Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Несколько тезисов о необходимости четкого разграничения сферы действия финансового и экологического аудита



2019-11-13 184 Обсуждений (0)
Несколько тезисов о необходимости четкого разграничения сферы действия финансового и экологического аудита 0.00 из 5.00 0 оценок




Российскими учеными часто высказывается мысль о том, что экологическую аудиторскую деятельность следует рассматривать как самостоятельный вид аудиторской предпринимательской деятельности, а экологический аудит – как вид аудита.[52] По мнению других ученых, законодательство об аудиторской деятельности невозможно применять к отношениям в сфере экологического аудита. В свою очередь, мы считаем, что экологический аудит в настоящее время имеет частично пересекающуюся с финансовым аудитом сферу деятельности. Соответствие части экологической информации подтверждается именно аудиторами финансовыми. Эта информация, в частности, связана с подтверждением размера выбросов «парниковых газов».

Парниковые газы усиливают естественный парниковый эффект, а, следовательно, потепление. Технологическая революция повлекла за собой значительное увеличение выбросов парниковых газов, и изменение климата Земли (и его неблагоприятные последствия) вызывают общую озабоченность человечества. В связи с этим в Нью-Йорке 09.05.1992 была заключена Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. Для России данный документ вступил в силу 21 марта 1994 г. [53] В Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата было предусмотрено поэтапное снижение выбросов парниковых газов в атмосферу. Впоследствии следующим этапом стало подписание Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. и ратифицированного в России.

В декабре 2010 г. была осуществлена первая продажа углеродных квот российской компанией японским компаниям Mitsubishi и Nippon Oil - партнерам компании «Газпромнефть» по освоению Еты-Пуровского нефтяного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе.[54] На современном этапе в Минэкономразвития России утверждено 108 проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов с совокупным углеродным потенциалом в 311,6 млн. тонн эквивалента углекислого газа. За период 2008 - 2012 гг. было инициировано 156 проектов с потенциальным объемом сокращений выбросов свыше 386 млн. тонн эквивалента углекислого газа. Таким образом, Россия выходит на лидирующее место на мировом углеродном рынке после Китая с портфелем проектов на 700 млн. тонн эквивалента углекислого газа, опережая таких конкурентов, как Индия, Украина и др.[55]

Особую актуальность сегодня имеет вопрос о создании пула аккредитованных независимых организаций, осуществляющих проверку выбросов конкретных предприятий. Никакого реестра аккредитованных организаций на сайте Минприроды России не ведется. Замеры производятся на предприятиях, контроль за замерами осуществляют государственные органы.[56]

Должны ли осуществлять эту проверку экологические аудиторы или финансовые аудиторы? Этот вопрос не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, именно экологические аудиторы имеют большой потенциал в этом вопросе и большую мотивацию, однако за право осуществлять такие проверки «конкурируют» финансовые аудиторы. Деятельность финансовых аудиторов регулируется не только российским законодательством об аудите, но и международными стандартами аудита,[57] которые созданы Международным советом по стандартам аудита и подтверждения достоверности (IAASB). Внедрение Международных стандартов аудита (МСА) способствует информационному взаимодействию аудиторов и бизнес-сообщества, повышению престижа аудиторской профессии, повышению качества аудиторских услуг. Сейчас действует Сборник Международных стандартов контроля качества, аудита, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающий уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг, издания 2016-2017 годов[58]. Однако основным стандартом, регламентирующим проверку отчетности о выбросах парниковых газов в настоящее время является МСЗОУ 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов» (ISAE 3410). Это довольно-таки новый стандарт (2012 года) для международного сообщества аудиторов предусматривает «все более актуальную глобальную услугу по обеспечению достоверности в поддержку надежной отчетности о выбросах, будь то для целей соблюдения нормативных требований или осуществляется на добровольной основе для информирования инвесторов, потребителей и других лиц».[59]

Надо сказать, что проблемы в осуществлении деятельности аудитора существуют и относительно регулирования осуществления финансового аудита, в том числе при выполнении заданий, обеспечивающих уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов. Во-первых, российские организации должны осуществлять деятельность на основании международных стандартов аудита, но решение о введении документа, содержащего международные стандарты аудита в действие на территории Российской Федерации, принимает Минфин России,[60] и потому может быть временной разрыв между принятием или пересмотром международного стандарта и введением его на территории РФ. Решить его можно только согласованными действиями между Международным советом по стандартам аудита и подтверждения достоверности и Минфином РФ, чтобы новая редакция стандарта была подкреплена адекватным переводом на русский язык его текста.

Согласно российскому законодательству об аудите, аудит - это проверка финансовой информации, поэтому «аудитор, руководствующийся международными стандартами, регулирующими проверку нефинансовой информации, например отчета о парниковых газах или о системе внутреннего контроля, через три года должен быть лишен аттестата как не осуществляющий аудиторскую деятельность».[61] Ситуация осложняется тем, что для осуществления такого рода проверок требуются дополнительные знания и навыки, например, понимание того, как формируется информация о выбросах, включая инициализацию, запись, обработку, корректировку в случае необходимости, упорядочение и отражение данных в отчете о выбросах парниковых газов (и даже инженерные навыки, чтобы осуществлять калибровочные записи мониторингового устройства).[62] В свою очередь, экологические аудиторы не могут осуществлять проверку по данному стандарту без получения аттестата финансового аудитора и вступления в саморегулируемую организацию финансовых аудиторов.[63] При этом круг деятельности финансовых аудиторов ограничен только такими прочими услугами, которые связаны с аудитом финансовой информации, то есть проводить иной экологический аудит, не предусмотренный международными стандартами аудита, финансовые аудиторы в России не могут. Разве это не замкнутый круг? Российские специалисты считают, что необходимо «весь инструментарий, закрепленный Законом об аудиторской деятельности распространить на экологический аудит».[64]

Представляется, что принципы формирования информации должны быть едины для всех заинтересованных сторон, особенно это важно для экологической информации, так как от нее зависит принятие правильных общественно значимых решений в глобальном масштабе (для всего человечества живущего и будущего). Поэтому очень важно разработать и принять международные стандарты экологического аудитора, к действующему на настоящий момент МСЗОУ 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов» (ISAE 3410). Проведение проверок в отношении отчетности о выбросах парниковых газов может быть осуществлено финансовыми аудиторами, если они имеют дополнительные компетенции, подтвержденные документами об образовании, и экологическими аудиторами, если они имеют соответствующие компетенции в области финансового аудита. При этом аттестация экологических аудиторов, стандарты обучения также должны быть приняты на международном уровне.

Органом, который может обеспечить разработку и принятия таких стандартов может стать международный совет наиболее высокопрофессиональных и уважаемых экологических аудиторов, выбранных из числа объединившихся национальных сообществ саморегулируемых организаций экологических аудиторов. Данным советом должна быть организована разработка единых стандартов экологического аудита, признаваемых всеми экологическими аудиторами. Такие стандарты смогут обеспечить доверие к информации, подтверждаемой экологическим аудитом. На национальном уровне должен быть обеспечен механизм перевода на национальный язык и утверждения единых стандартов уполномоченным государственным органом. Таким органом в России может стать Минприроды России или в случае принятия решения об отнесении экологического аудита к совместному ведению природоохранного ведомства и финансового ведомства (к чему мы склоняемся), должно быть обеспечено согласованное утверждение стандартов.

Аргументы в пользу расширения сферы действия экологического аудита для повышения эффективности противодействия загрязнению Мирового океана и при сертификации импортируемой продукции

Экологический аудит необходим не только для подтверждения величины парниковых выбросов. Есть и ряд других видов деятельности, которые должны проверяться на предмет соответствия экологическим предписаниям.

Из них наиболее значимыми являются проверка использования глобальных экосистем, к которым можно отнести в первую очередь моря, а также международную торговлю. В каждой из этих областей экологическому аудиту подвергаются (или должны подвергаться) как оценка экологической политики организации (то есть тех собственных документов, которые регламентируют деятельность аудируемого лица в области экологических нормативов), так и проверка учета природоохранных расходов, анализ экологической отчетности.[65] Данные процедуры должны осуществлять независимые компетентные лица, которые участвуют в экологическом аудите. Классификация видов экологического аудита может быть проведена по объектам антропогенного загрязнения: воздух, почва, вода, а также по целям: подтверждения отчетности в соответствии с законодательными запретами, подтверждения требований при выпуске сертифицируемой продукции и т.п. Естественно, что важнейшим видом экоаудита должен являться аудит отходов, включая выбросы парниковых газов в атмосферу и сбросы в Мировой океан.[66]

В Докладе Генерального секретаря ООН «Мировой океан и морское право» в 2015 г. в качестве серьезной озабоченности указаны два основных вопроса: чрезмерная эксплуатация морских живых ресурсов и усиливающаяся деградация морской среды из-за загрязнения от наземной и иной деятельности, существенно сказывающаяся на продовольственной безопасности, состоянии морских экосистем, здоровья людей и борьбе с нищетой.[67]

В России большинство нормативов и иных экологических требований относятся к числу санитарно-гигиенических, однако контроль за выбросами может и должен быть проверен экологическим аудитом. В первую очередь, контролироваться должны выбросы на территориях охраняемых морских районов (то есть требования к чистоте сточных вод должны быть повышены).

По данным Генерального секретаря ООН, общее число охраняемых морских районов составляет примерно 5880 единиц. Они охватывают более 4,7 млн. кв. км, или 1,31% общей площади Мирового океана. При этом подавляющее большинство МОР находится в зонах национальных юрисдикций.[68]

По мнению ученых, в настоящее время можно выделить следующие виды охраняемых морских районов: морские заповедные зоны; особо уязвимые морские районы; районы охраны всемирного культурного наследия; охраняемый район или район, в котором необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия; непосредственно морские охраняемые районы.[69] В принципе, абсолютные все сбросы и выбросы должны подвергаться экологическому аудиту. Важно отметить, что стоки также осуществляются с национальных территорий, а моря, в которые попадают стоки, могут быть под юрисдикцией нескольких государств.[70] При этом значимость присвоенного статуса особо уязвимого морского района во многом подрывается отсутствием консенсуса между всеми прибрежными государствами Балтийского моря.[71] Очень важно достигнуть общих правил для всех прибрежных территорий по управлению и контролю за стоками. При этом экологический аудит деятельности очистных сооружений может стать хорошим способом регулирования воздействия на окружающую среду.

Такой аудит может быть предусмотрен также, например, и в правилах Всемирной торговой организации, так как отсутствие надлежащей очистки сточных вод может серьезно влиять на качество питьевой воды, а, следовательно, и всего производства пищевой продукции. Как пишут российские ученые, «достижение стандартов ВТО в данном случае будет служить прежде всего нашей стране, обеспечению ее экологической безопасности».[72]

В России предлагается установление сертификации сельскохозяйственной продукции,[73] выдвигаются идеи о необходимости разработки специальных стандартов, характеризующих «экологически чистую» продукцию, которые должны содержать требования к технологии выращивания сельскохозяйственных культур, их хранению, транспортировке, утилизации отходов, а также введение экологических сертификатов и специальных знаков соответствия, организация экологического агроаудита.[74] В целом же и «экологическая сертификация, и экоаудит, являясь формами оценки соответствия осуществляемой деятельности экологическим требованиям, в конечном счете обеспечивают реализацию экологического контроля, если рассматривать его как функцию управления экологической деятельностью».[75]

Однако на наш взгляд, экологическая сертификация отличается от экологического аудита. В основе экологической сертификации лежит проведенная перед такой сертификацией аудиторская проверка. Можно присоединиться к выводу о том, что «между экологическим аудитом и экологической сертификацией основные различия наблюдаются в объекте.

Если экологический аудит направлен на анализ хозяйственной и иной деятельности, то экологическая сертификация направлена, прежде всего, на проверку конечного результата такой деятельности, то есть готовой продукции. Экологический аудит, как было отмечено ранее, может выступать инструментом в системе экологической сертификации».[76] Действительно, исполнение требований стандартов необходимо подтверждать. И в этом должно помочь независимое профессиональное подтверждение деятельности, соответствующей принятым стандартам, то есть экологический аудит.

Однако логично предположить, что если организация подтверждает свою деятельность международным стандартам, то и экоаудитор должен работать на основе международных экологических стандартов, по аналогии с международными аудиторскими стандартами, строго регламентирующими проведение финансового аудита. Если продукция поступает на международный рынок, то подтверждение соответствия ее качества и соблюдения требований по охране окружающей среды при ее производстве может быть реализовано аккредитованными при ВТО организациями, осуществляющими экологический аудит. Такая схема экологического аудита будет служить поступлению прозрачной информации заинтересованным лицам (потребителям), минимизирует риски нетарифных барьеров в международной торговле, и снизит государственные затраты на контроль качества ввозимой продукции.

Заключение

Актуальность экологического аудита в условиях глобальных экологических вызовов современности продолжает возрастать. Экологический аудит является одним из способов регулирования воздействия на окружающую среду среди других методов, включая экологический контроль и экспертизу. Он должен рассматриваться как разновидность общего аудита, а, следовательно, проводиться после осуществленной деятельности аудируемого лица и подтверждать соответствие этой деятельности, выраженной в документации, экологическим требованиям и нормативам. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и экологический аудит имеют точки соприкосновения, причем специалисты должны владеть пересекающимися компетенциями в области финансов и экологии, однако цели и задачи экологического аудита и финансового аудита кардинально отличаются друг от друга, поэтому важно разграничивать сферы деятельности этих двух равноценных видов аудита.

В настоящее время в России часть экологической отчетности, а именно отчетности по выбросам парниковых газов в атмосферу земли, может подтверждаться только финансовыми аудиторами, при этом сами финансовые аудиторы, занимающиеся в течение года только такими проверками, рискуют потерять аттестат аудитора, так как в российском законодательстве такие проверки не относятся собственно к аудиторским проверкам. В этой связи российский закон об аудите требует уточнения. В России активно выполняются требования Киотского протокола и создается система учета и отчетности выбросов в атмосферу парниковых газов, однако именно независимый экологический аудит, не ангажированный государственным структурам, действующий на основе международных стандартов в большей степени будет соответствовать целям, поставленным перед экологическим аудитом. Не только информация о выбросах в атмосферу парниковых газов, но и иная экологическая информация в ряде случаев должна быть подвергнута независимой проверке. Мы полагаем, что заинтересованными лицами в проведение экологического аудита являются все граждане Земли, но оплату за проведение экологического аудита должен осуществлять заказчик. Как правило, это само аудируемое лицо. Данное правило вполне соотносится с принципом, принятом в международном экологическом праве - «загрязнитель платит».

Важными сферами деятельности, в которых необходимо использовать аудит, являются контроль за выбросами в атмосферу, загрязнение морей и контроль за работой очистных сооружений, а также контроль за производством продукции, выпускаемой на международный рынок. Указанные сферы требуют единого подхода разных стран, единых стандартов и принципов.

Если контроль за выбросами в атмосферу активно осуществляется экологическими аудиторами, то контроль за загрязнением Мирового океана требует большего внимания, особенно на прибрежных территориях.

Концепция наднационального регулирования экологического аудита связана с необходимостью предоставления достоверной экологической информации всем заинтересованным лицам, так как достижение устойчивого развития возможно только при совместных усилиях всех стран. Наибольшую эффективность экологический аудит может принести только при выработке единых наднациональных правил регулирования и стандартизации аудиторских процедур экологического аудита. Экологический аудит при таком развитии послужит доверию между государствами и гражданами всех стран.

Для целей наилучшего развития ситуации имеет смысл созыв международной конференции экологических аудиторов на базе ЮНЭП, где можно было бы объединить усилия экологических аудиторов для создания объективных стандартов экологического аудита в целях получения всеми гражданами Земли достоверной информации о состоянии окружающей среды.


[1] Макаров СВ., Шагарова Л.Б. Экологическое аудирование промышленных производств. М.: НУМЦ, 1997. С. 46.

[2] Иутин И.Г. Правовые основы экологического аудита: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С.7.

[3] Гофман В.Р. Экологический аудит и правовые вопросы природопользования. Учебное пособие. Челябинск. Изд. ЮУрГУ. 2000. 183 с.

[4] Вылегжанина Е.Е. Основные тенденции развития экологического права Европейского Союза [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра юрид. наук. М.: РГБ, 2006 С. 193.

[5] Бринчук М.М. Сертификация и аудит в механизме экологического права // Сборник научных трудов «Современное экологическое право в России и за рубежом» / отв. ред. Дубовик О.Л. М.: Изд-во ИНИОН РАН. 2001. С. 60

[6] Бобошко В.И., Гусев А.А., Потравный И.М. Особенности экологически ориентированного малого бизнеса в России // Экономика природопользования. 2006. № 5. С. 27.

[7] Егиазаров В.А., Кичигин Н.В. Экологический аудит: перспективы законодательного регулирования // Журнал российского права. 2011. № 4. С. 11-18.

[8] Юсупов Т.З. Гражданско-правовые аспекты экологического аудирования: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 9.

[9] Садовникова Ю.Ю. Управление устойчивым развитием национальной экономики: теоретико-методологические основы, инструментарий экологического аудита: автореф. ... канд. эконом. наук. Ростов-на-Дону, 2006. С. 13.

[10] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник / 2-е изд., перераб. и доп. Юристъ. 1998. С. 299.

[11] Закон об экологическом аудите в Томской области от 09.10.1997 № 574 // СПС «КонсультантПлюс».

[12] Закон Республики Алтай от 25 сентября 2008 г. № 83-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года», Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 17 декабря 2013 г. № 374 «О государственной программе Республики Северная Осетия - Алания «Охрана окружающей среды, экологическая безопасность и благополучие Республики Северная Осетия - Алания на 2014 - 2020 годы» и др. // СПС «Консультант Плюс»., дата обращения 12.03.2018..

[13] Иутин И.Г. Экологический аудит: роль, сущность и вопросы, требующие правового регулирования // Журнал российского права. 2008. № 2. С. 94-101.

[14] Гулак Н.В. Малышенко А.В. Роль экологического страхования и экологического аудита в обеспечении промышленной безопасности // Аграрное и земельное право 2005. № 2 С. 48-52.

[15] Максимов И.С. Повышение значения института экологического аудита в охране окружающей сред // Вестник Амурского гос. Университета. Серия: Гуманитарные науки. 2003. № 22. С. 38-41.

[16] Заславская Н.М. Экологический аудит: история и современное правовое регулирование. // Экологическое право. 2015. № 6. С. 3-11.

[17] Серов Г.П. Экологический аудит и экоаудиторская деятельность. Научно-практическое руководство. М.: Дело, 2008. С. 35.

[18] Хаустов Д.В. Актуальные проблемы правового регулирования экологической экспертизы на современном этапе // Экологическое право. 2012. № 4. С. 42-48.

[19] Гогаева М.Т. Экологический аудит как элемент механизма принятия экологически значимых решений // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2010. № 4. С.79-87.

[20] Гогаева М.Т. Правовой механизм принятия экологически значимых решений: автореф. дис…. канд. юрид. наук. М., 2011. С. 5.

[21] Тихомиров Н.А., Потравный И.М., Тихомирова Т.М. Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками. М.: Юнити Дана, 2003. С. 320.

[22] Гогаева М.Т. Экологический аудит как элемент механизма принятия экологически значимых решений // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2010. № 4. С.79-87.

[23] Кирилловых А.А. Риск-ориентированный подход и разграничение полномочий в сфере надзора за объектами НВОС: проблемы практической реализации // Право и экономика. 2017. № 7. С. 12 - 17.

[24] Вылегжанина Е.Е. Основные тенденции развития экологического права Европейского Союза [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра юрид. наук. М.: РГБ, 2006. С.193.

[25] Гиззатулин Р.Х. Экологическая функция государства: теория и практика реализации: Монография / Под ред. М.М. Бринчука. М.: Юрлитинформ, 2014. С. 250.

[26] Захаров А.В. Функционирование Российского государства и права в условиях современных глобальных экологических вызовов человечеству: дис… д-ра юрид. наук. Тамбов, 2011. С. 314.

[27] Чхутиашвили Л.В. Экологический аудит: проблемы и пути их решения // Аудитор. 2016. № 1. С. 22-28.

[28] Бартельс Дж. Практика экологического аудирования // Экологический учет и аудит: сборник статей / под ред. Л.З. Шнейдмана. М.: ФБК ПРЕСС, 1997. С. 109-123.

[29] Гапоненкова Т.В. Экологический аудит: автореф. дис. ... канд. экономических наук. М. 2003. URL: http://www.dissercat.com/content/ekologicheskii-audit (дата обращения: 09.11.2014). 

[30] Петров В.В. Экологическое право России. М.: БЕК. 1995. С. 239. 

[31] Герасимчук И. Экологическая практика транснациональных корпораций М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2007. С. 61-62.

[32] Петрова Т.В. Правовые проблемы экологического аудита // Труды Института государства и права Российской академии наук, 2007. № 5. С. 172.

[33] Шестаков А.С. Экологический аудит: вопросы теории и практики // Законодательство и экономика. 1997. № 15-16. С. 60-64.

[34] Шестаков А.С. Там же.

[35] Шестаков А.С. Там же.

[36] Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // «Российская газета», № 267, 31.12.2008.

[37] Злобин С.В. Правовое регулирование экологического предпринимательства в Российской Федерации: дис… канд. юрид. наук. Волгоград, 2011. С. 93.

[38] Бринчук М.М Экологическое право (Право окружающей среды). Учебник. М: Юристъ, 1998. С. 224.

[39] Злобин С.В. Правовое регулирование экологического предпринимательства в Российской Федерации: дис… канд. юрид. наук. Волгоград, 2011. 199 с.

[40] Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н).

[41] Международный стандарт аудита 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.11.2016 № 207н).

[42] Орлова И.Г. Экологический аудит // http://www.eco-iso.ru/?page_id=79 (дата обращения 24.03.2018)..

[43] Злотникова Т.В. Экологический аудит как новый механизм возмещения вреда окружающей среде // Правовые проблемы возмещения вреда, причиненного окружающей среде: сборник материалов Международной научно-практической конференции (МИИГАиК, ИЗиСП, 23 марта 2017 г.) / отв. ред. С.А. Боголюбов, Н.Р. Камынина, М.В. Пономарев. М.: МИИГАиК, 2017. С.70.

[44] Хлуденева Н.И. Правозащитный потенциал Орхусской конвенции // Судья. 2015. № 9. С. 46-50.

[45] http://regulation.gov.ru/projects свод предложений по итогам публичного обсуждения уведомления о подготовке нормативного правового акта‎ «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[46] В настоящий момент в России данный орган называется Федеральная служба по надзору в сфере природопользования // http://rpn.gov.ru/ (дата обращения 24.03.2018).

[47] Петрова Т.В. Правовые проблемы экологического аудита // Актуальные проблемы развития экологического права в XXI веке. М.: Труды Института государства и права Российской академии наук, 2007. № 5. С. 175.

[48] Международный стандарт аудита 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н). См. также статьи специалистов, разъясняющие порядок информирования лиц, отвечающих за корпоративное управление: Булдашова Ю.В. Ключевые вопросы аудита в новых международных стандартах аудита по составлению аудиторских заключений // Аудиторские ведомости. 2016. № 12. С. 6-24; Лащинина Е.А. Взаимодействие аудитора с лицами, отвечающими за корпоративное управление клиента // Финансовые и бухгалтерские консультации: электрон. журн. 2017. № 9. С. 28-36. URL: http://www.fbk.ru/publications/publishing_library/ (дата обращения: 11.09.2017).

[49] Кнац Ю.А. Глобализация как фактор активизации экологической функции Российского государства // Юридический мир. 2015. № 9. С. 34-38.

[50] Захаров А.В. Функционирование Российского государства и права в условиях современных глобальных экологических вызовов человечеству: дис… д-ра юрид. наук. Тамбов, 2015. 459 с.

[51] См. Майорова Е.И., Гончарук Н.Ю., Адаманова Э.В. Особенности проведения судебно-экологических экспертиз и оценка их судом в гражданском и арбитражном судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. № 9. С. 39-44; Гулевская В.В. Современное состояние и тенденции развития судебной экспертизы дикой флоры и фауны // Судья. 2015. № 9. С. 38-40.

[52] Злобин С.В. Правовое регулирование экологического предпринимательства в Российской Федерации: дис… канд. юрид. наук. Волгоград, 2011. С. 8.

[53] Федеральный закон от 04.11.1994 № 34-ФЗ // Бюллетень международных договоров. 1996. № 12.

[54] Какителашвили М.М. Перспективы участия России в Киотском протоколе // Экологическое право. 2016. № 2. С. 28-32.

[55] Аверченков А.А., Галенович А.Ю., Сафонов Г.В., Федоров Ю.Н. Регулирование выбросов парниковых газов как фактор повышения конкурентоспособности России. М.: НОПППУ, 2013. С.54. Доступ: https://www.wwf.ru/data/climate/2013/vybrosov-parnikovyh-gazov.pdf

[56] Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2015 № 716-р «Об утверждении Концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.05.2015. № 18. Ст. 2737.

[57] Приказ Минфина России от 09.11.2016 № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2016 № 44354); Приказ Минфина России от 24.10.2016 № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2016 № 44299) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.11.2016.

[58] http://www.ifac.org.

[59] http://www.ifac.org/news-events/2012-06/iaasb-releases-new-global-standard-assurance-greenhouse-gas-statements (дата обращения 23.03.2018).

[60] Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 15.06.2015.

[61] Массарыгина В.Ф. О новом этапе развития аудиторской деятельности в России // Аудиторские ведомости. 2017. № 5-6. С. 109-119.

[62] МСЗОУ 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов» (ISAE 3410).

[63] http://www.ifac.org.

[64] Иутин И.Г. Правовые основы экологического аудита: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 9.

[65] Ефимова О.В. Матричный подход к формированию и раскрытию информации о ресурсах в интегрированной отчетности организации // Аудиторские ведомости. 2017. № 3. С. 23-34.

[66] Козырева Л.А. Загрязнение окружающей среды отходами производства // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 9. С. 52-60.

[67] Доклад Генерального секретаря ООН «Мировой океан и морское право» 70-я сессия A/70/74. 30 March 2015. C. 47. http://www.refworld.org.ru/topic,51dc06874,51dc104e13e,558929844,0,,,.html.

[68] Доклад Генерального секретаря ООН «Мировой океан и морское право». A/66/70.22 March 2011. С. 67.  

[69] Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К. Международно-правовые проблемы установления морских охраняемых районов // Lex russica. 2016. № 2. С. 62-80.

[70] Круглов В.В. Об экономико-правовых мерах по охране водных объектов от загрязнения промышленными предприятиями в регионах России // Российский юридический журнал. 2017. № 3. С. 200-204.

[71] Ежова Т.Г. Международно-правовая защита Балтийского моря от загрязнения. М., 2014. С.31.

[72] Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях экономической интеграции Российской Федерации: монография. М.: Проспект, 2017. С.27.

[73] Селиванова К.А. Эколого-правовой механизм в аграрном секторе экономики: направления реализации автореф. дис… канд. юрид. наук. Оренбург, 2016. С.155.

[74] Ярандайкин Р.С. Организационно-правовые проблемы производства и реализации экологически чистой сельскохозяйственной продукции: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М.,1999. С.37.

[75] Клычова А.С., Гареев Р.И. Понятийные и организационные аспекты экологического учета и аудита // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. № 10. С. 36-39.

[76] Гогаева М.Т. Экологический аудит как элемент механизма принятия экологически значимых решений // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2010. № 4. С.79-87.



2019-11-13 184 Обсуждений (0)
Несколько тезисов о необходимости четкого разграничения сферы действия финансового и экологического аудита 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Несколько тезисов о необходимости четкого разграничения сферы действия финансового и экологического аудита

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)