Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация историко-педагогического знания.



2019-11-13 467 Обсуждений (0)
Классификация историко-педагогического знания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Признак классификации Виды историко-педагогического знания
Широта охвата историко-педагогического процесса всемирная история педагогики, история педагогики отдельных стран история педагогики отдельных регионов
Разделение историко-педагогического процесса на исторические эпохи история педагогики первобытного общества история педагогики древнего мира история педагогики средних веков история педагогики нового и новейшего времени
Социально-экономический уклад история педагогики первобытного общества история педагогики рабовладельческого общества история педагогики феодального общества история педагогики капиталистического общества история педагогики социалистического общества
Характер решаемых задач методологические конкретно-исторические историографические и другие исследования

 

7. Методологические подходы и методы познания историко-педагогического процесса.

Исторически в зарубежной и отечественной науке сложились разнообразные методологические подходы к пониманию сущности истории педагогики как науки. Основные представлены в таблице.

Таблица. Методологические подходы

Методологический подход Авторы и представители
1 историко-культурный К. Шмидт, Л.Н. Модзалевский
2 формационно-классовый или марксистско-ленинский Е.Н. Медынский, И.Ф. Свадковский, Г.Е. Жураковский, А.П. Пинкевич, Н.А. Константинов и др.
3 парадигмальный М.В. Богуславский
4 цивилизационный Г.Б. Корнетов
5 антропологический Б.М. Бим-Бад

 

Разработка концептуальных подходов к изучению историко-педагогического процесса предполагает выявление руководящей идеи (конструктивного принципа), которая позволяет выработать определенный способ его видения, понимания и объяснения, т.е. некую основную точку зрения на этот процесс, обеспечивающую теоретическую целостность его осмысления.

 

В связи со сменой в России общественных ориентиров в историко-педагогической науке получили обоснование разнообразные методологические подходы.

 

Подход Сущность подхода
Цивилизационный подход (Г.Б. Корнетов и др.) Сущность данного подхода – в рассмотрении человека и хода всемирного историко-педагогического процесса в контексте мировой культуры и человеческой цивилизации. Исходя из многозначности трактовки категории «цивилизация», Корнетов предлагает своё видение логики всемирного историко-педагогического процесса, который «предстаёт как некая определённая целостность со строго иерархизированными и взаимосвязанными уровнями всеобщего (человеческая цивилизация), общего (цивилизация-стадия), особенного (великие цивилизации) и единичного (локальные цивилизации)»
Парадигмальный подход (М.В. Богуславский) используется для осмысления генезиса научно-педагогического знания. Концепция парадигмального подхода трактует историю науки как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами. Основой формирования и функционирования таких сообществ является принятие их членами определённой модели научной деятельности – совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок. В отличие от цивилизационного подхода, при котором акцент в понимании всемирного историко-педагогического процесса делается на социокультурные детерминанты историко-педагогической динамики, он предполагает в основе типологии собственные научно-педагогические основания.
Культурологический подход Его значимость обусловлена сущностью понятия «культура» как опыта, накопленного человечеством в процессе его существования и включающего в себя практику воспитания. Вместе с тем, само педагогическое знание выступает также как часть культуры, занимая в ней определённое место и вместе с другими науками способствуя обогащению и дальнейшему культурному развитию стран и народов. Кроме того, культурологический подход позволяет рассматривать субъектов воспитания и образования как потребителей и носителей культуры различных исторических эпох.
Антропологический подход (Б.М. Бим-Бад) особенно значим в современной истории педагогики как области научного знания, поскольку он позволяет концентрировать внимание на человеке как базовой ценности, учитывать особенности его духовного и личностного развития в определённых исторических условиях и функционирования педагогической системы, понять гуманистическую сущность развития всемирного историко-педагогического процесса.
Системный подход предполагает рассмотрение проблем истории образования и педагогической мысли на различных уровнях: а) понимание их как целостности в виде истории педагогических систем, теорий, концепций; б) исследование структуры, внутренних связей и отношений внутри целостных объектов с учётом внешних и внутренних факторов в системе «педагогическая теория – педагогическая практика»; в) изучение отдельных компонентов как подсистем; применительно к истории образования: пути развития разнообразных типов и видов образовательных учреждений; в педагогической мысли – наиболее значимые идеи, концепции (например, природосообразности, единства умственного, нравственного, духовного развития как базиса формирующейся личности, свободного воспитания и др.).
Синергетический подход (И. Пригожин, Т. Хахен) на уровне междисциплинарных исследований, применительно к истории образования и педагогической мысли помогает осмыслить открытость, «нелинейность» развития всего историко-педагогического процесса как сложной системы, прямые и обратные переходы систем от нестабильности к стабильности, от хаоса к порядку, от разрушения к созиданию.

 



2019-11-13 467 Обсуждений (0)
Классификация историко-педагогического знания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация историко-педагогического знания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)