Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды экономического анализа



2019-12-29 170 Обсуждений (0)
Виды экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




1.

ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

(Где находится, куда должно стремиться и как достичь намеченной цели? Анализ может помочь при ответе на эти вопросы)

Термин «анализ» происходит от греческого слова «analisis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю».

Такое расчленение позволяет заглянуть внутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

Например, чтобы понять сущность себестоимости продукции, необходимо знать не только из каких элементов она состоит, но и от чего зависит ее величина по каждой статье затрат.

Анализ – это инструмент познания предметов и явлений внутренней и внешней среды, основанный на разборе целого на составные части и исследовании их во взаимосвязи и взаимозависимости.

В науке и на практике применяют различные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический.

Они отличаются объектами, целями и методикой исследования. Экономический анализ, в отличие от других видов анализа, относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений.

Для оптимизации управления необходимо иметь четкое представление о тенденциях и характере изменений в экономике хозяйствующего субъекта. Получение данной информации возможно только на основе экономического анализа.

Роль анализа в управлении производством возрастает вследствие того, что меняются механизм хозяйствования, принципы и методы управления. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора заставляют руководителей постоянно проводить исследования в области рынков сбыта, источников сырья, изучения спроса, ценообразования, что должно обеспечить повышение эффективности производства.

Формирование рыночных отношений обусловливает необходимость развития анализа прежде всего на уровне хозяйствующего субъекта – на уровне отдельных предприятий и их структурных подразделений.

Экономический анализ, как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования ФХД предприятия.

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающиеся через систему экономической информации. При этом все процессы изучаются в динамике.

Объективные внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, в основном отражают действия экономических законов рыночной экономики. Закон спроса и предложения находит отражение в формировании цены. Изменение цен на сырье, материалы, тарифов на энергию и т.д. влияет на производственные и финансовые результаты работы предприятия, приводит к усложнению экономических расчетов в процессе анализа.

Субъективные внутренние факторы связаны с конкретной деятельностью человека и полностью зависят от его действий (успешное результативное хозяйствование при правильной организации производства и труда, умелом использовании ресурсов можно определить как явление субъективного фактора).

Наиболее важным моментом экономического анализа является определение взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности хозяйственных процессов.

 


СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

Содержанием экономического анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выяснения слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Основная цель экономического анализа заключается в оценке достигнутых результатов и в выявлении резервов повышения эффективности производства.

Содержанием и предметом экономического анализа опреде­ляются стоящие перед ним задачи. Важнейшие из них:

Первая задача - повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их раз­работки) дос­тигается обстоятельным ретроспективным анализом хозяйствен­ной деятельности. Построение временных рядов за значитель­ный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут ока­зывать в будущем существенное влияние на хозяйственную дея­тельность предприятия.

Ретроспективный и текущий анализ завершаются перспек­тивным (прогнозным) анализом с прямым выходом на планово-предположительные показатели.

Вторая задача - объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг (по данным учета и отчетности). На промышленных предприятиях, например, исследует­ся выполнение производственной программы по количеству и ассортименту важнейших изделий, сортности, комплектности и качеству продукции, ритмичности производства, реализации продукции, выполнению договоров поставки; на транспорте -по грузообороту; в организациях связи - по числу оказанных услуг и т.д. В торговле основное внимание обращается на объем оптового и розничного товарооборота, на его ассортиментную структуру и т.д.

Третья задача - определение экономической эффек­тивности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На промышленных предприятиях отдельно исследуется эффективность использования средств и предметов труда (зда­ний и сооружений, инструментов, сырья и материалов), рабочей силы (по численности и профессиональному составу работни­ков, основному и вспомогательному персоналу, производитель­ности труда и т.д.), финансовых ресурсов, взятых в их совокуп­ности (собственных и заемных).

Четвертая задача экономического анализа - обес­печение заданной эффективности и оценка конечных финансовых результатов.

При оценке финансовых результатов деятельности предпри­ятий используются количественные и качественные показатели (в их необходимой увязке). Так, размер прибыли промышлен­ного предприятия определяется не только количеством и ассор­тиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью. При­быль торгового предприятия зависит как от выполнения плана товарооборота (по объему и структуре), так и от фактически сложившегося уровня издержек обращения.

Пятая задача экономического анализа - выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса.

В процессе экономического анализа выявление резервов происходит путем сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного использо­вания отечественного и зарубежного передового опыта. Крити­ческая оценка самих плановых разработок также может указать на возможности их перевыполнения.

Шестая задача экономического анализа состоит в обосновании и проверке оптимальности управленческих решений. Принять правильное управленческое решение, выявить его ра­циональность и эффективность можно лишь на основе предва­рительного экономического анализа.

Задачи экономического анализа, конечно, не исчерпываются приведенным выше перечнем. Многогранность хозяйственных ситуаций ставит перед ним многие задачи автономного характе­ра. И их можно решить, применяя общие и частные аналитиче­ские методы.

Содержательная сторона анализа включает следующие элементы (процедуры):

· постановка конкретных задач анализа;

· установление причинно-следственных связей;

· определение показателей и методов их оценки;

· выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;

· выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирования положительных.

 

 

Виды экономического анализа

 

По сложившейся в российской практике традиции экономический анализ хозяй­ственной деятельности подразделяют на финансовый и управ­ленческий. Причем такая классификация связана с подразде­лением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. К финансовому анализу по традиции относят анализ, основывающийся на дан­ных публичной бухгалтерской отчетности, этот вид анализа считают внешним по отношению к предприятию. К управлен­ческому анализу по традиции относят внутрихозяйственный фи­нансовый и внутрихозяйственный производственный анализ, которые основываются на данных управленческого учета.

Классификация видов экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

Анализ классифицируют по раз­ным признакам.

По отраслевому признаку анализ делится на:

· отраслевой, мето­дика которого учитывает специфику отдельных отраслей эконо­мики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.),

· межотраслевой, который являет­ся теоретической и методологической основой анализа во всех от­раслях национальной экономики или, другими словами, теорией экономического анализа.

По признаку времени анализ подразделяется на предваритель­ный (перспективный) и последующий (ретроспективный, истори­ческий).

· Предварительный(прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяй­ственных операций. Важнейшими задачами предварительного анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов. Содержание расчетов зависит от задач, ко­торые решают в процессе анализа. Возможны три основных слу­чая:

1) анализ проводят перед составлением плана в целях подго­товки исходной для планирования информации;

2) анализ проводят одновременно с разработкой плана для проведения вариантных расчетов;

3) проведение анализа после разработки плана, чтобы опре­делить вероятность его выполнения, соответствие его реальным условиям и возможностям предприятия.

· Последующий (ретроспективный) анализ проводится после со­вершения хозяйственных операций. Он используется для контро­ля за выполнением плана, выявлением неиспользованных резер­вов, объективной оценкой результатов деятельности предприятия. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный).

- Оперативный (или ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуа­ции за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Оперативный анализ направлен на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением предприятием.

- Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что де­ятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Главная задача итогового анализа - объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных ре­зервов, мобилизация их для повышения экономической эффектив­ности производства в будущих плановых периодах, а также выяв­ление недочетов в работе и их виновников.

По пространственному признаку можно выделить анализ внут­рихозяйственный и межхозяйственный.

· Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только ис­следуемого предприятия и его подразделений.

· При межхозяй­ственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, ре­зервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оцен­ку эффективности деятельности предприятия.

Важное значение имеет классификация анализа по субъектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, техноло­гии, организации производства и т.д.

В зависимости от интересов управляющего органа аспект ана­лиза может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяй­ственной деятельности. В связи с этим выделяют:

1) технико-экономический анализ (занимаются технические службы управления);

2) социально-экономический анализ (занимаются экономические службы управления, статистические органы, социологические ла­боратории и др.);

3) экономико-правовой анализ (проводят юридические службы предприятий и объединений);

4) экономико-экологический анализ (организуют органы охра­ны окружающей среды);

5) финансово-экономический анализ (занимаются финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы);

6) аудиторский (бухгалтерский) анализ - это экспертиза диаг­ностики финансового «здоровья» предприятия. Проводится ауди­торскими фирмами;

7) экономико-статистический анализ (проводят статистичес­кие органы) - применяется для изучения массовых общественных явлений;

8) маркетинговый анализ (занимается служба маркетинга пред­приятия или объединения) - применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятель­ности может быть: сравнительный, факторный, диагностический (экспресс-анализ),  экономико-математический. стохастический (дисперсионный, корреляционный, компонент­ный); функционально-стоимостной (ФСА).

По субъектам (пользователям анализа) различают внутрен­ний и внешний анализ.

· Внутренний анализ проводится непосред­ственно на предприятии для нужд управления;

· внешний анализ -на основе финансовой и статистической отчетности органами хо­зяйственного управления, банками, финансовыми органами, ак­ционерами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный.

· При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов,

· при выборочном - по результатам об­следования только части объектов.

По содержанию программ анализ может быть:

· комплексный, т.е. анализ всей хозяйственной деятельности,

· локальный, т.е. деятель­ности отдельных подразделений,

· тематический анализ отдель­ных вопросов экономики.

По степени механизации и автоматизации вычислительных работ - анализ в условиях электронной обработки данных или с применением счетно-клавишных машин.

По периодичности проведения анализ делится на:

· периодичес­кий - годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный,  

· разовый, непериодический анализ.

Каждая из названных форм экономического анализа своеоб­разна по содержанию, организации и методике его проведения.

На практике отдельные виды экономического анализа в чис­том виде встречаются редко, но знание важнейших принципов их организации и методов необходимо. На каждом уровне управле­ния ежедневно принимается множество решений, для обоснова­ния которых обычно используются различные виды экономичес­кого анализа.

 

 



2019-12-29 170 Обсуждений (0)
Виды экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды экономического анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)