бытовое обслуживание, банковское дело; деловые и административные, информационные и телекоммуникационные услуги; образование, здравоохранение, культура, наука. Все большую роль приобретает рекреационное обслуживание, связанное с растущей потребностью населения в отдыхе и туризме. К третичной сфере относится также и производственное обслуживание. Это, например, проведение ремонтных работ (предприятия техобслуживания, пусконаладочные управления), справочно-информационные и консультационные услуги производственной направленности и т.п. Нередко из обширной и разнородной третичной сферы выделяют: · • четвертичный сектор, формирующийся с активным ростом занятости в финансовых, юридических, информационных и некоторых специфических компаниях, связанных с услугами для бизнеса; · • пятеричный сектор, формирующийся с ростом и повышением качества услуг, требующих особенно высокого уровня квалификации персонала: образование, медицина, административное обслуживание и т.п. Преобладающее развитие третичной сферы свойственно постиндустриальному обществу, в котором занятость населения в первичном и вторичном секторах экономики в результате доминирующей автоматизации и роста производительности труда резко снижается. Рабочая сила перемещается в растущий третичный сектор. На его долю в настоящее время приходится около 2/3 мирового ВВП. Третичный сектор абсолютно преобладает, например, в экономике США (около 80% ВВП) и других промышленно развитых государств (в пределах 1/2—3/4 ВВП), а также и в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Удельный вес услуг в ВВП РФ в 2015 г. составил 55%. Примеры стран с высокой долей в ВВП третичного сектора в 2014 г.
Примеры стран с низкой долей в ВВП третичного сектора, 2014 г.
Следует отметить важную тенденцию быстрого развития сферы услуг и во многих развивающихся странах. Причем не стоит отрицать вклад этой сферы в ускорение экономического роста, повышение производительности труда, подготовку рабочей силы и населения к требованиям современного производства. По сути дела, возвышение сферы услуг отражает глубинные сдвиги в системе общественных потребностей населения планеты. Усиление прямого и косвенного воздействия опережающего развития третичного сектора на эволюцию производительных сил является важной чертой процесса экономического роста. Мировая транспортная система Транспорт с древнейших времен является одним из важных факторов экономического развития. Его часто называют кровеносной системой мирового хозяйства. Без транспортных перевозок невозможно было бы международное и внутригосударственное разделение труда. Собственные транспортные системы имеют все страны мира, а густота и качество транспортных путей служат показателями уровня развития хозяйства этих стран. Транспортная система — это взаимодополняющее сочетание различных видов транспорта и транспортных коммуникаций на определенной территории. В настоящее время наибольшую роль в пассажирских и грузовых перевозках играют следующие виды транспорта: наземный (автомобильный и железнодорожный), водный (морской и речной), воздушный (авиационный), подземный (трубопроводный) и др. О значении разных видов транспорта в определенной мере можно судить по протяженности его транспортных путей. Абсолютным лидером по протяженности транспортных путей является автомобильный транспорт. Это обусловлено удобством его использования, маневренностью в передвижении «от двери к двери», доступностью и значительными скоростями. Морской транспорт по протяженности путей занимает второе место в силу огромной площади Мирового океана и резкой активизации в последние два-три десятилетия морских межконтинентальных перевозок. Роль остальных видов транспорта по сравнению с ними более скромна. Протяженность путей различных видов транспорта в мире в 2014 г.
Для характеристики работы различных видов транспорта наиболее широко используются четыре показателя: объем перевозимых грузов (измеряется в тоннах), грузооборот (тонно-километры), объем перевозимых пассажиров (количество пассажиров) и пасса- жирооборот (пассажиро-километры). Главными из них являются грузо- и пассажирооборот, поскольку они учитывают не только количество перевезенных грузов или пассажиров, но и дальность этих перевозок. Более 3/5 суммарного мирового грузооборота обеспечивает морской транспорт, 4/5 пассажирооборота — автомобильный (табл. 5.35). Таблица 5.35 Доля различных видов транспорта в структуре мирового грузо- и пассажирооборота, 2014 г. [41]
В силу технологических особенностей отдельных видов транспорта, характера преобладающих грузов и природных особенностей различных регионов мира в каждом из них ведущим, как правило, является какой-то один вид транспорта. Например, в подавляющем большинстве развитых стран и во многих развивающихся странах (прежде всего, странах Латинской Америки) основным видом транспорта является автомобильный. Решающую роль здесь сыграла демократическая традиция, обусловившая автомобилизацию как проявление независимости и свободы. В России, Китае и Индии приоритетом исконно пользуется железная дорога, а в странах Юго-Западной Азии в силу из чрезвычайного богатства запасами нефти и природного газа — трубопроводный транспорт. В Японии, Индонезии, на Филиппинах и в Чили даже во внутренних перевозках ведущие позиции занимает морской транспорт, а в Нидерландах — речной. Наиболее развита транспортная система в Северной Америке, на которую приходится около 30% общей протяженности транспортных коммуникаций и ведущая роль в грузообороте. Высоки плотность коммуникаций и объемы грузооборота на транспорте в Европе и Японии. Напротив, на обширных пространствах Африки все еще велика роль гужевого транспорта. На огромных территориях тундровой, таежной, пустынной зон и высокогорий современные системы наземного транспорта вообще отсутствуют. Автомобильный транспорт начал использоваться позже водного и железнодорожного, но быстро завоевал важное место в мировой транспортной системе. Автомобильный транспорт занимает 1-е место в мире по перевозкам пассажиров. Он наиболее удобен при грузоперевозках на расстояния до нескольких сотен километров. Автомобильный транспорт эффективно используется при подвозе грузов к магистральным видам транспорта, во внутригородских перевозках. Он играет важную роль в перевозке скоропортящихся, особо ценных, требующих быстрой доставки грузов. По общей протяженности автомобильных дорог мировое лидерство прочно удерживают США, Индия, Бразилия, Китай, Япония (табл. 5.36). По протяженности сети автомобильных дорог с твердым покрытием лидером остаются США, за ними следуют Япония, Франция, Германия и другие развитые страны. Так происходит потому, что в большинстве развивающихся стран все еще преобладают грунтовые дороги. По протяженности скоростных дорог высшего класса — «хайвей» или «автобан» — выделяются США и Германия. По плотности автодорог с твердым покрытием (км дорог на 1000 кв. км территории) выделяются Япония и страны Европы: Люксембург, Нидерланды, Бельгия и Германия.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (712)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |