Задания на межсессионный период
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ И АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-5 КУРСОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА (специализация «Режиссер театрализованных представлений и праздников. Преподаватель»)
Тюмень, 2007
Утверждена на заседании кафедры режиссуры и актерского мастерства 27. 06. 01, протокол № 30. Переработана и утверждена на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников 03.12.07, протокол № 4.
Сценическая речь: Программа и метод, указания для студентов 1-5 курс, очного и заоч. отделения института искусств и народного художественного творчества (специализация «Режиссура театрализованных представлений и праздников. Преподаватель») / Сост. Е.Н. Головинская; ТГИИК; Каф. реж. театр.представ.и праздн.. - Тюмень: ТГИИК, 2002.- 32 с.
Составитель: Е.Н. Головинская, доцент, преподаватель кафедры режиссуры и актерского мастерства.
© Составитель: Е.Н. Головинская ©Тюменский государственный институт искусств и культуры ВВЕДЕНИЕ Курс «Сценическая речь» является одним из специальных предметов в подготовке театральных режиссеров.
Задачи курса «Сценическая речь» на заочном отделении: 1. Раскрыть сущность режиссерской работы над словом: научить логически последовательно и психологически обоснованно представить содержание авторского текста. 2. Выработать навыки внутренней и внешней техники словесного действия, овладеть исполнительским искусством художественного слова. 3. Вооружить студентов методикой работы с участниками творческого коллектива по развитию выразительной, логически четкой, эмоциональной литературной речи, хорошей дикции и гибкого голоса. Профессиональное обучение сочетается с индивидуальным и нравственным воспитанием. Содержание курса «Сценическая речь» распределяется по разделам, но, практически, почти все разделы начинают изучаться одновременно с первых занятий. На занятиях по дикции и орфоэпии требуется правильное использование дыхания и голоса. С первых же упражнений по дыханию и голосу, в свою очередь, проверяются и закрепляются правильно и четко произнесенные звукосочетания, слова, тексты. Произношение текста требует точной логики и т.д. Изучая все разделы сценической речи, студенты не только получают теоретические знания, но и включаются в практическую работу с исполнителями (студентами курса), приобретают знания по методике работы с участниками творческого коллектива, работают над исправлением своих речевых недостатков, воспитанием голоса, внешней и внутренней техникой словесного действия, исполнительским мастерством.
Учебные занятия студентов-заочников разделяются на два вида: 1. Работа во время сессий под руководством преподавателя на групповых и индивидуальных занятиях. 2. Самостоятельная работа в межсессионный период (изучение рекомендованной литературы, выполнения контрольных работ и режиссерских заданий). Оцениваются знания по теории, методике предмета, а также по овладению практическими навыками сценической речи. Оценка выставляется на зачетах и экзаменах с учетом оценки контрольных работ, выполненных в межсессионный период. На сессиях 1,3,5, 7,9 семестров проводятся экзамены, на сессиях 2,4,6,8 семестров - зачеты. По всем разделам курса «Сценическая речь» даны списки рекомендуемой литературы. На сессиях педагоги: 1. Дают задания для самостоятельного изучения отдельных тем. 2. Рекомендуют учебные и методические пособия, специальную литературу.
Количество часов | ||||||||||||||
Наименование разделов и тем | Всего | Лекций | Подгрупп | Мелко-групп. | Индив идуал ьные | |||||||||
Предмет «Сценическая речь». Задачи курса. Взаимосвязь с другими предметами специализации. | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
Раздел 1. Общие вопросы теории сценической речи. | 26 | 3 | 9 | 14 | ||||||||||
Тема 1 Становление речевого искусства русского театра | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
Тема 2 Открытие К.С. Станиславским и В.И. Немировичем -Данченко органических законов живой речи на сцене. Речевое общение | 4 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||
Тема З Основные особенности сценической речи в современном профессиональном и любительском театре. | 3 | 1 | 2 | |||||||||||
Тема 4 Некоторые специфические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова. | 2 | 2 | ||||||||||||
Тема 5 Методика проведения образовательной работы по сценической речи в самодеятельном театральном коллективе. | 8 | 2 | 6 | |||||||||||
Тема 6 Методика работы режиссера над словом в процессе подготовки спектакля. | 7 | 1 | 6 |
Раздел 2 Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция. | 54 | 1 | 10 | 14 | 29 |
Тема 1 Анатомия и физиология речевого аппарата. | 2 | 1 | 1 | ||
Тема 2 Дыхание. Постановка речевого голоса. | 25 | 4 | 6 | 15 | |
Тема З Дикция. | 15 | 2 | 5 | 8 | |
Тема 4 Комплексная система упражнений для тренировок и развития голоса и речи. | 9 | 2 | 2 | 5 | |
Тема 5 Методика проведения занятий по технике речи в театральном коллективе. | 3 | 1 | 1 | 1 | |
Раздел 3 Орфоэпия Тема 1 Краткая история русской орфоэпии. Литературная норма и говор. | 2 | 2 | |||
Тема 2 Произношение гласных. | 7 | 2 | 2 | 3 | |
Тема З Произношение согласных. | 8 | 2 | 3 | 3 | |
Тема 4 Работа со словарем. | 3 | 1 | 1 | 1 | |
Тема 5 Речевая характеристика образа | 3 | 1 | 1 | 1 | |
Раздел 4 Работа над литературно художественным произведением. Художественное слово | 100 | 3 | 20 | 26 | 51 |
Тема 1 Возникновение и развитие искусства художественного слова | 2 | 1 | 1 | ||
Тема 2 Произведение искусства художественного слова и его характеристика. | 2 | 1 | 1 | ||
Тема 3 Процесс подготовки литературно-художественного произведения | 35 | 5 | 10 | 20 | |
Тема 4 Стихотворное произведение и особенности работы над ним | 31 | 5 | 9 | 17 | |
Тема 5 Особенности работы над литературной композицией | 8 | 2 | 2 | 2 | |
Тема 6 Режиссура в искусстве художественного слова | 6 | 1 | 1 | 4 | |
Тема 7 Практическая работа над речевой стороной инсценировок, отрывков из пьес, дипломных спектаклей, на занятиях по режиссуре и актерскому мастерству | 13 | 2 | 5 | 6 | |
Раздел 5 Логика сценической речи | 34 | 2 | 12 | 10 | 10 |
Тема 1 Законы логики в речевом действии | 8 | 1 | 2 | 2 | 3 |
Тема 2 Правила логики речи. | 11 | 1 | 4 | 3 | 3 |
Тема З Знаки препинания в речевом действии. Знаки интонации в речевом общении. | 10 | 4 | 3 | 3 | |
Всего по курсу: | 445 | 21 | 104 | 133 | 187 |
УСТАНОВОЧНАЯ СЕССИЯ
Лекция. (4 часа)
1. Единство языка и мышления. И.П. Павлов о второй сигнальной системе.
2. Сценическая речь, её особенности и творческая природа.
3. Культура речи. Орфоэпия.
Задания на межсессионный период
1.Выполнение контрольной работы №1.
2.Изучение основных орфоэпических норм русского языка.
З.Изучение классификации гласных и согласных звуков русского языка: место образования, акустические признаки (раздел «Дикция»).
4. Проверка правильности произношения трудных слов.
Контрольная работа №1
Задание №1 Провести фонетическую транскрипцию выбранного материала (объемом не менее 25 строк печатного текста).
Рекомендуется
материал публицистического характера: высказывания деятелей литературы и искусства о силе звучащего слова, о значении сценической речи.
Задание 2. Составить антисловарь, не менее 50 слов и выражений, при произношение которых допущены ошибки. Указать правильное произношение.
Задание 3. Изучить главы из книги К.С. Станиславского. Работа актера над собой. Т.З. Ч. 3. Голос и речь; Пение и дикция.- С. 50-80.
Ответить на вопрос. К.С, Станиславский о речевой технике актера.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОЭПИЯ»
1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение / Аванесов Р.И. -4-е. изд. -М.: Просвещение,1968. - 360 с.
2. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение и ударение: Сл.-справочник / Аванесов Р.И. -М.: Госиздат, 1960. -710 с.
3. Введенская, М.А. Культура и искусства речи / Введенская М.А., Павлова Л.Г. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 576 с.
4. Германова, К. Книги для чтецов / Германова К. - М., 1960. -472 с.
5. Козлянинова, И.П. Современное - литературное произношение: Учеб. пособие с комплектом долгоиграющих пластинок / Козлянинова И.П.-М: ВТО, 1963.-225 с.
б.Козлянинова, И.П. Орфоэпия в театральной школе /Козлянинова И.П. -М, 1967.-155 с.
7. Козлянинова, И.П. Сценическая речь /Козлянинова И.П., Промтова И.Ю. -М: ГИТИС, 1995. - 624 с.
8. Кнебель, М.О. Слово в творчестве актера / Кнебель М.О. -3-е изд. -М: ВТО, 1970. -336 с.
9. Леонарди, Е.И. Дикция и орфоэпия / Леонарди Е.И. -М., 1957. -274 с.
10. Саричева, Е.Ф. Сценическая речь /Саричева М.А. -М: Искусство, 1955.-336 с.
11. Чарели, Э.М. Как работать над дикцией и голосом актеру / Чарели Э.М. -Иркутск, 1969. -478 с.
12. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно /Язовицкий Е.В. -Л.: Просвещение. 1969. -372 с.
ПЕРВЫЙ КУРС
Основные направления в работе:
1. Изучение природных данных голосового и речевого аппаратов студентов.
2. Знакомство с методическими приемами работы по теме «Техника речи» /дыхание, голос, дикция/.
3. Овладение приемом исправления своих речевых недостатков, работа над дикционной чистотой и культурой звучащего слова.
4. Воспитание слухового контроля над своей речью и речью товарищей.
5. Изучение основных элементов словесного действия.
2019-11-13 | 191 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Задания на межсессионный период |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы