I . Анализ диагностической информации о глухом ребенке и оценке его реабилитационного потенциала.
Известно, что процесс слушания, и особенно восприятие речи, как одно из средств коммуникации, зависит от взаимодействия многих механизмов. Не отрицая влияния слуховой системы, как одной из главных в процессе слухового восприятия, нельзя забывать и роль других систем полисенсорики, единство которых даёт информацию о пространстве и событиях, воспринимаемых человеком. Поэтому необходимо комплексное обследование ребёнка. Этому способствует целая система, объединяющая многих специалистов: сурдолога, психолога, психиатра, сурдопедагога, невропатолога, нейрофизиолога, врача ЛФК, педиатра, а также по необходимости многих других специалистов. Диагностика должна быть динамична и постоянно связана с процессом реабилитации. Процесс реабилитации, в свою очередь, ставит всё новые и новые задачи перед диагностикой. Диагностика включает в себя: - исследование состояния слуховой функции, в т.ч. аудиологический скрининг; - неврологическое обследование; - оценку слухоречевого развития ребенка и эффективности слухопротезирования; - психолого-педагогическое обследование. В Российской Федерации принята схема аудиологического скрининга, основанная на анализе факторов риска и поведении ребёнка (поведенческом скрининге) (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.04.2007 № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни», п. 6 «Диагностика и оценка функционального состояния организма»). Внедрение аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни привело к значительному увеличению процента выявленной сенсоневральной тугоухости на раннем этапе развития ребенка[19]. В настоящее время в практику врачей оториноларингологов и сурдологов широко внедряются объективные электрофизиологические методы исследования функции слуха, особенно у детей, совершенствуются методики применяемых тестов. Аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни способствует улучшению диагностики перцептивных нарушений слуха и способствует ранней реабилитации детей с данной патологией. Оценка слухоречевого развития ребенка и анкетирование родителей с уточнением реакций ребенка на различные звуки окружающего мира являются также известными методами оценки качества слухопротезирования и верификации настроек слухового аппарата. М.Ю. Бобошко (2013) выделяет следующие способы оценки эффективности слухопротезирования: тональная пороговая аудиометрия в свободном звуковом поле, речевая аудиометрия в свободном звуковом поле, в том числе на фоне шумовых помех, субъективная оценка результата использования слухового аппарата или процессора кохлеарного импланта на основе заполнения специальных анкет, динамическая оценка слухоречевого развития ребенка (в детской практике). В доступной литературе имеется достаточно большое количество работ, свидетельствующих о необходимости обязательной сурдопедагогической оценки эффективности слухопротезирования. Сурдопедагог определяет не только максимальное расстояние восприятие разговорной и шепотной речи, но и разборчивость речи. Сбор и анализ диагностической информации о глухом ребенке и оценка его реабилитационного потенциала включает выявление следующих показателей: 1. Физическое состояние и развитие ребенка: - динамика физического развития (анамнез); - состояние слуха, - состояние зрения; - особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений); - координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений); - особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость и др.). 2. Особенности и уровень развития познавательной сферы: - особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов; - особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания; - особенности памяти: объем, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти, преобладающий вид памяти; - особенности мышления; - познавательные интересы, любознательность. 3. Особенности речевого развития: - характеристика слуховой функции и произношения; - понимание устной речи; - самостоятельная речь (устная и письменная); - объем словарного запаса (активного и пассивного); - особенности грамматического строя и т.д. 3. Особенности мотивации: - реакция на замечания, оценку деятельности; отношение к неудачам; отношение к похвале и порицанию; - способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля; - умение планировать свою деятельность. 4. Особенности эмоционально-личностной сферы: - глубина и устойчивость эмоций; - способность к волевому усилию; - преобладающее настроение; - наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям; - наличие фобических реакций; - отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки; - отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими). 5. Результаты психолого-педагогического обследования: - выявление осознания ребенком себя как личности, имеющей свои особые потребности и особенности; - специфические проблемы социальной адаптации ребенка; - формирование знаний, навыков и психологической готовности ребенка расширить контакты с людьми и обществом, преодолевая страх перед новыми людьми, незнакомым пространством и т.д. При первичном знакомстве с ребёнком сурдопедагог старается установить с ним эмоциональный контакт, изучает все имеющиеся у родителей медицинские и психолого-педагогические заключения, уточняет у родителей особенности характера, поведения и развития ребёнка. Мониторинг развития слухового восприятия и сформированности звукопроизношения проводится сурдопедагогом, в том числе с использованием компьютерной диагностики. Диагностика развития ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Адаптированной программе. Диагностическое обследование проводится в индивидуальной форме. По итогам диагностического обследования делается вывод о сформированности компонентов познавательной сферы, происходит выявление актуальных знаний, определение зоны ближайшего развития. По окончании диагностического периода анализируется успешность и проблемы развития ребёнка, необходимые педагогические и психологические подходы и методы воздействия, планируется дальнейшая работа с ребенком. Итогом проведенной диагностики выступает формирование комплексного заключения на глухого ребенка раннего или дошкольного возраста, в структуру которого входят: 1) оценка состояния развития ребенка в целом с учетом развития отдельных функций и отнесение к определенному варианту развития; 2) определение потенциальных возможностей ребенка, прогноз развития и программирование путей коррекционно-развивающей работы в условиях Организации и семьи, выработка алгоритмов действий для специалистов.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (523)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |