Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Великозаходская – 1888 год – Костьковская волость



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Великозаходская – 1888 год – Костьковская волость 0.00 из 5.00 0 оценок




Классы: 1 отделение    2 отделение 3 отделение 4 отделение

               16 уч.                 12 уч.          6 уч.                 –

Учительница – Соловьёва

Нанято у Василия Ивановича Бочкарёва в д. Великий Заход с сентября 1912 года по сентябрь 1915 года по 55 рублей в год под школу и квартиру учителей.

 

Нам удалось узнать и о первом наёмном здании школы от Кузнецовой (Бочкарёвой) Галины Васильевны, проживающей и сейчас в том самом здании, в котором была первая школа. Галина Васильевна подтверждает, что её отец (Бочкарёв Василий) сдавал в наём свой жилой двухэтажный дом, правую верхнюю комнату – 62м2 под школу и комнату для учителей. Вспомнила она и учительницу, Бочкарёву Александру Владимировну (Трубач), преподававшую в школе. Она жила на хуторе около Нарезки, это место так сейчас и называется – Трубач. На кладбище стоит памятник с фотографией учительницы (1902 – 1968 год)

 

А вот ещё один документ: « Список земских школ уезда – 1917 год»

 

Название училищ (школ) Селения, расп-ые не далее 3 верст от школы

Число всех жителей

Число детей 8-11 лет

Сколько верст до школы
1 2

м. 3 ж.

м. 4 д.

5
1)Великозаходская В.Заход 140 113 9 8 -
  Красотка 13 16 2 1 2
  Погорелица 56 65 6 5 3
  Хмели 89 92 1 - 2
2)Висючеборская   В. Бор 165 180 5 3 -
  Слутки 28 26 1 3 3
  Новый Брод 22 29 7 8 3
  Тоболка 105 132 8 6 1

3) Кривочасовенская

(земская)

Кривая часовня 83 92 9 8 -
Старый Брод 92 93 4 3 3
Сохново 53 65 3 4 3
Михалёво 41 52 5 4 1

4) Костьковская

(министерская)

Косьтково 172 194 15 19 -
Новинка 62 75 7 5 2
Подновинка 50 65 6 5 3
Каменка 40 46 4 4 3

5) Буховская (церковно-приходская)

Бух 14 28 2 2 -
Клёнка 87 103 9 7 1,5
Ямник 60 85 2 2 -
6) Глухо-Демидовская Глухое Демидово 125 141 12 9 -

 

Наша Великозаходская школа входила в состав Костьковской волости.

В фондах Новгородского государственного исторического архива находим ценный документ, рассказывающий не только о нашей школе, но и об огромном количестве школ Костьковской волости.

        

Костьковская волость (1918 – 19 г.)

 1) Великозаходская школа – 29 учеников, 1 преподаватель, здание наемное, деревянное, рекреационных комнат, раздевалок нет, при введении всеобщего обучения обучалось бы 65 учеников, требует пристройки: имелась одноклассная комната площадью пола 64м2.

 

2) Буховская школа – 24 ученика, 1 преподаватель, здание собственное,   деревянное; рекреационных комнат, раздевалок нет: при введении всеобщего обучения обучалось бы 60 учеников; пристройки не требовало бы; требуется капитальный ремонт, имеется одноклассная комната площадью

105м2 и одна квартира для преподавателя.

3) Костьковская школа – 91 ученик, в 1918- 2, в1919 – 3 преподавателя. Одно здание собственное, деревянное, рекреационных комнат, раздевалок нет, пристройки не надо, капитальный ремонт не надо проводить, - в том и другом здании по две классные комнаты; квартир для преподавателей нет.

4) Глухо - демидовская школа – 25 учеников, 1 преподаватель.

Здание наемное, деревянное; рекреационных комнат, раздевалок нет; при введении всеобщего образования обучалось бы 35 учащихся – требует пристройки классных комнат- 108 м2; квартир для преподавателей нет.

5) Хмелевская школа – 27 учащихся, 1 преподаватель. Здание собственное, деревянное, рекреационных комнат, раздевалок, квартир для преподавателей нет; требует пристройки.

Висючеборская школа

- 35 учеников/ собственное, здание деревянное,

-29 учеников / наёмное.

- Имеется раздевалка, рекреационных комнат нет.

При введении всеобщего образования обучалось бы 1)37 2) 26

 Делать пристройку нельзя – надо новое здание; необходим капитальный ремонт.  Площадь классных комнат 1)121м2 2) 60м2

 Имеются квартиры для преподавателей 1) 2 2) 2

7) Кривочасовенская школа – 89 учеников, 2 преподавателя, два наемных здания – деревянных. / Приложение № /

 

А вот ещё поподробнее о 2-х школах: Глухо-Демидовской и Костьковской.

 К сожалению, о других школах нашего края детального и подробного описания нет.

Глухо-Демидовская школа Демянской волости Демянского уезда Новгородской губернии с 3-х-летним курсом обучения первой ступени.

Основано в 1890 год; преобразовано в 1918 году; год постройки здания – 1888 год.

Здание одно, деревянное, крыто лучинкой, библиотеки и кабинетов нет, земельного участка нет.

Здание приспособлено, (т.е. не специально построено) – его первоначальное назначение – крестьянская изба; крыто деревом.

Размер комнат: длина – 8 (арш.), ширина – 7, высота – 3, число окон 3, площадь пола – 56 кв.арш. Здание наемное – 60 рублей в год.

При учреждении надворных построек и земельных участков нет.

 

 

   

Имущество:

 - парты одиночные – 4 шт.;

- стол;

- стул;

- шкаф;

 - часы.

Дети, обслуживаемые учреждением (1925 год):

18 детей – крестьян по социальному положению

мальчики девочки

мальчики

11

7

8л. 9л. 10л. 11л. 12л.
2 3 2 2 2

девочки

3 1 3 - -

 

Г-Д школа в учебно-административном отношении подчинена У(ОНР) ОНО. Педагогический персонал содержится за счет волостного бюджета, преподавание ведется на русском языке, подготовительных групп нет, основных групп две.

Число преподавателей – 1 женщина (беспартийная); имеется 1 прислуга.

Число учащихся на 1 декабря 1925 г:- мальчиков -15, девочек – 12.

Тип школы – массовая.

 

Распределение по группам

 

  Первая группа Вторая группа  
мальчики 7 8 15
девочки 5 7 12
Общего пола 12 15 27
Из них второгодников 3 5 8

 

Осенью 1925 года принято новых учащихся: М -6, Д – 5. Осень. 1925 года занятия начались 22 сентября. 29 ноября 1925 год – учитель Бочкарева Александра.

 

Расстояние учреждения до УОНО – 32 версты, до волости 32 версты, до ближайшей ж/д (станции) Пола – 53 версты, до почтовой конторы – 12 верст (Висючий Бор)

 

 

Костьковская советская школа с 4-х летним образованием - общеобразовательная школа, находится в ведении УОНО, Демянская волость, Демянский уезд, село Костьково. Расстояние до ОНО - 20 вёрст, до волости - 20вёрст, до ближайшей ж/д станции Лычково - 35 вёрст, до

Почтовой конторы (Висючий Бор) - 6 вёрст.

Год основания учреждения-1882 год (год построения).

Год преобразования-1918 год, преобразовано из Мкл (одноклассное сельское учреждение).

В учреждении библиотеки и кабинетов нет.

Здание построено специально, 2 этажа крыто лучинкой, фундамент каменный, имеется земельный участок- 1десятина, надворные постройки – двор и баня. Имеются квартиры при учреждении для учащихся.

 Инвентарь: 1924года-24 парты, 2 стола, 2 стула, 4 доски, 2 шкафа.

2 преподавателя: образование среднее, стаж 5 и 6 лет.

Учеников-87: из них: -85- великороссы;

                                -2- труженика;

                                 - 82- крестьянина;

                                 -2- рабочих;

                                 -3- ремесленники;

 4 группы параллельных

Список учащихся, обслуживаемых учреждением:

 

 

 

Дети

Учащиеся

Населённые пункты Расстояние Число дворов Жители М Д м д
Костьково  - 64 338 29 18 22 14
Каменка 2,5 17 64 6 4 2 3
Клёнка 3 34 194 11 7 9 5
Петровское 0,5 18 115 12 11 3 6
Ковровское 1 7 25 4 2 1 -
Серки 2 27 117 12 7 8 1
Новинка 3 17 95 10 6 5 3
Подновинка 3 21 91 9 4 5 -
Петровское товарищество 0,5 6 34 2 5 1 2
    211 1073 95 64 56 34

 

Как мы видим, документы показывают нам многочисленную сеть школ, охватывающих наш край. Почти в каждой деревне была своя школа.          

И с каждым годом школьная сеть продолжала расширяться, число учащихся росло. Это было просто здорово – в каждой деревне - школа.

Не нужно идти за тридевять земель /хороших дорог и машин тогда не было/.

 

Карта Демянского района наглядно демонстрирует это.

 

 

Далее, работая с документами Новгородского архива, нашли много интересного о школах нашего края и о своей школе.

Р. – 227 (4) Опросные листы.  / Приложение № /

Из опросных листов (датированных 1919 годом) отдела народного образования Демянского Совдела узнали следующее о Великозаходской школе:

Во-первых, учитель, кроме непосредственных своих обязанностей по обучению детей, должен был вести общественную работу.

В чём же она заключалась и какой характер носила?

Учитель принимал участие в кооперативе, то есть производил ревизию лавки, читал и разъяснял населению газеты, распоряжения правительств…

В просветительских кружках учителя не участвовали и беседы с населением на общественные темы не вели, курсами для взрослых не руководили.

 Когда вышел закон об отделении церкви от государства, население восприняло это безразлично. А вот к закону об отделении школы от церкви население отнеслось враждебно.

 

Анализируя документы учителя Бочкарёвой Лидии Степановны, родившейся 27 января 1896 года, мы узнали, какие предметы преподавались в школе до 1917 года, то есть до отделения школы от церкви:

· Закон Божий

· Церковнославянский язык

· Церковное пение

· Чтение русское и славянское

· Письмо

· Арифметика

( Приложение № копии документов)

Из опросных листов нам также стало известно, что после 1919 года было введено новое обучение в школе, многие предметы, такие, как Закон Божий, церковное пение, были вовсе исключены из преподавания.

 Население относилось отрицательно к новой постановке обучения в школе, но ничего изменить не могли. Были введены новые предметы:

· География

· Отечественная история

· Рукоделие

· Начальные практические сведения по гигиене

· Чистописание

Анализируя факты опросного листа, мы видели, что краткие сведения по нововведённым предметам (истории, географии, естествознанию) давались со слов учителя, в редком случае использовались книги для чтения.

 За неимением пособий и книг для чтения научные сведения учениками усваивались плохо.

Интересен и такой факт, что рисование как отдельный предмет, в школе не преподавался, хотя вообще свободное рисование существовало.

 Урока пения в нашей школе не было, а вот в Хмелевской, Глухо-Демидовской и Висючеборской пение преподавалось.

Обидно, но физкультуры как такого предмета не было ни в одной из школ, хотя мальчики нашей школы обучались военному строю, а в Кривочасовенской школе с наступлением весны занимались на улице, так как «заниматься гимнастикой в помещении тесно и пыльно».

 Великозаходская, Буховская, Кривочасовенская, Хмелевская и Глухо-Демидовская школы – однокомплектные.

Только Висючеборская и Костьковская школы – двухкомплектные. В этих школах-комплектах наблюдалось единство плана учебно-воспитательной работы, единство методов, отношений к ученикам.

Хочется отметить, что почти во всех школах недостаточен простор для получения на уроках «эстетических переживаний» (стихотворение, сказка, пение, музыка, импровизация).

Очень жаль, но учитель к драматизации прочитанного не прибегал. Лишь некоторые школы, такие, как Висючеборская, Костьковская,

Кривочасовенская использовали такой замечательный приём для эстетического воспитания учащихся.

 Вообще, уроков свободного рассказывания и устных сочинений не наблюдалось в нашей школе, в некоторых школах проводились только уроки устных сочинений.

 Хочется обратить внимание и на вопрос о дисциплине в школах.

 Это очень щепетильный вопрос.

Сравнивая себя с учениками тех лет, видим, что многие ребята не понимали нужности и важности получения знаний.

Опросный лист показывает, что в нашей школе, Кривочасовенской и Висючеборской дисциплина на уроках была очень слабой.

 В Кривочасовенской школе дисциплину поддерживали наказанием (ставили на колени), слово действовало плохо, ученики разговаривали на уроках, плохо слушали.

Хотя дисциплина была слабой, учителя всё-таки старались реже прибегать к наказыванию, надеясь, что со временем дети будут и так слушать.

Очень удивились, узнав, что в старой школе существовали такие формы самоуправления учеников, как товарищеский суд.

 Наша школа сейчас – это школа и основного, и дополнительного образования; в ней развита сеть разнообразных кружков

 В то далёкое время ни в одной из школ не занимались в кружках, так как не хватало и так специалистов-предметников.

Далее опросные листы константируют следующее: в Великозаходской, Висючеборской, Костьковской и Кривочасовенской школах существовали ученические библиотеки, хотя книг в них было очень мало, и они не удовлетворяли потребностям учителей и учеников. Дети прочитывали книги по несколько раз; детям и учителям хотелось увеличения библиотек хорошими экземплярами книг. В Хмелевской, Буховской и Глуходемидовской школах вообще не велось и речи о библиотеках. Взрослые также тянулись к чтению книг, и книги им выдавались.

 К глубокому сожалению, но отмечаем далее, что детские спектакли и праздники в школах вообще не проводились.

Хочется обратить внимание и на такой пункт опросного листа, как использование детского труда. Ни в одной из школ земли не имелось, и поэтому ученики не трудились.

Это, как нам кажется, большой минус в трудовом воспитании учащихся. 

Отрадно отметить, что уже в то время во всех школах организованно работал школьный совет, который состоял из одного ученика, учителя и представителя населения.

 Ручной труд в зачаточном состоянии начинал появляться во всех школах, кроме нашей.

 В некоторых школах, как и в нашей, стали проводиться детские игры, хотя систематический характер они не приобрели.

 Об экскурсиях, прогулках и походах не могло быть и речи, хотя Костьковская школа решила этот вопрос положительно.

 

 

Ученики наслаждались красотами своего родного края вместе с учителями, совершали походы, познавая родные места.

Анализируя и сравнивая процесс становления школ, мы увидели, как трудно приходилось школам выживать:

· Во-первых, почти все школьные здания были наёмными (собственные здания имели только Буховская и Костьковская школа).

· Во-вторых, никаким гигиеническим требованиям классные помещения не отвечали, вентиляция отсутствовала.

· В-третьих, все школы имели не только хозяйственные нужды (мебель, вёдра), но не хватало наглядных пособий по новым прдметам 9географических карт, коллекций минералов, картин животного и растительного мира и так далее).

· В-четвёртых, квартиры для учителей имелись при всех школах.

· В-пятых, неудовлетворительно решён был и продовольственный вопрос: хлеба практически не выдавали, так как население тогда остро нуждалось в хлебе (только в Костьковской школе выдавался хлебный паёк в количестве 25 фунтов в месяц). Об устройстве горячих завтраков приходилось только мечтать: вот, наверное, этим объясняется неаккуратное посещение школы учениками (из-за недостатка обуви, одежды, хлеба дети не всегда могли учиться в школе).

 

Годы становления…

Школы успешно развивались, тяга молодёжи к учению была исключительной.

По воспоминаниям Чайкина Николая Яковлевича, завуча школы, до войны в нашей школе было 4-х классное образование, называлась она НСШ (неполная средняя школа, остальные в округе школе – начальные, хотя в книге «Сто новгородских сёл» написано следующее:

«В 1934 году в Великом Заходе открылась изба-читальня, на следующий год - медпункт. Открылась вскоре школа-семилетка и детские ясли».

Вопрос остаётся спорным.

Нам стали известны фамилия, имена и отчества учителей из воспоминаний Чайкина Николая Яковлевича:

«Старейшими учителями довоенной школы были:

          Бочкарёва Лидия Степановна

          Козырев Николай Николаевич

          Виноградова Валентина

          Трошнева Прасковья

          Фомина Мария Ивановна

Начальных классов: Сапожникова Мария Александровна

                                Морозова Александра

В 1936 году в Великозаходской НСШ директор – Князев Павел Лаврентьевич, после него – Архипова, с 1939 года – Никитин Алексей Никитич, в октябре – Тихомиров Семён Петрович».

 

В 30-е годы школа располагалась на том месте, где сейчас находится здание Администрации Великозаходского сельского поселения.

Здание под школу было конфисковано у миллионера Леонова Ильи Яковлевича.

Двухэтажное кирпичное здание с буфетом было очень удобно для занятий.

Нам удалось найти чудом уцелевшую фотографию довоенной школы в личном архиве Бочкарёвой Лидии Степановны.

 

 Временная остановка в образовании…

Прекрасную школьную жизнь нарушила Великая Отечественная война…

 Геройски сражались за Родину учителя и ученики.

 Много погибло наших учителей…

В первую очередь фашисты расправлялись с коммунистами и учителями.

Из воспоминаний Ильиной Натальи Леонидовны и Барановой Марии Александровны д. Ямник, Балуевой Веры Васильевны д. Великий Заход нам стало известно о гибели молодой учительницы-комсомолки Григорьевой Раисы Ивановны, ей было 18 лет, замучена немцами.

 Один староста предал семью Григорьевых, вся семья была расстреляна у речки, хоронить не разрешали, целую неделю пролежали их тела на земле, потом жители похоронили на Буху. После войны приехал брат Раисы Ивановны и поставил деревянный крест.

 Также узнали мы и о мученической смерти директора Ямникской школы, Дудиной Александры Михайловны. Её не ранили, её замучили, и сердце не выдержало – разорвалось.

В Архиве Демянской печати нашли газету «Авангард» за 9 мая 1977 год, в которой рассказывалось о чудом уцелевших заложниках-учителях и жителях д. Великий Заход, среди которых были и старейшие учителя довоенной школы: Бочкарёва Лидия Степановна, А.П.Бочкарёва, Ведерникова М.И..

На страницах газеты Бочкарёва Лидия Степановна вспоминает о пережитых испытаниях…     

 

 

На снимке: (слева) жители д. Великий Заход: А. Кирсанова, М. Яковлев,Т.Иванова, Л.С. Бочкарёва, которые в числе остальных были заперты гитлеровцами в заминированном блиндаже.

Е.К.Коппель (учитель д. Костьково) в своих воспоминаниях назвала учителей, которые в первых рядах ушли на фронт, на защиту своей Родины.

Это: Чайкин Николай Яковлевич

      Богданов Николай Ильич

      Пашков Василий Васильевич

      Коппель К.П., директор школы

Многие из них не вернулись…

 

Эти списки можно продолжить, учителя всегда и везде были на передовом крае, в первых рядах, жертвовали собой ради будущих поколений, а, значит, и для нас …

           

Великозаходская семилетка. /50 – 70 годы/

 

 Нам стало известно из воспоминаний Иванова Владимира Михайловича, проживающего сейчас в п. Кневицы, что после освобождения деревни от фашистов с 1943 года новая семилетняя школа начала работать.

Хотя наша деревня представляла пепелище, но всё же уцелело несколько домов. Школа располагалась в здании (под дубами – «горушка»).

 Учились переростки, которым война не дала возможности учиться, и дети нормального возраста

 

 

 В архивном отделе комитета народного образования Демянского района

 (п – 3) установили, что на 01.01 44 г. В районе имелось 63 школы, из них 1- семилетняя, 5 – НСШ, 57 начальных с количеством учащихся 3440 человек.

Педколлектив школы в 1944 году работал в основном над разрешением ответственной задачи – коренным улучшением качества обучения и воспитания в школе.

 

 Козырева Александра Николаевна (учитель п.Кневицы) предоставила нам свой личный архив об учителях школы той поры в фотографиях и письмах.

 

Из воспоминаний о школе. Фрагменты.

Детство, школу, пожалуй, никто не забудет, сколько бы ни прошло лет, отдельные моменты вспоминаются и мне.

1947 год. Должна была идти в школу, но меня не брали, так как было очень много переростков, а мне ещё только исполнилось 7 лет. Мама, Мария Петровна, упросила Нину Семёновну взять меня в 1 класс.

 Договорились: если буду успевать, то с нового года зачислят в школу, если нет …, значит на следующий год. Я очень старалась писать и решать.

Даже помню тетрадь по чистописанию и как не знала, как написать палочку у цифры «7». Учились вместе с мамой. Нина Семеновна очень нравилась. Она была строгая и добрая, справедливая и заботливая. Приучала нас к порядку, следить за своим рабочем местом, учила петь и даже проигрывала на патефоне пластинки.

 Мы играли в разные игры на переменах: «А мы сеяли, сеяли лен», «Во поле береза стояла» и др. песни и игры. Помню, в 3-м классе я болела. Учила стихотворение по учебнику «Родная речь», да и положила его на плиту. Вечером мама затопила плиту, и загорелся учебник. Слез было очень много, но Нина Семеновна не ругалась. Она все поняла.

Всегда вспоминаю ее по-доброму. В такое трудное время, а она умела найти к нам подход и полностью отдаваться работе

 

Немного помню как учительницу Лидию Степановну Бочкареву, но больше знаю как соседку. Она меня не учила. Только вела несколько уроков, вероятно, заменяла Нину Семеновну. Мы ее очень уважали. Она была пожилым человеком, немного прихрамывала. Работала еще до войны с моим отцом. Они всегда советовались, общались. Наша семья дружила с Лидией Степановной и ее мамой Анной Степановной. Если Лидия Степановна выходила из школы, а мы с подружками Валей Федоровой ее братом Мишкой копались в канаве, пропускали воду или пускали кораблики, то, завидев Лидию Степановну, прекращали игру, вылезали из канавы и ждали, когда она подойдет поближе, чтобы поздороваться с ней. Первые цветы мы всегда несли ей. Бежали поделиться к ней своей радостью. Помню первые дни работы в Тобольской начальной школе. Я как бы невзначай забегу к ней и все рассказываю про своих детей. Она всегда настойчиво слушала и давала советы. Очень запомнилась наш классный руководитель, учительница биологии, географии, Максимова Мария Осиповна  

 

Инвалид с детства, но очень талантливая и трудолюбивая. Диву даёшься, откуда у неё бралось столько сил и энергии на всё. Она заведовала школьным участком. Навоз носили всей школой на носилках от дома учителя до школьного участка. Растили необыкновенный картофель и огромную кукурузу. За хороший урожай кукурузы школа участвовала в выставке на ВДНХ.

Сколько труда и средств тратили люди на выращивание этой культуры! Отводились в колхозе лучшие земли. Пахали землю по два раза, потом наезжали квадраты и строго в пересечение борозд сажали зёрнышки. Всё это делали под руководством Марии Осиповны

Много и строго требовала с нас она по географии. Знание карты было определяющим. Дело доходило до автоматизма. Карту учили на уроках и дома. Постоянно играли в города, реки, озера. Стоя спиной к карте, могли приблизительно показать нужный объект.                        

Она много проводила много бесед с нами на разные воспитательные моменты жизни. Учила нас добру, внимательности, правилам хорошего тона. Она много читала, хотела, чтобы и мы много знали.

 Она была в курсе всех дел, и как бы была участницей и спутником жизни для каждого из нас. Постоянно нас чем-то занимала; то мы собирали золу дома и в делянках, куриный помет для опытного участка, то искали доски и делали скворечники для птиц (попробуй, не принеси), то привлекала к оформлению газет, то участвовали в концертах художественной самодеятельности. Она была в гуще всех дел молодежи на селе. Светлая память сохранилась о ней и самые добрые слова благодарности.

 Ларенкова Екатерина Александровна - учительница математики.

Очень красивая, молодая, грамотная, строгая, требовательная. В нашем семейном архиве хранятся много ее писем брату Олегу. Они одногодки, одноклассники, друзья.

Екатерина Александровна писала в конце 40-х из Боровичей. Мне же помнится, как я не могла понять в 6 классе геометрию. Потом приехал в октябре Олег, и они быстро мне втолковали теоремы. Заставили просто выучить все правила, а понимание пришло потом. Дальше я уже не испытывала трудностей по геометрии.

 Помню Субботину Антонину Васильевну. Наши дороги с ней пересекались дважды. В начале 50-х в Тарасове. Она вела русский язык и литературу, а потом мы переехали в Великий Заход и ее перевели тоже в Великозаходскую школу. Она вела у нас в 7 классе русский язык. Не помню как хорошо или плохо, но мы к ней не имели претензий. Она была добродушная, простая, доступная в общении. Но экзамены сдали по русскому языку плохо. На экзаменах были члены комиссии из Демянска. Было очень строго. Ни одного движения в сторону. Ее, наверное, ругали. Но самое обидное было слышать, когда с трибуны августовской конференции учителей в 1960 году в Демянске (я работала 1-й год в школе) кто-то из райкома партии в выступлении позорил ее за то, что во время рейда по домам

у нее были обнаружены несколько буханок хлеба. Якобы она этот хлеб скармливала своей корове. Было очень стыдно и обидно за все происходившее.

Клементьева Клавдия Григорьевна.

Мой самый первый наставник. Добрейший души человек. Очень тактичная, порядочная, умная женщина. Работала с ней в Тобольской начальной школе. Все делали сами в школе. Такие маленькие дети 1-4 класс, а мы с ними ходили с концертом в д. Старый Брод. Потом Клавдия Григорьевна переехала в д. Великий Заход. Наши пути разошлись. В Великом Заходе она воспитала ни одно поколение. Думаю, что ее вспоминают добрыми словами.



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Великозаходская – 1888 год – Костьковская волость 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Великозаходская – 1888 год – Костьковская волость

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)