Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники и методы историко-педагогических исследований.



2019-11-13 1948 Обсуждений (0)
Источники и методы историко-педагогических исследований. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для решения своих исследовательских задач историк педагогики пользуется методами реконструкции, объяснения и понимания педагогических событий прошлого. Реконструкция, объяснение и понимание осуществляются на основе работы с информацией о педагогических событиях прошлого, предпосылках, условиях и последствиях их осуществления.

Носителями информации являются источникиписьменные документы, устные предания, обычаи, ритуалы и обряды, материальные (вещественные) памятники, изобразительные материалы.

 

Таблица. Методы историко-педагогического исследования.

Метод Сущность метода, решаемая с его помощью задача
1 Реконструкция восстановление событийного ряда, составляющего реальное содержание разворачивающегося в пространстве и во времени, вписанного в конкретный социокультурный контекст историко-педагогического процесса
2 Объяснение постижение сущности и значения историко-педагогических событий, вычленение в них главного и второстепенного, выявление причинно-следственных связей, раскрытие механизмов их возникновения и трансформации, познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого
4 Понимание постижение специфической человеческой реальности, в каждом новом диалоге рождающей новый смысл; превращение историко-педагогического события не только в факт прошлого, не только в элемент предшествующей нам эпохи, иной культуры, но и в факт сегодняшнего дня, который становится таковым не потому что утилитарно работает на современность, а потому что помогает нашему педагогическому самоопределению, обогащает нас новыми смыслами
5 Описание и объяснение воссоздание историко-педагогического процесса как разворачивающегося во времени и пространстве вписанного в эволюцию человеческого общества движения педагогической мысли и практики образования в их сложном противоречивом единстве
6 Теоретическийисторико-педагогический анализ всестороннее изучение истории образования и педагогической мысли как целостного явления, отражающего сущность всемирно-исторического процесса, имеющего свою сложную и динамическую структуру, функциональные связи и отношения, обеспечивающие его прогрессивное развитие как составляющей культуры, человеческой цивилизации в целом
7 Контент-анализ изучение источников и сущности историко-педагогических проблем с точки зрения смыслового значения, в каком их представлял автор
  Метод аналогий способ установления определённого сходства в историческом развитии практики образования и педагогической мысли (на примере разных цивилизаций, государств, конкретных педагогических систем, идей, теорий и т.д.)
  Метод исторического моделирования способ мысленного, знакового или материального образа процесса исторического развития образования и педагогической мысли в виде описания схем, предполагающий реконструкцию историко-педагогических явлений

 

Историко-педагогический процесс, являясь стороной культурно-исторического процесса, пронизан человеческими смыслами, постижение которых ставит перед исследователями особые познавательные проблемы, ибо смысл требует понимания, основанного на процедуре диалога с источниками, а через источники с их творцами, которые и наполняют источники человеческими смыслами.

Процедура понимания позволяет рассматривать источники как полноправные и полнокровные субъекты общения, с которыми историк педагогики вступает в диалогические отношения. Эти диалогические отношения направлены на постижение специфической человеческой реальности, в каждом новом диалоге рождающей новый смысл. Именно поэтому запечатленные в историко-педагогических источниках и доступные нашему восприятию смыслы, содержание сознания и поступков людей, которые ставили и решали проблемы образования, в принципе не поддаются окончательной, единственно верной, раз навсегда данной интерпретации.

Историко-педагогический процесс имеет три измерения:

Измерение Сущность
собственно педагогическое фиксирует его качественную определенность и обращено к внутренней логике исторического развития феноменов образования и представлений о нем
антропологическое обращено к человеку как субъекту и объекту педагогической деятельности, как воспитателю и воспитуемому и позволяет проследить, каким образом осмысливались и решались в процессе образования задачи развития его свойств и качеств как индивида, личности и индивидуальности, как телесного, разумного, эмоционального, волевого, социального и культурного существа
социокультурное обращено к многообразным общественным предпосылкам, факторам, условиям, детерминантам исторического развития образования и педагогического знания

Различные концептуальные подходы (парадигмально-педагогичес кий, антропологический, цивилизационный и др.) к изучению историко-педагогического процесса имеют различные основания, высвечивают его различные грани и не исключают, а дополняют друг друга. Хотя любая концептуальная схема учитывает все три указанные измерения, в ее основании лежит одно из них, являясь ее системообразующим началом.

 

Основа классификации историко-педагогических явлений – педагогические основания в виде бинарных оппозиций, а именно:

- направленность педагогического процесса (социально или гуманистически ориентированного);

- принципы отбора, организации содержания образования и методы его реализации (репродуктивное образование или творчески развивающее обучение);

- применяемый педагогический инструментарий (зависит от трактовки механизмов становления человека: культурно-исторической или биогенетической);

- отношение государства и воспитательно-образовательных институтов (ориентация на государство или на общество).

На основе этой системы бинарных оппозиций строятся три модели школы («учёбы», «труда», свободной) и структура основных педагогических направлений:

 

Основные педагогические направления Сущность направления
генерализация метод обобщения, предполагающий путём индукции логического перехода от частного к общему выведение общих понятий, стержневых линий в истории развития практики образования и педагогической теории
компаративный Б.Л. Вульфсон метод сравнения, позволяющий осуществлять сравнение и интерпретацию процесса развития и проблем образования и воспитания в контексте политических систем, социальных институтов, моделей культур разных стран и геополитических регионов; имеет особую актуальность в условиях глобализации, интернационализации современного мира, развития интеграционных процессов
генетический метод, объясняющий происхождение, зарождение того или иного историко-педагогического факта, события, явления
метабиографический метод, предполагающий изучение вклада выдающихся мыслителей, педагогов, государственных и политических деятелей в область образования и педагогической теории через осмысление их жизненного пути, эволюцию их мировоззрения

 

Таким образом, современное состояние истории педагогики (истории образования и педагогической мысли) как отрасли научного знания с учётом вышеотмеченных методологических подходов определяет построение соответствующей ей учебной дисциплины. Данная дисциплина завоевала прочные позиции в общепедагогической подготовке будущих учителей, что обусловлено её большим мировоззренческим и профессионально-воспитательным значением.

 



2019-11-13 1948 Обсуждений (0)
Источники и методы историко-педагогических исследований. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники и методы историко-педагогических исследований.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1948)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)