Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные пути решения проблем и перспективы взаимной торговли



2019-12-29 162 Обсуждений (0)
Основные пути решения проблем и перспективы взаимной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок




 У государства по-прежнему отсутствует понимание роли и места Китая в современной истории России, алгоритма использования потенциала и интереса Китая для собственного развития. Тем более отсутствует четкое понимание того, насколько важным для территории Дальнего Востока является взаимодействие с Китаем. Требуется ревизия и корректировка административной и нормативно-правовой базы взаимодействия: анализ и совершенствование заключенных договоров и соглашений и корректировка российского законодательства, заключение новых соглашений с Китаем по вопросам приграничного сотрудничества и др.

Необходимо на федеральном уровне ускорить процесс заключения соглашения о приграничном сотрудничестве между РФ и Китаем, которое разрабатывается уже много лет. По сути, регионы работают, основываюсь на принятой в 2002 году Концепции приграничного сотрудничества РФ, определяющей самые общие принципы. Но там нет важнейших правовых формулировок, например понятия «приграничная территория». Пора принять федеральный закон о СЭЗ. Это позволит на местах создавать и развивать локальные приграничные торговые зоны с последующей их трансформацией в более сложные формы – экспортно-производственные, комплексные технопарки и др.

Большие надежды по обе стороны границы возлагались на создание "свободных экономических зон", которые, как известно, прекрасно функционируют в Китае. Широко обсуждался Туманганский (Тумэньцзянский) проект, задуманный под эгидой ООН и предусматривавший создание огромной свободной экономической зоны на стыке границ России, Китая и КНДР. Оценка стоимости создания в устье реки промышленной и перерабатывающей зоны составила 30 млрд. долл. Однако пока дальше открытия и закрытия в октябре 1994 г. нью-йоркского представительства проекта, которое полностью израсходовало свой бюджет в 3,5 млн. долл. только на переговоры и консультации, дело не пошло. Ни одна из трех стран, по границам которых протекает река, не предложили новых финансовых средств для поддержания проекта. Власти Приморья, недовольные политикой центра, сегодня достаточно равнодушно относятся к идее создания этой свободной экономической зоны.

Наконец, назрела необходимость заключить между таможенными органами России и КНР соглашения об установлении ответственности за контрабандный товар как российского перевозчика (водителя), так и таможенных органов и грузоотправителей КНР, выпустивших товар на сопредельную сторону.

Для того, чтобы создать хорошие условия для инвестиций и бизнеса в китайско-российской народной торговле и расширить приграничную торговлю, настоятельно необходимо приложить все усилия для наведения порядка в тор­говле и нормализации хозяйственной деятельности. Предлагается обеим сторо­нам совместными усилиями решить следующие проблемы:

1. Китайская сторона должна усилить пропаганду и рекламу китайских товаров на российском рынке, расширить влияние российских крупных пред­приятий и компаний в Китае, регулярно проводить выставки и торговые фору­мы, наладить обмены и контакты между китайскими и российскими неправи­тельственными торговыми организациями, способствовать более тесному сот­рудничеству и обмену информацией между экспертами из крупных китайских и российских предприятий и компаний. Повысить способность китайских пред­принимателей учитывать хозяйственные риски и расширять свое присутствие на рынке. Усилить проверки качества китайских товаров, экспортируемых в Россию, решительно выявлять предприятия и лица, производящие поддельные и контрафактные товары, не допускать, чтобы такие товары вывозились за рубеж, повысить ответственность в защите репутации китайских товаров.

 2. Российская сторона должна приложить усилия для укрепления обще­ственного порядка и преодоления ксенофобских настроений, совершенствовать инвестиционный и предпринимательский климат в стране, обеспечить закон­ные интересы китайских коммерсантов в России. Нужно повысить правовые знания сотрудников таможенных органов и пограничников, изменить бюрокра­тический стиль работы, усилить контрольные и правоохранительные функции правительственных органов, укрепить взаимодействие таможенных властей, налоговых органов и банков, нормализовать методы торговли и хозяйственный порядок, совместными усилиями искоренить такую преступную деятельность в области экономики, как контрабанда, взяточничество, коррупция, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, отмывание денег путем отправки их заграницу, шантаж и вымогательство, строго следовать предписаниям закона пресекать мошенничество и нелегальные каналы торговли.

3. Китайская и российская стороны должны совместно усилить функции правительств по контролю и управлению двусторонней народной торговлей, совместно обеспечивать нормальный порядок двусторонней торговли, разви­вать экономическое сотрудничество в области торговли, обмена и услуг в соот­ветствии с международными принципами, создать единую систему проверки и сертификации качества товаров, создать систему межбанковского кредитова­ния и систему кредитования под поручительство предприятий, активно спо­собствовать расширению сотрудничества обеих стран в области высоких тех­нологий, на взаимовыгодной основе способствовать созданию совместных ком­паний в приоритетных для каждой страны отраслях. Усилить трехстороннее сотрудничество таможенных органов, пограничных войск и уголовной полиции обеих стран, пресекать различные незаконные сделки и деятельность пересекаю­щих государственную границу транснациональных криминальных группировок.

4. Правительственные органы КНР, аккредитованные заграницей, дол­жны проводить регулярные семинары по местному законодательству для ки­тайцев, ведущих торговую и хозяйственную деятельность за рубежом, повы­шать правовую культуру предпринимателей, повышать роль неправительст­венных торговых союзов, приглашать адвокатов, обладающих законным стату­сом, облегчать информационный обмен, расширять обмен опытом между ки­тайскими торговцами, повышать способность китайских торговцев реагировать на неожиданные обстоятельства и способствовать сплочению китайцев за ру­бежом. Аккредитованные за границей правительственные органы должны вни­кать в работу торговых союзов и участвовать в ней, предоставлять им конст­руктивные консультации, владеть развитием ситуации, создать систему заблаго­временного предупреждения, а не ограничиваться выправлением последствий, действовать инициативно с тем, чтобы избежать ненужных трений в двусторонней торговле и возможных экономических потерь китайских предпринимателей.[5]

Фактором увеличения внешнеторгового оборота двух стран также может являться дальнейшее развитие межбанковского сотрудничества, развитие системы корреспондентских отношений банков, расположенных в приграничных российско-китайских регионах, ориентированное на расширение межбанковских расчетов по приграничной торговле, является фактором цивилизованного развития внешнеэкономических связей, формирующим культурное и экономическое трансграничное пространство.

Китайское правительство неизменно прилагает усилия для нормального развития китайско-российской народной торговли и создания здоровой систе­мы торговли, активно поддерживает вступление России в ВТО, стремится вме­сте с правительством России обсуждать существующие в двусторонней торгов­ле проблемы, способы и методы их разрешения, совместными усилиями разви­вать торговлю между двумя государствами.

Дальнейшее сотрудничество Дальнего Востока с Китаем во многом свя­зано с фактом вступления Китая в ВТО. Предполагается, что это приведет к значительному улучшению качества китайской экспортной продукции, в част­ности благодаря более широкому использованию современных технологий, ма­териалов и комплектующих, поставляемых в Китай из развитых стран, что по­зволит Дальнему Востоку существенно увеличить объемы импорта. Кроме то­го, ожидаемый в КНР бум в сфере строительства создаст предпосылки для по­ставок с Дальнего Востока материалов для этой отрасли, в частности изготов­ленных из местных сортов древесины.

Сегодня, очевидно, что возможности расширения приграничной и челночной торговли исчерпаны, а новые направления развития приграничной кооперации пока не заработали. С этим связаны современные проблемы сотрудничества на этих участках границы, решение которых предполагает расширение сферы взаимосвязей, в том числе за счет развития рынка услуг и активизации инвестиционной деятельности. К тому же нуждаются в значительном качественном переосмыслении концептуальные основы модели приграничного сотрудничества.

Между тем сейчас соотношение экономических потенциалов Дальневосточного федерального округа и приграничных областей КНР складывается не в нашу пользу, а в дальнейшем разрыв в уровнях экономического развития сопредельных территорий еще более возрастет. Поэтому тесная привязка дальневосточных районов России к китайской экономике может иметь для нас самые неблагоприятные последствия. Следует учитывать и то, что существующая модель привела к нарушению конкурентной среды на внешнем рынке в результате уменьшения количества хозяйственных субъектов на приграничном рынке. Так, по данным президента Информационно-аналитической палаты РФ, происходит смещение центра тяжести торговли из приграничных зон в центр. В 2004 г. на северо-востоке КНР компаний, торгующих с РФ, было столько же, сколько в одном Пекине. Произошло сокращение количества компаний, работающих с Россией, в 2 раза. При этом пекинское представительство в России за эти же годы выросло в 5 раз. Аналогичное положение складывается и на Дальнем Востоке в отношениях с КНР, где произошло двукратное сокращение операторов в торговых сделках с Китаем, в то время как фирмы Москвы и Санкт-Петербурга увеличили свое присутствие.[6]

Таким образом, происходит перетекание объемов торговли и финансовых потоков из регионов в центр не за счет расширения объемов торговли, а за счет перехвата традиционных связей и контактов. Существование этих и других неблагоприятных факторов приводят к потере не только конкурентных позиций дальневосточных регионов, но и возможности получения ренты развития, связанной с распределением финансовых потоков в геоэкономическом пространстве.

Текущее состояние дальневосточных регионов России характеризуется парадоксом. Имея положительное сальдо товарного баланса и баланса услуг, отличаясь более высоким инновационным потенциалом, они тем не менее платят своеобразную ренту отсталости сопредельным территориям Китая, что проявляется в том числе в огромных суммах "серой" торговли челноков, насыщающих потребительские рынки относительно дешевым ширпотребом. Кроме того, в силу неразвитости дальневосточные регионы вынуждены выплачивать такую же ренту и центральным российским регионам, поглощающим человеческий потенциал из Дальнего Востока и постепенно устанавливающим контроль за финансовыми и товарными потоками приграничных территорий.

Вместе с тем подобные тенденции, создающие проблемы в существующей модели приграничного сотрудничества, могут быть использованы для усиления процессов внутренней интеграции в рамках развития национального экономического пространства на основе формирования новой модели приграничных связей.

Поэтому заслуживает внимания точка зрения, исходя из которой главным мотивом развития российского экономического пространства становится заинтересованность производителей в рынках сырья и сбыта, партнерах и смежниках, в восстановлении нарушенных воспроизводственных цепочек и создании новых. Для российско-китайских внешнеэкономических связей на Дальнем Востоке такой подход означает необходимость создания условий для активизации всех составляющих приграничного сотрудничества.

В заключение подведем некоторые итоги. Анализ текущего состояния российско-китайского совместного сотрудничества на Дальнем Востоке позволяет определять его скорее как потенциаль­ный, чем реальный конкурентный ресурс пригра­ничных регионов. Это связано и с особенностями сформировавшейся модели приграничного сотрудничества экспортно-сырьевой направленности, и с наличием огромного количества угроз, приводящих к увеличению масштабов геоэкономической ренты отсталости, уплачиваемой дальневосточными тер­риториями не только китайским партнерам, но и центральным регионам РФ. Между тем развитие приграничного сотрудничества в ДВФО имеет возможности для создания на его основе устойчи­вого конкурентного преимущества. Основой этого процесса должна стать реализация стратегии по­вышения конкурентоспособности приграничного региона в рамках осуществления конкурентной региональной политики.[7]

 

Заключение

 

Можно сделать вывод, что с точки зрения российской стороны нынешнее состояние торгово-экономических отношений между Дальним Восто­ком и КНР не в полной мере отвечает потребностям развития экономики российских приграничных территорий. Сохранение отмеченных тенденций может привести к тому, что при нынешних темпах роста импорта из Китая эта страна окажется для Дальнего Востока в роли партнера, на долю которого будет приходиться более 40% дальневосточного импорта и более 30% оборота внешней торговли региона. При этом отрицательное внешнеторговое сальдо Дальнего Востока продолжит увеличиваться, а экспорт в КНР приобретет по сути монопродуктовый характер.

Обращает на себя внимание, что рост российского экспорта осуществлялся по двум товарным группам – нефть и нефтепродукты, древесина. В то же время явственно проявилась тенденция сокращения экспорта по тем товарным позициям, которые совсем недавно составляли основу российских поставок в Китай – продукция черной и цветной металлургии.

Особо удручает то обстоятельство, что теперь Китай рассматривает Россию не просто как свой сырьевой придаток, а монотоварный придаток, поставляющий товары с наименьшей добавленной стоимостью. Черные металлы и удобрения, от импорта которых китайцы сейчас отказываются, тоже не относятся к высокотехнологичным продуктам.

Наращивание товарооборота происходит за счет поставок сырьевых ресурсов из Дальнего Востока в Китай, а взамен поступают товары широкого потребления. Преодоление негативных тенденций и устойчивое развитие экономического приграничного пространства может осуществляться только под воздействием новой экономической политики, как со стороны федерального центра, так и региональных властей.

В этой связи основным принципом экспортной политики Дальнего Востока является всемерное содействие экспорту с целью форсированного его наращивания, что может создать в перспективе мощный источник финансирования развития региона. При этом экспортная политика должна быть долговременной и ориентированной на удовлетворение потребностей внешних рынков.

Ориентация первоначально на формирование сырьевой структуры экспорта Дальнего Востока является вполне оправданной, поскольку наращивание экспорта сырьевых ресурсов в обозримой перспективе фактически является единственной возможностью для получения необходимых финансовых ресурсов не только для решения задач структурной модернизации региональной экономики, но и для выживания самого региона. Поэтому содействие наращиванию экспортного потенциала в экспортно-ориентированных отраслях (рыбной, лесной, топливной) должно быть возведено в ранг приоритетных направлений региональной политики.

К требующим решения проблемам двусторонних торгово-экономических отношений относятся, прежде всего, необходимость диверсификации торговли, упорядочение неорганизованной торговли и совершенствование структуры приграничной торговли.

Стратегической задачей до 2010 года является троекратное увеличение двустороннего товарооборота, что может быть достигнуто только при условии поставки в КНР товаров глубокой переработки и, соответственно, совместного инвестиционного развития востока России. Если увеличение товарооборота с КНР не будет поддерживаться инвестиционным развитием,

Россия рискует попасть в ситуацию чрезмерной зависимости от потребителей в КНР.

Странно, но никто в России не задумывается, что означает рост к 2010 году товарооборота с Китаем в 3–4 раза при условии, что ВВП России в лучшем случае вырастет на 60–80 %. Фактически это может означать только то, что придется перераспределить товарные потоки их других стран. И это при том,

что остальной мир стремится к тому, чтобы диверсифицировать своих торговых партнеров. Темпы роста взаимной торговли с КНР за последние 10 лет на 20–30 % превышают темпы роста российского товарооборота со всеми другими странами и значительно опережают темпы роста экономик обеих стран. По Дальнему Востоку России ситуация еще показательнее – темпы роста товарооборота регионов Дальнего Востока с КНР в 2–3 раза превышают темпы роста товарооборота регионов Дальнего Востока с другими странами. Если поставленная задача будет выполнена, то Россия, а в особенности ее восточная часть, будет зависеть от КНР гораздо больше, чем от межрегионального спроса. Мы можем добиться того, что у нас доля товарооборота с КНР достигнет 30–40 %, а у Китая доля торговли с Россией составит 6–8 %. То есть Россия может в лице Китая обрести монопартнера и обречь себя на неблагоприятное положение, сходное с ситуацией во внешней торговле Грузии, Молдавии, Украины.

Вместо негативной концепции превращения в «сырьевой придаток» возможно и необходимо использовать позитивную концепцию превращения региона в ключевого поставщика энергоресурсов в КНР, регионального монополиста, формирующего зависимость сопредельного государства от собственных поставок и собственной политики, способного диктовать свои условия с учетом неизбежно растущей потребности КНР в энергоресурсах.

 

Список использованной литературы

1. Антонова Н.Е. Экономическое сотрудничество России на Дальнем Востоке // Пространственная экономика.-2009.-№3.-С.134-158

2. Деваева Е. Экономическое сотрудничество Дальнего Востока России со странами Северо-Восточной Азии: состояние, проблемы, перспективы // Проблемы Дальнего Востока.-2004.-№1.-С.115-123

3. Дробышева Ирина. Миллиард под боком // Дальневосточный капитал.-2003.-№2.-С.11-19

4. Ларин В. Межрегиональное взаимодействие России и Китая в начале 21 века // Проблемы Дальнего Востока.-2008.-№2.-С.44-51

5. Нырова Н. Китайские компании приграничной торговли и их место в международной преступной деятельности // Проблемы Дальнего Востока.-2004.-№1.-С.87-113

6. Черная И.П. Приграничное сотрудничество как конкурентный ресурс регионов ДВФО // Региональная экономика: теория и практика.-2007.-№7.-С.25-33

7. Чубаров В. Эпоха развитого колониализма // Коммерсантъ деньги.-№3(760) 25.01-31.01.2010

8. Чжан Цзяньжун. Анализ явлений «серого бизнеса» в народной торговли между Россией и Китаем // Проблемы Дальнего Востока.-2005.-№1.-С.69-80

9. Чжан Сюцзе. Современное положение и перспективы торгово-экономического сотрудничества провинции Хейлунцзян с Россией // Россия и АТР.-2006.-№1.-С.119-123

10.  Ши Чунян. Расширение экономического сотрудничества между северо-востоком Китая, Сибирью и Дальним Востоком России // Россия и АТР.-2009.-№3.-С.52-57


[1] Деваева Е. Экономическое сотрудничество Дальнего Востока России со странами Северо-Восточной Азии: состояние, проблемы, перспективы // Проблемы Дальнего Востока.-2004.-№1.-С.115-123

 

[2] Антонова Н.Е. Экономическое сотрудничество России на Дальнем Востоке // Пространственная экономика.-2009.-№3.-С.134-158

 

[3] Нырова Н. Китайские компании приграничной торговли и их место в международной преступной деятельности // Проблемы Дальнего Востока.-2004.-№1.-С.87-113

 

[4] Ларин В. Межрегиональное взаимодействие России и Китая в начале 21 века // Проблемы Дальнего Востока.-2008.-№2.-С.44-51

 

[5] Чжан Цзяньжун. Анализ явлений «серого бизнеса» в народной торговли между Россией и Китаем // Проблемы Дальнего Востока.-2005.-№1.-С.69-80

 

[6] Ши Чунян. Расширение экономического сотрудничества между северо-востоком Китая, Сибирью и Дальним Востоком России // Россия и АТР.-2009.-№3.-С.52-57

 

[7] Черная И.П. Приграничное сотрудничество как конкурентный ресурс регионов ДВФО // Региональная экономика: теория и практика.-2007.-№7.-С.25-33

 



2019-12-29 162 Обсуждений (0)
Основные пути решения проблем и перспективы взаимной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные пути решения проблем и перспективы взаимной торговли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)