Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиции и сегодняшний день



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Традиции и сегодняшний день 0.00 из 5.00 0 оценок




Массовая культура – что это? Моя культурная жизнь.

 

 

 

И.Л. Голованова

                                        

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

Программа учебного курса для учащихся 1-4 классов

общеобразовательной школы

 

Пояснительная записка

 

Учебный курс "Изобразительное искусство" (1-4 класс) основан на определенной структуре методов работы с различны­ми художественными материалами и будет способствовать формиро­ванию художественных и трудовых навыков у младших школьников, а также их творческих способностей и эстетического сознания. Понятие "эстетическое сознание" должно базироваться не только на понимании образного языка классического изобразительного искусства, но и на усвоении фундаментальных общественных нравственно-эстетических ценностей и идеалов, воплощенных в образах традиционного русского народного творчества.

Исходя из того, что активизация творческих способностей де­тей - одна из основных задач обучения изобразительному искусству в школе, программа строилась с опорой на следующие факторы, влияю­щие на развитие творческих способностей детей:

а) организация жизненных наблюдений учащимися, направлен­ных на художественное восприятие и способствующих образному ви­дению окружающих;

б) знакомство с произведениями классического изобразительно­го искусства и развитие способностей их эмоционально-чувственного восприятия;

в) создание в процессе занятий эмоциональной, радостной атмо­сферы творчества;

г) овладение изобразительно-выразительными средствами худо­жественных материалов и техникой их использования в зависимости от творческого замысла работы, то есть способами творческого решения изображения.

В основу предлагаемого курса начального обучения изобрази­тельному искусству, построенного с учетом интеграции ряда школьных предметов, на которых возможно детальное знакомство детей с тради­ционной русской культурой, легли следующие положения:

Во-первых, решение основных задач, стоящих перeд преподава­телем изобразительного искусства в начальной школе, должно осуществляться путем знакомства детей с изобразительным искусством как одной из сторон жизни человека.

В процессе уроков дети не только знакомятся с творчеством ху­дожников разных видов и жанров искусства, в том числе народных мастеров, но и сами периодически "становятся" этими художниками. Создавая по-своему оригинальные "продукты" творчества, дети осваивают способы работы различными художественными материалами, используемыми художниками разных видов изобразительного искусст­ва (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна), знакомятся с физическими и художе­ственно-выразительными свойствами этих материалов.

В процессе знакомства с творчеством профессиональных худож­ников и народных мастеров дети осваивают образный язык изобрази­тельного искусства, основные законы изображения, необходимые приемы правильного использования живописных, графических и пла­стических средств.

Во-вторых, основным способом подачи устной информации на уроке должна быть выбрана беседа. В процессе объяснения творческого задания, способов работы с художественным материалом, его изобразительно-выразительных свойств или особенностей объекта изображения детям задаются вопро­сы, способствующие активизации их мыслительной деятельности, памяти, поиску путей решения каких-либо творческих задач, выявляю­щие уровень их наблюдательности и помогающие ее развитию.

При правильной, четкой и понятной детям постановке вопроса, направляющей детей на самостоятельный поиск творческого решения, учителю остается только корректировать и дополнять ответы детей, чтобы сформировать у них новые понятия. Полученные таким путем знания кажутся детям естественными и совсем не сложными для запо­минания.

В-третьих, в процессе занятий изобразительным искусством не­обходимо руководствоваться учением о потребностях, согласно кото­рому к основным категориям потребностей в младшем школьном воз­расте относятся потребности в подражании, движении, игре и учении.

Занятие изобразительным искусством должно создавать благо­приятные условия для реализации каждой из названных потребностей. Потребность в познании может реализоваться в процессе знакомства детей с произведениями разных видов и жанров профессионального искусства и народного творчества и последующего выполнения определенного вида и жанра, а также в процессе освоения конкретных спо­собов изображения, демонстрируемых учителем,

Потребность в движении реализуется в процессе выполнения творческих заданий и упражнений.

Потребность в игре осуществляется на каждом уроке на этапе "преображения" учеников в художников того или иного вида искус­ства, а также при наличии интересного творческого задания, когда учителем моделируется игровая ситуация, при которой точный резуль­тат игры невозможно предугадать.

На каждом уроке дети узнают нечто новое, ранее неизвестное для них, об особенностях видов и жанров изобразительного искусства, ху­дожественных традиций, свойствах изображаемых предметов и явле­ний, правилах изображения, специфике художественных материалов и т.п., и, таким образом, удовлетворяется одна из ведущих потребностей в приобретении новых знаний (умений).

В-четвертых, особое значение в программе обучения детей изо­бразительному искусству должно придаваться формированию навыков работы различными художественными материалами, причем освоение навыков должно вестись системно, в соответствии с возрастными пси­хофизиологическими особенностями детей. Процесс усвоения навыков должен осуществляться через беседу, в процессе которой дети, направ­ляемые учителем, сами находят верный путь к воплощению художест­венного образа изобразительно-выразительными средствами, через удовлетворение ведущих потребностей в подражании, движении, игре и учении.

Кроме всех вышеперечисленных положений, на которые должна опираться программа обучения детей изобразительному творчеству, одним из наиболее важных является положение о формировании у младших школьников функциональных художественных навыков, по­зволяющих им не только на словах и образах осваивать изобразитель­ное искусство, но и привносить его, по мере возможностей, в свою жизнь. Это может быть оформление интерьеров школы (росписи, панно, выстав­ки и т.д.), выполнение декораций и костюмов для школьного театра, оформление школьных праздников, украшение собственной одежды (вышивка, аппликация), изготовление подарков и сувениров для своих близких и друзей к праздникам и других видов "полезной" творческой деятельности.

Выполнение подобных работ является, с одной стороны, средст­вом наиболее глубокого и сознательного усвоения изобразительных навыков, с другой стороны - средством наиболее адекватного усвоения художественно-образного и изобразительно-выразительного языка ис­кусства.

Перечисленные положения легли в основу предлагаемого курса обучения младших школьников изобразительному искусству, направ­ленного на активизацию творческих способностей детей в процессе знакомства с образами классического искусства и традиционной куль­турой русского народа и создание на этой основе художественных про­изведений с использованием различных художественных материалов.

Основной целью обучения младших школьников изобразитель­ному творчеству по данной программе является формирование эстети­ческого отношения детей к окружающему миру.

Определение цели включает в себя наличие эстетического созна­ния, базирующегося на понимании образного языка классического и народного изобразительного искусства, который невозможно усвоить без определенных художественных умений и навыков, сформирован­ных в процессе игрового «погружения» детей в работу творческой мас­терской художника, народного мастера, а также эстетически-дейст­венного отношения ребенка к миру вещей и явлений.

 

 

Для осуществления поставленной цели были определены сле­дующие задачи обучения:

1. Дать детям знания теоретических основ классического и на­родного изобразительного искусства.

2. Ознакомить учащихся с особенностями работы в разных видах и направлениях изобразительного искусства.

3. Формировать практические навыки в обращении с различными художественными инструментами и материалами.

4. Развивать изобразительные способности, включающие в себя:

а) художественный вкус,

б) наблюдательность,

в) зрительную память,

г) творческие способности,

д) творческое воображение,

е) ручную умелость.

5. Развивать эстетические чувства, основанные на понимании прекрасного в искусстве, природе и окружающем мире.

6. Воспитывать интерес ко всем проявлениям изобразительного искусства и любовь к искусству.

7. Воспитывать уважение к труду профессиональных художников и народных мистеров.

Реализация предложенной программы может осуществляться только на основе тематической интеграции с другими предметами ху­дожественно-эстетического блока, такими, как театрализация, музыка, поэзия, экология, русская традиционная культура и др., представленными в разра­ботке.

Такая интеграция осуществляется вокруг архетипических образов русского искусства, обладающих огромным потенциалом в формиро­вании и развитии универсальных творческих способностей личности и ее духовно-нравственном воспитании.

Архетипические образы Земли, Воздуха, Огня и Воды, вокруг ко­торых строится экспериментальный курс, концентрируют в себе глу­бинные смыслы традиционного русского искусства и способствуют бо­лее эффективному вводу учащихся в целостный мир русской художест­венной культуры как части мировой.

Содержание программы обучения изобразительному искусству выстраивалось следующим образом. Каждый творческий учебный год имеет свою ведущую тему, определенную единым названием и подчи­няющую себе темы остальных четвертей.

Каждая из четвертей отдается на один из следующих глобальных образов-символов природных стихий: земля, воздух, огонь, вода, кото­рые представлены в разных ипостасях. Общие для разных предметов темы четвертей раскрыты на мате­риале изобразительного искусства как одного из конкретных видов творческой деятельности человека. Это предполагает наличие в пред­мете неинтегрируемого блока специфических технологий, о которых говорится вначале.

Следует учитывать, что среди задач предмета "Изобразительное искусство" есть не только воспитывающие и развивающие, но и обу­чающие задачи. Поэтому в программе предусмотрено полное сохране­ние базового компонента содержания образования в области изобра­зительного искусства, предусмотренного Государственным стандартом общего образования, в который включены определенные знания, уме­ния и навыки.

Содержание экспериментальной программы обучения младших школьников изобразительному творчеству схематически представлено в виде тематического планирования.

Для успешной реализации программы, направленной на активизацию творческих способностей детей, в процессе освоения традицион­ной русской культуры в каждом учебном году и каждой учебной четверти выдвигались определенные цели и задачи, подчиняющие себе содержание учебного процесса.

Основной обучающей и развивающей целью в 1-ом классеявляется освоение детьми особенностей эстетического взгляда на мир художников, работающих в разных видах и жанрах изобразительного искусства.

В процессе последовательного всестороннего рассмотрения архетипических образов земли, воздуха, огня и воды дети осваивают свойства различных художественных материалов, их изобразительные и выразительные особенности, которые помогают художнику решать определенные художественно-творческие изобразительные задачи.

На занятиях в 1-ом классе дети знакомятся с особенностями работ профессиональных художников, народных мастеров, осваивают элементарные законы разных жанров изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт), приобретают знания о строении и пропорциях различных предметов и объектов, знакомятся с основами композиции, цветоведения и т. д.

Погружаясь в работу художника (народного мастера), дети пытаются создать «произведение искусства», отвечающее основным требованиям определенного вида, жанра, направления в искусстве, исходя из своих возрастных возможностей.

При изображении объектов природы либо моментов из окружающей жизни с натуры, по памяти, по представлению или воображению школьники пытаются представить, как это делал бы художник-живописец, график, скульптор, народный мастер, и, опираясь на требования, предъявляемые к работам этих художников, пробуют создать живописное, графическое, скульптурное или стилизованное изображение.

Первый год обучения ребенка в школе всегда связан с определенными трудностями. Чтобы облегчить первоклассникам переход к серьезной учебной деятельности и содействовать успешному освоению образного языка изобразительного искусства и необходимых навыков в следующих классах, творческие задания для них разрабатывались с опорой на следующие положения:

а) любое изобразительное задание должно быть направлено на развитие творческих способностей учащихся;

б) особое внимание в работе с первоклассниками следует обратить на индивидуальный подход к ним;

в) в процессе занятий необходимо развивать наблюдательность первоклассников (экскурсии на природу, задания на развитие наблюдательности и зрительной памяти, задания на развитие образности и символичности решения изобразительных задач);

г) необходимо учить первоклассников восприятию натуры, ис­пользуя для этого различные средства (зарисовки предметов, трав, ли­стьев, силуэтов деревьев, копирование образов и т.д.);

д) активно использовать сюжеты сказочного, фантастического содержания, способствующие развитию творческого воображения и усиливающие эмоциональный настрой детей в процессе занятий изо­бразительным искусством;

е) в процессе занятий активно использовать репродукции произ­ведений классического и народного искусства, художественную лите­ратуру и музыку, которые могли бы помочь ребенку в передаче худо­жественного образа выразительными средствами изобразительного ис­кусства.

В задачи обучения первоклассников в первой четверти входит зна­комство детей с разными видами и жанрами изобразительного искус­ства и их изобразительно-выразительными особенностями, через фор­мирование представлений о красоте, богатстве и щедрости родной Земли.

На каждом уроке учитель обращает внимание на правильность использования детьми художественных инструментов и материалов.

В задачи обучения первоклассников вовторой четверти входят:

а) продолжение знакомства с разными видами и жанрами изобразительного искусства и их особенностями через погружения в ска­зочное, легкое, воздушное царство волшебницы-Зимы;

б) знакомство с представлениями русского народа о Зиме как времени отдыха после тяжелых весенних, летних и осенних трудов. Время отдыха человек посвящал занятиям и творчеству, в которых проявлялся полет его фантазии. В этом прослеживается его связь с ве­дущим во второй четверти архетипом Воздуха.

В задачи обучения первоклассников в третьей четверти входит по­полнение знаний детей об особенностях работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства через разностороннее рассмотре­ние архетипа Огня, который может проявлять себя в разных ипостасях и олицетворять собой как светлое, доброе живое начало, так и проти­воборство, коварство, зло. В этой четверти дети углубляют свои знания, умения и навыки в области изображения и понимания образного языка изобразительного искусства.

 

В задачи обучения первоклассников в четвертой четверти входят:

а) продолжение знакомства детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства;

б) формирование у них умений и навыков грамотного использо­вания художественных инструментов и материалов.

Изобразительный материал четвертой четверти строится на обыгрывании архетипа Воды как одного из главных символов весенних месяцев, связанного с капелью, таянием снега, разливами рек, первыми весенними дождями и т.п.

Основной целью обучения и развития детей во 2-ом классе является детальное знакомство детей с изобразительно-выразительными осо­бенностями разных видов изобразительного искусства и их влияние друг на друга. Традиционная русская культура, как основа для изуче­ния и изображения, рассматривается на материале древних легенд, ми­фов, былин и т.д.

На занятиях во втором классе учащиеся получают более полное представление о различных художественных материалах, используе­мых в разных видах изобразительного искусства, и их изобразительно-выразительных свойствах. Параллельно с более глубоким освоением приемов работы с разными изобразительными материалами дети, работая над воплощением образов древнерусских сказаний, учатся пони­мать основные художественно-выразительные возможности изобрази­тельного искусства. Изучая приемы исполнения творческих работ оте­чественными профессиональными художниками и народными масте­рами, учащиеся осваивают образный язык изобразительного искусства.

В процессе занятий обращается внимание на то, что изобрази­тельное искусство является синтетическим по своей сути, и каждый из его видов включает в себя выразительные элементы еще какого-либо вида, а возможно, и всех видов одновременно. Особенно если это про­изведение декоративно-прикладного искусства или предмет народного творчества.

Знания и навыки, полученные детьми во втором классе, являются базовыми для дальнейшего обучения по предлагаемой эксперимен­тальной программе.

Основная цель обучения и развития детей в 3-м классе заключает­ся в знакомстве детей с поиском художественного образа в процессе трансформации природных форм в стилизованные декоративные, че­рез освоение специфических художественнно-выразительных приемов. Кроме того, дети должны знакомиться с использованием стилизованных форм реального мира в творческих работах профессиональных художников и мастеров народного декоративно-прикладного искус­ства.

В процессе освоения законов создания и использования различ­ных стилизаций дети закрепляют теоретические знания в области изо­бразительного искусства и навыки творческого использования различ­ных художественных материалов, полученные в предыдущих классах, а также углубляют их в процессе создания изображений с натуры, по па­мяти, по представлению с помощью различных изобразительных мате­риалов и средств.

На уроках изобразительного искусства в 3-м классе учащиеся бо­лее сознательно подходят к выбору и использованию художественных материалов и техники, способствующих наиболее адекватной передаче художественного образа. Приобретенные ранее навыки работы с ху­дожественными инструментами повышают качество их творческих работ.

В ходе дальнейшего освоения учащимися традиционной русской культуры при опоре на архетипы четырех основных стихий (земля, воздух, вода, огонь) изобразительный материал строится на обобщен­ных представлениях детей о периоде христианства на Руси. Этот мате­риал включает в себя знакомство с христианством, понимание проис­хождения мира, знакомство с особенностями христианской культуры в целом и изобразительным творчеством православной Руси в частно­сти. Творческие задания в 3-м классе включают в себя иллюстрирова­ние или оформление основных христианских праздников и обрядов, о которых может идти речь на других уроках художественно-эстетического цикла, либо обыгрывание фрагментов, которое может иметь место в школьных условиях.

Основной целью обучения и развития детей в 4-ом классе является знакомство с историей происхождения изобразительного искусства и его значением в жизни людей различных эпох и национальностей. Основной упор в процессе обучения детей делается на значении изо­бразительного искусства на Руси, во всех его проявлениях (в живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, дизайне) в системе мировой культуры.

Аналогично тому, как реальная природная форма превращается в декоративную, стилизованную, удовлетворяя потребности художни­ка в создании определенного художественного образа, предметы и объекты, используемые людьми, изменяются в разные эпохи в зависимости от изменяющихся духовных,эстетических и материальных по­требностей.

В процессе различныхвидов изобразительной деятельности науроках в 4-м классе детине толькозакрепляют и углубляют знания и навыкив областиязыка изобразительного искусства, а вместе с тем ис­тории культуры вообще.

Отталкиваясь от четырех взятых за основуархетипов, можно ус­ловно делить историю мировой культуры начетыре основные вехиразвития:

а) культура и искусство Древнего мира, зарождение культуры-архетипа Земли как родоначальницы, матери всего сущего;

б) эпоха средневековья, ориентированная на возвышение идеала безраздельного служения Богу, стремление ввысь, к небесам, так как земная жизнь считалась лишь подготовкой к жизни небесной - архетип Воздуха;

в) эпоха Возрождения в культуре и искусстве, эпоха возрождения из небытия средневековья. Появились новые идеалы, буйство творче­ского огня, искусство повернулось лицом к человеку, и человек немед­ленно занял в нем главенствующее место - архетип Огня;

г) быстрое течение времени, быстрая смена исторических собы­тий и художественных стилей - архетип Воды.

Задачи каждого последующего класса усложняются, поэтому учителю необходимо опираться на знания и навыки учеников, полу­ченные ранее на уроках изобразительного искусства. Заложенное в предлагаемой программе содержание должно способствовать активи­зации творческих способностей детей в процессе освоения традицион­ной русской культуры и в процессе использования различных художе­ственных материалов.

Темы, выбранные учителем для изучения, должны охватывать достаточно большой объем учебного материала, доступного понима­нию детей. В процессе уроков необходимо делать акцент на роли изо­бразительного искусства в повседневной жизни людей, используя для иллюстраций наряду с лучшими образцами профессионального и на­родного изобразительного искусства образы,не представляющие большой художественной ценности, как бы «провоцируя» детей на эстетический анализ тех и других.

Каждый художественный материал обладает набором не только ему присущих изобразительно-выразительных свойств и возможно­стей, поэтому художнику для создания художественного образа необходимо ориентироваться в этих возможностях (дети на занятиях представляют себя профессиональными художниками). Исходя из этого мы не разрабатываем систему последовательного использования различных художественных материалов и техники. В нашей программе они используются параллельно друг другу, и выбор определенного художественного материала зависит только от его изобразительно-выразительных возможностей, необходимых для наиболее адекватной передачи художественного образа.

Единственный принцип, которого мы старались придерживаться при выборе художественного материала – это универсальный дидактический принцип «от простого к сложному». Но в данном случае речь идет не о самом материале, а о характере упражнений с его использованием и степени сложности этих упражнений.

В процессе планирования уроков по предлагаемой программе необходимо опираться на основные этапы творческой работы с целью обеспечения успешного творческого решения конкретных изобразительных задач и развитию логического мышления:

а) осознание потребности, которая в художественном творчестве совпадает с потребностью самовыражения;

б) анализ потребности, освоение новой информации (овладение знаниями, умениями и навыками), необходимой для воплощения творческого замысла, и формирование предлагавшихся ранее решений, критический анализ этих решений;

в) рождение новой идеи;

г) претворение замысла в творческой работе;

д) подведение итогов урока как осознание результативности творческого поиска ребенка.

Каждое задание в 1-ом классе ориентировано на 1 урок в неделю продолжительностью 45 минут, во всех последующих классах – на два совмещенных урока в неделю (90 минут).

Перечень представленных тем условный. При необходимости он может быть изменен с условием сохранения структуры программы и при выполнении всех вышеизложенных требований.

 

 

Тематическое планирование по учебному курсу

«Изобразительное искусство»

 

Земля моих предков (32 часа)

1 класс

 

1 раздел. Родина любимая (8 часов)

Богатство родной земли, художник в щедром царстве Матушки-Осени

 

Тема 1. Путешествие в страну изобразительного искусства

Вводное занятие.

Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства. Почему живописцы любят осень?

Выбор теплой осенней гаммы с помощью трех цветов. Выполнение мазковой композиции по сырому.

Бумага, акварель, кисть.

Тема 2. Нет художницы смелее и чудеснее, чем осень

Особенности графического искусства. Жанр портрета. Что помогает художнику усилить выразительность образа?

Доработка живописной композиции с помощью линейного рисунка. Создание образа художницы-Осени.

Живописная композиция, темная акварель, тонкая кисть.

Тема 3. Подарки Матушки-Осени

Натюрморт – жанр изобразительного искусства. Рисование – передача формы и цвета предметов.

Изображение с натуры овощей, фруктов, хлебных колосьев, осенних листьев, грибов и т. д.

Бумага, гуашь, кисть.

Тема 4. Золотая Хохлома

Народное декоративно-прикладное искусство. Искусство Хохломы, особенности промысла, технология изготовления изделий.

Живописный подмалевок под цвет золота.

Два листа бумаги, акварель, кисть.

Тема 5. «Волшебная ветка» и «Забавный барашек»

Особенности двух видов хохломской росписи – «травка» и «кудрина».

Выполнение свободной кистевой росписи в стиле Хохломы:

         1) веточка с цветами и ягодами («травка»);

         2) кудрявый сказочный барашек («кудрина»).

Тема 6. Целый месяц под дождем

Дизайн – вид искусства. Художник-дизайнер и художник-прикладник, совместное творчество.

Конструирование зонта (основа – круг, разрезанный по радиусу и склеенный). Украшение купола зонта декоративной росписью. Ручкой для готового макета может служить шпажка для сэндвичей.

Начерченный на бумаге круг (R=5 см), ножницы, клей, акварель, кисть, шпажка.

Тема 7. «Дождик, дождик, пуще!»

Скульптура – вид изобразительного искусства. Особенности скульптуры. Пропорции фигуры человека.

Скульптурное изображение фигуры человека под дождем. Передача характерного движения.

Глина, стеки.

Тема 8. «Лес обнажился, поля опустели»

Пейзаж – жанр изобразительного искусства. Форма и строение деревьев различных пород, особенности их изображения мягкими графическими материалами.

Графическое изображение пейзажа с обнажившимися деревьями и кустарниками.

Уголь, сангина, тонированная бумага.

2 раздел. Душа России (7 часов)

Тема 1. Художник в гостях у Матушки-Зимы. Первый снег

Пастель и ее изобразительно-выразительные возможности. Особенности пейзажа как жанра изобразительного искусства.

Изображение зимнего пейзажа с падающим снегом.

Цветные пастельные мелки, уголь, сангина, тонированная бумага.

Тема 2. Птицы на снегу

Строение и пропорции фигурок птиц. Понятие «силуэта» в графике. Особенности работы с тушью.

Изображение силуэтов зимующих птиц на фоне белого снега.

Бумага, тушь, кисть.

Тема 3. Узоры на зимнем окне

Восковые мелки и особенности работы с ними. Когда восковой мелок может прийти на помощь живописцу?

Изображение цветными восковыми мелками узоров, которые мог бы «нарисовать» мороз на зимнем окне. Заливка листа акварелью в холодном колорите.

Бумага, восковые мелки, акварель, кисть.

Тема 4. Зимний букет

Народное декоративно-прикладное искусство. Особенности гжельской росписи. Компоновка элементов росписи и их соотношение между собой.

Составление цветочного букета по мотивам гжельской росписи (свободная кистевая роспись).

Бумага, гуашь (белая, синяя), кисть.

Тема 5. «Ты катись, катись, яблочко, да по серебряному блюдечку…»

Конструирование посуды под гжельскую роспись (блюдце, тарелка). Техника папье-маше, особенности и возможности ее использования художниками. Технология изготовления изделий в технике папье-маше.

Изготовление блюдца или тарелочки в технике папье-маше.

Тонкая белая бумага, кусочки газет, клейстер.

Тема 6. Зимняя фантазия

Повторение особенностей гжельской росписи (основные элементы и их компоновка на изделии) Эскиз – один из этапов работы художника при создании художественного произведения.

Грунтовка изделия белой краской. Самостоятельное составление эскиза для росписи изделия. Роспись изделия по мотивам Гжели.

Водоэмульсионная краска , маленький лист бумаги, гуашь, кисти.

Тема 7. Новогодние сюрпризы

Новогодние традиции. Каким должен быть новогодний подарок? Какие художественные материалы может использовать художник для оформления новогоднего поздравления?

Создание поздравительной открытки или небольшого сувенира в подарок родным или друзьям к Новому году.

Разные художественные материалы по выбору учащихся, краски, кисти, ножницы, клей.

3 раздел. Огонь (10 часов)

Художник путешествует по сказочной стране

     Тема1.  Чудеса Нового года. Рождение солнца

Миф и боге света Янусе, открывающем ключом небесные ворота и впускающем на землю день. Январь–просинец – время связанное с первоначальным возрождением солнца, света, тепла. Холодные и теплые цвета в живописи, их влияние друг на друга.

Изображение солнца (теплые цвета) на фоне холодного морозного неба. Подбор палитры теплых и холодных цветов, отображение в работе их противоборства.

Акварель, кисть, бумага.

     Тема 2. Чудо-птицы. Сказочные образы огня

Сказочные образы олицетворяющие огонь, свет, тепло. Огненная птица – Жар-птица в русских сказках. Декоративная живописная композиция, ее особенности.

Создание живописного образа Жар-птицы методом свободной кистевой росписи. Заполнение фона холодными, теплыми цветами ночного неба или сада.

Бумага, акварель, кисть.

Тема 3. Огонь, рождающий искусство

Рассказ о глиняной игрушке как одном из видов народных промыслов. Искусство села Дымково. Особенности промысла, характерные черты дымковской игрушки. Анализ строения и формы дымковской игрушки.

Лепка небольшой птички-свистульки по мотивам Дымкова. Изготовление изделия из целого куска глины.

Глина, стеки, вода.

Тема 4. Загадки дымковской росписи

Символическая роспись дымковской игрушки и ее многообразие. Освоение элементов дымковской росписи.

Грунтовка изделия водоэмульсионной краской. Роспись изделия на основе дымковских мотивов.

Белила, гуашь, кисти.

Тема 5. Филимоновские свистульки

Продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством. Филимоновская свистулька – еще одно творение огня. Особенности филимоновских игрушек (строение, пропорции, способы изготовления). Сравнительный анализ дымковских и филимоновских игрушек.

Лепка простой по форме филимоновской игрушки из целого куска глины. Передача характерных пропорций.

Глина, стеки, вода.

Тема 6. Огонь на глиняных игрушках

Секреты филимоновской росписи. Изучение основных элементов росписи. Особенности цветовой гаммы росписи, используемые народными мастерами.

Грунтовка изделий водоэмульсионной краской. Роспись изделия по мотивам Филимонова.

Белила, гуашь, кисть.

Тема 7. Подарок, дарящий тепло

Поздравительные открытки. Особенности их оформления для конкретных праздников. О чем может рассказать открытка? Какой должна быть открытка в подарок маме к 8 марта?

Конструирование открытки в виде цветка. Серединка цветка – поле для поздравления.

Цветная бумага, ножницы, клей .

Тема 8. Самые теплые слова

Искусство каллиграфии. Какие бывают шрифты и почему они разные?

Составление текста для поздравительной открытки. Эскиз шрифтовой композиции. Оформление открытки-цветка надписью. Составление единой композиции в виде букета цветов-поздравлений.

Бумага, простой карандаш, открытка-цветок, фломастеры.

Тема 9. Теплое дыхание весны

Понятие колорита. Как сохранить колорит, используя контрастные цвета.

Создание живописной мазковой композиции с нахождением цветового колорита, передающего весеннее настроение.

Бумага, акварель, кисти.

Тема 10. Весна-красна

Приметы весны, ее характерные особенности, которые может использовать художник для создания одушевленного образа. Графика как вид изобразительного искусства, ее особенности. Когда графика может помочь живописцу в передаче художественного образа?

Графический портрет одушевленного образа Весны с характерными особенностями и приметами, присущими этому времени года. Линейный рисунок по живописному подмалевку, выполненному на предыдущем занятии.

Тушь, перо или палочка, живописный подмалевок .

 

4 раздел. Истоки (7 часов)

Вода в природе и искусстве, художник слушает весеннюю мелодию.

 

Тема 1. Солнце и вода разбудили природу

Жанр пейзажа. Последовательность выполнения пейзажа. Передача воздушной и линейной перспективы в пейзаже.

Начало работы над живописным пейзажем. Изображение весенней земли и неба с передачей воздушной перспективы.

Бумага, акварель, кисти.

Тема 2. Весеннее пробуждение растений. Деревья просыпаются

Передача линейной перспективы в пейзаже при изображении деревьев, бегущих ручьев, летящих по небу птиц.

Завершение работы над живописным пейзажем. Изображение деревьев, птиц, бегущих ручьев и т. д.

Бумага, акварель, кисти.

Тема 3. Весенние ручьи

Современное декоративно-прикладное искусство. Как работает художник по тканям? Понятие эскиза. Для чего нужен эскиз?

Маленькая декоративная скульптура водяного. Передача характера персонажа с помощью дополняющих образ мелких деталей.

Пластилин, стеки, вода, салфетки.

    Тема 4. Забавные кораблики

Дизайн как один из видов изобразительного искусства. Особенности работы художника-дизайнера. Конструирование макета изделия – один из этапов работы дизайнера над созданием проекта.

Создание общего тонированного фона для коллективного панно. Конструирование корабликов из цветной бумаги, украшение изделий. Наклеивание на общий тонированный фон, создание коллективного панно.

Два листа ватмана, гуашь, цветная бумага, ножницы клей .

Тема 5. Весеннее пробуждение цветов. Чудесные цветы Городца

Городецкая роспись как один из видов народного декоративно-прикладного искусства. Элементы городецкой росписи, особенности ее выполнения.

Вырезание из тонированного листа формы разделочной доски (методом симметричного вырезания). Выполнение на вырезанной форме городецкого букета (свободная кистевая роспись).

Тонированная бумага, ножницы, гуашь.

Тема 6. Весенние букеты из Жостова

Роспись жостовских подносов как один из видов народного декоративно-прикладного



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Традиции и сегодняшний день 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиции и сегодняшний день

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)