Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы становления истории педагогики.



2019-11-13 380 Обсуждений (0)
Этапы становления истории педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ КАК ОБЛАСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

Основные понятия: история педагогики, история обра зования, история педагогической мысли, историко-педагогический процесс.

План

1. Этапы становления истории педагогики.

2. История педагогики как наука.

3. Основные категории и понятия истории педагогики.

4. Объект и предмет истории педагогики.

5. Функции истории педагогики.

6. Цель, задачи истории педагогики. Классификация историко-педагогического знания.

7. Методологические подходы и методы познания историко-педагогического процесса.

8. Источники и методы историко-педагогических исследований.

 

Этапы становления истории педагогики.

Педагогика выделилась из философии как самостоятельная наука в XVII веке, символом чего стала публикация «Великой дидактики» Я.А. Коменского. В тот же период появляются труды историко-педагогического характера, что свидетельствует о расширении содержания педагогической науки, начинается формирование истории педагогики как отрасли педагогических знаний. В становлении истории педагогики можно выделить определенные этапы. На основании качественных изменений в историко-педагогических трудах можно выделить следующие этапы развития историко-педагогической науки.

Первый этап генезиса историко-педагогической науки отождествляется с появлением первых работ историко-педагогического характера в последней четверти XVII в.

В 1686 г. увидел свет трактат французского автора К. Флёри «О выборе и методе учебных занятий», введение к которому содержит критический очерк развития, воспитания и обучения.

В течение 1688-1692 гг. в Германии Д. Морхофом была издана своеобразная историческая энциклопедия, вместившая в себя сведения по истории педагогики эпохи после Реформации.

Второй этап развития истории педагогикихарактеризуется появлением первых собственно историко-педагогических произведений: К. Э. Мангельсдорфа «Опыт изложения того, что в течение тысячелетий говорилось и делалось в области воспитания» (1779). Автор утверждает, что история педагогики – средство правильной оценки школьной практики и различных реформаторских предложений в области школьного дела. В 1794г. была опубликована работа Ф. Э. Рухкопфа «История школьного и воспитательного дела в Германии», охватывающая период до Вестфальского мира (1648)

Третий этап – XIXвек – это период роста интереса общества к истории педагогики и появления ряда работ историко-педагогического характера.

Автор Название произведения Страна
Ф. Г. X. Шварц Педагогика Германия
Ф. Крамер История воспитания и обучения (об истории педагогики древнего мира) Германия
К. Раумер История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени Германия
Р. X. Куик Реформаторы воспитания Англия
Дж. Ф. Манро Идеал воспитания США
Л. Сили История педагогики США
Г. Компейре Критическая история педагогических теорий во Франции, начиная с шестнадцатого века Франция
К. Шмидт История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурною жизнью народов Германия
К. Шмидт и др. История воспитания от его возникновения до нашего времени  

 

 

В отдельных работах, например К. Шмидта, делались попытки анализа педагогической теории и практики во взаимосвязи с социокультурным развитием общества, но объективный подход к историко-педагогическому процессу оставался делом будущего.

В России историко-педагогическая проблематика стала предметом интереса и исследования с середины XIXвека. Русские исследователи интересовались историей зарубежной педагогики и историей школы и просвещения в России. Многие западноевропейские историко-педагогические работы были переведены на русский и изданы в России:

Автор Название произведения
Ф. Диттес История воспитания и обучения
Ю. Паротц Всеобщая история педагогики
Ш. Летурно Эволюция воспитания у различных человеческих рас
П. Монро История педагогики
Т. Циглер Руководство по истории педагогики
Ф. Ге История образования и воспитания
   

 

Труды европейских авторов послужили основой для написания таких компилятивных работ как:

Автор Название произведения
Л. Н. Модзалевский Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен
П. Г. Мижуев Главные моменты в развитии западноевропейской школы
М. И. Демков История западноевропейской педагогики

 

В этот период большая часть работ отечественных авторов была посвящена истории отечественной педагогики до XIXвека, тесно связанной с историей православной церкви:

- 1854 - Н. А. Лавровский «О древнерусских училищах»,

- 1855 - С. К. Смирнов «История Московской славяно-греко-латинской академии»,

- 1862 – П. Пекарский «Наука и литература в России при Петре Великом» в 2 томах, где истории просвещения рассматривалась в связи с развитием культуры и науки в целом.

Четвертый этап – конец XIX – начало XX вв. – этап развития истории педагогики как науки характеризуется появлением ряда серьезных историко-педагогических работ, посвященных отдельным педагогическим проблемам и явлениям, переизданием произведений классиков педагогической науки.

Автор Название произведения
П. Барт История воспитания в социологическом и духовно-историческом освещении
К. Кер История методики преподавания в немецких народных школах» (начиная с эпохи средних веков до XX века)
Р. Рисман История трудового обучения в Германии
А. Пантье Историческое исследование по вопросу об обучении ручному труду в общеобразовательных школах
Ч. А. Беннет История ручного труда и ремесленного обучения
О. Вильман Дидактика как теория образования в ее отношениях к социологии и истории образования
К. Кербах Педагогические памятники Германии

 

В России фактологическое педагогическое знание, исследования, посвященные частно-педагогическим проблемам, способствовали появлению фундаментальных историко-педагогических трудов:

- М. И. Демков 3-томная «История русской педагогики» (1895-1909),

- И. Ф. Каптерев «История русской педагогики» (1910) и др.

- Н. К. Крупская «Народное образование и демократия» (написан в 1915, опубликован в 1917). В этой книге Крупская дала материалистическое освещение истории трудовой школы, показала, как менялось содержание самой идеи трудового воспитания и обучения в связи с изменениями в экономической жизни общества.

До 1917 года в периодизации развития истории педагогики традиционно использовался хронологический подход и соответственно выделялись: древняя педагогика, средневековая педагогика, новая педагогика и т. п.



2019-11-13 380 Обсуждений (0)
Этапы становления истории педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы становления истории педагогики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)