Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие. Раннехристианские педагогические идеи. Светское и религиозное воспитание в Византии и средневековой Руси.



2019-11-13 506 Обсуждений (0)
Практическое занятие. Раннехристианские педагогические идеи. Светское и религиозное воспитание в Византии и средневековой Руси. 0.00 из 5.00 0 оценок




Используя текст лекции, материалы учебника, Интернет – ресурсы выполните задания.

Задание 1.Вставьте в текст ключевые слова.

«Христианство появившееся в ___________ в I в. н.э. на границе философствующего античного мира и провинциального иудейства, тем не менее вобрало в себя и развило понимание человека ,отраженное в Ветхом Завете. Античному идеалу _____________и самоутверждения индивида христианство противопоставило сложившийся у народов Ближнего Востока идеал самоограничения, смирения, взаимопомощи. Известные __________ Моисея заложили основу общественной морали как таковой, вошли в плоть и кровь культуры тех стран, которые в свое время приняли христианство, определив собой норму морального уровня массового сознания, сохранившуюся до сих пор. И хотя сегодня на охране общественной морали уже стоит не только __________, но и правовые институты каждого из развитых государств, отрицать религиозные корни морали абсурдно, так как ей нет альтернативы в развитии человеческой цивилизации. Но кроме древней мудрости Ветхого Завета христианство вобрало в себя и мудрость будущего, выразив ее в____________ , давая каждому через личность Христа представление об идеальном образе человека, перспективу для развития собственной личности, силы для самосовершенствования» (По И. А. Биричу .30 ступений к званию педагога .Лествичник.М.,2001.с.7)

Ключевые слова: Новый Завет,10 заповедей, церковь, Палестина, соревнование.

Проверка по Ключу:

 

Выполните коррекцию в тексте.

Задание 2 Соотнесите имена отцов христианской церкви  и  данные высказывания.

Варианты ответа: Климент Александрийский, Святой Григорий Нисский, Ефрем Сирианин, Иоанн Лествичник,

Облик человека прямой и тянущийся к небу, и смотрит он вверх. И этим обозначается его начальственность и царское достоинство.
О душевных добродетелях утверждаем, что главным образом четыре родовые добродетели, а именно: мужество, благоразумие, целомудрие, справедливость.
Воспитанием детей мы считаем сдружение их с добродетелью от младенчества.
Раздражительность есть удобопреклонное движение нрава и безобразие души.

Проверка по Ключу:

Выполните коррекцию по Ключу в таблице.

3 задание. Найдите 4 ошибки в таблице, зачеркните неверные сведения, впишите в пустую графу верные сведения.

Раннехристианские богословы Даты жизни Биографические сведения Труды актуальные для педагогов Правильно
Климент Александрийский 150-ок.215 Родился и получил образование в Риме. Возглавлял с 190 года александрийскую христианскую школу. В 202-203 годы, во время гонений церкви со стороны римского императора бежал в Кесарию Каппадокийскую. Педагог  
Святой Григорий Нисский Ок.335-ок. 420г. Церковный писатель и богослов, с 371 года епископ Капподокийского города Ниссы, в 379 году был избран митрополитом Севастии (Армения). Был членом Капподокийского кружка писателей и ученых,для него характерно позитивное отношение к античной культурной традиции. Об устроении человека  
Ефрем Сирианин Ок.303-373 Родился в г.Низибии (Месопатамия). Был отшельником и духовным учеником старца Иакова .После его смерти в 338 году ушел в Эдесскую пустынь. Стал знаменитым проповедником и писателем. О добродетелях и подвигах  
Иоанн Лествичник Ок.525-ок.620  Жил в пещерах на Балканском полуострове, в 75 лет стал игуменом Синайского монастыря. Последние годы жизни провел отшельником. Подвижнические слова аввы Иоанна, игумена монахов Синайской горы, посланные им к авве Иоанну, игумену Раифскому, который побудил его к сему сочинению  

Проверка по Ключу:

 

Выполните коррекцию по ключу в таблице.

4 задание. Вставьте пропущенные слова или словосочетания.

 Идеалом образованного византийца был человек с ___________________________________образованием и _______________________ мировоззрением.

Проверка по Ключу:

 

 Выполните коррекцию по Ключу в тексте.

5 задание. Установите соответствие и запишите ответ в таблицу:

 

А) Иоанн Дамаскин         1. Указывал на необходимость получения светского образования

Б) патриарх Фотий        2. Развил идею универсальной,

                                            энциклопедической образованности

В) Симеон Новый Богослов 3.Полагал, что молодежь должна усвоить

                                            общечеловеческие    

                                           нравственные нормы в православной

                                             интерпретации

 Г) Василий Великий        4.Был сторонником монастырского религиозного      

                                               обучения

                                                

А Б В Г

Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

А Б В Г
       

 

6 задание. Вставьте пропущенный термин.

Византийцы унаследовали от античной эпохи классическую систему образования. В основу их системы образования были положены__________________ . Правда последние не представляли школьной ,или классной системы, а были только общей нормой знания.
Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

____________________________

7 задние. Прочитайте текст, заполните таблицу Инсерт.

Образование в Византии высоко ценилось. Школы имели светский характер, в них принимали всех, кто желал и мог учиться. Получение классического образования открывало дорогу к карьере, повышению социального статуса ,богатству. Выпускники школ, даже из простонародья, могли стать чиновниками, судьями, адвокатами, офицерами, преподавателями и т.д.. В Византии было много неграмотных, но по сравнению со средневековой Западной Европой византийцы были гораздо более образованными. Школу в Византии посещали не только дети знатных и богатых, но и ремесленников и крестьян, всех тех, кто был в состоянии платить за обучение. Например ходил в школу Федор Сикеот (VI-начло VIIв., сын гетеры из галатийской деревни Сикеи. Признание полезности классического образования церковью позволило существовать эллинистической школе и после превращения христианства в государственную религию. Античная традиция не прерывается в Византии. Христианство, приняв меры предосторожности приспосабливается к языческому образованию. В Византии система обучения строилась на началах, выработанных в эллинистический период. Образование, которое получал юный житель империи IV-VI в., почти не отличалось от образования его сверстника II в.. Тетради школьников-христиан из Египта IV в. во многом совпадают с учебниками предыдущих веков. Ученики византийских школ продолжали переписывать те же списки имен мифологических героев и деятелей древней Греции, те же сентенции, те же занимательные истории. Только иногда в тетрадях школьников  IV-VI вв., помимо обычных упражнений в письме, встречаются стихи из Псалтири. Единственным отличием тетрадей христиан является обращение к богу в начале первого листа и тщательно вычерченный крест в начале каждой страницы. Школьный материал содержал чисто светское знание. Лишь со временем в светское образование были включены элементы церковного обучения, но они были ограничены религиозно-этической сферой. В школах Византии читали, заучивали наизусть, комментировали литературные памятники античной Греции. Большим почетом среди византийцев пользовался человек, который знал и понимал сочинения Гомера,Гесиода,Пиндара,Геродота,Фукидида,Исократа,Демосфена,Лисия,Платона,Аристотеля,Зенона. Язык на котором вели занятия в византийских школах был греческим. Даже в школах Сирии, где преобладал сирийский язык, говорили и писали по - гречески. В качестве учебников в школах ранней Византии использовались труды языческих писателей, а не памятники христианской письменности. Программа обучения была рассчитана  на приобретение общего светского образования, или как его называют источник, «эллинского» знания. Полный курс школьного преподавания в Византии слагался из изучения орфографии, грамматики, риторики, философии, математических дисциплин и юриспруденции. ( По сборнику «Культура Византии IV-первая половина VIIв.»/ М:Наука,1984 с.482-484)

 

 Основные тезисы новое известно Думал иначе, есть вопросы Комментарий
         
         
         
         
         

 

Проверка по Ключу:

 

Выполните коррекцию по Ключу в таблице.

8 задание. Найдите 5 ошибок в тексте (зачеркните). Напишите правильно.

В Византии обучение начинали в элементарной школе, когда ребенку исполнялось 6-8 лет его отдавали в школу кифаристарядом с домом. В ней прежде всего учили письму и чтению. Учащихся знакомили с литературными произведениями на аттическом диалекте. Разговорный язык Византии очень от него отличался. Дети должны были научиться классическому произношению. Целью обучения была эллинизация речи. В школе учили также считать и петь, давали начальные знания по мифологии, светской и библейской истории. Занятия по физической культуре были. Обучение шло около трех лет, и большинство византийцев ограничивалось им. Учителей элементарной (начальной) школы называли дидаскалами, или грамматистами , или педагогами. Второй ступенью византийской школы была школа грамматика. В ней учились 6-7 лет .Преподаватели стремились к «полной эллинизации ума и речи учащихся». Школяры должны были правильно говорить, писать и уметь толковать античных и христианских авторов. Следующей ступенью школьного обучения была палестра , поступали в 16-17 лет либо после усвоения курса школы грамматика, либо до ее окончания. Курс обучения в ранневизантийских школах завершался преподаванием философии. Программа в школах философов предполагала изучение не только трудов философов ,но и арифметику, геометрию, химию , астрономию, физику, логику, этику.

Верно:1)___________________________________________________________2)_________________________________________________________________3)_________________________________________________________________4)_________________________________________________________________5)________________________________________________________________

Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4._________________________________________________________________5._________________________________________________________________

 9 задание. Уберите лишнее слово из смыслового ряда (зачеркните), обоснуйте выбор.

Экритуа, экфразы, схеды, лексикон, прокатеменос, мугубба

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10 задание. Проанализируйте отрывок из книги П. Ф. Каптерева «История русской педагогии».

«Были ли устроены для обучения в до монгольской Руси организованные училища — вопрос. Свидетельства памятников говорят об учителях и учениках, но не говорят об училищах, и лишь в самых общих и неопределенных  выражениях упоминают о предмете обучения. «Нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача наученье книжное»— так говорит летопись о св. Владимире. «И ины церкви ставяше по градом и по местом, поставляя попы и дая имения своего урок и веля им учити людии и приходити часто к церквам»— летопись о Ярославле. О том же Яроославле еще летопись говорит: «прииде (Ярославъ) въ Новогоруду, собраот старост и поповых детей 300 учити книгам». Нестор о св. Феодосии свидетельствовал : «датися веле на учение божественных книг единому от у ч и т е л ь». Петр митрополит (конец XIII века) в юности «вдан бывает родителями книгам учитися». В житии св. Іены Новгородского говорится, что он учился у дьяка со множеством других детей. А то встречаются выражения еще более неопределенные, как например :«благочестию у чаше». Сообразно с этим и про образованных людей летописцы выражались так: «исполнен книжнаго ученья», «муж хытр книгам и ученью», «бе любя словеса и книжная» и т. п. За существование организованных училищ в до монгольской Руси прямо свидетельствует только один Татищев, но его показания не вполне согласны с показаниями летописей, сохранившихся до нас. В последних об училищах не говорится. Вообще в до монгольский период под надзором и ведением епископов никаких училищ не находилось, в так называемом уставе Владимира весьма подробно перечисляются заведения и лица, будто бы отдаваемый во власть епископам, но в нем не поименованы ни училища, ни учителя. Напротив, выражения о Владимире: «даяти нача (детей) на ученье книжное... Сим же (детям) раздаянном на ученье» и о Ярославе: «веля им (попам) учити людии и приходити часто к церквам» внушают мысль о том, что дети раздавались на домашнее частное обучение, а не в особые училища, что школы помещались на дому у учителей, а не представляли отдельных казенных или церковных учреждений; взрослые же наставлялись в церкви. Такой порядок обучения соответствовал и греческому давнему порядку, а первыми учителями у нас, несомненно, были греки. Вследствие скудости и неопределенности указаний первоисточников о состоянии образования в первые века жизни русского государства, исследователи толкуют их весьма различно, при помощи разных умозаключений и сопоставлений. По одним выходит, что со времени христианства просвещение получило у нас широкие размеры и в первые века у нас было учреждено множество организованных училищ, не только элементарных, но и с более высоким курсом (Лавровский). Ревнители церковной школы отважно утверждают, что церковная школа сразу и повсеместно охватила всю Русь, и что успехи просвещения и нашей школы в домонгольской период были поистине поразительны, они превосходят все, что представляла нам западная Европа в эту эпоху (Миропольский). По метафорическому выражению Погодина, всякая новая епархия тогда делалась, так сказать, новым учебным округом, новый монастырь—гимназией, новая церковь—народным училищем. По мнению других исследователей, такие радужные, оптимистические представления не имеют за себя никаких твердых оснований, это мечты и фантазии патриотически настроенных умом, а не факты.1) По данному вопросу можно сопоставить с одной стороны: Лавровскаго « О древнерусских училищах», 1854 г., Хмырова « Училища и образованность на Руси допетровской»-« Народная Школа» 1869 г., №№4—10, Миропольского—«Очерк истории церковно-приходской школы». Три выпуска 1894—5 гг.; с другой стороны—Голубинского «История русской церкви» т. J, часть 1. 1901 г. гл. IV и приложение; Забелина— «Опыты изучения русских древностей и истории». Часть 1. 1872 г. Ст.—«Характер начального образования в допетровское время, и его же—Домашний быт русских царей прежнего времени» (ст. 7-я, «Отечеств. Записки» 1853 г. № 12).Чтобы убедиться в том, как скудны сведения о наших древних училищах и какая обширная область открывается здесь для вся всякого рода догадок, предположений, выводов и сопоставлений, для этого» .(П. Ф. Каптерев «История русской педагогии»/Петроград,1915,с.20)

Какие три точки зрения на древнерусское образование выделяет автор? Какая из них кажется правильной вам или у вас особое мнение? Что думает о развитии древнерусского образования П.Ф. Каптерев? Найдите в Интернете исследования второй половины XX века - начала XXI века по данному вопросу, проанализируйте их. Заполните таблицу на основе анализа текста и данных Интернета.

 

1 точка зрения:  2 точка зрения: 3 точка зрения Точка зрения П.Ф. Каптерева Ваша точка зрения
Ученые защищающие этот взгляд и их работы. Ученые защищающие этот взгляд и их работы. Ученые защищающие этот взгляд и их работы. Ученые защищающие этот взгляд и их работы. Ученые защищающие этот взгляд и их работы.
       
       

 

Проверка по Ключу:

 

Выполните коррекцию по Ключу в таблице.

11 задание. Дайте определение словам

Мастер грамоты ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Потешные книги_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учительная палата_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Азбука в столбцах ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12 задание. Прочтите отрывок из Жития Святого. События из жизни какого русского святого в отрывке изложены? Кто автор жития и в какое время оно создано? В чем педагогический смысл отрывка?

«Когда он послан был отцом своим Кириллом искать скот, он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося. Отрок же, увидев его, сначала смиренно поклонился ему, затем приблизился и стал около него, ожидая когда тот кончит молитву. И когда кончил тот молиться старец и посмотрел на отрока, увидел он духовным взором , что будет отрок сосудом избранным Святого Духа. Он обратился к Варфоломею, подозвал его к себе, и благословил его, и поцеловал его во имя Христа, и спросил его: «Что ищешь и чего хочешь ,чадо?» Отрок же сказал: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для чего я отдан был учиться. Ныне скорбит душа моя, так как учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Ты же святой отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте». Старец же, подняв руки и очи к Нему и воздохнув к Богу ,помолился прилежно и после молитвы сказал : «Аминь». И, взяв из мошны своей как некое сокровище, он подал ему, тремя пальцами ,нечто похожее на анафору, с виду маленький кусок белого хлеба пшеничного, кусок святой просфоры ,и сказал ему: «Возьми это и съешь ,-это тебе дается знамение Благодати Божьей и понимания Святого Писания. Хотя и малым кажется то, что я даю, но велика сладость вкушения этого». Отрок же открыл уста и съел то что ему было дано; и была сладость во рту его как от меда сладкого. И сказал он: «Не об этом ли сказано: «Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим»; и душа моя возлюбила это». И ответил ему старец: «Если будешь верить, и больше этого увидишь. А о грамоте чадо не скорби: да будет известно тебе, что с сего дня дарует тебе Господь хорошее знание грамоты, знание большее, чем у братьев твоих и чем у сверстников твоих». И поучил его на пользу души. Отрок же поклонился старцу, и как земля плодовитая и плодоносная, семена принявшая в сердце свое, стоял он, радуясь душой и сердцем, что встретил такого святого старца. Старец хотел пойти своей дорогой; отрок же упал на землю лицом перед ногами старца и со слезами молили его, чтобы поселился старей в доме родителей его, говоря так: «Родители мои очень любят таких, как ты отче». Старец же удивившись вере его, поспешил войти в дом родителей его. Они же ,увидев старца, вышли ему навстречу и поклонились ему. Благословил их старец; они же собирали еду, чтобы накормить его. Но старец не сразу пищи отведал, но сначала вошел в молитвенный храм, то есть в часовню, взяв с собой освященного в утробе отрока. И начал «Часы» петь, а отроку велел псалом читать. Отрок же сказал : « Я не умею этого отче». Старец же ответил: «Сказал я тебе , что с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты. Произнеси слово Божье без сомнения». И случилось тогда нечто удивительное : отрок получив благословение от старца , начал петь псалмы очень хорошо и стройно; и с того часа он хорошо знал грамоту. И сбылось пророчество премудрого пророка Иеремии, говорящего: «Так говорит Господь: Все я дал слова в уста твои». Родители же отрока и братья его увидев это и услышав, удивились неожиданному его разуму и мудрости и прославили Бога, давшего ему такую благодать».(Сергий Радонежский ,М.,2000,с.35)

1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13 задание. Найдите 2 неправильных утверждения.

Священная империя Карла Великого просветила Русь: храм и книга явились важными факторами ее влияния.

 

2. На Руси учиться издревле начинали 1 декабря, со дня пророка Наума, согласно поговорке «Наум должен был наставить на ум».

 

3.В «Поучении князя Владимира Мономаха детям» впервые на Руси указывается на ценность знания: « все хорошее знав, вы должны помнить: чего не знаете, тому учитесь».

__________________________________________________________________

 

4.Грамотность в древнерусском государстве была широко распространена, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты найденные в Новгороде и других городах.

_____________________________________________________________________________________

5.П.Ф.Каптерев в своей книге «История русской педагогии» период развития русской педагогики с 988 года до правления Петра Великого называет государственным.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверка по Ключу:

 

Коррекция по ключу:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________14 задание. Установи верную хронологическую последовательность создания трудов и соответствие между автором и названием произведения. Сделайте комментарий раскрывающий значение данных произведений для истории отечественной педагогики. Заполни таблицу.

А) Поучение Владимира Мономаха     1.священник Сильвестр

Б) Домострой                                          2.архиеписоп Геннадий

В) Письмо архиепископа Геннадия       3.Карион Истомин                                                                            

 к митрополиту Симону                         4. Владимир Мономах

Г) Букварь

 

Дата Конец XI век 1500 год XVI век XVII век

15 задание Творческое задание. Создайте команду из 2-4 человек. Разработайте и предложите своим товарищам на семинаре решить кроссворд по одной из двух тем: «Образование в Древней и Московской Руси в X-XVII веке»; «Образование в Византии».

Условия которые необходимо соблюдать при составлении кроссворда:

1) 15 слов по вертикали,15 слов по горизонтали

2) Возможны вопросы, ответом на которые является имя собственное или фамилия человека, а также географические названия (города, страны). Необходимо указывать это в примечание к вопросу.

  3)Все ответы в кроссворде должны быть в именительном падеже, состоять из одного слова, быть именем существительным.

4)Все вопросы кроссворда должны соответствовать теме кроссворда.

Будьте готовы проверить решенный вашими однокурсниками кроссворд.

Рефлексия по занятию:

Выполнено заданий:

 

Из них правильно:

 

Частично правильно выполнено:

 

 

Интересными заданиями были________________________________________

Затруднения вызвали задания_________________________________________

Думаю, затруднения и ошибки связаны_____________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое задание 15 было выполнено ,не выполнено (не нужное зачеркнуть).О нем думаю следующее: ___________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 



2019-11-13 506 Обсуждений (0)
Практическое занятие. Раннехристианские педагогические идеи. Светское и религиозное воспитание в Византии и средневековой Руси. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие. Раннехристианские педагогические идеи. Светское и религиозное воспитание в Византии и средневековой Руси.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)