Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учет приобретения товаров в оптовой торговле



2019-12-29 291 Обсуждений (0)
Учет приобретения товаров в оптовой торговле 0.00 из 5.00 0 оценок




Оптовая торговля осуществляет продажу товаров, продукции предприятиям, учреждениям, снабженческо-сбытовым, посред­ническим и другим организациям для дальнейшего их использования в производстве или для перепродажи. Иными словами, товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным потребле­нием.

Оптовая торговля активно воздействует на работу промышленности по выпуску высококачественных товаров в количестве и ассортименте, отвечающих спросу населения. Одновременно с этим она должна положительно влиять на работу розничной торговой сети, содействуя повышению уровня ее организации, культуры обслуживания покупателей, формированию спроса на новые то­вары.

В оптовые торговые организации товары могут поступать от различных поставщиков: промышленных организаций; оптово-сбытовых баз, посреднических организаций, индивидуальных пред­принимателей, физических лиц.

Отгрузка товаров в адрес торговой организации ведется на ос­новании договоров или разовых заказов.

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель — принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Наименование товара и его количе­ство должны быть определены в договоре или могут быть опреде­лены исходя из его содержания. Цена не является существенным условием договора купли-продажи.

По договору купли-продажи поставщик—продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется в обусловленные сроки передать в собственность покупателю товары. Товары долж­ны быть предназначены для использования в предприниматель­ской деятельности или иных целях, но не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным потреблением. Обя­зательным признаком договора поставки является наличие у по­купателя специальной цели — использование приобретаемого то­вара в целях, отличных от бытовых. Существенное условие дого­вора — срок поставки товара.

В договоре обычно определяется момент перехода права собственности продавца к покупателю. Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у покупателя возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

 Документальное оформление зависит от места приемки товара и способа его доставки. Торговые организации могут получать товары на складе поставщика, на станции железной дороги, на пристани, в аэропорту, непосредственно на своем складе или в своем торговом помещении. Доставка товаров может осуществляться различными видами транспорта — как собственными, так и подрядными.

Товары на складе поставщика получает материально ответственное лицо покупателя по доверенности. Доверенность оформляется унифицированным формам № М-2 и М-2а. Если доверенности выписывают по форме № М-2, то их учет ведется по корешкам, которые хранятся в бухгалтерии торговой организации. На корешке ставится отметка о выдаче доверенности материально ответственному лицу и о том, что по этой доверенности получены материальные ценности (с указанием номера и даты товарно-сопроводительного документа).

 Если доверенности выписываются по форме № М-2а, то они регистрируются в книге доверенностей. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя и главного бухгалтера или иных лиц, которые ими уполномочены. На доверенности ставится печать организации.

Обязательными реквизитами доверенности являются: номер и дата выдачи, наименование организации; номера ее расчетных счетов и в каком учреждении банка они открыты; срок действия доверенности; кому доверяется получение товарно-материальных ценностей с указанием паспортных данных, от кого; номер и дата документа, по которому отпускается товар; наименование и количество товарно-материальных ценностей (в случаях, когда в товарном документе не отражены наименование и количество (случаемых ценностей); образец подписи лица, получившего доверенность.

Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после получения товаров представить в бухгалтерию организации документы на полученные товары и о передаче их материально ответственному лицу. В книге (журнале) выданных доверенностей делают записи об использовании доверенности на основании документа поставщика и на основании товарного отчета материально ответственного лица, который оприходовал товар по данному документу. Неиспользованные доверенности должны быть возвращены на следующий день после истечения срока действия доверенности. О возращении неиспользованной доверенности делается отметка в журнале учета выданных доверенностей (в графе «Отметка о вы­полнении поручения»). Доверенность перечеркивается и на ней делается надпись «Не использована».

Лицам, не отчитавшимся в использовании доверенностей, по которым истек срок действия, новые доверенности не выдaютcя.

Доверенность предъявляется поставщику вместе с документом, удостоверяющим личность получателя.     

Приемка товара на складе поставщика может проводиться по числу мест, массе брутто или по числу товарных единиц и маркировке, проставленной на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе. Товары, не имеющие тары, принимаются по весу нетто путем пересчета или взвешивания.

Если фактическое количество и качество товара соответствует данным сопроводительных документов, то на сопроводительных документах ставятся подписи материально ответственного лица получившего и сдавшего товар.

 На отгруженные товары и тару поставщик выписывает товарные документы, подтверждающие ассортимент товаров, количество и качество отгруженных товаров. К ним относятся: счета-фактуры, упаковочные ярлыки, товарные ярлыки, cпeцификации, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, накладные-отвесы, качественные удостоверения, сертификаты, технические паспорта, справки о результатах лабораторных анализов другие документы.

При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то должна оформляться накладная на перевозку груза в универсальном контейнере.

При доставке груза морским транспортом оформляется коносамент (документ, удостоверяющий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство выдать его в пункте назначения держателю коносамента).

Поставщику товаров вручается грузовая квитанция, которую он наряду с другими сопроводительными документами пересылает покупателю (счет-фактуру, сертификат, спецификацию, технические паспорта и другие документы). После прибытия грузов на станцию назначения покупатель получает извещение о прибы­тии груза.

Приемка товаров на станции железной дороги производится материально ответственным лицом получателя, с которым заключаются договоры о материальной ответственности за сохранность ценностей. Им может быть кладовщик, экспедитор или водитель.

Получение груза на станции представителем покупателя производится при предъявлении доверенности, грузовой квитанции паспорта. Получатель груза проверяет обеспеченность сохранности груза: наличие и целость пломб отправителя и оттисков на них, состояние вагона (контейнера), число мест и состояние упа­ковки товаров, исправность тары, соответствие наименования груза транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе.

Если фактическое наличие товара в таре не проверяется, то об этомнадо сделать соответствующую запись в приемных документах или проставить отметку в сопроводительном документе.

Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре от иностранного поставщика, осуществляется в обычном порядке, как приемка товаров от отечественного поставщика. Если установлено несоответствие количества и (или) качества товара договору, то составляется рекламационный акт (рекламация).

В случае установления повреждений вагона или упаковки, а также недостачи числа мест железнодорожная станция по своей инициативе или по требованию грузополучателя осуществляет проверку груза. Выявленные недостачи и порча товаров оформляется коммерческим актом в трех экземплярах, на основании которого в последующем предъявляются претензия и иски к транспортной организации.

Отправка товаров со станции железной дороги до склада оптовой базы оформляется выпиской товарно-транспортной накладной.

При поступлении товаров на склад покупателя проводится их количественная и качественная приемка. В случае выявления несоответствия между фактическим количеством и качеством полученных товаров с данными поступивших документов вызывается представитель поставщика, если это предусмотрено договором. Результаты проверки и выявленные расхождения оформляются актами: актом о приемке товара, актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров.

Наряду с актом составляется приходная накладная на фактическое количество поступивших товаров и тары, а в счете-фактуре поставщика делается отметка о составленном акте. Приходная накладная является основанием для оприходования товаров и тары заведующим складом.

Поступление товаров, не предусмотренных договором, при­дают на ответственное хранение, о чем сообщается поставщику. Такие товары учитывают на забалансовом сч. 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». В установленные покупателем сроки поставщик обязан распорядиться этими товарами. Если такое распоряжение не будет выполнено в срок, покупатель вправе продать товар либо возвратить eго поставщику. Выручка от продажи товара передается поставщику за вычетом понесенных расходов покупателем.

Приемка товара без сопроводительного документа (неотфактурованная поставка) производится специально созданной комиссией, которая составляет в двух экземплярах акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика. В нем даются подробные сведения о полученных товарах. Указывается количество или масса, цена и сумма товаров. Один экземпляр акта направляется поставщику с требованием немедленно выслать счет и другие сопроводительные документы. До момента получения счета от поставщика продажа товаров может быть задержана, и они принимаются на ответственное хранение. Кроме того, комиссия составляет акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика.

При  централизованной доставке товаров автотранспортом поставщика или транспортом сторонней организации приемка осуществляется непосредственно на складах оптовой организации. Получатель товаров взамен доверенности обязан сообщить поставщикам образец печати (штампа об оприходовании товаров и тары). С помощью этого штампа оформляется приемка товаров и тары материально ответственными лицами, если при их поступлении не выявлены какие-либо расхождения. Оттиск штампа проставляется на сопроводительном документе поставщика.

На оттиске заведующий складом указывает номер и дату cчета (прописью и цифрами), принятие товаров и тары, подпись и дат приема. Такие штампы выдаются материально ответственным лицам под расписку.

Если при приемке товаров выявились расхождения с данными сопроводительных документов, то составляется соответствующий акт в трех экземплярах и на сопроводительном документе поставщика делается отметка о его составлении. Учет товаров и тары в оптовых организациях ведется на сч. 41 «Товары», субсч. 1 «Товары на складах», а тары — на субсч. 3 «Тара под товаром и порожняя».

Счет балансовый активный, по дебету счета отражается покупная стоимость поступивших товаров и тары в оптовую организацию, по кредиту — списание покупной стоимости товаров и тары при их выбытии. Дебетовое сальдо по счету покажет наличие товаров по покупной стоимости и тары в организации. Находится сальдо в разд. IIбаланса «Оборотные активы» в статье «Запасы, в том числе готовая продукция и товары для перепродажи».

На субсч. 41-3 «Тара под товаром и порожняя» учитывают тару:

- стоимость которой выделена в расчетных документах отдельной строкой;

- не выделенную отдельной строкой в сопроводительных документах поставщика, но оприходованную по акту;

- изготовленную торговой организацией самостоятельно;

- поступившую в торговую организацию по залоговым ценам и подлежащую возврату.

Инвентарная тара, которая предназначена для производственных или хозяйственных нужд, учитывается на балансовых сч. 01 «основные средства» или сч. 10 «Материалы», субсч. 4 «Тара и тарные материалы».

При  покупке товара происходит увеличение товарных запасов (актива организации). Поэтому хозяйственную операцию по приобретению товара отражают по дебету балансового сч. 41 «Товары», продажа и прочее выбытие товара означает уменьшение актива организации. Поэтому операцию по продаже товара отражают по кредиту балансового сч. 41 «Товары».

Аналитический учет товаров ведется по признакам их класси­фикации.

Не подлежат учету на сч. 41 «Товары» товары:

 - принятые на ответственное хранение (их учитывают на забалансовом счете 002 «Товары, принятые на ответственное хранение»);

- принятые для продажи по договору комиссии (их учитывают на забалансовом сч. 004 «Товары, принятые на комиссию»);

 - отгруженные (их учитывают на активном балансовом сч. 45 «Товары отгруженные»).

Поступление товаров и тары можно отражать также с использованием сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Однако заметим, торговые организации этот счет практически не применяют.

 В оптовых торговых организациях учет поступивших товаров ведется по покупным ценам (стоимости). В покупную стоимость товара входят цена поставщика без НДС и акциза по подакцизным товарам. В покупную стоимость импортных товаров включают контрактную цену (включая расходы по доставке товара до российской границы), таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление, другие обязательные таможенные платежи, установленные законом.

Налог на добавленную стоимость до момента поступления товаров учитывают по дебету субсч. 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».

По кредиту этого счета налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям списывается в корреспонденции со сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» в уменьшение задолженности в бюджет при соблюдении следующих условий (ст. 171 НК РФ):

- наличие счета-фактуры, в котором сумма НДС выделена от­дельной строкой;

- товар оприходован;

- товар приобретен для перепродажи.

Порядок определения налоговых вычетов по НДС установлен ст. 171 и 172 НК РФ. Для вычета НДС перечислять его поставщику не нужно.

Покупатели товаров обязаны при расчетах по налогу на добавленную стоимость вести журналы учета полученных счетов-фактур и книгу покупок.

Оригинал выписанного поставщиком счета-фактуры выставляется оптовой организации. Учет полученных счетов-фактур покупатели товаров ведут в журнале по мере их поступления и регистрируют в книге покупок для определения суммы НДС, предъявляемой к вычету. Записи в книгу покупок производятся в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования товаров.

Книга покупок должна быть прошнурована, пронумерована, скреплена печатью торговой организации и храниться в течение 5 лет с даты последней записи.

Тара учитывается по покупным ценам, НДС по ней не установлен.

Тара, поступающая от поставщиков без оплаты (например, картонные коробки, бумажные мешки, упаковочная тара), может оцениваться покупателем самостоятельно, при этом состав­ляется акт на оприходование тары, не указанной в счете поставщика. На основании акта заведующий складом приходует тару.

Если при приемке товаров на оптовых складах выявлены расхождения по количеству или качеству товаров по вине поставщика, то поставщику предъявляется претензия. При этом в сумму претензии включается НДС. Претензия к поставщику или транспортной организации отражается в учете следующими записями:

дебет субсч. 76- 2 «Расчеты по претензиям»;

кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму претензии по покупным ценам без НДС;

дебет субсч. 76-2 «Расчеты по претензиям»;

кредит субсч. 19-3 «НДС по приобретенным материально-про­изводственным запасам» — на сумму НДС, относящегося к сумме предъявленной претензии.

Покупка товаров у предпринимателей без образования юридического лица осуществляется оптовой организацией на основании договоров купли-продажи при наличии патента и документа, удостоверяющего личность предпринимателя.

При этом стоимость приобретенных товаров в бухгалтерском учете отражается в установленном порядке так же, как и товаров, приобретенных у юридических лиц.

Поступление товаров от физических лиц оформляется договором и закупочным актом, в котором в обязательном порядке ука­таются паспортные данные физического лица — продавца данного товара. При поступлении товара производят следующие бухгалтерские записи:

дебет субсч. 41-1 «Товары на складах»;

кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость товара без учета НДС по документам поставщика;

 дебет субсч. 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»;

кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС, указанную в документах поставщика.

После оприходования товаров производится зачет НДС по записям:

дебет сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

кредит субсч. 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».

Если в счете-фактуре сумма НДС отдельной строкой не выделена, то поступившие товары приходуются по полной стоимости приобретения, включая НДС.

Поступление тары отражают следующей записью:

дебет субсч. 41-3 «Тара под товаром и порожняя»;

кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — поступила тара от поставщика товара.

Транспортные расходы, включенные в счет поставщика, отражаются в учете следующей записью:

дебет сч. 44 «Расходы на продажу» или субсч. 41-1 «Товары на складах»;

 кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — без

учета НДС;

дебет субсч. 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»;

кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС, относящуюся к транспортным расходам.

 Выявленная при приемке товаров недостача отражается в учете следующим образом:

дебет сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

 кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму недостачи без НДС;

дебет сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

кредит субсч. 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» — на сумму НДС, относящегося к недостающим товарам.

Расчеты с поставщиками за товар могут осуществляться как в безналичной форме, так и наличными денежными средствами (до 60000 руб.). При этом составляются следующие бухгалтерские за­писи:

дебет сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

кредит сч. 50 «Касса» — оплата счета поставщика, включая ПД( наличными денежными средствами из кассы;

дебет сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;       

кредит сч. 51 «Расчетные счета» — оплата счета поставщика, включая НДС, с расчетного счета торговой организации;

дебет сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

кредиты сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», сч. 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» — при взаимозачетах по товарообменным операциям;

дебет сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

кредит сч. 66 «Расчеты но краткосрочным кредитам и займам» —
оплата счетов поставщика за счет кредитов и займов.     

При поступлении товаров на склад от учредителей делаются следующие записи:

дебет субсч. 41-1 «Товары на складах»;

кредит субсч. 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал» — оприходованы товары, поступившие от учредителей в счет вклада в уставный капитал торговой организации по согласованной стоимости.

При внутреннем перемещении и товаров, например с одного склада на другой производятся следующие записи:

дебет субсч. 41-1 «Товары на складах»;

кредит субсч. 41-1 «Товары на складах» — поступили товары из одного склада на другой.

При поступлении товаров от других структурных подразделений оптовой организации делаются следующие записи:

дебет субсч. 41-1 «Товары на складах»;

кредит сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты» — оприходованы товары, поступившие в филиалы или другие обособленные подразделения, от головной организации или от других обособленных подразделений.

В случае поступления товаров в счет займов они приходуются

записями:

дебет субсч. 41-1 «Товары на складах»;

кредиты сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам сч. 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Для оприходования излишков товаров делают записи:

дебет субсч. 41-1 «Товары на складах»;

кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы» — оприходованы излишки товаров, выявленные при инвентаризации, по текущим рыночным ценам.

Учет товаров в местах хранения. Для любой торговой организации очень важным является правильная организация складского учета. В зависимости от способа хранения товаров различают следующие способы: партионный и сортовой.

При любом способе материально ответственные лица ведут учет товаров в натуральном или в натуральном и стоимостном измерениях на основании приходных и расходных товарных документов.

 При партионном способе хранения каждая вновь поступающая партия товаров по одному документу хранится отдельно от ранее поступивших товаров. На каждую партию выписывается партионная карта в двух экземплярах. Один ее экземпляр остается на складе и служит регистром складского учета, а второй передается в бухгалтерию.

Одной партией считают:

товары, поступившие одним видом транспорта независимо от числа транспортных документов;

товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам от одного поставщика.

 Партионная карта регистрируется в специальной книге. Порядковый номер регистрации является номером поступившей партии товаров. При ее заполнении указываются:

номер партионной карты и дата ее составления;

наименование товара;

номер и дата акта о приеме товара;

номери дата накладной, по которой товар поступил;

реквизиты поставщика, вид транспорта, место отправления;

наименование, сорт и количество (масса) товара.

При отпуске товаров в партионной карте записывается дата отпуска, номер расходного документа и количество отпущенного товара, а в расходном документе записывается номер партии. После каждой записи или в конце рабочего дня в карточке проставляется остаток товаров в партии.

Кроме того, при партионном учете на каждую партию может открываться несколько страниц в книге их учета или отдельная карточка. Записи в них внутри партий производятся по наименованиям и сортам товаров. Одновременно с выпиской партионной карточки выписывается общий упаковочный товарный ярлык. По окончании реализации товаров из данной партии в товарном ярлыке и карточке подсчитываются итоги, а сами ярлыки и карточки сдают в бухгалтерию вместе с товарным отчетом для проверки. Если при проверке по данной партии выявляется недостача товаров, то ее списывают за счет организации или за счет виновного лица. Излишки товаров, выявленные при проверке, приходуются.

Таким образом, при партионном учете можно еще до проведения инвентаризации определить результат: имеются недостача излишек товаров, т. е. сразу после продажи всей партии, что упрощает оперативное наблюдение за остатками товаров.

При сортовом способе учета товары хранятся по сортам, каждый вновь поступивший товар присоединяется к имеющимся варам того же наименования и сорта.

Складской учет ведется материально ответственными лицами в товарной книге кладовщика или на карточках в натуральном выражении по наименованиям, сортам, количеству и ценам. На каждое наименование и сорт в зависимости от объема операций открывается одна или несколько страниц в товарной книге или отдельная карточка. Однородные продукты различного наименования, имеющие одну учетную цену, могут учитываться в одной карточке (на одной странице).

В заголовке страницы книги (карточки) указываются: наименование, артикул, сорт, цена и другие отличительные признаки товара. В предметной части страницы книги (карточки) отражаются: приход, расход, наименование поставщика, покупателя, номер, дата документов, на основании которых сделаны записи, остатки товаров. Записи в регистры складского учета производятся на основании первичных документов и только по количеству товаров без указания их стоимости в день совершения операции. Записи можно делать по каждому приходному и расходному документу, а при большом объеме — по данным предварительно составленных накопительных ведомостей. После каждой записи выводится остаток.

Если объем товарных операций и ассортимент товаров невелики, то карточки и товарные книги можно не вести. Учет же производиться материально ответственным лицом непосредственно в товарном отчете.

Учет товаров в бухгалтерии. В бухгалтерии аналитический учет товарных запасов можно вести следующими методами: суммовым, количественно-суммовым и оперативно-бухгалтерским (сальдовым). Аналитический учет товаров организуют преимущественно по товарам, числящимся за каждым материально ответственным лицом и местом хранения.

Для суммового учета применяются различные регистры бухгалтерского учета, формы которых зависят от применяемой в торговой организации формы бухгалтерского учета. Например, при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета таким регистром считается журнал-ордер по сч. 41 «Товары» с дебетовой ведомостью к нему. Регистры ведутся по каждому материально ответственному лицу на основании товарных отчетов. Каждый отчет записывают в регистр отдельной строкой, в которой отражают: остаток товаров и тары на начало отчетного периода, суммы в разрезе корреспондирующих счетов, оборотов по дебету и кредиту41 «Товары», остаток на конец отчетного периода.

 Сводные регистры бухгалтерского учета составляют на основании итоговых данных учетных регистров, открытых по каждому материально ответственному лицу.

Количественно-суммовой метод применяется, как правило, на крупных складах. При этом можно использовать сортовой партионный метод учета. Эти методы учета, по сути, аналогичны способам учета товаров в местах хранения, т. е. происходит дублирование складского учета.

При сортовом способе учета в бухгалтерии на каждое наименование товаров и сорт открывают карточки количественно-суммового учета. Запись в них производится по приходным и расходным документам. Но можно предварительно группировать движение товара каждого наименования по приходу и расходу в накопительной ведомости и записывать в карточки общие итоги. Например если за день со склада отпущен товар одного наименования по нескольким расходным накладным, то целесообразнее предварительно подсчитать в накопительной ведомости количество и суммуэтого товара, а затем общие данные занести в карточку.

По окончании месяца в карточках подсчитывают итоги прихода, расхода товаров, выводят остатки и по всей номенклатуре товаров составляют оборотную ведомость в количественном и суммовом выражении: остаток на начало, приход, расход, остаток на конец месяца. Оборотная ведомость составляется и на дату инвентаризации.

Натуральные показатели оборотной ведомости сверяют с данными складского учета. Суммовые итоги сверяют с оборотами и по сч. 41 «Товары» в регистрах бухгалтерского учета.

Составление оборотных ведомостей, сверка с данными складского учета, выявление причин расхождения данных при большой номенклатуре товаров требуют значительных затрат времени работников бухгалтерии и материально ответственных лиц.

Более рационален оперативно-бухгалтерский (сальдовый) методучета. Отличительной особенностью этого метода является то, что бухгалтерией не ведется громоздкий и трудоемкий учет товаров по наименованиям, сортам, количеству и ценам, в записях бухгалтерского учета не дублируется складской учет. Бухгалтер периодически проверяет правильность записей в складском учете и подтверждает это своей подписью. Регистры складского учета (товарные карточки) одновременно являются и регистрами бухгалтерского учета. Они выдаются материально ответственным лицам в пронумерованном виде под расписку. Использованные товарные книги и карточки хранятся в бухгалтерии, как и бухгалтерские документы.

По окончании месяца или даты инвентаризации остатки товаров в натуральном выражении из товарных книг и карточек заносятся материально ответственными лицами в специальные сальдовые книги (ведомости) по наименованиям, артикулам, сортам, количеству и цене. Сальдовые ведомости заводят на год по каждому материально ответственному лицу. Путем таксировки и подсчетов исчисляется общая стоимость товаров по сальдовой ведомости, которая сверяется с данными синтетического учета по сч. 41 «Товары». Ведомость подписывает работник бухгалтерии и материально ответственное лицо. Так как возможны ошибки при заполнении сальдовой ведомости (неверно указан остаток или цена, ошибка в таксировке или подсчете), особенно при ведении учета вручную, то для облегчения проверки данных складского и бухгалтерского учета сальдовые ведомости можно составлять чаще. Ускоряет и облегчает выверку в случае расхождения остатков по сальдовой ведомости и счету составление сальдовых ведомостей по укрупненным товарным группам. В этом случае по тем же группам товаров составляется оборотная ведомость, где отражаются приход, расход, остатки товаров на начало и конец периода. Проверяется соответствие остатков по сальдовой и оборотной ведомости в целом и по группам товаров. При расхождении данных сужается объем поиска ошибки.

Таким образом, на складах, базах, в кладовых, в организациях, занимающихся оптовой торговлей, учет материальных ценностей по номенклатуре должен вестись и материально ответственными лицами, и бухгалтерией. В настоящее время распространен учет на компьютере с помощью бухгалтерских программ, и поэтому во многих организациях аналитический учет товаров ведется только в бухгалтерии.

Руководители организаций и главные бухгалтеры могут выбирать тот способ аналитического учета, который наиболее полно соответствует потребностям данной организации, и закрепить его в составе информации об учетной политике.



2019-12-29 291 Обсуждений (0)
Учет приобретения товаров в оптовой торговле 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учет приобретения товаров в оптовой торговле

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)