Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Степень научной разработанности проблемы



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Степень научной разработанности проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок




Поскольку формирование профессионализма выступает одним из

аспектов общего развития личности, прежде всего, необходимо отметить тех

исследователей, которые занимались изучением личности с философских и

социологических позиций. Среди них - Л.П.Буева, П.Бурдье, Э. Гидденс, М.

Вебер, Г.Е.Глезерман, Г.Ф. Гегель, Д.Дьюи, А.Г.Ковалев, Л.Н.Коган, И.С.Кон,

Е.В.Лазаренко, А.В.Меренков, Р.Мертон, Т.Парсонс, П.А.Сорокин, З. Фрейд,

Ю.Хабермас. В их работах предприняты попытки выделения основных

противоречий развития личности на тех или иных этапах социализации, в том

числе в процессе получения профессионального образования. Их работы

выступают в качестве методологической основы для изучения ориентации и

5

установок личности на формирование себя в качестве профессионала в

определенной деятельности.

Особо следует отметить работы, которые непосредственно посвящены

анализу сущности и содержания профессионализма. Эти проблемы рассмат-

риваются в трудах Т.Л.Александровой, Я.В.Дидковской, Г.Б.Кораблевой,

А.К.Марковой, Б.С.Моделя, В.Г.Подмаркова, Л.Я.Рубиной, В.Я.Синенко,

С.Г.Струмилина, М.Х.Титмы, И.И.Чангли, Н.И.Шаталовой, О.И.Шкаратана,

В.А.Ядова.

Проблемы «гендера», особенности становления гендерных различий в

истории и в настоящее время нашли свое отражение в работах Р.Ангер, Г.Бок

М.Виттинг, И.Гофмана, Д.Зиммермана, Д.Карен, Т.де Лауретис, Дж.Лорбер,

К.Миллетт, К.Рензетти, Г.Рубин, Дж.Скотт, К.Уэста, И.Хирдман и др. В России

они изучались такими авторами, как Н.И.Абубикирова, Л.В.Бабаева,

Т.В.Барчунова, О.А.Воронина, С.И.Голод, Т.Гурко, Е.А.Здравомыслова,

И.Е.Калабихина, Т.А.Клименкова, А.И.Посадская, Н.М.Римашевская ,

Л.Л.Рыбцова, Г.Г.Силласте, А.А.Темкина и др.

Одной из центральных в гендерных исследованиях является тема

гендерных отношений в сфере труда. К числу российских авторов этих

исследований относятся М.Е.Баскакова, С.И.Голод, Е.В.Груздева,

И.Е.Калабихина, М.М.Малышева, О.Мурачева, Л.Прокофьева, Л.Е.Ржаницына

, Н.М.Римашевская, И.Н.Тартаковская, П.Фести, А.Г.Харчев, З.А.Хоткина,

Э.С.Чертихина, З.Янкова и др.

Исследование факторов определяющих профессиональное развитие

личности проводились В.Ф.Воловичем, М.Вудкоком, А.П.Егоршиным,

М.К.Кияновой, Е.В.Ксенчук, И.П.Марченко, В.А.Поляковым, Л.Фаткиным,

Д.Френсисом, Н.И.Шаталовой, В.В .Щербиной и др.

Проблемы карьерного роста изучались М.Л.Савискас, Ч.Чен,

Я.Щепаньским, Дж.Эветс и др. Среди отечественных исследователей можно

отметить И.В.Грошева, Ю.Деражне, А.А.Дикареву, А.В. Жуплева, В.Ю.Иванова,

Е.И.Комарова, А.Я. Комозина, Д.Коробейникова, М.И.Мирскую, АА.

Московскую, В.А.Полякова, Е.Д.Руткевича, И.И.Серегина, Э.Старобинского,

Ф.Р.Филиппова, и др.

Исследованиями профессиональной мобильности занимались Б.Барбер,

П.М.Блау, З.Голенкова, О.Данкен, К.Дэвис, Е.Игитханян, У.Мур, В.В.Радаев,

П.Сорокин, О.И.Шкаратан.

Работы названных авторов дают методологическую основу для изучения тех

проблем, противоречий, которые определяют гендерную специфику

формирования потребности личности в профессиональном развитии в условиях

ускорения темпов технологического и технического обновления общественного

производства.

Объект исследования – профессиональное развитие мужчин и женщин в

трудовой деятельности.

Предмет исследования - гендерные особенности детерминации

потребностей в профессиональном развитии.

6

Цель : выявить основные факторы, определяющие гендерную специфику

формирования потребностей в профессиональном развитии личности в

условиях модернизации общественного производства.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение

следующих исследовательских задач:

􀂾 Определить сущность содержания, особенности профессионального

развития работника в условиях постоянного усложнения требований к его

трудовой деятельности.

􀂾 Выявить факторы, определяющие особенности действия внешней и

внутренней необходимости, интересов, ценностных ориентаций на

формирование потребностей в профессиональном развитии мужчин и

женщин.

􀂾 Выявить основные гендерные противоречия разных видов

профессионального развития в современных условиях.

􀂾 Провести сравнительный анализ внешних и внутренних факторов,

определяющих становление потребностей в профессиональном развитии

у мужчин и женщин.

􀂾 Выявить основные гендерные противоречия, характеризующие

потребности личности в повышении квалификации, мастерства,

профессиональном росте.

Теоретическую ______ÿ__#ÿjи методологическую основу диссертационного

исследования составили работы отечественных и зарубежных социологов,

философов, психологов, посвященные проблемам формирования

потребностей в профессиональном развитии личности. Исследование

основных форм становления, формирования и реализации потребности в

профессиональном развитии у мужчин и женщин в современном обществе

предусматривает междисциплинарное изучение этой проблемы, которая

находится на стыке нескольких наук: социальной антропологии, социальной

психологии, философии и социологии. Это позволяет определить основные

гендерные противоречия формирования потребностей личности в

профессиональном развитии, соответствующем постоянно возрастающим

требованиям современного научно-технического и социального прогресса.

Методология изучения проблемы базируется на принципах

социокультурного детерминизма и исторической преемственности.

Эмпирическая база диссертационного исследования опирается на

материалы социологического исследования, посвященного изучению

гендерных особенностей формирования потребностей в профессиональном

развитии личности. Основной эмпирический материал был получен в

результате исследований, проведенных автором на различных предприятиях и

организациях Уральского региона в 2006-2008 гг. В ходе исследования

количественным методом было опрошено 510 человек по квотной выборке

(квотные признаки: половая принадлежность, возраст, отрасль общественного

производства, занимаемая должность). Для качественного исследования

были выбраны мужчины и женщины разных поколений, занятые на

предприятиях различных отраслей общественного производства. Методом

7

глубинного интервью было опрошено 25 человек.

Научная новизна работы заключается в комплексном изучении системы

влияния внешних и внутренних факторов, определяющих гендерные

особенности формирования потребности личности в профессиональном

развитии.

􀀹 Дана авторская трактовка сущности профессионального развития как

организованного процесса перехода личности из преимущественно

объекта обучения профессиональным навыкам в субъект

самостоятельного совершенствования трудовой деятельности на основе

самореализации и освоения образцов высококачественной работы.

􀀹 Осуществлен анализ становления потребностей личности в

профессиональном развитии на основе выявления роли внешней и

внутренней необходимости в совершенствовании трудовой деятельности

личности.

􀀹 Выявлена специфика проявления внешней необходимости в постоянном

профессиональном развитии современного работника. Ведущая роль

принадлежит динамично меняющимся технологиям и техническим

новинкам, требующим от каждого специалиста, независимо от половой

дифференциации, постоянного совершенствования трудовой

деятельности; темпам технического переоснащения конкретных

предприятий; требованиям непосредственного руководства, а также

мнение профессионального сообщества, побуждающего к

самоутверждению работника в труде.

􀀹 Доказывается, что ведущая роль в формировании потребностей женщин

в профессиональном развитии принадлежит внутренней необходимости,

связанной с реализацией индивидуальных способностей к конкретному

виду трудовой деятельности.

􀀹 Выявлено гендерное неравенство в действии внешних факторов,

побуждающих личность к профессиональному развитию. Женщина

находится в состоянии выбора между необходимостью самоутверждения

в роли умелой хозяйки дома, жены, матери и самореализации в качестве

способного к постоянному самосовершенствованию работника.

Профессиональное развитие мужчин преимущественно определяется

уровнем принятия общественных требований к самореализации и

самоутверждению в трудовой деятельности.

􀀹 На материалах эмпирических исследований показано противоречивое

воздействие семьи на формирование гендерных потребностей в

профессиональном развитии: мужчины рассматривают ее в качестве

фактора, усиливающего активность в приобретении новых знаний,

умений, а женщины считают свои семейные обязанности главным

препятствием повышения квалификации, мастерства.

􀀹 Доказано, что в настоящее время уже разрушен стереотип о том, что

женщины менее успешно справляются с обязанностями руководителей

различного уровня, однако среди них меньше, по сравнению с

8

мужчинами, тех, кто ориентирован на карьерный рост из-за высокой

занятости, связанной с организацией быта и воспитанием детей.



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Степень научной разработанности проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Степень научной разработанности проблемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)