Прием сравнения показателей
В экономическом анализе способ сравнения считается одним из важнейших – с него начинается анализ. Сравнение – наиболее ранний и наиболее распространенный способ анализа. Сравнение – это один из логических приемов, позволяющий дать характеристику явления через другие явления и понятия. При сравнении каких-либо данных о работе предприятия необходимо правильно оценивать их экономическое значение, понимать, в какой степени и какие именно стороны деятельности предприятия они отражают. Как экономический прием сравнение позволяет выявить взаимосвязь экономических явлений, их развитие и степень достижения эффективности в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Сравнение объектов управления между собой возможно лишь при качественной их однородности. При экономическом анализе применяются следующие основные виды сравнения: · Сравнение отчетных показателей с плановыми позволяет дать предварительную оценку работы предприятия, выделить участки работы, требующие особо внимательного дальнейшего анализа; · При сравнении отчетных данных с данными предшествующих периодов целесообразно сравнивать показатели как плановые так и отчетные за рассматриваемый период с показателями предшествующих периодов – предыдущим годом или рядом предшествующих лет. Это дает возможность оценить темпы развития и напряженность плана анализируемого периода; · При сравнении отчетных показателей предприятия с данными других предприятий необходимо учитывать условия, в которых работают предприятия. Предприятия должны быть однородными, выпускать одинаковую либо подобную продукцию; · Сравнение отчетных показателей предприятия со среднеотраслевыми практикуется в вышестоящих организациях. Это сравнение позволяет оценить место, занимаемое этим предприятием в данной отрасли. При использовании других аналитических приемов сравнение применяется как один из элементов этих приемов. Пример сравнения фактических данных с плановыми:
Такое сравнение позволяет определить степень выполнения плана за анализируемый промежуток времени. Различают следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, а также одномерный и многомерный. Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта). С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом, соотношения частей целого между собой, а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора. Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики. При одномерном сравнительном анализе сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю. С помощью многомерного сравнительного анализа проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей при проведении комплексного анализа и обобщении результатов деятельности предприятий. Важное условие, которое надо соблюдать при анализе - необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. Как уже отмечалось, одной из задач АХД является систематический контроль и всесторонняя оценка деятельности предприятий по выполнению бизнес-плана. Этим обусловлена необходимость сравнения фактических данных с плановыми. Такое сравнение позволяет определить степень выполнения плана за месяц , квартал или год. Савицкая , стр50, табл.4.6 9. прием детализации общих результатов выполнения плана
В системе аналитических показателей различают обобщающие показатели оценок состояния объекта и частные (факторные), используемые для выявления влияния отдельных факторов на общий показатель. Разложение обобщающих показателей на частные достигается приемом детализации. Обобщающие показатели отчетности предприятия не характеризуют качества работы отдельных их подразделений и исполнителей. В них взаимно погашаются положительные и отрицательные результаты, полученные на отдельных участках работы и в различные периоды времени. Расчленяя показатели и детализируя их по подразделениям, можно установить влияние каждого из них на результаты работы предприятия. Детализацию можно проводить по различным признакам. В экономическом анализе наиболее часто встречается детализация: · По времени; · По месту получения показателей; · По составным элементам. Детализация итоговых показателей по времени позволяет расчленить показатели за год по кварталам, месяцам. Детализация итоговых показателей по месту получения позволяет расчленить показатели работы производственно-финансовой деятельности предприятия на частные показатели работы всех его звеньев (участков, отделений и бригад). Детализация показателей по отдельным составным элементам позволяет выявить структуру итоговых показателей работы предприятия, установить роль отдельных составных частей в образовании этих показателей, что в значительной степени содействует выявлению факторов, оказывающих влияние на достигнутый результат. Детализировать анализируемые показатели можно в различных направлениях. Так, детализация показателей себестоимости продукции может быть произведена: · По однородным экономическим элементам; · По статьям калькуляции; · По отдельным видам продукции. Сравнение с предшествующим периодом времени связано с большими трудностями, которые вызываются значительными нарушениями условий сопоставимости. Экономически неграмотно сопоставлять валовую, товарную и реализованную продукцию за ряд лет в текущих ценах. Неверным будет и динамический ряд, характеризующий уровень издержек производства за 3-5 лет, построенный без необходимых корректировок. Сравнение с прошлым периодом требует пересчета в одинаковые цены (чаще всего цены базисного периода), пересчета ряда статей издержек с применением индекса цен, тарифов, ставок.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (705)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |