Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3 Исторические основы поликультурного взаимодействия в образовании



2019-11-13 362 Обсуждений (0)
Тема 3 Исторические основы поликультурного взаимодействия в образовании 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическое занятие. Образование в Западной Европе и в арабском мире в средние века.

Используя конспект лекций, учебник и Интернет-ресурсы выполните задания.

Задание 1 Напишите три фактора определивших философско-педагогические воззрения западноевропейского средневековья.

1)_______________________

2)________________________

3)________________________

Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

1)_____________________________

2)____________________________

3)_______________________________

 

Задание 2. Вставьте в текст ключевые слова.

Главной целью воспитания в средние века в Западной Европе считали ____________. Основными воспитателями были служители католической церкви, как проводники___________. Идеалом человека был фанатично верующая личность. Образец воспитания давало_____________. Он стремилось к ________ через посты , чтение духовных книг, отказ от земных благ и самоконтроль мыслей, желаний и поступков. Для средневековой католической церкви было характерно____________ . Авторитаризм способствовал распространению ______________ , основанной на физических наказаниях детей.

Ключевые слова: «господство авторитетов», чистота сердца, «педагогика страха», католическое монашество, Божественное начало, спасение души

Проверка по Ключу:

 

Выполните коррекцию по Ключу в тексте.

 

Задание 3

Дайте определение понятию

Схоластика___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Уберите лишнее имя из смыслового ряда (зачерните), объясните свой выбор.

Фома Аквинский, Абеляр, Гуго Сен-Викторский, Марк Квинтилиан, Винсент де Бове, Жан Шарль Герсон, Раймон Луллий

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Проанализируйте содержание приведенных ниже отрывков из различных западноевропейских средневековых документов. Ответьте на вопрос: О чем свидетельствуют эти историко-педагогические источники?

«Дарования его (Оттона I) ,были воистину удивительны ибо по смерти супруги своей, королевы Эдиты, он дотоле не знавший грамоты, настолько преуспел, что мог читать и понимать целые книги»

«Всех скорбящих она (императрица Матильда, мать Оттона I) , была утешительница. Всю челядь свою, как мужчин, так и женщин, обучала она разному мастерству, также и книжному; ибо и сама она знала грамоте, каковую изрядно изучила по смерти мужа»

«Слава его (императора Конрада II) росла в соответствии с его доблестями…Хоть он не знал грамоты, тем не менее всегда мудро наставлял духовных лиц ,на людях мило и ласково ,наедине же-грозно»

О Генрихе IV: «император был так учен ,что сам был в состоянии читать и понимать всякие письма ,какие ему присылались».

(По Хрестоматии «Средневековье в его памятниках» под ред. Д.Н.Егорова,М.,1913)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Найдите 3 ошибки в тексте (зачеркните). Напишите, как должно быть.

Для средневековой Европы характерно сословное воспитание, когда дети представителей разных сословий воспитывались по-разному. Светские феодалы культивировали для своих детей систему рыцарского воспитания. Ученичество являлось основной формой обучения в среде ремесленников и купцов. Воспитание будущего рыцаря обычно проходило так: мальчик с 7 лет жил при дворе сюзерена и исполнял обязанности пажа, с 18 лет он становился оруженосцем, а в 21 год его посвящали в рыцари. За годы жизни в замке сюзерена мальчик должен был освоить программу семи рыцарских добродетелей: научиться владеть копьем, фехтовать, ездить верхом, стрелять из пистолета, охотиться, играть в шахматы, сочинять и петь собственные стихи и играть на музыкальном инструменте. Будущий рыцарь должен был усвоить начала войны, любви и религии. Ученичество обычно длилось 8-10 лет. Мастер или купец брали мальчика в ученики и платил за это родителям. Освоив азы ремесла ученик становился подмастерьем и с этого момента мастер платил ему .Подмастерье мог стать мастером только сдав экзамен цеху, изготовив шедевр. Это требовало не только мастерства, но больших денег. В силу этого многие подмастерья так и оставались «вечными подмастерьями».

Ошибки______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Заполните пропуски в таблице «Типы средневековых школ».

Типы школ Античные школы Дворцовые школы

Церковные школы

Городские(латинские) школы
Виды школ - -

епископальные

-
Особенности педагогического процесса Продолжали античную образовательную традицию Религиозное воспитание детей прихожан, обучение основам грамоты

Были внешние (для подготовки мирян)и внутренние )для подготовки клира;

Вели религиозное воспитание и ,обучали по программе семи свободных искусств

Примеры учебных заведений Школы грамматиков и риторов Академия Карла Великого

Приходские и кафедральные школы

Малые школы Парижа(в IV веке-63)
               

.

Проверка по Ключу:

 

Выполните коррекцию по Ключу в таблице:

Задание 8. Продолжите рассказ Н. Д. Тарасова и С.П. Моравской, создайте культурно историческую картину работы монастырских школ. Используйте ключевые слова в своем сочинении.

«Уже к св. Бенедикту присылали мальчиков, чтобы он их воспитал в страхе божием, и в каждом из учреждений ,носивших его имя воспитание сделалось одной из главных задач деятельности. Повсюду вместе с бенедиктинскими монастырями возникали также монастырские школы, и они вместе со школами при соборах были основными образовательными учреждениями того времени, откуда почерпали образование как высшие, так и низшие слои средневекового общества. Также и в нашем монастыре для школы есть две особые постройки, из которых каждая образует замкнутое целое, своего рода монастырь. В одной из этих построек, которая ближе к церкви и монашеским клаузурам, помещается «внутренняя школа», в другой, расположенной ближе к монастырской стене ,-школа «внешняя». В первую из этих школ направляется теперь через монастырский двор юный, но уже прославленный за свою ученость учитель Маркелл со свитком пергамента и толстым фолиантом в руках. Во внутренней школе живут частью дети, которые со дня рождения предназначены к монашеству, частью юноши и взрослые, которые намерены вступить в монахи или приняты уже в монастырь. Во внешней школе большей частью учатся дети знатных родителей ,которые получив образование ,возвратятся в мирскую жизнь, или позднее сделаются клириками. Главная задача обоих школ –научить латинскому языку. Этот язык нужен, чтобы можно было читать латинские книги, отправлять божественную службу разговаривать монахам между собой. Ученики наших школ уже затвердили на латинском языке «Отче наш», «Символ веры», молитву богородице и весь Псалтырь (150 псалмов).Большая часть их теперь приступила к изучению азбуки, а некоторые перешли к чтению на латинском языке священного писания, духовных стихотворений, постановлений соборов и творений святых отцов; при редкости и ценности книг, конечно, не каждый из учеников имеет отдельную книгу, одна книга идет на многих, часто даже учитель и ученики пользуются одной книгой сообща. (Полная ссылка в тетраде-ключе)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключевые слова: каллиграфия, пение, семь свободных искусств, тривиум, квадривиум, розга.

Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Найди 2 неверных утверждения.

1.Развитие педагогической мысли в обширном регионе, включавшем Иран ,Среднюю Азию, Сирию, Египет и Северную Африку, которые в VII-VIII веках завоевали арабы , отмечено печать ислама.

2.На Ближнем Востоке в средние века считалось, что добрым мусульманином можно стать, приобщившись к Корану и усвоив светские нормы общежития, причем религиозно-нравственные нормы ставились выше интеллектуальных.

3.Языком на котором шло обучение в исламском мире в средние века был персидский язык.

________________________________________________

4.Главными методами обучения в фикхах, каламах и домах мудрости было чтение и комментирование разнообразной учебной литературы.

________________________________________________________________

5.Заметные изменения в высшем образовании в мусульманских стран произошли в XI-XII века ,когда появились новые учебные заведения -китабы.

___________________________________________________

Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.  В верном хронологическом порядке соотнеси автора и произведение:

А) Аль Фарби            1) «Воскрешение наук о вере»

Б) Аль Бируни           2) трактат «Книга знаний»

В) Ибн Сина               3) трактат «О достоинствах науки и искусства»

Г) Аль Газали              4) «Канон Масуда»

к.IX –н.Xв. 970-1048г. 980-1037г. 1056/59-1111г.

 

Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

к.IX-н.Xв. 970-1048г. 980-1037г. 1056/59-1111г.
       
       

 

Задание 11. Соотнесите определение и термин

А) частные религиозные школы, первого                1) медресе                               

начального уровня

Б) учебное заведение при мечети повышенного        2) китаб

уровня

В) частное высшее религиозное учебное заведение с 3) фикх

проживание и обеспечением студентов

            

А Б В

Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

А Б В
     

 

Задание 12 Прочитай отрывки из «Кабус-Намэ», книги написанной эмиром Кэй –Кавусом в XI веке. Заполни таблицу.

«Знай ,о дорогой мой, если даст Бог тебе сына, то прежде всего дай ему хорошее имя, ибо это – одно из отцовских прав. А затем поручи его разумным и ласковым кормилицам, а когда наступит время обрезания-сверши обряд и ,по мере возможности своей, устрой празднество. Потом заставь его учить Коран, дабы он стал хафизом. Когда подрастет он ,обучи его владению оружием, чтобы он научился ездить верхом и владеть оружием и знал, как нужно действовать разного рода оружием. А когда закончит он изучение военного дела, нужно ,чтобы ты обучил сына плавать…Нужно ,чтобы всем искусствам и преимуществам, которые следует изучить, ты обучил своего сына, дабы выполнить отцовские права и осуществить отцовскую любовь. Ведь нельзя считать себя в безопасности от превратностей мира и нельзя знать, что с человеком стрясется. Всякое искусство и всякое умение когда-нибудь да пригодится. Потому-то нельзя допустить оплошности в изучении искусств и приобретении знаний. А во время учений, если учителя его побьют, ты не жалей и позволяй, ведь дитя изучает науки и художества и искусства из-под палки ,не по своей охоте. Но если нагрубит он и ты на него разгневаешься, своей рукой не бей, пристращай учителями и им прикажи наказать, чтобы не появилось у него в сердце злобы к тебе. Но будь с ним строг, чтобы он тебя не презирал и всегда тебя страшился. Денег и золота и всяких желаний, какие у него будут для него не жалей, насколько можешь, чтобы ради денег не желал он твоей смерти в расчете на наследство и не покрывал себя позором. Знай ,что право сына получить знания и воспитание. Если сын плохой ,ты на это не смотри, а выполняй отцовские права, и в обучении и воспитании оплошности не допускай, если бы даже не было у него совсем разума. Если ты его не воспитаешь, воспитает время. Как говорят: кого не воспитали родители его, того воспитают ночи да дни. Соблюдай же отцовские обязанности свои, чтобы он жил так, как ему ниспослано. Когда люди возникают из небытия, природа и нрав их им уже даны, только от мягкости и слабости и бессилия не могут они их проявить. По мере того как человек растет, тело и дух его становятся сильнее, а дела очевиднее, и добрые и злые. И когда созревают они, разовьются окончательно и обычаи их и пороки. А ты воспитание, образование и обучение сделай своим наследством и оставь ему, чтобы удовлетворить его права, ибо нет для детей знати наследства лучше воспитания. А для сыновей простого люда нет наследства лучше, чем ремесло, хоть ремесло и не дело для знатных. Искусство - одно дело, ремесло-другое. Но по правде, по-моему, ремесло - величайшее искусство, и пусть сыновья знатных знают сотни ремесел, если они только ими не зарабатывают, то это не укор, а достоинство».

 

«Если дитя твое будет дочерью, поручи ее кормилицам добродетельным и заботливым, а когда подрастет дай воспитательнице, чтобы она изучила намаз, пост и все условия шариата, принадлежащие к обязательным, но писать ее не учи. А когда она вырастет, старайся как можно скорее выдать ее замуж, ибо дочери лучше не иметь, а если она есть, лучше ей быть замужем или в могиле. Пока она у тебя в доме будь с ней всегда ласков, ибо девушки пленницы родителей. Если у юноши нет отца, он сам может найти себе дело и сам может себя содержать, как бы там ни было, а девушка беспомощна. То, что имеешь, прежде всего трать на дочь, позаботься о ней и взвали ее кому-нибудь на шею, чтобы избавиться от забот о ней. Если дочь-девушка, то и зятя ищи неженатого, чтобы жена привязалась сердцем к мужу, да и он старался ее хорошо держать и обе стороны ладили…Но зятя выбирай красивого и дочь безобразному человеку не отдавай, ибо девушка к безобразному мужу не привяжется, а на тебя и мужа падет позор. Нужно, чтобы зять был красивый и правоверный, и честный, и хозяйственный. Ты должен знать откуда и чем он добывает деньги на содержание твоей дочери. Но нужно, чтобы твой зять был ниже тебя и по богатству и по знатности, чтобы он тобой гордился, а не ты им и чтобы дочь твоя жила покойно. Не торгуй дочерью, чтобы и зять не лишился своего благородства и проявил человеколюбие. Ты трать то ,что у тебя есть, и посади ему на шею дочь и избавь себя от этого великого бедствия, да и друзьям советуй то же. А Аллах знает лучше.» (с.70-71,Кэй Кавус –М.:Изд. Дом Шалвы Амоношвили,2000-с.224)

 «Семейное воспитание мальчиков и девочек в раннем средневековье в исламском мире»

Воспитание мальчиков Воспитание девочек общее особенности
       

Проверка по Ключу:

 

Выполните коррекцию по Ключу в таблице.

Задание 13. Приведите два аргумента за и два против приведенного ниже тезиса.

Тезис: Идеи и практика воспитания и образования исламского мира предвосхитили педагогические достижения Европы и служила эталоном для Запада.

Аргументы «За» Аргументы «Против»
 

 

Проверка по Ключу:

 

Выполните коррекцию по Ключу в таблице.

Задание14 . Прочитайте короткие притчи-рассказы Саади ( между 1203-1210-1292г., гениального суфийского поэта и философа) из его книги «Гулистан». Прокомментируйте их, о чем они? Согласны ли вы с автором?

Рассказ 1

«У некоего визиря был сын-тупица. Визирь послал его к ученому учиться и попросил: Воспитай его – быть может он поумнеет. Долгое время ученый обучал сына визиря, но не влияло на него воспитание. Послал ученый к его отцу человека сказать : «Не становится он умным, а меня с ума свел!»

Коль восприимчив человек душою,

То воспитанье след оставит в нем,

Когда ж дурна природа-на железо

Мы полировкой блеск не наведем

Хотя б купал ты пса в реке неделю-

Все ж будет он грязнее с каждым днем.

Когда осла Исы сведешь ты в Мекку,

Из Мекки он вернется все ж ослом…»

Ваш комментарий___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассказ 2

«Видел я одного школьного учителя в Магрибе, человека с кислым лицом и злым языком, бессердечного и бесчеловечного, жадного и невоздержанного, так что при виде его падал дух у мусульман; сердца людей наполнялись мраком и тоской, когда он читал Коран. Несколько чистых мальчиков и непорочных девочек томились в его жестоких руках , как в плену. Они не осмеливались смеяться и не решались говорить, ибо он то одному давал пощечину по серебряной щечке, то другого хлестал тростью по хрустальной ножке. Короче говоря, дошло до меня, что его подлую душу распознали, избили его и прогнали, а школу одному доброму человеку передали. Новый учитель был добродушен и благочестив, благороден, мягкосердечен и красноречив. Не говорил он слова упрека иначе, как по необходимости, и с языка его не срывалось ни одного обидного замечания. У детей исчез страх перед суровостью первого учителя. Как только они ангельский нрав второго учителя заметили , они на его ласку бесноватостью ответили. Надеясь на его мягкость и снисхождение , забыли они учение, большую часть времени проводили за игрой и ломали неисписанные грифельные дощечки друг другу о голову.

Когда наставник не довольно крут

То дети все вверх дном перевернут

Через две недели побывал я в этой мечети снова и увидел, что прогнали учителя второго, а первого опять обласкали и посадили на прежнее место. Я искренне огорчился и воскликнул:

-О Господи, зачем же этого дьявола опять сделали учителем ангелов!

Мои слова услыхал некий старец остроумный и познавший мир. Он засмеялся и сказал:

Царь в школу сына поместил, чтоб тот вступил на правый путь,

Серебряной дощечкой царь велел ему украсить грудь.

И золотом по серебру слова начертаны сурово:

«Полезней жезл учителей, чем баловство отца родного!»»

( текст дан по изданию «Джалаладдин Руми и суфийская традиция»,М.,2000,с.151)

Ваш комментарий___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как характеризуют средневековую педагогическую культуру ислама данные притчи? Какую информацию об обучении на мусульманском Востоке они дают как историко-педагогический источник? 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Проверка по Ключу:

 

Коррекция по Ключу:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15 . Поработайте в паре с однокурсником.Подготовьте к следующему семинару рекламный буклет

«Средневековые университеты» - дайте в нем краткую информацию о 5-10 университетах средневековой Европы из 8-10 предложений, составьте памятку рекомендацию для начинающего студента и завершите буклет рейтингом университетов по 5-8 критериям. Возможен бумажный вариант буклета или электронный.

Рефлексия по занятию:

Выполнено заданий:

 

Из них правильно:

 

Частично правильно выполнено:

 

 

Интересными заданиями были________________________________________

Затруднения вызвали задания_________________________________________

Думаю, затруднения и ошибки связаны_____________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое задание 15 было выполнено, не выполнено (не нужное зачеркнуть).О нем думаю следующее: ___________________________________________________________________________________________________________________________

 

 



2019-11-13 362 Обсуждений (0)
Тема 3 Исторические основы поликультурного взаимодействия в образовании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3 Исторические основы поликультурного взаимодействия в образовании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)