III . Качественный характер реализации коррекционно-развивающих и восстановительно-реабилитационных мероприятий, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов.
Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии глухих детей младенческого, раннего или дошкольного возраста и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной программы. Содержание коррекционной работы должно обеспечивать: – выявление особых образовательных потребностей глухих детей, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; – осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи глухим детям с учетом особенностей психофизического развития; – возможность освоения глухими детьми Адаптированной программы и их интеграции в образовательной организации; В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником программы коррекционно-развивающей работы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке ПМПК, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков. Образовательный процесс, в результате которого формируются интегративные качества воспитанников, должен строиться на адекватных возрасту формах работы с глухими детьми. Целенаправленное комплексное сопровождение глухих детей в условиях образовательной организации должно быть направлено на формирование оптимальных медико-психолого-социально-правовых условий дошкольного образования в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого ребенка. Особенности коррекционного воздействия на ребенка зависят от характера имеющегося у него нарушения, от степени выраженности нарушений отдельных функций, от возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Чем раньше будет выявлен дефект развития ребенка, тем более эффективной будет коррекционная работа по его преодолению. В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации. Содержание коррекционно-развивающей работы с глухими детьми младенческого и раннего возраст а Основным фактором, обусловливающим развитие глухого ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное в сензитивный период коррекционное воздействие. Первые годы жизни ребёнка во многом являются критическими для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков, что обусловливает первостепенную значимость раннего выявления нарушений слуха. Главной задачей является не только поиск патологического состояния и его констатация, но и тех оптимальных возможностей организма, использованием которых можно добиться лучшей реабилитации. Методы реабилитации и коррекционно-развивающей работы с глухими детьми можно разделить на 3 группы: - медицинские (консервативное и хирургическое лечение); - технические (слуховые аппараты, кохлеарные и стволомозговые импланты, FM-системы); - психолого-педагогические. Основным методом улучшения слуховой функции являются технические средства реабилитации: слуховые аппараты и кохлеарные импланты. Первоочередной задачей реабилитации глухого ребенка является такой подбор технического средства реабилитации слуха (слуховой аппарат или кохлеарныый имплант), который может обеспечить максимальное приближение к слуху здоровых детей. При «неудовлетворительных» порогах слуха ребенка в техническом средстве реабилитации возникает вопрос правильности выбора самих средств реабилитации (СА+СА; СА+КИ, КИ+КИ), правильности и адекватности настройки этого средства. Алгоритм помощи детям с глухотой состоит из следующих важных звеньев: 1) раннее выявление нарушений слуха, 2) максимально возможная точная диагностика частотных порогов слуха на каждом ухе с применением принципов перепроверки полученных уровней различными тестами, 3) оптимальный выбор технического средства реабилитации с последующей верификацией и проверкой слуха ребенка в используемом техническом средстве реабилитации, 4) оценка речевого развития ребенка и достаточность сурдопедагогической помощи. Важно учитывать следующие факторы: 1. Первичное нарушение в развитии должно быть выявлено как можно раньше. 2. Специальная помощь должна начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. 3. Должны быть предусмотрены «обходные пути» обучения, использоваться специфические средства и методы (учитывая уровень общего и речевого развития ребенка, наличия у него дополнительных нарушений развития). 4. Необходим регулярный контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка. 5. Все окружающие взрослые должны быть подготовлены и реально участвовать в решении особых проблем ребенка за пределами дошкольной образовательной организации. 6. Коррекционно-реабилитационный процесс должен осуществляться квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач. Сурдопедагогическая помощь может оказываться в основном в различных структурных подразделениях образовательной организации, в том числе в вариативных организационных формах: группе кратковременного пребывания, лекотеке, центр игровой поддержке ребенка и др. С момента установления снижения слуха начинается реабилитационная работа. С родителями, имеющими детей младенческого возраста, проводятся беседы и консультации, посвященные медицинским и педагогическим аспектам развития ребенка. Сурдопедагог и логопед обучают родителей навыкам формирования психологической базы речи. Родители с детьми старше одного года должны посещать индивидуальные занятия Присутствие родителей и их активное участие в занятиях, позволит им овладеть основными методами и приемами коррекции слухоречевых нарушений в условиях семьи, а также способствуют повышению уровня их педагогических знаний. Благодаря своевременно начатой работе (с первого года жизни), у детей даже с тяжелыми нарушениями слуха к трем годам появляется активная речь. Содержание коррекционно-развивающей работы с глухими детьми дошкольного возраста. Содержание коррекционно-развивающей работы с глухими детьми дошкольного возраста. Содержание коррекционно-развивающей работы с глухими детьми дошкольного возраста должно учитывать уровень общего и речевого развития ребенка, наличие дополнительных нарушений развития и включать: - развитие речи; - развитие слухового восприятия; - формирование у глухих детей всех компонентов устной речи. Развитие речи глухого ребенка обеспечивает формирование у него умений и навыков понимать и употреблять в речи материал, постоянно используемый в быту, на различных занятиях; задавать вопросы и отвечать на них, понимать и выполнять поручения, составлять простые предложения по картинке или демонстрации действий, составлять небольшие рассказы с опорой на картинки. Развитие слухового восприятия у глухого ребенка обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейщих характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Содержание коррекционно-развивающих, реабилитационных занятий должно способствовать развитию полисенсорного развития глухого ребенка. Для глухих дошкольников деятельность по развитию слухового восприятия связана с обучением различению при конкретном наглядном выборе и опознаванию на слух речевого материала. Опознавание на слух предполагает узнавание и воспроизведение ребенком знакомого по звучанию речевого материала, который предъявляется без какого-либо наглядного подкрепления. Формирование у глухих детей всех компонентов устной речи должно быть направлено на достижение следующих ориентиров: - активизируются различные речевые умения в условиях реальных ситуаций общения; - усваиваются значения и накапливаются слова; - происходят вызывание, закрепление и дифференциация звуков; - развиваются речевое дыхание и голос; - формируются навыки членораздельного произношения, обеспечивающего необходимую базу для полноценного речевого мышления на основе устной речи; - появляется потребность в устном общении. Система коррекционно-развивающих и восстановительно-реабилитационных мероприятий, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов, может быть реализована по следующему плану: 1. Консультация семьи, проведение индивидуальной диагностики уровня развития глухого ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума. 2. Составление рекомендаций по дальнейшему сопровождению глухого ребенка в Организации, воспитанию в условиях семьи. 3. Создание специальных условий для получения дошкольного образования глухими детьми, составление планов коррекционной помощи и развития. 4. Реализация программ коррекционно-развивающей работы с глухим ребенком (коррекционно-развивающие программы «Развитие речи», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», и т.д.). 5. Контроль эффективности реабилитационной стратегии, проводимый консилиумом на основе повторного обследования глухого ребенка. 6. Изменение стратегии реабилитации и коррекционно-развивающей работы либо направление семьи на дополнительную консультацию. Организация коррекционно-развивающей работы предполагает создание следующих специальных условий: – безбарьерной среды жизнедеятельности, – использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего глухим детям с выраженными дополнительными отклонениями в развитии необходимую помощь. Должны быть разработаны: 1) регламент проведения и содержание занятий с глухим ребенком специалистами дошкольной образовательной организации (сурдопедагогом, педагогом-психологом), воспитателями, педагогами дополнительного образования; 2) регламент и содержание работы тьютора (для глухих детей со сложной структурой дефекта); 3) регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации. Одним из важных условий организации процесса коррекции глухих детей является оснащение его специальным оборудованием. Специальные условия, обеспечивающие получение образования глухими детьми, определяются общими и особыми потребностями ребёнка раннего и дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Система коррекционно-развивающих и восстановительно-реабилитационных мероприятий, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов, может быть реализована по следующему плану: 1. Консультация семьи, проведение индивидуальной диагностики уровня развития глухого ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума. 2. Составление рекомендаций по дальнейшему сопровождению глухого ребенка в Организации, воспитанию в условиях семьи. 3. Создание специальных условий для получения дошкольного образования глухими детьми, составление планов коррекционной помощи и развития. 4. Реализация программ коррекционно-развивающей работы с глухим ребенком (коррекционно-развивающие программы «Развитие речи», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», и т.д.). 5. Контроль эффективности реабилитационной стратегии, проводимый консилиумом на основе повторного обследования глухого ребенка. 6. Изменение стратегии реабилитации и коррекционно-развивающей работы либо направление семьи на дополнительную консультацию. Организация коррекционно-развивающей работы предполагает создание следующих специальных условий: – безбарьерной среды жизнедеятельности, – использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего глухим детям необходимую помощь. Должны быть разработаны: 1) регламент проведения и содержание занятий с глухим ребенком специалистами дошкольной образовательной организации (сурдопедагогом, педагогом-психологом), воспитателями, педагогами дополнительного образования; 2) регламент и содержание работы тьютора (для глухих детей со сложной структурой дефекта); 3) регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации. Одним из важных условий организации процесса коррекции глухих детей является оснащение его специальным оборудованием. Специальные условия, обеспечивающие получение образования глухими детьми, определяются общими и особыми потребностями ребёнка раннего и дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |