Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Протяженность путей различных видов транспорта в мире в 2014 г.



2019-11-13 712 Обсуждений (0)
Протяженность путей различных видов транспорта в мире в 2014 г. 0.00 из 5.00 0 оценок




ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ ТРЕТИЧНОЙ СФЕРЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Третичная сфера или сфера услуг включает отрасли, связанные с обслуживанием населения: транспорт, торговля, бытовое обслуживание, банковское дело; деловые и административные, информационные и телекоммуникационные услуги; образование, здравоохранение, культура, наука. Все большую роль приобретает рекреационное обслуживание, связанное с растущей потребностью населения в отдыхе и туризме.

К третичной сфере относится также и производственное обслуживание. Это, например, проведение ремонтных работ (предприятия техобслуживания, пусконаладочные управления), справочно-информационные и консультационные услуги производственной направленности и т.п.

Нередко из обширной и разнородной третичной сферы выделяют:

· • четвертичный сектор, формирующийся с активным ростом занятости в финансовых, юридических, информационных и некоторых специфических компаниях, связанных с услугами для бизнеса;

· • пятеричный сектор, формирующийся с ростом и повышением качества услуг, требующих особенно высокого уровня квалификации персонала: образование, медицина, административное обслуживание и т.п.

Преобладающее развитие третичной сферы свойственно постиндустриальному обществу, в котором занятость населения в первичном и вторичном секторах экономики в результате доминирующей автоматизации и роста производительности труда резко снижается. Рабочая сила перемещается в растущий третичный сектор. На его долю в настоящее время приходится около 2/3 мирового ВВП. Третичный сектор абсолютно преобладает, например, в экономике США (около 80% ВВП) и других промышленно развитых государств (в пределах 1/2—3/4 ВВП), а также и в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Удельный вес услуг в ВВП РФ в 2015 г. составил 55%.

Примеры стран с высокой долей в ВВП третичного сектора в 2014 г.

Название страны Третичный сектор (сфера услуг), % Вторичный сектор (промышленность), % Первичный сектор (сельское хозяйство)%
Люксембург 83,2 14,3 2,5
Великобритания 80 19 1
США 79,4 19,7 0,9
Дания 79 17 4
Андорра 78 21 1
Пуэрто-Рико 77 20 3
Канада 74 15 3
Австралия 73 22 5
Бельгия 73 25 2
Нидерланды 73 23 4
Норвегия 74 22 4
Франция 71 25 4
Швеция 74 24 2
Эстония 69 20 11
Швейцария 69,1 26,3 4,6
Южная Корея 68 20 12
Япония 65 30 5
Латвия 65 25 10
Испания 64 28 8
Венесуэла 64 23 13
СаудовскаяАравия 63 25 12
Германия 63,8 33,4 2,8
Италия 61,9 32,6 5,5
Объединенные Арабские Эмираты 60 32 8
Португалия 60 30 10
Чили 59 27 14
Греция 59 21 20
Коста-Рика 58 22 20

 

Мексика 56 24 20
Россия 55 30 15
Тайвань 55 37 8
Чешская Республика 55 40 5
Лихтенштейн 53 45 2
Куба 51 24 25
Польша 50,4 22,1 27,5

Примеры стран с низкой долей в ВВП третичного сектора, 2014 г.

Название страны Третичный сектор (сфера услуг), % Вторичный сектор (промышленность), % Первичный сектор (сельское хозяйство), %
Вьетнам 33 0 67
Китай 26 24 50
Зимбабве 24 10 66
Индия 18 15 67
Афганистан 15 15 70
Мозамбик 13 6 81
Эфиопия 12 8 80
Замбия 9 6 85
Гамбия 6,3 6,3 75

Следует отметить важную тенденцию быстрого развития сферы услуг и во многих развивающихся странах. Причем не стоит отрицать вклад этой сферы в ускорение экономического роста, повышение производительности труда, подготовку рабочей силы и населения к требованиям современного производства. По сути дела, возвышение сферы услуг отражает глубинные сдвиги в системе общественных потребностей населения планеты. Усиление прямого и косвенного воздействия опережающего развития третичного сектора на эволюцию производительных сил является важной чертой процесса экономического роста.

Мировая транспортная система

Транспорт с древнейших времен является одним из важных факторов экономического развития. Его часто называют кровеносной системой мирового хозяйства. Без транспортных перевозок невозможно было бы международное и внутригосударственное разделение труда. Собственные транспортные системы имеют все страны мира, а густота и качество транспортных путей служат показателями уровня развития хозяйства этих стран.

Транспортная система — это взаимодополняющее сочетание различных видов транспорта и транспортных коммуникаций на определенной территории. В настоящее время наибольшую роль в пассажирских и грузовых перевозках играют следующие виды транспорта: наземный (автомобильный и железнодорожный), водный (морской и речной), воздушный (авиационный), подземный (трубопроводный) и др. О значении разных видов транспорта в определенной мере можно судить по протяженности его транспортных путей.

Абсолютным лидером по протяженности транспортных путей является автомобильный транспорт. Это обусловлено удобством его использования, маневренностью в передвижении «от двери к двери», доступностью и значительными скоростями. Морской транспорт по протяженности путей занимает второе место в силу огромной площади Мирового океана и резкой активизации в последние два-три десятилетия морских межконтинентальных перевозок. Роль остальных видов транспорта по сравнению с ними более скромна.

Протяженность путей различных видов транспорта в мире в 2014 г.

Вид транспорта (пути) Общая протяженность путей, тыс. км
Железнодорожн ые 1250
Автомобильные 28 000
Внутренние водные (реки и каналы) 550
Нефтепроводы 760
Газопроводы 1200
Морские водные пути 10 500

Для характеристики работы различных видов транспорта наиболее широко используются четыре показателя: объем перевозимых грузов (измеряется в тоннах), грузооборот (тонно-километры), объем перевозимых пассажиров (количество пассажиров) и пасса- жирооборот (пассажиро-километры). Главными из них являются грузо- и пассажирооборот, поскольку они учитывают не только количество перевезенных грузов или пассажиров, но и дальность этих перевозок. Более 3/5 суммарного мирового грузооборота обеспечивает морской транспорт, 4/5 пассажирооборота — автомобильный (табл. 5.35).

Таблица 5.35

Доля различных видов транспорта в структуре мирового грузо- и пассажирооборота, 2014 г. [41]

Вид транспорта Грузооборот, % Пассажирооборот %
Железнодорожный 14,0 10,0
Автомобильный 10,0 80,0
Т рубопроводный 12,0 -
Морской 61,0 0,01
Внутренний водный 3,0 1,0
Воздушный 0,0 9,0
Все виды транспорта суммарно 100,0 100,0

В силу технологических особенностей отдельных видов транспорта, характера преобладающих грузов и природных особенностей различных регионов мира в каждом из них ведущим, как правило, является какой-то один вид транспорта. Например, в подавляющем большинстве развитых стран и во многих развивающихся странах (прежде всего, странах Латинской Америки) основным видом транспорта является автомобильный. Решающую роль здесь сыграла демократическая традиция, обусловившая автомобилизацию как проявление независимости и свободы. В России, Китае и Индии приоритетом исконно пользуется железная дорога, а в странах Юго-Западной Азии в силу из чрезвычайного богатства запасами нефти и природного газа — трубопроводный транспорт. В Японии, Индонезии, на Филиппинах и в Чили даже во внутренних перевозках ведущие позиции занимает морской транспорт, а в Нидерландах — речной.

Наиболее развита транспортная система в Северной Америке, на которую приходится около 30% общей протяженности транспортных коммуникаций и ведущая роль в грузообороте. Высоки плотность коммуникаций и объемы грузооборота на транспорте в Европе и Японии. Напротив, на обширных пространствах Африки все еще велика роль гужевого транспорта. На огромных территориях тундровой, таежной, пустынной зон и высокогорий современные системы наземного транспорта вообще отсутствуют.

Автомобильный транспорт начал использоваться позже водного и железнодорожного, но быстро завоевал важное место в мировой транспортной системе. Автомобильный транспорт занимает 1-е место в мире по перевозкам пассажиров. Он наиболее удобен при грузоперевозках на расстояния до нескольких сотен километров. Автомобильный транспорт эффективно используется при подвозе грузов к магистральным видам транспорта, во внутригородских перевозках. Он играет важную роль в перевозке скоропортящихся, особо ценных, требующих быстрой доставки грузов.

По общей протяженности автомобильных дорог мировое лидерство прочно удерживают США, Индия, Бразилия, Китай, Япония (табл. 5.36). По протяженности сети автомобильных дорог с твердым покрытием лидером остаются США, за ними следуют Япония, Франция, Германия и другие развитые страны. Так происходит потому, что в большинстве развивающихся стран все еще преобладают грунтовые дороги. По протяженности скоростных дорог высшего класса — «хайвей» или «автобан» — выделяются США и Германия. По плотности автодорог с твердым покрытием (км дорог на 1000 кв. км территории) выделяются Япония и страны Европы: Люксембург, Нидерланды, Бельгия и Германия.



2019-11-13 712 Обсуждений (0)
Протяженность путей различных видов транспорта в мире в 2014 г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Протяженность путей различных видов транспорта в мире в 2014 г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (712)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)