Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, цели, задачи, признаки и проблемы нормативного закрепления экологического аудита в Российской Федерации



2019-11-13 167 Обсуждений (0)
Понятие, цели, задачи, признаки и проблемы нормативного закрепления экологического аудита в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Экологическое законодательство Российской Федерации понимает под экологическим аудитом независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Из этого нормативного определения мы можем сделать вывод о том, что экологический аудит как комплексная экономико-правовая категория имеет следующие основные признаки: независимость экологических аудиторов, комплексность проводимых ими проверок, оформление результатов проверок в форме строго определенного законодательством документа; анализ хозяйственной и иной деятельности проводится на ее соответствие требованиям в области охраны окружающей среды. Кроме того, в качестве обязательного признака экоаудита установлена необходимость подготовки рекомендаций по улучшению хозяйственной деятельности аудируемого лица в сфере охраны окружающей среды, или, иначе говоря, экологизации такой деятельности.

Несмотря на наличие четких законодательных дефиниций в России продолжаются научные дискуссии, участники которых предлагают различные доктринальные подходы к определению сущности экологического аудита.

Так, одни научные школы под экологическим аудитом понимают вневедомственную независимую квалифицированную оценку, анализ, разработку «соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности»[1] либо «оценку соответствия заранее установленным критериям (требованиям) проверяемой хозяйственной и иной деятельности (в том числе системы управления охраной окружающей среды) в части воздействия на окружающую среду и ее объекты, и подготовку рекомендаций в случае необходимости», «сделанную на принципах независимости, конфиденциальности, ответственности, документированности, освидетельствования».[2]

Представители других научных школ акцентируют внимание на вопросах проверок природопользования[3] либо на оценке организации и обеспечения природоохранной деятельности и управления, а также политики компании.[4] При этом оценка связывается с необходимостью выявления «прошлых и существующих экологически значимых проблем в целях подготовки и принятия обоснованных экологически значимых решений».[5]

Некоторые ученые пытаются объединить все эти подходы.[6]

В последние годы набирает силу и новое научное направление, исследующее экоаудит в качестве разновидности предпринимательской деятельности в сфере экологии. Экологический аудит рассматривается не только как «инструмент природоохранной деятельности», но и как «сегмент предпринимательской деятельности, который будет развиваться, если создать для этого благоприятные условия, и приносить прибыль».[7] В ряде научных работ учеными делается акцент на различиях между собственно «экологическим аудитом» и «экологической аудиторской деятельностью (экоаудированием)», которая рассматривается как предпринимательская деятельность, состоящая в организации и проведении экологического аудита. Под экологическим аудитом в этом случае предлагается понимать оценку «соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов, в области охраны окружающей среды».[8]

Таким образом, экологический аудит и экологическое аудирование рассматриваются либо как синонимы, либо экологическое аудирование - это деятельность по осуществлению экологического аудита.

Однако мнение о том, что экологический аудит является сугубо предпринимательской (или коммерческой) деятельностью, не совсем отражает суть экоаудита, так как на экоаудите лежит большая общественная (публичная) нагрузка, а экоаудиторы несут ответственность за действительность и точность предоставления весьма важной информации гражданскому обществу об экологической обстановке (о состоянии окружающей среды).

Еще одним важнейшим вопросом для определения сущности и назначения экологического аудита является его соотношение с финансовым аудитом. В России существует два подхода: экологический аудит – часть общего аудита; экологический аудит – самостоятельный правовой институт.

Так, первая группа ученых считает, что экологический аудит это «независимый документально оформленный процесс оценки достоверности финансовой отчетности в части отражения информации о природоохранной деятельности и экологической отчетности хозяйствующего субъекта, процесс анализа эффективности системы управления и контроля соответствия его экологической политики нормативно-правовым требованиям природоохранного законодательства РФ, а также законодательства в налоговой, финансовой, гражданско-правовой сфере».[9] (Рисунок 1). Таким образом, данная научная школа рассматривает экологический аудит в контексте анализа финансовой отчетности. Другая позиция состоит в том, что экологический аудит самостоятельный вид аудита, который не связан с аудитом финансовым (Рисунок 2). Третья группа ученых полагает, что «содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы. Оно шире».[10] (Рисунок 3).

Наша позиция состоит в следующем: экологический аудит также, как и аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности относится к независимым проверкам документации организации, потому что именно в подтверждении представляемой информации независимыми экспертами - смысл аудита, однако экологический аудит соотносится с деятельностью финансовых аудиторов в силу исторически сложившихся обстоятельств, а также в силу того, что использует для подготовки своих выводов финансовую информацию организации не как общее к частному, а частично пересекаясь. (Рисунок 4).

При этом четкого нормативного ответа на вопрос о соотношении экологического аудита и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в России нет, хотя Федеральный закон от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» формулирует понятие «аудита» как независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Непосредственно Закон об экологическом аудите в России до сих пор не принят, хотя очередной проект федерального закона об экологическом аудите разработан Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ. При этом в России принимаются законы об экологическом аудите на региональном уровне, например, закон Томской области «Об экологическом аудите в Томской области» от 27 августа 1997 г., которым предусмотрен инициативный и обязательный аудит.[11] В ряде субъектов РФ принятие нормативных правовых актов об обязательном экологическом аудите намечено в специальных планах законодательной работы [12].

Многие ученые отмечают ценность экологического аудита как для аудируемого лица (поскольку оно может получить «объективную экологическую оценку своей деятельности»[13]), так и для государства (поскольку «способствует обеспечению его экологической безопасности»[14]) и общества (так как «способствует обеспечению благоприятности окружающей среды»).[15]

В качестве задач экологического аудита могут рассматриваться «оценка функционирования организационной структуры, управления и оборудования предприятия с точки зрения охраны окружающей среды, рационального использования природной среды и обеспечения экологической безопасности, а также выработка на этой основе рекомендаций как по предотвращению и устранению негативных последствий осуществляемой деятельности, так и по оптимизации организации работ, повышению ее эффективности».[16]

Несмотря на большой интерес к этому институту, мы присоединяемся к выводу, что «…в настоящее время нет устоявшегося определения экологического аудита».[17] Однако проведенный анализ доктринальных суждений позволяет нам восполнить этот пробел. На наш взгляд, экологический аудит – это независимая проверка экологической отчетности аудируемого лица и иной экологической информации в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под экологической отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная законодательством об охране окружающей среды, а также иная экологическая информация.



2019-11-13 167 Обсуждений (0)
Понятие, цели, задачи, признаки и проблемы нормативного закрепления экологического аудита в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, цели, задачи, признаки и проблемы нормативного закрепления экологического аудита в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)