Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Духовная культура общества, многообразие форм ее проявления.



2019-12-29 424 Обсуждений (0)
Духовная культура общества, многообразие форм ее проявления. 0.00 из 5.00 0 оценок




Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает религия. Рассмотрим каждый из этих элементов в отдельности:

- Философия -(греч. philosophía, буквально = любовь к мудрости, от philéo = люблю и sophía = мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

- Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.

- Право - совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

- Мораль - (лат. moralis - нравственный, от mos, множественное число mores - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики.

- Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира.

- Религия - от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Учитывая сложность одновременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры, попытаемся выяснить общую основу, объединяющую в единое целое все ее стороны, а именно: что понимается под культурой в целом. В самом широком смысле этого слова культуру можно рассматривать как развивающуюся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим, присущим лишь ему уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, всех его отношений с действительностью: экономических, политических, теоретических, нравственных, эстетических и т.д. Сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура является одновременно и результатом, и средством развития личности и общества. Иными словами, культура - это исторически определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе. Духовная культура в ряду явлений культуры занимает особое место. Она нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Таким образом, духовную культуру можно рассматривать в этом качестве как нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств. В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат своеобразными ориентирами в этом процессе. Главная цель и главная функция духовной культуры состоит в формировании определенного типа человеческой личности в интересах общества, в регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

 

3.6 Социально-философское содержание экономики и политики. Характер их соотнесенности в общественной жизни.

Необходимо признать объективную значимость политики и экономики в современной жизни мирового сообщества. А признав ее, необходимо признать и необходимость их изучения — для поддержки ли концепции политической и экономической основы развития общества или для ее отрицания.

Политика и экономика имеют свою специфику, но в то же время их очень многое объединяет. Прежде всего их объединяет то, что именно они практически определяют сегодняшнюю жизнь общества. Кроме того, они в значительной степени ориентированы друг на друга: ведь не случайно до сих пор экономику называют политической, а основным видом политики считается политика экономическая. Впрочем, и тенденции к их разделению отчетливы и достаточно сильны, особенно на Западе.

Существуют как объединяющие, так и разделяющие их моменты и обозначить перспективы экономики и политики в будущем мировом сообществе.

Необходимо подчеркнуть, что в паре "экономика — политика" экономику следует рассматривать в первую очередь. Конечно, эти сферы неразрывны и едины, но если подходить к делу исторически, то можно сказать, что в дремучие времена первобытности экономическая жизнь — труд, обмен продуктами труда и т.п. — существовала, политики же в ее настоящем смысле тогда еще не было. Без экономического образования ныне вообще вряд ли возможно управлять делами государства. Речь идет не о профессиональном знании современной экономики во всех ее узкоспециальных проблемах, а хотя бы об общем знакомстве с макроэкономикой в ее основополагающих принципах.

Экономическая философия входит в систему социальной философии, составляя ее существенную часть: у нее есть свой особый срез проблем, или угол зрения на экономическую жизнь общества. Экономическая жизнь есть социальный процесс, в котором люди выступают и в качестве непосредственных деятелей конкретного хозяйства, и опосредованно в качестве "частей" общехозяйственного организма.

В современном производстве, в котором все большую роль играет система управления, немалое значение приобретают отношения, складывающиеся в результате подбора и расстановки кадров с учетом их способностей, опыта, интересов и нужд самого производства, кадровая политика в целом. Таким образом, система экономических отношений чрезвычайно обширна — от индивидуальных отношений отдельных производителей до основополагающего отношения к средствам производства. Поскольку экономические отношения сегодня носят политический характер и управляются политическими методами, учение об экономике называется политической экономией.

В любом обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, складываются и функционируют политические организации, партии, формируются политические идеи и теории. Политика — это особая сфера деятельности. Смысл слова "политика" лучше всего выражает его этимология: греч. politike — искусство управления государством. Политика, таким образом, представляет собой участие в делах государства, в определении направления его функционирования, в определении форм, задач и содержания деятельности государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также страны в целом условий и способов осуществления власти.

В структуре политической деятельности в самом общем виде просматриваются три основных момента. В о - первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. В о – вторых, выработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в – третьих, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.

 

3.7 Социально-философское содержание науки и искусства. Характер их соотнесенности в общественной жизни.

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы их исследования. Наука – это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

 Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Современная наука – чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек.

По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека, как существа социального.

Что касается философии науки, то она представляет собой философские рассуждения о природе научного знания, и в этом плане по мере того, как усложнялось структурное содержание науки, все более полной становилась проблематика философии науки.

В самом содержании философии науки можно выделить 2 основные тенденции:

1. –я связана с анализом языка науки, логики построения научных теорий, выявления критерия истинности научного знания и т.д. В рамках данной тенденции наука рассматривается, как саморазвивающаяся система знаний.

2. Другой тенденцией выступает всестороннее изучение и исследование социальных и общественных фактов, которые обуславливают существование и развитие научного знания. С точки зрения указанного направления, источником научных инноваций выступают социальные и культурные ресурсы общества на том или ином этапе его исторического развития.

Социальное назначение науки заключается в том, чтобы облегчить жизнь и труд людей, увеличить разумную власть общества над природой, способствовать совершенствованию общественных отношений. Современная наука благодаря своим открытиям и изобретения сделала очень много для облегчения жизни и деятельности людей. (научные открытия и изобретения привели к повышению производительности труда и увеличению массы товаров).

Наука предстает, как одна из форм общественного сознания.

Культура предстает, прежде всего, как формат жизнедеятельности человека, выступая «оборотной стороной» его трудовой деятельности. Труд – это принцип взаимодействия с природой, в ходе которого затрачивается жизненная энергия и изменяется природа, превращающаяся в продукт труда, который соответствует человеческим потребностям. В результате такого взаимодействия возникает культура, т.е. широкое разнообразие материальных и духовных ценностей. Заметим, что если в процессе труда человек и природа противостоят друг другу, то в культуре они выступают в своем единстве.

Культура, взятая вне своего отношения к трудовой деятельности человека, предстает как цивилизация. Этот термин был введен в 16 веке для обозначения достаточно развитого культурного общества, основанного на определенных государственно-правовых, этико-эстетических и духовно-религиозных началах.

Трудовая деятельность весьма широкообразна по формам своего проявления, однако, в ней можно выделить материальный и духовный труд. И, как следствие, можно говорить об исторически определенных формах материальной и духовной культуры.

Элементом материальной культуры выступает такой предмет труда, содержание которого непосредственно соответствует какой-либо человеческой потребности.

Элементом духовной культуры выступает такой предмет труда, который своим содержанием имеет другое содержание.

Подобно тому, как выделяют материальную и духовную культуру, в цивилизации выделяют традиционную цивилизацию (которую, как правило, отождествляют с культурно-духовными ценностями своего времени) и техногенную цивилизацию (которая отождествляется с техникой и технологией существующего производства).

В традиционной цивилизации наука предстает, прежде всего, в своей мировоззренческой функции и она органически соединяется с философией и искусством. Заметим, что исторически наука долгий период развивалась, оставаясь «внутри» философии. По мере своего развития наука «отходила» от философии, превращаясь в самостоятельную форму теоретического знания, сохраняя за философией область своей методологии.

Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются, как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека, но все они рассматривают его с какой-либо одной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но и затрагивает самые глубокие, еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек. В искусстве человек свободно и полновластно творит особый мир, также как творит свой мир природа.

Искусство обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека. Оно вбирает в себя все достижения человечества. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов (Гамлет, Дон Кихот, Обломов, Мастер и Маргарита) невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность.

Как было сказано, функция познания мира, основная для науки, свойственна также и искусству, но направлена она преимущественно на познание духовного мира. Однако искусство выполняет и множество других, разительно отличающихся между собой функций. Они являются следствием одной функции, носящей более абстрактный характер и определяющей основное назначение искусства как метода (утверждение интуитивного суждения в противовес логике). Это необходимо человечеству, ибо только совместное использование обоих методов может обеспечить полноту познания и выбор решения в необозримом множестве проблем во всех сферах человеческой деятельности.

Что касается связи науки с искусством, то, прежде всего, искусство выступает практической формой осознания окружающего мира. Искусство всегда образно и символично.

Сама наука не редко несет в себе элементы эстетической привлекательности. Заметим, что в своем историческом значении наука представляется в виде художественных произведений.

В рамках традиционной цивилизации наука, будучи связанной с философией и искусством, становится важнейшей предпосылкой в формировании духовно-интеллектуального сознания личности.

 



2019-12-29 424 Обсуждений (0)
Духовная культура общества, многообразие форм ее проявления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Духовная культура общества, многообразие форм ее проявления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (424)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)