Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные категории и понятия истории педагогики.



2019-11-13 260 Обсуждений (0)
Основные категории и понятия истории педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок




История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина предполагает знакомство с основными категориями и понятиями данной области научного знания.

Качество категории Категория Сущность категории
Базовая Всемирный историко-педагогический процесс это процесс исторического развития педагогической мысли и практики образования в контексте человеческой цивилизации
Подсистема История образования процесс становления и развития образовательной практики: от единичного опыта, не дифференцированного от общего процесса воспитания, до его конкретных форм в виде систем образования и его социальных институтов – образовательных учреждений различных типов и направленности
Подсистема История педагогической мысли процесс зарождения и развития педагогического знания о сущности и закономерностях воспитания, образования, обучения

Для трактовки базовой категории существенное значение имеют понятия: «историко-педагогические источники», «историко-педагогические факты, события, явления».

Рассмотрение всемирного историко-педагогического процесса как сложной динамичной системы позволяет выделить в нём такие подсистемы и соответствующие им категории, как «история образования» и «история педагогической мысли».

Для понимания этих категорий существенное значение имеют понятия «педагогические идеи», «педагогические взгляды», «педагогическая концепция», «педагогическая мысль».

 

Понятия Сущность понятия
Историко-педагогический факт реальное событие (ситуация) из области педагогической теории и практики, имеющее локальное, региональное, либо всемирное значение
Историко-педагогическое событие наиболее значимый факт всемирного историко-педагогического процесса, оказавший существенное влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики
Историко-педагогическое явление системная целостность, совокупность фактов, опыта из области педагогической теории и практики, несущая на себе пространственно-временной отпечаток (как историко-педагогическое явление может быть рассмотрен факт зарождения образовательных институтов – школ, научно-педагогического знания в виде учений, концепций и т.д.)
Педагогическая традиция исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы и идеи в области обучения и воспитания, средство обеспечения преемственности в развитии национальной педагогической культуры
Педагогические идеи высшая форма познания, концентрированное выражение мысли того или иного мыслителя, педагога, отражающее состояние педагогической практики и направленное на её преобразование, например: идея природосообразности в воспитании и обучении, идея соответствия педагогической теории и практики, идея самоценности детства для создания воспитательных систем, связь обучения с жизнью, трудом и т.д.
Педагогические взгляды(воззрения) совокупность идей, отражающих в себе существенные тенденции развития современной педагогической мысли и практики воспитания, которые детерминированы конкретно-историческими, социально-политическими и культурными условиями и оказали на них существенное влияние
Педагогическая концепция (теория) комплекс взглядов на сущность педагогического процесса, связанных между собой и образующих взаимосвязанную систему выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления, основанную на определённой методологии и обобщении современного передового педагогического опыта, в т.ч. экспериментально проверенного
Педагогическая мысль совокупность идей, концепций, теорий наиболее известных философов, педагогов в области обучения, воспитания, выработанных в процессе исторического развития педагогической практики

 

В целом, история образования и педагогической мысли как область научного знания и учебная дисциплина призвана содействовать пониманию развития мира как единого, глобального организма, объективных тенденций взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур, интернационализации общественной жизни, формированию единого поля мировой культуры и опыта воспитания, единого мирового образовательного пространства.

Понятийный аппарат истории педагогики ориентирует в определении объекта и предмета историко-педагогических исследований.

Объект и предмет истории педагогики.

История педагогики рассматривалась большинством учёных как средство осмысления современных им проблем в области образования и воспитания. В этой связи весьма точно назначение истории педагогики как области научного знания передают слова Карла Шмидта: «…наука педагогики без истории ее – то же, что знание без основы».

 

Таблица 1. Связи истории педагогики с другими науками

 

История

педагогики

 

 

  История общества
  История культуры
  Педагогика
  История философии
  История психологии
  История частных методик

Таблица 2. Объект и предмет истории педагогики

История педагогики Субъект Объект Предмет Результат
Наука Педагог-ученый Вся педагогическая действительность в ее историческом развитии - всемирный историко-педагогический процесс Исследование связей между элементами педагогической действительности в ее историческом развитии Педагогические знания: законы, закономерности, принципы, теории и пр. в их историческом развитии
Учебная дисциплина Преподаватель истории педагогики Педагогическая теория и практика в их историческом развитии Формирование профессионально-педагогических знаний и умений Педагог-профессионал

 

Предмет исследования истории педагогики – связи между элементами педагогической действительности в ее историческом развитии, т.е. процесс развития воспитания, школы и педагогических теорий с древнейших времен до наших дней.

Определяя свой предмет, история педагогики интерпретирует свой объект с точки зрения целостной реконструкции образования как целенаправленно организованного процесса развития человека, его отдельных элементов, а также представлений о нем у различных народов, отдельных людей и их групп в условиях различных цивилизаций, эпох, культур, обстоятельств жизни.

Целью этой интерпретации является раскрытие всеобщих и конкретно-исторических форм существования образования, их генезиса, трансформации, успехов и неудач, логики осуществления, условий, тенденций, закономерностей и альтернатив развития, а также приращения и концептуализации педагогического знания.

Известный исследователь историко-педагогического процесса Г.Б. Корнетов утверждает, что «Понятие всемирности историко-педагогического процесса выражает его единство и целостность; оно является исходным понятием для осмысления хаотичного нагромождения локальных исторических феноменов».

Тенденции к расширению, уточнению и гибкость границ предмета истории педагогики объясняются,

во-первых, вниманием к историко-педагогической проблематике других областей гуманитарных наук и, прежде всего, истории философии, собственно истории, истории культуры, этнографии и др.;

во-вторых, стремлением самой истории педагогики к синтезу междисциплинарного знания, помогающего ей всесторонне и наиболее полно решать собственные исследовательские задачи.

В педагогической теории общепринято рассматривать историю педагогики как область научно-педагогического знания, а не историю философии, историю культуры и т.д. Её предмет ориентирован на изучение историко-педагогического процесса «сквозь призму проблематики, которую, в конечном счёте, задаёт предмет педагогики, но в контексте его исторического рассмотрения и в единстве практики образования и педагогической мысли, т.е. теории» (Г.Б. Корнетов).



2019-11-13 260 Обсуждений (0)
Основные категории и понятия истории педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные категории и понятия истории педагогики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)