Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни



2019-12-29 321 Обсуждений (0)
Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




В последние годы в нашей стране наблюдается ряд тенденций, сигна­лизирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Заметно увеличивается чис­ло лиц с дисгармоничным развитием, нарушением пропорций между дли­ной и массой тела, морфологическими и функциональными показателями. Кроме этого, нередко уже среди млад­ших школьников возникают пробле­мы, связанные с курением, алкоголиз­мом и наркоманией [9][7].

Ухудшающееся зрение, хронические заболевания внутренних органов, ас­теническое состояние организма — все это последствия систематического переутомления школьников. Как по­казывают проведенные в Институте возрастной физиологии многолетние исследования, у значительной части де­тей в связи с высокой интенсивностью школьных нагрузок практически не ос­тается свободного времени. Их рабочий день, особенно в старших классах, со­ставляет 12-14 часов, что намного пре­вышает продолжительность рабочего дня взрослых. А ведь на школьные годы приходится период наиболее интен­сивного развития детского организма. К  концу обучения детей в школе 70% функциональных расстройств принимают хроническую форму, в несколько раз возрастает количество патологий пищеварительной системы, болезней глаз, увеличивается число нервно-пси­хических заболеваний .

Чтобы остановить регресс нации и процесс ее разрушения, необходимо воспитывать у ребенка ценностное отношение к здоровью, формировать у него четкую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.

Ценностное отношение к здоро­вью — это совокупность взглядов и спо­собов поведения индивида, характеризу­ющихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осоз­нанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление орга­низма и усовершенствование собствен­ных физических умений и навыков.

Воспитание ценностного отношения к здоровью — это длительный и пос­ледовательный процесс, включающие в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьевьесберегающей жизненной позиции подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.

В вос­питании ценностного отношения к здоровью и школах используются недостаточно эффективные формы работы с детьми. Либо ребенок служит лишь пассивным объектом воздействия на него педагога (беседы, рассказы, класс­ные часы, «уроки здоровья»), либо основной целью является создание атмосферы состязания (спортивные игры, эстафеты, Дни здоровья и др.). Роль педагога во время таких мероп­риятий сводится к выполнению его функциональных обязанностей. Более же эффективны такие формы работы, в которых педагог и ученики становятся активными участниками совместной творческой деятельности. Такое вза­имодействие позволяет рассмотреть проблему здоровья с различных точек зрения, высказать собственное мнение и сопоставить его с мнением других, помогая сформировать у каждого из участников четкое представление по обсуждаемому вопросу и способствуя более глубокому осознанию ценности того или иного аспекта.

В практике используются как тради­ционные (классно-урочные и лекцион­ные), так и более креативные (игровые, сюжетно-ролевые игры, спектакли), тренинговые, художественные (конкур­сы рисунков), прозаические (эссе, со­чинения) и поэтические (стихи) формы работы с детьми, требующие от школь­ников активного участия в совместной деятельности и способствующие более эффективному усвоению знаний.

Важную роль в формировании у школьников индивидуальной систе­мы ценностей играют представления педагога о правилах и способах вос­питательной деятельности, формах и приемах работы с детьми.

Творческий подход к решению проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у школьни­ков имеет особую значимость в пе­редаче от учителя учащимся системы жизненных ценностей, одобряемых обществом.

Выше назывались различные спосо­бы пропаганды здорового образа жизни в школе. Но детям младшего школьно­го возраста в силу их психофизиологи­ческих особенностей очень непросто произвольно внимать и запоминать то, что им рассказывают взрослые, в свя­зи с монотонностью и длительностью проводимых мероприятий.

Встает вопрос, как рассказать ребенку в наибо­лее доступной и интересной для него форме о вреде курения и употребления алкоголя, о правилах приема пищи, о важности двигательной активности человека, о необходимости соблюдения правил гигиены, пользе гимнастики или закаливания?

Предполагается,  что занятия с детьми младшего школьного возраста могут носить активный характер с привлечением всех членов груп­пы (класса). Каждый ребенок имеет право высказать собственную мысль относительно того или иного вопроса или утверждения. Мнения могут об­суждаться, уточняться и дополняться другими участниками занятия, а затем их обобщает учитель.

Поэтапная деятель­ность педагога, направленная на развитие у учащихся ценностного отношения к здоровью:

1-й этап - принятие педагогом сис­темы убеждений, касающихся сохра­нения здоровья, на уровне самоактуа­лизации. Степень информированно­сти воспитателя, его приверженность нормам здорового образа жизни име­ют существенное значение для его де­ятельности на последующих этапах формирования здоровьесберегающих установок у воспитанников (как и его внешний вид, личностные свойства, включая авторитет» манеры, ценност­ные ориентации и др).

2-й этап - рассмотрение и обсужде­ние понятия «здоровый образ жизни» как способ сохранения здоровья и полноценной социализации лично­сти. Педагог, убежденный в целесооб­разности и актуальности здоровьесбе-регающей деятельности, сообщает свои убеждения воспитанникам (ссылки на сложившиеся традиции, на мнение, стиль и образ жизни авто­ритетных людей, ученых, политиков, знаменитых спортсменов и т.д., вы­сказывание личного мнения). Учи­тель может использовать следующие методы:  

-метод противоречия - непро­тиворечивое аргументирование в от­вет на противоречия, выявленные в доводах воспитуемого;  

-метод кажущейся поддержки в дискуссии — принятие доводов и даже приведение аргументов в их поддержку для соз­дания впечатления о хорошей осве­домленности с последующим пред­ставлением контраргументов; метод «извлечения выводов» - аргументы излагаются постепенно, на каждом этапе подводя ученика к согласию.

Эффективность убеждения опреде­ляется несколькими условиями:

• педагог, уверенный в правильно­сти своих ценностных отношений, об­ращается к разуму и, что очень важно, к эмоциям воспитуемого, имеет план аргументации, представляет различ­ные точки зрения и, переубеждая, прогнозирует различные варианты;

• учитывает индивидуальные осо­бенности школьника, подбирает до­ступные его образовательному и культурному уровню аргументы;

• владеет культурой ведения дис­куссии, противопоставляя свою точ­ку зрения спокойно, тактично, без менторства.

3-й этап - внушение убеждений, один из важнейших аспектов форми­рования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Здесь особенно важно личное обаяние педагога, оказывающего влияние на ученика. Средством воспитательного воздействия может быть приобщение  поступкам, имеющим здоровьесберегающую форму. В данном случае целесообразно использовать прием придания поступкам воспитан­ников нравственного содержания, а также анализ поступков с акцентом на выражение доверия к воспитанни­ку (поручение, разрешение, предло­жение). На наш взгляд, приемлемы­ми формами могут быть просьба, со­вет как выражение уважительной по отношению к воспитаннику позиции взрослого.

4-й этап - принятие ценности здо­рового образа жизни. На этом этапе на формирование мотивации оказы­вают влияние волевые качества воспитанника, его решительность, стремление к признанию, достижени­ям в значимой деятельности. Эти личностные качества определяют готовность школьника к ведению здорового образа жизни. Практико-ориентированная деятельность (лабо­раторные, практические занятия, са­моанализ элементов образа жизни, самодиагностика индивидуальной концепции здоровья и т.д.) на данном этапе активизирует творческую ак­тивность, формирует стремление к самосовершенствованию и самореа­лизации в здоровом образе жизни.

5-й этап - включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и об­щения учащихся. Формы воспита­тельного взаимодействия - тренинги с участием учащихся, педагогов, пси­хологов, родителей; организация здо­рового досуга совместно с родителя­ми, творческая деятельность сторон­ников здорового образа жизни [10] [8].


Заключение

Целью настоящей курсовой работы является решение проблемы формирования положительного отношения к здоровому образу жизни.

Для достижения данной цели необходимо ввести комплекс воспитательных мероприятий в современной школе:

· Применение валеологии как науки.

· Введение комплекса физических упражнений.

· Создание взаимодействия семьи и школы.

· Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Валеология – это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции здоровья с целью повышения его уровня,  улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида. Ее можно назвать наукой о формировании здоровья педагогическими сред­ствами.

Основными  целями этой системы является: создание условий для формирования, сохранения и укрепле­ния здоровья, как важнейшего фактора развития личности; предоставление каждому ребенку возможности получить обра­зование без потери здоровья и формирование валеологической культуры  у всех участников образовательного процесса.

Пути реализации:

- включение в учебный план школы курса валеологии, а также спецкурсов на основе объединения валеологической тематики с дру­гими школьными дисциплинами, формирование интереса к ново­му предмету о здоровье человека, привлечение к преподаванию от­дельных тем курса школьного психолога, врача, специалистов извне школы;

- ведение каждым учащимся личного валеологического дневни­ка для самоконтроля за состоянием своего здоровья и выполне­ния практических заданий по курсу валеологии;

- формирование у школьников здорового образа жизни, здорового тела, души и духа;

- освоение валеологической культуры, как составной части нравственных и культурных ценностей, накопленных человечеством;

- формирование гуманистической направленности личности ре­бенка;

- возрождение семьи как основы сохранения достоинства и здо­ровья ребенка, его личностного потенциала, познание азбуки се­мейной жизни;

- усвоение этики взаимоотношений полов, основ сексуальной культуры;

- содействие воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой;

- формирование представлений о здоровье как об одной из глав­ных жизненных ценностей, чувство долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих, побуждающие уче­ника заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;

- развитие умения эффективно использовать валеологические знания при создании индивидуальной программы здорового обра­за жизни и личной модели здоровья;

- повышение мотивации детей к занятиям оздоровительными формами физической культуры;

- усвоение определенных санитарно-гигиенических знаний для использования их в школе, общественных местах, дома, на улице;

- воспитательная работа по профилактике алкоголизма, нарко­мании, игромании и табакокурения среди детей и подростков;

- организация здоровой досуговой деятельности по месту жи­тельства.

Современная жизнь школьника — занятия в школе, приготовление уроков, чтение, телевизор — предраспола­гает к малоподвижному образу жизни, поэтому необходима физическая нагрузка.

В раннем детском возрасте физические упражнения спо­собствуют развитию речи, в школе и в ВУЗе — устойчи­вости умственной работоспособности и психической актив­ности, мышечная активность влияет на формирование харак­тера человека, его способность творчески мыслить.

Школьнику должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания.

Воспитание и оздоровление детей в значительной степени зависит от ат­мосферы в семье ребенка, от уровня понимания родителями педагогиче­ских и физкультурно-оздоровитель­ных задач.

Остроту многих проблем можно значительно сгладить, если организо­вать детский досуг как среду социаль­ной, физической и психологической коррекции на основе взаимодействия семьи и школы.

Взаимодействие семьи и школы рассмотрено на примере семейного физкультурно-оздоро­вительного клуба. Это одна из форм при­общения к здоровому образу жизни не только детей младшего школьного возраста, но и их родителей. Такой клуб под названием «Росток» органи­зован в г. Смоленске на базе средней школы № 34. Клуб имеет свой устав и осуществляет образовательный про­цесс по комплексной программе.

В последние годы в нашей стране наблюдается ухудшение состояния здоровья детей, возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма в связи с высокой интенсивностью умственных и недостатком физических школьных нагрузок. Нередко уже среди млад­ших школьников возникают пробле­мы, связанные с курением, алкоголиз­мом, наркоманией и игроманией.

Чтобы остановить процесс разрушения нации необходимо воспитывать у ребенка ценностное отношение к здоровью, формировать у него четкую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.

Ценностное отношение к здоро­вью — это совокупность взглядов и спо­собов поведения индивида, характеризу­ющихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осоз­нанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление орга­низма и усовершенствование собствен­ных физических умений и навыков.

Воспитание ценностного отношения к здоровью — это длительный и пос­ледовательный процесс, включающие в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьевьесберегающей жизненной позиции подкрепляемой формами поведения способствующими сохранению и укреплению здоровья.


Список используемой литературы

1)Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта; Retorika., 1999. - с.1-35.

 

2)Трещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 2. - с. 8 – 12

 

3) Величковский Б.Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т.

Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся IX класса— М., НПЦ «Экология и образо­вание», 1992. — 160 c.

4) Брехман И.И.Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987, с. 125.

 

5) Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //На­родное образование. 1995. №5. с. 107-108.(Технология педагогичес­кого труда).

 

6) Лукина Т.В., Шукаева А.В. Семейно-оздоровительный клуб в школе//Начальная школа до и после.- №2.-96 с.

 

7) Косарева Н.В.Опыт работы молодеж­ного волонтерского клуба «Альтернатива» по профилактике поведения высокой степени риска среди подростков и моло­дежи / Н.В.Косарева, П.Л. Дрибинский, А.Г.Семенова // Физкультура в профи­лактике, лечении и реабилитации. — М., 2004. -с. 55-58.

 

8) Дрибинский П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью// Воспитание школьников- 2008.- №8.-с.30-33

 

9) Дрибинский П.Л. Преемственность как условие воспитания ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста // Акси­ологические проблемы педагогики: Сб. науч. тр. / Смоленский государственный университет. — Смоленск: Изд-во Смол-ГУ, 2007. - Вып. 3. - с. 137-145.

 

10) КоротенкоМ.Основы здорового образа жизни: [Опыт внеуроч. работы по курсу " Основы безопасности жизнедеятельности " в VI-X кл. сред. шк. с. Лапыгино Белгород, обл.]/ М. Коротенко // Основы безопасности жизни. -1998. - № 10. - с. 46-47

 

11) Васильева Т.П.Здоровый образ жизни и стратегия его формирования у младших школьников/ Т.П. Васильева // Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. -М., 2000. -Вып.2. - С. 25-35

 

12) Васильева, Татьяна Петровна. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Т. П. Васильева; Гос. НИИ семьи и воспитания РАО и М-во труда и соц. развития. РФ. - М, 2000.-20-21с.

13) Кулаковский О.А.Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни: [опыт Вязьевской сред. шк. Могилев, обл. Беларуси] / О.А. Кулаковский // ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. - М., 2005. - № 5. - с. 37-41.

14) Слипченко Ф. Ф. Основы здорового образа жизни / Ф.Ф. Слипченко, А.С. Вульфович, Е.А. Шульгин; Волгогр.муж. пед. лицей. - Волгоград: Лицей, 2005. -235 с. -Библиогр.: с. 233 - 234

15) Коршунов В.В.О формировании здорового образа жизни современных школьников/ В.В. Коршунов // Институт непрерывного пед. образования (Великий Новгород). Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. -Великий Новгород: НовГУ, 2003. -Вып.5, кн.1. - с. 44-48

 

16) Тменов А.Б.Формирование здорового образа жизни как основа воспитательной деятельности в современной школе / А.Б. Тменов // Теория и практика обучения и воспитания . -Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003. -Вып.2. - с. 38-45

17) Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //На­родное образование. 1995. №5. с. 107-108

 

18) Чумаков Б.Н. Валеология. М. 1997. Название:Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.

 

19) Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб, 1999, с. 176-177.

 

 


[1]Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта; Retorika., 1999. - с.1-35.

 

[2]Трещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 2. - с. 8 – 12

[3] Трещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 2. - с. 8 – 12

[4] Величковский Б.Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т. Здоровье и окружающая среда. Учеб. пос. для учащихся IX класса — М., НПЦ «Экология и образо­вание», 1992.- с.17

 

[5] Брехман И.И.Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987, с. 125.

 

 

[6] Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //На­родное образование. 1995. №5. С. 107-108.(Технология педагогичес­кого труда).

[7] Величковский Б.Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т.Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся IX класса — М., НПЦ «Экология и образо­вание», 1992. — c. 130-131, ил.

 

[8] Лукина Т.В.,Шукаева А.В. Семейно-оздоровительный клуб в школе//Начальная школа до и после.- №2.-с.9-12

[9] Косарева Н.В. Опыт работы молодеж­ного волонтерского клуба «Альтернатива» по профилактике поведения высокой степени риска среди подростков и моло­дежи / Н.В.Косарева, П. Л .Дрибинский, А.Г.Семенова // Физкультура в профи­лактике, лечении и реабилитации. — М., 2004. - JSfe 5. - С. 55-58.

 

[10] Дрибинский П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью // Воспитание школьников- 2008.- №8.-с.30-33

 



2019-12-29 321 Обсуждений (0)
Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)