Этапы становления истории педагогики.
Лекция 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ КАК ОБЛАСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ Основные понятия: история педагогики, история обра зования, история педагогической мысли, историко-педагогический процесс. План 1. Этапы становления истории педагогики. 2. История педагогики как наука. 3. Основные категории и понятия истории педагогики. 4. Объект и предмет истории педагогики. 5. Функции истории педагогики. 6. Цель, задачи истории педагогики. Классификация историко-педагогического знания. 7. Методологические подходы и методы познания историко-педагогического процесса. 8. Источники и методы историко-педагогических исследований.
Этапы становления истории педагогики. Педагогика выделилась из философии как самостоятельная наука в XVII веке, символом чего стала публикация «Великой дидактики» Я.А. Коменского. В тот же период появляются труды историко-педагогического характера, что свидетельствует о расширении содержания педагогической науки, начинается формирование истории педагогики как отрасли педагогических знаний. В становлении истории педагогики можно выделить определенные этапы. На основании качественных изменений в историко-педагогических трудах можно выделить следующие этапы развития историко-педагогической науки. Первый этап генезиса историко-педагогической науки отождествляется с появлением первых работ историко-педагогического характера в последней четверти XVII в. В 1686 г. увидел свет трактат французского автора К. Флёри «О выборе и методе учебных занятий», введение к которому содержит критический очерк развития, воспитания и обучения. В течение 1688-1692 гг. в Германии Д. Морхофом была издана своеобразная историческая энциклопедия, вместившая в себя сведения по истории педагогики эпохи после Реформации. Второй этап развития истории педагогикихарактеризуется появлением первых собственно историко-педагогических произведений: К. Э. Мангельсдорфа «Опыт изложения того, что в течение тысячелетий говорилось и делалось в области воспитания» (1779). Автор утверждает, что история педагогики – средство правильной оценки школьной практики и различных реформаторских предложений в области школьного дела. В 1794г. была опубликована работа Ф. Э. Рухкопфа «История школьного и воспитательного дела в Германии», охватывающая период до Вестфальского мира (1648) Третий этап – XIXвек – это период роста интереса общества к истории педагогики и появления ряда работ историко-педагогического характера.
В отдельных работах, например К. Шмидта, делались попытки анализа педагогической теории и практики во взаимосвязи с социокультурным развитием общества, но объективный подход к историко-педагогическому процессу оставался делом будущего. В России историко-педагогическая проблематика стала предметом интереса и исследования с середины XIXвека. Русские исследователи интересовались историей зарубежной педагогики и историей школы и просвещения в России. Многие западноевропейские историко-педагогические работы были переведены на русский и изданы в России:
Труды европейских авторов послужили основой для написания таких компилятивных работ как:
В этот период большая часть работ отечественных авторов была посвящена истории отечественной педагогики до XIXвека, тесно связанной с историей православной церкви: - 1854 - Н. А. Лавровский «О древнерусских училищах», - 1855 - С. К. Смирнов «История Московской славяно-греко-латинской академии», - 1862 – П. Пекарский «Наука и литература в России при Петре Великом» в 2 томах, где истории просвещения рассматривалась в связи с развитием культуры и науки в целом. Четвертый этап – конец XIX – начало XX вв. – этап развития истории педагогики как науки характеризуется появлением ряда серьезных историко-педагогических работ, посвященных отдельным педагогическим проблемам и явлениям, переизданием произведений классиков педагогической науки.
В России фактологическое педагогическое знание, исследования, посвященные частно-педагогическим проблемам, способствовали появлению фундаментальных историко-педагогических трудов: - М. И. Демков 3-томная «История русской педагогики» (1895-1909), - И. Ф. Каптерев «История русской педагогики» (1910) и др. - Н. К. Крупская «Народное образование и демократия» (написан в 1915, опубликован в 1917). В этой книге Крупская дала материалистическое освещение истории трудовой школы, показала, как менялось содержание самой идеи трудового воспитания и обучения в связи с изменениями в экономической жизни общества. До 1917 года в периодизации развития истории педагогики традиционно использовался хронологический подход и соответственно выделялись: древняя педагогика, средневековая педагогика, новая педагогика и т. п.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |