Организация развивающей предметно-пространственной среды для глухих детей дошкольного возраст а.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др.), коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность), двигательной (овладение основными движениями). В случае, если в группе есть глухие дети, имеющие заключение ПМПК о проведении коррекционной работы, предметно-пространственная среда дополняется специальным оборудованием. Подбор игрушек и оборудования для организации данных видов деятельности глухих детей дошкольного возраста представлен в форме перечня далее (Таблица 2). Таблица 2 – Содержание развивающей предметно-пространственной среды для глухих дошкольников
Также необходимо учитывать: - возрастные особенности развития глухого ребенка; - уровень сформированности ведущей и типичных видов детской деятельности; - индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка; - создание условий, учитывающих особенности недоразвития познавательной деятельности и личности ребенка и способствующих сглаживанию их проявлений; - создание динамичной среды, соответствующей запросам и потребностям ребенка; - использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде; - исследовательскую позицию взрослого в процессе взаимодействия с глухим ребенком и организации его функционирования. Развивающая предметно-пространственная среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону. Развивающая предметно-пространственная среда должна строиться с учетом эмоциональных отношений глухого ребенка со взрослыми и с другими детьми. Среда может быть эмоционально насыщенной (вызывать эмоции или усиливать их) или, наоборот, эмоционально обедненной – при неустойчивом внимании ребенка.
3.3. Кадровые условия реализации Примерной адаптированной программы Нарушение слуха у детей оказывает влияние на общее развитие ребенка, ограничивает возможность освоения словесной речи как системы и как средства коммуникации. В связи с этим к индивидуальным специальным образовательным условиям также относятся кадровые условия, обусловленные необходимостью занятий ребенка с различными узкопрофильными специалистами: педагогом-психологом, логопедом, дефектологом (сурдопедагогом), учителем адаптивной физической культуры. Воспитание и обучение глухих дошкольников должны осуществлять специально подготовленные высококвалифицированные кадры: учителя-дефектологи (сурдопедагоги), учителя-логопеды, педагоги-психологи, знающие психофизические особенности детей с нарушениями слуха и владеющие методиками дифференцированной коррекционной работы. Очень важно, чтобы дошкольные образовательные организации, реализующие Адаптированные программы, имели в своем штате таких специалистов. Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н, а также учитывать положения приказа Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования глухих детей предоставляет право образовательной организации самостоятельно определять потребность в педагогических работниках и формировать штатное расписание по своему усмотрению, исходя из особенностей реализуемых образовательных программ дошкольного образования, контекста их реализации и потребностей. Реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования глухих детей в дошкольной образовательной организации осуществляют руководящие, педагогические, учебно-вспомогательные, административно-хозяйственные работники образовательной организации. Непосредственную реализацию коррекционно-образовательной программы осуществляют педагоги под общим руководством методиста (старшего воспитателя). При включении в группы общеразвивающей или оздоровительной направленности 1 - 2 глухих детей, дошкольная образовательная организация должна предусмотреть дополнительное кадровое обеспечение групп специалистами в соответствии с рекомендациями, представленными в заключениях психолого-медико-педагогической комиссии[20]. При реализации прАООП в группах компенсирующей и комбинированной направленности привлекаются следующие кадровые ресурсы: - учитель-дефектолог (сурдопедагог), - педагог-психолог, - воспитатель, - инструктор по физической культуре, - музыкальный руководитель, - педагог дополнительного образования. Учитель-дефектолог(сурдопедагог), реализующий АООП, должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Учитель-дефектолог (сурдопедагог) осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков слуха у глухих детей. Осуществляет обследование детей, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения слуха. Работает в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия. Консультирует педагогических работников Организации и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи глухим детям. Проводит занятия с глухими детьми, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий. От сурдопедагога требуется глубокое знание возможностей глухих детей, закономерностей их психического развития, сущности дефекта, способов изыскания компенсаторных путей обучения, а также понимание роли каждого раздела программы в общей системе коррекционно-воспитательной работы. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности глухих детей с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и достижения целевых ориентиров. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая электронные образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки детей, соответствующий требованиям Стандарта. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) для осуществления эффективной коррекционно-развивающей работы должен: - знать дошкольную и специальную педагогику и психологию; - знать характеристику психофизических особенностей глухих детей и их особые образовательные потребности; - владеть современными педагогическими технологиями; - уметь устанавливать контакты с глухими детьми раннего и дошкольного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе; - обладать высоким уровнем коммуникативной и речевой культуры. Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» без предъявления требований к стажу работы. Педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия глухих детей в дошкольных образовательных организациях. Определяет факторы, препятствующие развитию личности глухих детей, и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи, работает над развитием высших психических функций (внимания, памяти, мышления), над социально-бытовыми, игровыми, коммуникативными навыками, навыками самообслуживания, личной гигиены, формирует мотивацию к обучению. Оказывает консультативную помощь детям, их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу Организации в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику глухих детей, используя современные образовательные технологии, включая электронные образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий. Учитель-дефектолог (сурдопедагог), педагог-психолог реализуют следующие профессиональные функции: - диагностическую: проводят психолого-педагогическое обследование глухих детей, выявляют иопределяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики; оформляют диагностическую карту, карту развития ребенка; - проектную: на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции разрабатывают программу коррекционно-развивающей работы для каждого глухого ребенка и для группы в целом; - сопровождающую, коррекционно-развивающую: реализуют адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования глухих детей; - мониторинговую, аналитическую: анализируют результаты реализации групповых и индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы и корректируют их содержание на каждом этапе. Воспитатель относится к педагогическим работникам дошкольной образовательной организации. Воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» без предъявления требований к стажу работы. Для старшего воспитателя необходимы высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет. Воспитатель принимает участие в разработке Адаптированной программы глухих детей в соответствии с требованиями Стандарта. Участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в Организации. Планирует и реализовывает образовательную работу в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с требованиями Стандарта и Примерной адаптированной програмы. Организовывает и проводит педагогический мониторинг освоения Адаптированной программы глухими детьми и анализ образовательной работы. Участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с педагогом-психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого глухого ребенка раннего и/или дошкольного возраста. Осуществляет реализацию педагогических рекомендаций специалистов (психолога, сурдопедагога и др.) в работе с глухими детьми. Несет ответственность за развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития глухих детей раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, формирование психологической готовности данной категории обучающихся к школьному обучению. Обеспечивает организацию видов деятельности, осуществляемых глухими детьми в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства. Обеспечивает активное использование недирективной помощи и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, организацию образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым глухим ребенком с учетом его особых образовательных потребностей. Особая роль в реализации коррекционно-педагогических задач при реализации Примерной адаптированной программы принадлежит инструктору по физической культуре и музыкальному руководителю. Инструктор по физической культуредолжен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта (направление подготовки «Физическая культура») без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы. Организует создание и реализацию условий совершенствования физического развития и здоровья воспитанников в разных формах организации двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, праздники, спортивные соревнования, подвижные игры и т.п.); сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка; изучает и развивает двигательную сферу ребенка: (общую и мелкую моторику, статический и динамический праксис, координацию и согласованность движений, смысловую организацию движений, умение выполнять действия по показу и речевой инструкции). Инструктор по физической культуре проводит групповые и индивидуальные занятия с учётом особенностей физического и психического развития глухого ребенка, даёт практические советы родителям и педагогам. Музыкальный руководительдолжен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», документ о повышении квалификации в области образования детей с нарушением слуха установленного образца, профессионально владеть техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников, определяет содержание музыкальных занятий с учетом диагностики и структуры дефекта ребенка; оказание полимодального воздействия на развитие анализаторных систем (развитие музыкального и фонематического слуха, зрительного восприятия музыкальных образов и передача этих образов в движении); принимает участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации по вопросам реабилитации глухих детей. Музыкальный руководитель развивает мелодико-интонационную выразительность речи глухого ребенка; закрепляет навыки в развитии моторной функции (способствует развитию общей, ручной, пальцевой, моторики, мимики); осуществляет подбор музыкально - терапевтических произведений, материала, адекватного речевому развитию ребёнка; разрабатывает программу изучения и наблюдения за глухим ребенком на музыкальных занятиях; отслеживает динамику развития у ребенка музыкально-ритмических видов деятельности. Педагог дополнительного образованиядолжен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки» без предъявления требований к стажу работы. Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование глухих детей в соответствии с дополнительной общеразвивающей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая электронные образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод глухих детей. Участвует в разработке и реализации Адаптированной программы. При необходимости Организация может временно или постоянно обеспечить (по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии) включение в штатное расписание тьютора, ассистента-помощника. Требования к квалификации тьютора определены профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», утвержденным Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н. Тьютор оказывает педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая глухих детей со сложной структурой дефекта, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, в т.ч.: – выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений глухих детей со сложной структурой дефекта в процессе дошкольного образования; – подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации образовательного процесса для глухих детей со сложной структурой дефекта; – участие в реализации Адаптированной программы. Организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию; инженера, имеющего соответствующую квалификацию для обслуживания электроакустической аппаратуры. В рамках работы с педагогическим коллективом рекомендуется предусмотреть повышение информированности педагогов о глухих детях; формирование педагогической позиции; профилактику синдрома профессионального выгорания; обучение педагогов специальным методам и приемам коррекционной работы через постоянную систему консультирования и специальных курсов повышения квалификации. Кадровая обеспеченность дошкольной образовательной организации во многом будет зависеть от наличия руководителей, педагогов, специалистов, прошедших профессиональную подготовку в области дошкольного образования глухих детей. 3.4. Материально-техническое обеспечение Примерной адаптированной программы Материально-технические условия реализации Примерной адаптированной программы должны обеспечивать соблюдение: · санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей глухих детей (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.); · возможности для беспрепятственного доступа глухих детей к объектам инфраструктуры образовательной организации; · санитарно-бытовых условий с учетом потребностей глухих детей, воспитывающихся в данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены, включающих в себя кушетки, пеленальные столики для смены памперсов и т.д.). · социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей глухих детей в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.). Типовые варианты специальных образовательных условий для глухих детей раннего и дошкольного возраста включают: 1. Общие специальные образовательные условия. 2. Частные специальные образовательные условия. 3. Индивидуальные специальные образовательные условия. 1. Общие специальные образовательные условия, определяющие эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации обучающихся в соответствии с их особенностями и возможностями. Общие специальные образовательные условия определены: – Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; – приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Общие специальные образовательные условия для глухих детей включают: а) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (наличие утвержденного паспорта доступности организации и «дорожных карт», характеризующих доступность для инвалидов объектов и услуг образовательной организации); б) использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; в) проектирование и реализацию адаптированных образовательных программ и использование специальных методов обучения и воспитания; г) использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; д) предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; е) предоставление услуг тьютора; ж) проектирование и реализацию индивидуальных учебных планов (ИУП) для глухих детей, посещающих группы комбинированной или общеразвивающей направленности; з) предоставление технических средств, позволяющих осуществлять дистанционное (надомное) обучение; и) организацию групповых и индивидуальных коррекционных занятий; к) предоставление других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ глухими детьми. 2. Частные специальные образовательные условия, определяющие эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих дошкольников) в соответствии с их особенностями и возможностями. Частные специальные образовательные условия определены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Частные специальные образовательные условия для глухих детей включают: - дублирование звуковой справочной информации визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения)); - обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; - обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка; - обеспечение специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов, компьютерных инструментов, предназначенных для глухих обучающихся; - оборудование учебных кабинетов звукоусиливающей аппаратурой, отвечающей современным аудиологическим и сурдопедагогическим требованиям, способствующей развитию слухового восприятия обучающихся (стационарной звукоусиливающей аппаратурой индивидуального и коллективного пользования с дополнительной комплектацией, при необходимости, вибротактильными устройствами или беспроводной аппаратурой, например, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение); наличие приборов для исследования слуха - тональный и речевой аудиометры; - оборудование кабинетов индивидуальных занятий для проведения коррекционной работы стационарной аппаратурой индивидуального пользования, при необходимости, с дополнительной комплектацией вибротактильным устройством, визуальными приборами и специальными компьютерными программами для работы над произношением, компьютерными программами для развития слухового восприятия, зеркалом (для работы над произношением); - оборудование кабинетов музыкально-ритмических занятий и занятий по развитию слухового восприятия и технике речи индукционной петлей или аппаратурой, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение; - продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей, аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран) 3. Индивидуальные специальные образовательные условия, определяющие эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями, направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей конкретного глухого ребенка. К индивидуальным специальным образовательным условиям относятся: а) организация рабочего (учебного) места с учетом возможности и особенности аффективной и коммуникативной сфер ребенка, его поведения, моторики, восприятия, внимания, памяти; б) сопровождение реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида или комплексной программы реабилитации и абилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. проведение на базе образовательной организации мероприятий: – психолого-педагогической реабилитации или абилитации (создание специальных условий обучения, оказание психологической помощи); – социальной реабилитации или абилитации (социально-средовой, социально-психологической, социокультурной, социально-бытовой, при необходимости оборудование специальными средствами и приспособлениями жилого помещения, занимаемого ребенком-инвалидом); – физкультурно-оздоровительных мероприятий (адаптивная физическая культура, адаптивная двигательная рекреация и т.д.); в) сопровождение реализации индивидуального учебного плана глухого ребенка; г) обеспечение возможности использования компьютера и других технических средств обучения / реабилитации и абилитации, в т.ч. в процессе дистанционного образования и электронного обучения; д) вариативность / дифференцированность в выборе письменной / устной / жестовой речи при обучении. В течение всего учебного дня и во внеурочное время ребёнок пользуется слуховыми аппаратами с учетом медицинских рекомендаций. Рабочее (учебное) место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др. Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для глухого ребенка, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности. В дошкольных образовательных организациях, реализующих Адаптированную программу, обязательным условием к организации рабочего места обучающегося является расположение в классных помещениях парт полукругом, чтобы дети могли всегда держать в поле зрения педагога, в том числе видеть его лицо, артикуляцию, движения рук, иметь возможность воспринимать информацию слухозрительно и на слух, видеть фон за педагогом. Для осуществления психолого-педагогической работы по коррекции и реабилитации глухих детей рабочее (учебное) место должно быть оснащено следующими средствами: 1. Электроакустическая аппаратура. С точки зрения медико-педагогической реабилитации слуха в решении проблемы глухоты существуют два аспекта: - усиление звука для компенсации потери чувствительности, эквивалентное сокращению расстояния от его источника; - развитие чувствительности путем регулярных систематических занятий с целью повышения функциональной активности остатков слуха. Особое внимание следует уделять акустической части системы. 2. Сурдотехнические средства обучения и реабилитации, например, специальная аппаратура для практической работы, предназначенная для специалистов по реабилитации, педагогических работников, а также родителей (в случае участия последних), представленная обычно в виде настольных аппаратов. 3. Электроакустические комплексы (для индивидуальной и групповой работы, слухоречевой реабилитации, определения оптимального слухового поля). 4. Средства наглядности (предметно-образные и динамические). 5. Различные технические средства обучения. 6. ИКТ-технологии. 3.5. Финансовые условия реализации Пр
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1423)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |