Основные пути решения проблем и перспективы взаимной торговли
У государства по-прежнему отсутствует понимание роли и места Китая в современной истории России, алгоритма использования потенциала и интереса Китая для собственного развития. Тем более отсутствует четкое понимание того, насколько важным для территории Дальнего Востока является взаимодействие с Китаем. Требуется ревизия и корректировка административной и нормативно-правовой базы взаимодействия: анализ и совершенствование заключенных договоров и соглашений и корректировка российского законодательства, заключение новых соглашений с Китаем по вопросам приграничного сотрудничества и др. Необходимо на федеральном уровне ускорить процесс заключения соглашения о приграничном сотрудничестве между РФ и Китаем, которое разрабатывается уже много лет. По сути, регионы работают, основываюсь на принятой в 2002 году Концепции приграничного сотрудничества РФ, определяющей самые общие принципы. Но там нет важнейших правовых формулировок, например понятия «приграничная территория». Пора принять федеральный закон о СЭЗ. Это позволит на местах создавать и развивать локальные приграничные торговые зоны с последующей их трансформацией в более сложные формы – экспортно-производственные, комплексные технопарки и др. Большие надежды по обе стороны границы возлагались на создание "свободных экономических зон", которые, как известно, прекрасно функционируют в Китае. Широко обсуждался Туманганский (Тумэньцзянский) проект, задуманный под эгидой ООН и предусматривавший создание огромной свободной экономической зоны на стыке границ России, Китая и КНДР. Оценка стоимости создания в устье реки промышленной и перерабатывающей зоны составила 30 млрд. долл. Однако пока дальше открытия и закрытия в октябре 1994 г. нью-йоркского представительства проекта, которое полностью израсходовало свой бюджет в 3,5 млн. долл. только на переговоры и консультации, дело не пошло. Ни одна из трех стран, по границам которых протекает река, не предложили новых финансовых средств для поддержания проекта. Власти Приморья, недовольные политикой центра, сегодня достаточно равнодушно относятся к идее создания этой свободной экономической зоны. Наконец, назрела необходимость заключить между таможенными органами России и КНР соглашения об установлении ответственности за контрабандный товар как российского перевозчика (водителя), так и таможенных органов и грузоотправителей КНР, выпустивших товар на сопредельную сторону. Для того, чтобы создать хорошие условия для инвестиций и бизнеса в китайско-российской народной торговле и расширить приграничную торговлю, настоятельно необходимо приложить все усилия для наведения порядка в торговле и нормализации хозяйственной деятельности. Предлагается обеим сторонам совместными усилиями решить следующие проблемы: 1. Китайская сторона должна усилить пропаганду и рекламу китайских товаров на российском рынке, расширить влияние российских крупных предприятий и компаний в Китае, регулярно проводить выставки и торговые форумы, наладить обмены и контакты между китайскими и российскими неправительственными торговыми организациями, способствовать более тесному сотрудничеству и обмену информацией между экспертами из крупных китайских и российских предприятий и компаний. Повысить способность китайских предпринимателей учитывать хозяйственные риски и расширять свое присутствие на рынке. Усилить проверки качества китайских товаров, экспортируемых в Россию, решительно выявлять предприятия и лица, производящие поддельные и контрафактные товары, не допускать, чтобы такие товары вывозились за рубеж, повысить ответственность в защите репутации китайских товаров. 2. Российская сторона должна приложить усилия для укрепления общественного порядка и преодоления ксенофобских настроений, совершенствовать инвестиционный и предпринимательский климат в стране, обеспечить законные интересы китайских коммерсантов в России. Нужно повысить правовые знания сотрудников таможенных органов и пограничников, изменить бюрократический стиль работы, усилить контрольные и правоохранительные функции правительственных органов, укрепить взаимодействие таможенных властей, налоговых органов и банков, нормализовать методы торговли и хозяйственный порядок, совместными усилиями искоренить такую преступную деятельность в области экономики, как контрабанда, взяточничество, коррупция, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, отмывание денег путем отправки их заграницу, шантаж и вымогательство, строго следовать предписаниям закона пресекать мошенничество и нелегальные каналы торговли. 3. Китайская и российская стороны должны совместно усилить функции правительств по контролю и управлению двусторонней народной торговлей, совместно обеспечивать нормальный порядок двусторонней торговли, развивать экономическое сотрудничество в области торговли, обмена и услуг в соответствии с международными принципами, создать единую систему проверки и сертификации качества товаров, создать систему межбанковского кредитования и систему кредитования под поручительство предприятий, активно способствовать расширению сотрудничества обеих стран в области высоких технологий, на взаимовыгодной основе способствовать созданию совместных компаний в приоритетных для каждой страны отраслях. Усилить трехстороннее сотрудничество таможенных органов, пограничных войск и уголовной полиции обеих стран, пресекать различные незаконные сделки и деятельность пересекающих государственную границу транснациональных криминальных группировок. 4. Правительственные органы КНР, аккредитованные заграницей, должны проводить регулярные семинары по местному законодательству для китайцев, ведущих торговую и хозяйственную деятельность за рубежом, повышать правовую культуру предпринимателей, повышать роль неправительственных торговых союзов, приглашать адвокатов, обладающих законным статусом, облегчать информационный обмен, расширять обмен опытом между китайскими торговцами, повышать способность китайских торговцев реагировать на неожиданные обстоятельства и способствовать сплочению китайцев за рубежом. Аккредитованные за границей правительственные органы должны вникать в работу торговых союзов и участвовать в ней, предоставлять им конструктивные консультации, владеть развитием ситуации, создать систему заблаговременного предупреждения, а не ограничиваться выправлением последствий, действовать инициативно с тем, чтобы избежать ненужных трений в двусторонней торговле и возможных экономических потерь китайских предпринимателей.[5] Фактором увеличения внешнеторгового оборота двух стран также может являться дальнейшее развитие межбанковского сотрудничества, развитие системы корреспондентских отношений банков, расположенных в приграничных российско-китайских регионах, ориентированное на расширение межбанковских расчетов по приграничной торговле, является фактором цивилизованного развития внешнеэкономических связей, формирующим культурное и экономическое трансграничное пространство. Китайское правительство неизменно прилагает усилия для нормального развития китайско-российской народной торговли и создания здоровой системы торговли, активно поддерживает вступление России в ВТО, стремится вместе с правительством России обсуждать существующие в двусторонней торговле проблемы, способы и методы их разрешения, совместными усилиями развивать торговлю между двумя государствами. Дальнейшее сотрудничество Дальнего Востока с Китаем во многом связано с фактом вступления Китая в ВТО. Предполагается, что это приведет к значительному улучшению качества китайской экспортной продукции, в частности благодаря более широкому использованию современных технологий, материалов и комплектующих, поставляемых в Китай из развитых стран, что позволит Дальнему Востоку существенно увеличить объемы импорта. Кроме того, ожидаемый в КНР бум в сфере строительства создаст предпосылки для поставок с Дальнего Востока материалов для этой отрасли, в частности изготовленных из местных сортов древесины. Сегодня, очевидно, что возможности расширения приграничной и челночной торговли исчерпаны, а новые направления развития приграничной кооперации пока не заработали. С этим связаны современные проблемы сотрудничества на этих участках границы, решение которых предполагает расширение сферы взаимосвязей, в том числе за счет развития рынка услуг и активизации инвестиционной деятельности. К тому же нуждаются в значительном качественном переосмыслении концептуальные основы модели приграничного сотрудничества. Между тем сейчас соотношение экономических потенциалов Дальневосточного федерального округа и приграничных областей КНР складывается не в нашу пользу, а в дальнейшем разрыв в уровнях экономического развития сопредельных территорий еще более возрастет. Поэтому тесная привязка дальневосточных районов России к китайской экономике может иметь для нас самые неблагоприятные последствия. Следует учитывать и то, что существующая модель привела к нарушению конкурентной среды на внешнем рынке в результате уменьшения количества хозяйственных субъектов на приграничном рынке. Так, по данным президента Информационно-аналитической палаты РФ, происходит смещение центра тяжести торговли из приграничных зон в центр. В 2004 г. на северо-востоке КНР компаний, торгующих с РФ, было столько же, сколько в одном Пекине. Произошло сокращение количества компаний, работающих с Россией, в 2 раза. При этом пекинское представительство в России за эти же годы выросло в 5 раз. Аналогичное положение складывается и на Дальнем Востоке в отношениях с КНР, где произошло двукратное сокращение операторов в торговых сделках с Китаем, в то время как фирмы Москвы и Санкт-Петербурга увеличили свое присутствие.[6] Таким образом, происходит перетекание объемов торговли и финансовых потоков из регионов в центр не за счет расширения объемов торговли, а за счет перехвата традиционных связей и контактов. Существование этих и других неблагоприятных факторов приводят к потере не только конкурентных позиций дальневосточных регионов, но и возможности получения ренты развития, связанной с распределением финансовых потоков в геоэкономическом пространстве. Текущее состояние дальневосточных регионов России характеризуется парадоксом. Имея положительное сальдо товарного баланса и баланса услуг, отличаясь более высоким инновационным потенциалом, они тем не менее платят своеобразную ренту отсталости сопредельным территориям Китая, что проявляется в том числе в огромных суммах "серой" торговли челноков, насыщающих потребительские рынки относительно дешевым ширпотребом. Кроме того, в силу неразвитости дальневосточные регионы вынуждены выплачивать такую же ренту и центральным российским регионам, поглощающим человеческий потенциал из Дальнего Востока и постепенно устанавливающим контроль за финансовыми и товарными потоками приграничных территорий. Вместе с тем подобные тенденции, создающие проблемы в существующей модели приграничного сотрудничества, могут быть использованы для усиления процессов внутренней интеграции в рамках развития национального экономического пространства на основе формирования новой модели приграничных связей. Поэтому заслуживает внимания точка зрения, исходя из которой главным мотивом развития российского экономического пространства становится заинтересованность производителей в рынках сырья и сбыта, партнерах и смежниках, в восстановлении нарушенных воспроизводственных цепочек и создании новых. Для российско-китайских внешнеэкономических связей на Дальнем Востоке такой подход означает необходимость создания условий для активизации всех составляющих приграничного сотрудничества. В заключение подведем некоторые итоги. Анализ текущего состояния российско-китайского совместного сотрудничества на Дальнем Востоке позволяет определять его скорее как потенциальный, чем реальный конкурентный ресурс приграничных регионов. Это связано и с особенностями сформировавшейся модели приграничного сотрудничества экспортно-сырьевой направленности, и с наличием огромного количества угроз, приводящих к увеличению масштабов геоэкономической ренты отсталости, уплачиваемой дальневосточными территориями не только китайским партнерам, но и центральным регионам РФ. Между тем развитие приграничного сотрудничества в ДВФО имеет возможности для создания на его основе устойчивого конкурентного преимущества. Основой этого процесса должна стать реализация стратегии повышения конкурентоспособности приграничного региона в рамках осуществления конкурентной региональной политики.[7]
Заключение
Можно сделать вывод, что с точки зрения российской стороны нынешнее состояние торгово-экономических отношений между Дальним Востоком и КНР не в полной мере отвечает потребностям развития экономики российских приграничных территорий. Сохранение отмеченных тенденций может привести к тому, что при нынешних темпах роста импорта из Китая эта страна окажется для Дальнего Востока в роли партнера, на долю которого будет приходиться более 40% дальневосточного импорта и более 30% оборота внешней торговли региона. При этом отрицательное внешнеторговое сальдо Дальнего Востока продолжит увеличиваться, а экспорт в КНР приобретет по сути монопродуктовый характер. Обращает на себя внимание, что рост российского экспорта осуществлялся по двум товарным группам – нефть и нефтепродукты, древесина. В то же время явственно проявилась тенденция сокращения экспорта по тем товарным позициям, которые совсем недавно составляли основу российских поставок в Китай – продукция черной и цветной металлургии. Особо удручает то обстоятельство, что теперь Китай рассматривает Россию не просто как свой сырьевой придаток, а монотоварный придаток, поставляющий товары с наименьшей добавленной стоимостью. Черные металлы и удобрения, от импорта которых китайцы сейчас отказываются, тоже не относятся к высокотехнологичным продуктам. Наращивание товарооборота происходит за счет поставок сырьевых ресурсов из Дальнего Востока в Китай, а взамен поступают товары широкого потребления. Преодоление негативных тенденций и устойчивое развитие экономического приграничного пространства может осуществляться только под воздействием новой экономической политики, как со стороны федерального центра, так и региональных властей. В этой связи основным принципом экспортной политики Дальнего Востока является всемерное содействие экспорту с целью форсированного его наращивания, что может создать в перспективе мощный источник финансирования развития региона. При этом экспортная политика должна быть долговременной и ориентированной на удовлетворение потребностей внешних рынков. Ориентация первоначально на формирование сырьевой структуры экспорта Дальнего Востока является вполне оправданной, поскольку наращивание экспорта сырьевых ресурсов в обозримой перспективе фактически является единственной возможностью для получения необходимых финансовых ресурсов не только для решения задач структурной модернизации региональной экономики, но и для выживания самого региона. Поэтому содействие наращиванию экспортного потенциала в экспортно-ориентированных отраслях (рыбной, лесной, топливной) должно быть возведено в ранг приоритетных направлений региональной политики. К требующим решения проблемам двусторонних торгово-экономических отношений относятся, прежде всего, необходимость диверсификации торговли, упорядочение неорганизованной торговли и совершенствование структуры приграничной торговли. Стратегической задачей до 2010 года является троекратное увеличение двустороннего товарооборота, что может быть достигнуто только при условии поставки в КНР товаров глубокой переработки и, соответственно, совместного инвестиционного развития востока России. Если увеличение товарооборота с КНР не будет поддерживаться инвестиционным развитием, Россия рискует попасть в ситуацию чрезмерной зависимости от потребителей в КНР. Странно, но никто в России не задумывается, что означает рост к 2010 году товарооборота с Китаем в 3–4 раза при условии, что ВВП России в лучшем случае вырастет на 60–80 %. Фактически это может означать только то, что придется перераспределить товарные потоки их других стран. И это при том, что остальной мир стремится к тому, чтобы диверсифицировать своих торговых партнеров. Темпы роста взаимной торговли с КНР за последние 10 лет на 20–30 % превышают темпы роста российского товарооборота со всеми другими странами и значительно опережают темпы роста экономик обеих стран. По Дальнему Востоку России ситуация еще показательнее – темпы роста товарооборота регионов Дальнего Востока с КНР в 2–3 раза превышают темпы роста товарооборота регионов Дальнего Востока с другими странами. Если поставленная задача будет выполнена, то Россия, а в особенности ее восточная часть, будет зависеть от КНР гораздо больше, чем от межрегионального спроса. Мы можем добиться того, что у нас доля товарооборота с КНР достигнет 30–40 %, а у Китая доля торговли с Россией составит 6–8 %. То есть Россия может в лице Китая обрести монопартнера и обречь себя на неблагоприятное положение, сходное с ситуацией во внешней торговле Грузии, Молдавии, Украины. Вместо негативной концепции превращения в «сырьевой придаток» возможно и необходимо использовать позитивную концепцию превращения региона в ключевого поставщика энергоресурсов в КНР, регионального монополиста, формирующего зависимость сопредельного государства от собственных поставок и собственной политики, способного диктовать свои условия с учетом неизбежно растущей потребности КНР в энергоресурсах.
Список использованной литературы 1. Антонова Н.Е. Экономическое сотрудничество России на Дальнем Востоке // Пространственная экономика.-2009.-№3.-С.134-158 2. Деваева Е. Экономическое сотрудничество Дальнего Востока России со странами Северо-Восточной Азии: состояние, проблемы, перспективы // Проблемы Дальнего Востока.-2004.-№1.-С.115-123 3. Дробышева Ирина. Миллиард под боком // Дальневосточный капитал.-2003.-№2.-С.11-19 4. Ларин В. Межрегиональное взаимодействие России и Китая в начале 21 века // Проблемы Дальнего Востока.-2008.-№2.-С.44-51 5. Нырова Н. Китайские компании приграничной торговли и их место в международной преступной деятельности // Проблемы Дальнего Востока.-2004.-№1.-С.87-113 6. Черная И.П. Приграничное сотрудничество как конкурентный ресурс регионов ДВФО // Региональная экономика: теория и практика.-2007.-№7.-С.25-33 7. Чубаров В. Эпоха развитого колониализма // Коммерсантъ деньги.-№3(760) 25.01-31.01.2010 8. Чжан Цзяньжун. Анализ явлений «серого бизнеса» в народной торговли между Россией и Китаем // Проблемы Дальнего Востока.-2005.-№1.-С.69-80 9. Чжан Сюцзе. Современное положение и перспективы торгово-экономического сотрудничества провинции Хейлунцзян с Россией // Россия и АТР.-2006.-№1.-С.119-123 10. Ши Чунян. Расширение экономического сотрудничества между северо-востоком Китая, Сибирью и Дальним Востоком России // Россия и АТР.-2009.-№3.-С.52-57 [1] Деваева Е. Экономическое сотрудничество Дальнего Востока России со странами Северо-Восточной Азии: состояние, проблемы, перспективы // Проблемы Дальнего Востока.-2004.-№1.-С.115-123
[2] Антонова Н.Е. Экономическое сотрудничество России на Дальнем Востоке // Пространственная экономика.-2009.-№3.-С.134-158
[3] Нырова Н. Китайские компании приграничной торговли и их место в международной преступной деятельности // Проблемы Дальнего Востока.-2004.-№1.-С.87-113
[4] Ларин В. Межрегиональное взаимодействие России и Китая в начале 21 века // Проблемы Дальнего Востока.-2008.-№2.-С.44-51
[5] Чжан Цзяньжун. Анализ явлений «серого бизнеса» в народной торговли между Россией и Китаем // Проблемы Дальнего Востока.-2005.-№1.-С.69-80
[6] Ши Чунян. Расширение экономического сотрудничества между северо-востоком Китая, Сибирью и Дальним Востоком России // Россия и АТР.-2009.-№3.-С.52-57
[7] Черная И.П. Приграничное сотрудничество как конкурентный ресурс регионов ДВФО // Региональная экономика: теория и практика.-2007.-№7.-С.25-33
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |