Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация развивающей предметно-пространственной среды для глухих детей дошкольного возраст а.



2019-11-13 1423 Обсуждений (0)
Организация развивающей предметно-пространственной среды для глухих детей дошкольного возраст а. 0.00 из 5.00 0 оценок




В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др.), коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность), двигательной (овладение основными движениями).

В случае, если в группе есть глухие дети, имеющие заключение ПМПК о проведении коррекционной работы, предметно-пространственная среда дополняется специальным оборудованием.

Подбор игрушек и оборудования для организации данных видов деятельности глухих детей дошкольного возраста представлен в форме перечня далее (Таблица 2).

Таблица 2 – Содержание развивающей предметно-пространственной среды для глухих дошкольников

Модули Содержание модуля Перечень оборудования
Коррекция и развитие психомоторных функций у глухих детей - упражнения для развития мелкой моторики; - гимнастика для глаз; - игры на снятие мышечного напряжения; - простые и сложные растяжки; - комплексы массажа и самомассажа; - дыхательные упражнения; - игры на развитие вестибулярно-моторной активности Сортировщики различных видов, треки различного вида для прокатывания шариков; шары звучащие, блоки с прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением; игрушки с вставными деталями и молоточком для «забивания»; настольные и напольные наборы из основы со стержнями и деталями разных конфигураций для надевания; наборы объемных тел повторяющихся форм, цветов и размеров для сравнения; бусы и цепочки с образцами сборки; шнуровки; народные игрушки «Бирюльки», «Проворные мотальщики», «Бильбоке»; набор из ударных музыкальных инструментов, платков, лент, мячей для физкультурных и музыкальных занятий; доски с прорезями и подвижными элементами; наборы для навинчивания; набор для подбора по признаку и соединения элементов; мозаика с шариками для перемещения их пальчиками; наборы ламинированных панелей для развития моторики; магнитные лабиринты с шариками; пособия по развитию речи; конструкция с шариками и рычагом; наборы с шершавыми изображениями; массажные мячи и массажеры различных форм, размеров и назначения; тренажеры с желобом для удержания шарика в движении; сборный тоннель-конструктор из элементов разной формы и различной текстурой; стол для занятий с песком и водой
Коррекция эмоциональной сферы - преодоление негативных эмоций; - игры на развитие локомоторных функций; - игры на регуляцию деятельности дыхательной системы; - игры и приемы для коррекции тревожности; - игры и приемы, направленные на формирование адекватных форм поведения; - игры и приемы для устранения детских страхов; - игры и упражнения на развитие саморегуляции и самоконтроля Комплект деревянных игрушек-забав; набор для составления портретов; костюмы, ширмы и наборы перчаточных, пальчиковых, шагающих, ростовых кукол, фигурки для теневого театра; куклы разные; музыкальные инструменты; конструктор для создания персонажей с различными эмоциями, игры на изучение эмоций и мимики, мячики и кубик с изображениями эмоций; сухой бассейн, напольный балансир в виде прозрачной чаши; сборный напольный куб с безопасными вогнутыми, выпуклыми и плоскими зеркалами
Развитие познавательной деятельности - кинезиологические упражнения; - игры на развитие концентрации и распределение внимания; - игры на развитие памяти; - упражнения для развития мышления; - игры и упражнения для развития исследовательских способностей; - упражнения для активизации познавательных процессов Наборы из основы со стержнями разной длины и элементами одинаковых или разных форм и цветов; пирамидки с элементами различных форм; доски с вкладышами и наборы с тактильными элементами; наборы рамок-вкладышей одинаковой формы и разных размеров и цветов со шнурками; доски с вкладышами и рамки-вкладыши по различным тематикам; наборы объемных вкладышей; составные картинки, тематические кубики и пазлы; наборы кубиков с графическими элементами на гранях и образцами сборки; мозаики с цветными элементами различных конфигураций и размеров; напольные и настольные конструкторы из различных материалов с различными видами крепления деталей; игровые и познавательные наборы с зубчатым механизмом; наборы геометрических фигур плоскостных и объемных; наборы демонстрационного и раздаточного счетного материала разного вида; математические весы разного вида; пособия для изучения состава числа; наборы для изучения целого и частей; наборы для сравнения линейных и объемных величин; демонстрационные часы; оборудование и инвентарь для исследовательской деятельности с методическим сопровождением; наборы с зеркалами для изучения симметрии; предметные и сюжетные тематические картинки; демонстрационные плакаты по различным тематикам; игры-головоломки
Формирование высших психических функций - игры и упражнения для речевого развития; - игры на развитие саморегуляции; - упражнения для формирования межполушарного взаимодействия; - игры на развитие зрительно-пространственной координации; - упражнения на развитие концентрации внимания, двигательного контроля и элиминацию импульсивности и агрессивности; - повышение уровня работоспособности нервной системы Бусы с элементами разных форм, цветов и размеров с образцами сборки; набор составных картинок с различными признаками для сборки; наборы кубиков с графическими элементами на гранях и образцами сборки; домино картиночное, логическое, тактильное; лото; игра на изучение чувств; тренажеры для письма; аудио- и видеоматериалы; материалы Монтессори; логические игры с прозрачными карточками и возможностью самопроверки; логические пазлы; наборы карт с заданиями различной сложности на определение «одинакового», «лишнего» и «недостающего»; планшет с передвижными фишками и тематическими наборами рабочих карточек с возможностью самопроверки; перчаточные куклы с подвижным ртом и языком; трансформируемые полифункциональные наборы разборных ковриков
Развитие коммуникативной деятельности - игры на взаимопонимание; - игры на взаимодействие Фигурки людей с ограниченными возможностями здоровья, игра «Рыбалка» с крупногабаритными элементами для совместных игр; набор составных «лыж» для коллективной ходьбы, легкий парашют для групповых упражнений; диск-балансир для двух человек; домино различное, лото различное; наборы для театрализованной деятельности

Также необходимо учитывать:

- возрастные особенности развития глухого ребенка;

- уровень сформированности ведущей и типичных видов детской деятельности;

- индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;

- создание условий, учитывающих особенности недоразвития познавательной деятельности и личности ребенка и способствующих сглаживанию их проявлений;

- создание динамичной среды, соответствующей запросам и потребностям ребенка;

- использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде;

- исследовательскую позицию взрослого в процессе взаимодействия с глухим ребенком и организации его функционирования.

Развивающая предметно-пространственная среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.

Развивающая предметно-пространственная среда должна строиться с учетом эмоциональных отношений глухого ребенка со взрослыми и с другими детьми. Среда может быть эмоционально насыщенной (вызывать эмоции или усиливать их) или, наоборот, эмоционально обедненной – при неустойчивом внимании ребенка.

 

3.3. Кадровые условия реализации Примерной адаптированной программы

Нарушение слуха у детей оказывает влияние на общее развитие ребенка, ограничивает возможность освоения словесной речи как системы и как средства коммуникации. В связи с этим к индивидуальным специальным образовательным условиям также относятся кадровые условия, обусловленные необходимостью занятий ребенка с различными узкопрофильными специалистами: педагогом-психологом, логопедом, дефектологом (сурдопедагогом), учителем адаптивной физической культуры.

Воспитание и обучение глухих дошкольников должны осуществлять специально подготовленные высококвалифицированные кадры: учителя-дефектологи (сурдопедагоги), учителя-логопеды, педагоги-психологи, знающие психофизические особенности детей с нарушениями слуха и владеющие методиками дифференцированной коррекционной работы. Очень важно, чтобы дошкольные образовательные организации, реализующие Адаптированные программы, имели в своем штате таких специалистов.

Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н, а также учитывать положения приказа Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования глухих детей предоставляет право образовательной организации самостоятельно определять потребность в педагогических работниках и формировать штатное расписание по своему усмотрению, исходя из особенностей реализуемых образовательных программ дошкольного образования, контекста их реализации и потребностей.

Реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования глухих детей в дошкольной образовательной организации осуществляют руководящие, педагогические, учебно-вспомогательные, административно-хозяйственные работники образовательной организации.

Непосредственную реализацию коррекционно-образовательной программы осуществляют педагоги под общим руководством методиста (старшего воспитателя). При включении в группы общеразвивающей или оздоровительной направленности 1 - 2 глухих детей, дошкольная образовательная организация должна предусмотреть дополнительное кадровое обеспечение групп специалистами в соответствии с рекомендациями, представленными в заключениях психолого-медико-педагогической комиссии[20].

При реализации прАООП в группах компенсирующей и комбинированной направленности привлекаются следующие кадровые ресурсы:

- учитель-дефектолог (сурдопедагог),

- педагог-психолог,

- воспитатель,

- инструктор по физической культуре,

- музыкальный руководитель,

- педагог дополнительного образования.

Учитель-дефектолог(сурдопедагог), реализующий АООП, должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков слуха у глухих детей. Осуществляет обследование детей, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения слуха. Работает в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия. Консультирует педагогических работников Организации и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи глухим детям.

Проводит занятия с глухими детьми, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий. От сурдопедагога требуется глубокое знание возможностей глухих детей, закономерностей их психического развития, сущности дефекта, способов изыскания компенсаторных путей обучения, а также понимание роли каждого раздела программы в общей системе коррекционно-воспитательной работы.

Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности глухих детей с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и достижения целевых ориентиров.

Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая электронные образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки детей, соответствующий требованиям Стандарта.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) для осуществления эффективной коррекционно-развивающей работы должен:

- знать дошкольную и специальную педагогику и психологию;

- знать характеристику психофизических особенностей глухих детей и их особые образовательные потребности;

- владеть современными педагогическими технологиями;

- уметь устанавливать контакты с глухими детьми раннего и дошкольного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;

- обладать высоким уровнем коммуникативной и речевой культуры.

Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» без предъявления требований к стажу работы.

Педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия глухих детей в дошкольных образовательных организациях. Определяет факторы, препятствующие развитию личности глухих детей, и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи, работает над развитием высших психических функций (внимания, памяти, мышления), над социально-бытовыми, игровыми, коммуникативными навыками, навыками самообслуживания, личной гигиены, формирует мотивацию к обучению.

Оказывает консультативную помощь детям, их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу Организации в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику глухих детей, используя современные образовательные технологии, включая электронные образовательные ресурсы.

Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог), педагог-психолог реализуют следующие профессиональные функции:

- диагностическую: проводят психолого-педагогическое обследование глухих детей, выявляют иопределяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики; оформляют диагностическую карту, карту развития ребенка;

- проектную: на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции разрабатывают программу коррекционно-развивающей работы для каждого глухого ребенка и для группы в целом;

- сопровождающую, коррекционно-развивающую: реализуют адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования глухих детей;

- мониторинговую, аналитическую: анализируют результаты реализации групповых и индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы и корректируют их содержание на каждом этапе.

Воспитатель относится к педагогическим работникам дошкольной образовательной организации.

Воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» без предъявления требований к стажу работы. Для старшего воспитателя необходимы высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

Воспитатель принимает участие в разработке Адаптированной программы глухих детей в соответствии с требованиями Стандарта. Участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в Организации. Планирует и реализовывает образовательную работу в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с требованиями Стандарта и Примерной адаптированной програмы. Организовывает и проводит педагогический мониторинг освоения Адаптированной программы глухими детьми и анализ образовательной работы. Участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с педагогом-психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого глухого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Осуществляет реализацию педагогических рекомендаций специалистов (психолога, сурдопедагога и др.) в работе с глухими детьми.

Несет ответственность за развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития глухих детей раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, формирование психологической готовности данной категории обучающихся к школьному обучению.

Обеспечивает организацию видов деятельности, осуществляемых глухими детьми в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.

Обеспечивает активное использование недирективной помощи и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, организацию образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым глухим ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

Особая роль в реализации коррекционно-педагогических задач при реализации Примерной адаптированной программы принадлежит инструктору по физической культуре и музыкальному руководителю.

Инструктор по физической культуредолжен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта (направление подготовки «Физическая культура») без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.

Организует создание и реализацию условий совершенствования физического развития и здоровья воспитанников в разных формах организации двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, праздники, спортивные соревнования, подвижные игры и т.п.); сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка; изучает и развивает двигательную сферу ребенка: (общую и мелкую моторику, статический и динамический праксис, координацию и согласованность движений, смысловую организацию движений, умение выполнять действия по показу и речевой инструкции).

Инструктор по физической культуре проводит групповые и индивидуальные занятия с учётом особенностей физического и психического развития глухого ребенка, даёт практические советы родителям и педагогам.

Музыкальный руководительдолжен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», документ о повышении квалификации в области образования детей с нарушением слуха установленного образца, профессионально владеть техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.

Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников, определяет содержание музыкальных занятий с учетом диагностики и структуры дефекта ребенка; оказание полимодального воздействия на развитие анализаторных систем (развитие музыкального и фонематического слуха, зрительного восприятия музыкальных образов и передача этих образов в движении); принимает участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации по вопросам реабилитации глухих детей.

Музыкальный руководитель развивает мелодико-интонационную выразительность речи глухого ребенка; закрепляет навыки в развитии моторной функции (способствует развитию общей, ручной, пальцевой, моторики, мимики); осуществляет подбор музыкально - терапевтических произведений, материала, адекватного речевому развитию ребёнка; разрабатывает программу изучения и наблюдения за глухим ребенком на музыкальных занятиях; отслеживает динамику развития у ребенка музыкально-ритмических видов деятельности.

Педагог дополнительного образованиядолжен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки» без предъявления требований к стажу работы.

Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование глухих детей в соответствии с дополнительной общеразвивающей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая электронные образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод глухих детей. Участвует в разработке и реализации Адаптированной программы.

При необходимости Организация может временно или постоянно обеспечить (по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии) включение в штатное расписание тьютора, ассистента-помощника.

Требования к квалификации тьютора определены профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», утвержденным Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н.

Тьютор оказывает педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая глухих детей со сложной структурой дефекта, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, в т.ч.:

– выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений глухих детей со сложной структурой дефекта в процессе дошкольного образования;

– подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации образовательного процесса для глухих детей со сложной структурой дефекта;

– участие в реализации Адаптированной программы.

Организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию; инженера, имеющего соответствующую квалификацию для обслуживания электроакустической аппаратуры.

В рамках работы с педагогическим коллективом рекомендуется предусмотреть повышение информированности педагогов о глухих детях; формирование педагогической позиции; профилактику синдрома профессионального выгорания; обучение педагогов специальным методам и приемам коррекционной работы через постоянную систему консультирования и специальных курсов повышения квалификации.

Кадровая обеспеченность дошкольной образовательной организации во многом будет зависеть от наличия руководителей, педагогов, специалистов, прошедших профессиональную подготовку в области дошкольного образования глухих детей.

3.4. Материально-техническое обеспечение Примерной адаптированной программы

Материально-технические условия реализации Примерной адаптированной программы должны обеспечивать соблюдение:

· санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей глухих детей (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);

· возможности для беспрепятственного доступа глухих детей к объектам инфраструктуры образовательной организации;

· санитарно-бытовых условий с учетом потребностей глухих детей, воспитывающихся в данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены, включающих в себя кушетки, пеленальные столики для смены памперсов и т.д.).

· социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей глухих детей в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.).

Типовые варианты специальных образовательных условий для глухих детей раннего и дошкольного возраста включают:

1. Общие специальные образовательные условия.

2. Частные специальные образовательные условия.

3. Индивидуальные специальные образовательные условия.

1. Общие специальные образовательные условия, определяющие эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации обучающихся в соответствии с их особенностями и возможностями.

Общие специальные образовательные условия определены:

– Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

– приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Общие специальные образовательные условия для глухих детей включают:

а) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (наличие утвержденного паспорта доступности организации и «дорожных карт», характеризующих доступность для инвалидов объектов и услуг образовательной организации);

б) использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

в) проектирование и реализацию адаптированных образовательных программ и использование специальных методов обучения и воспитания;

г) использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

д) предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

е) предоставление услуг тьютора;

ж) проектирование и реализацию индивидуальных учебных планов (ИУП) для глухих детей, посещающих группы комбинированной или общеразвивающей направленности;

з) предоставление технических средств, позволяющих осуществлять дистанционное (надомное) обучение;

и) организацию групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

к) предоставление других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ глухими детьми.

2. Частные специальные образовательные условия, определяющие эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих дошкольников) в соответствии с их особенностями и возможностями.

Частные специальные образовательные условия определены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

Частные специальные образовательные условия для глухих детей включают:

- дублирование звуковой справочной информации визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));

- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

- обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка;

- обеспечение специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов, компьютерных инструментов, предназначенных для глухих обучающихся;

- оборудование учебных кабинетов звукоусиливающей аппаратурой, отвечающей современным аудиологическим и сурдопедагогическим требованиям, способствующей развитию слухового восприятия обучающихся (стационарной звукоусиливающей аппаратурой индивидуального и коллективного пользования с дополнительной комплектацией, при необходимости, вибротактильными устройствами или беспроводной аппаратурой, например, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение); наличие приборов для исследования слуха - тональный и речевой аудиометры;

- оборудование кабинетов индивидуальных занятий для проведения коррекционной работы стационарной аппаратурой индивидуального пользования, при необходимости, с дополнительной комплектацией вибротактильным устройством, визуальными приборами и специальными компьютерными программами для работы над произношением, компьютерными программами для развития слухового восприятия, зеркалом (для работы над произношением);

- оборудование кабинетов музыкально-ритмических занятий и занятий по развитию слухового восприятия и технике речи индукционной петлей или аппаратурой, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение;

- продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей, аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран)

3. Индивидуальные специальные образовательные условия, определяющие эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями, направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей конкретного глухого ребенка.

К индивидуальным специальным образовательным условиям относятся:

а) организация рабочего (учебного) места с учетом возможности и особенности аффективной и коммуникативной сфер ребенка, его поведения, моторики, восприятия, внимания, памяти;

б) сопровождение реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида или комплексной программы реабилитации и абилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. проведение на базе образовательной организации мероприятий:

– психолого-педагогической реабилитации или абилитации (создание специальных условий обучения, оказание психологической помощи);

– социальной реабилитации или абилитации (социально-средовой, социально-психологической, социокультурной, социально-бытовой, при необходимости оборудование специальными средствами и приспособлениями жилого помещения, занимаемого ребенком-инвалидом);

– физкультурно-оздоровительных мероприятий (адаптивная физическая культура, адаптивная двигательная рекреация и т.д.);

в) сопровождение реализации индивидуального учебного плана глухого ребенка;

г) обеспечение возможности использования компьютера и других технических средств обучения / реабилитации и абилитации, в т.ч. в процессе дистанционного образования и электронного обучения;

д) вариативность / дифференцированность в выборе письменной / устной / жестовой речи при обучении.

В течение всего учебного дня и во внеурочное время ребёнок пользуется слуховыми аппаратами с учетом медицинских рекомендаций.

Рабочее (учебное) место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др. Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для глухого ребенка, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.

В дошкольных образовательных организациях, реализующих Адаптированную программу, обязательным условием к организации рабочего места обучающегося является расположение в классных помещениях парт полукругом, чтобы дети могли всегда держать в поле зрения педагога, в том числе видеть его лицо, артикуляцию, движения рук, иметь возможность воспринимать информацию слухозрительно и на слух, видеть фон за педагогом.

Для осуществления психолого-педагогической работы по коррекции и реабилитации глухих детей рабочее (учебное) место должно быть оснащено следующими средствами:

1. Электроакустическая аппаратура.

С точки зрения медико-педагогической реабилитации слуха в решении проблемы глухоты существуют два аспекта:

- усиление звука для компенсации потери чувствительности, эквивалентное сокращению расстояния от его источника;

- развитие чувствительности путем регулярных систематических занятий с целью повышения функциональной активности остатков слуха.

Особое внимание следует уделять акустической части системы.

2. Сурдотехнические средства обучения и реабилитации, например, специальная аппаратура для практической работы, предназначенная для специалистов по реабилитации, педагогических работников, а также родителей (в случае участия последних), представленная обычно в виде настольных аппаратов.

3. Электроакустические комплексы (для индивидуальной и групповой работы, слухоречевой реабилитации, определения оптимального слухового поля).

4. Средства наглядности (предметно-образные и динамические).

5. Различные технические средства обучения.

6. ИКТ-технологии.

3.5. Финансовые условия реализации Пр



2019-11-13 1423 Обсуждений (0)
Организация развивающей предметно-пространственной среды для глухих детей дошкольного возраст а. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация развивающей предметно-пространственной среды для глухих детей дошкольного возраст а.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)