Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ текущих товарных запасов



2019-12-29 281 Обсуждений (0)
Анализ текущих товарных запасов 0.00 из 5.00 0 оценок




Товарные запасы занимают важное место в товарном балансе оптовых торговых предприятий.

Товарные запасы — это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их в торговлю из производства до момента продажи. Необходимость иметь запасы обусловлена рядом причин: несовпадением во времени и пространстве произ­водства и потребления товаров, условиями транспортировки и продажи товаров; изменениями спроса и предложения и т. д.

Товарные запасы классифицируются по следующим призна­кам: назначению; товарному составу; срокам; источникам обра­зования; величине; показателям, из которых наиболее важным является первый признак.

По назначению запасы товаров подразделяют на: текущие, сезонные и целевые.

Основными являются текущие товарные запасы, предназна­ченные для обеспечения бесперебойной торговли. Они постоян­но и равномерно пополняются. Сезонные товарные запасы созда­ются в определенные периоды года. Их образование связано с сезонностью производства или с сезонностью спроса и продажи товаров. К целевым относятся товарные запасы, досрочно заво­зимые в труднодоступные районы, куда поставка товаров воз­можна в определенные периоды года.

Анализ товарных запасов проводится с учетом их назначения, местонахождения, товарного состава, а также с делением на нормируемые и ненормируемые. При анализе товарных запасов следует различать показатели, характеризующие их состояние и обеспеченность, а также эффективность использования средств в товарных запасах.

Состояние товарных запасов выражается объем­ными и удельными показателями. Объемный показа­тель — сумма или количество товарных запасов. Удельный показатель — товарные запасы, выражен­ные в днях оборота. Обеспеченность товарными запа­сами характеризуют данные сравнения фактического наличия товарных запасов в сумме и в днях оборота с нормативом. Эффективность использования средств в товарных запасах определяется такими показателя­ми, как оборачиваемость средств в товарных запасах (товарооборачиваемость) в днях и разах и рентабель­ность средств в товарных запасах, т. е. прибыль, при­ходящаяся на 1 руб. товарных запасов.

Анализ товарных запасов проводится на основе квартальных и годовых бухгалтерских и статистиче­ских отчетов, данных текущего бухгалтерского учета и инвентаризаций. Для анализа могут быть привлечены данные выборочных исследований товарных запасов торговых организаций и органов статистики.

Анализ товарных запасов позволяет определить обеспеченность товарами (их недостаток или излишек) отдельных торговых организаций (предприятий) и вы­явить особенности спроса населения на некоторые товары. В ходе анализа необходимо установить:

соответствие товарных запасов установленным нор­мативам (в сумме и в днях оборота) и факторы, оказав­шие влияние на отклонение их от плана;

изменения, происшедшие за анализируемый период в общем объеме и структуре товарных запасов, и их причины;

соответствие состава товарных запасов спросу на­селения, причины образования сверхнормативных то­варных запасов или их снижение по сравнению с нор­мативом;

правильность распределения товарных запасов ме­жду отдельными организациями и предприятиями.

Анализ должен показать, как товарные запасы в целом и по каждой группе товаров обеспечивают нор­мальное развитие товарооборота.

Товарные запасы делятся на нормируемые и ненор­мируемые. К нормируемым товарным запасам отно­сят: все товары текущего хранения и товары в пути, т. е. товары на складах и базах; товары в розничных предприятиях; товары, отгруженные по расчетным до­кументам, которые не сданы в банк на инкассо в пре­делах сроков, установленных на сдачу документов для обеспечения ссуд.

К ненормируемым товарным запасам относят: то­вары сезонного хранения и досрочного завоза; товары, отгруженные, но не опла­ченные покупателями в срок; товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателя.

Товарные запасы не должны быть чрезмерно ве­лики, так как это замедляет их оборачиваемость, уве­личивает издержки по их хранению и перевозкам и товарные потери, снижает прибыль и рентабельность. Недостаточные запасы приводят к сужению ассорти­мента и перебоям в торговле, к невыполнению плана товарооборота.

Анализ товарных запасов должен выявить степень соблюдения нормативов, вскрыть причины отклонений от них и наметить пути упорядочения запасов.

При анализе товарных запасов необхо­димо проверить правильность и обоснованность этих нормативов, соблюдена ли доля участия собственных оборотных средств в образовании плановых запасов товаров. В бухгал­терском балансе товарные запасы показаны в целом, включая сезонное хранение и досрочный завоз, а то­вары в пути показаны по покупным ценам. Статисти­ческая отчетность не отражает товары в пути, которые включаются в норматив товарных запасов, а показы­вает только наличие товаров в сети, причем наличие товаров в сети включает в общей сумме как товары текущего хранения, так и товары сезонного накопле­ния в розничных ценах.

Основой товарооборота является поступление то­варов. Анализ поступления товаров ведется по предприятию в целом, по товарным группам, источникам поступления и по­ставщикам. При этом используют как стоимостные, так и нату­ральные показатели, применение которых наряду с данными о средних ценах на товары позволяют глубже проана­лизировать выполнение плана поступления товаров, определить влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров. Оценку динамики поступления товаров можно проводить не только за год и по кварталам, но и на­растающим итогом с начала года.

Анализ выполнения плана и динамики поступления товаров по товарным группам позволяет дать оценку удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары (табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Анализ поступления товаров ООО «ПКФ УНИКС» по товарным группам  

Товарная группа

 

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение

Темп роста, %

сумма, тыс. руб. удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %
Плитка 137232 94,4

116722

91,3

-20510

-3,1 85,1
Балки 7513 5,2

10962

8,6

+3449

+3,4 146,1
Полистирол 606 0,4

1

0,0008

-605

-0,3992 0,2
Ремни 79 0,05

193

0,15

+114

+0,1 244,0
Итого 145430 100

127878

100

-17552

88,3
                   

 

По сравнению с прошлым годом поступление товаров уменьшилось на 17552 тыс. руб., или на 11,7 %. Уменьшение объема поступле­ния наблюдается по двум товарным группам из четырех, осо­бенно по группе «Полистирол», где уменьшение удельного веса снизилось с 0,4% до 0,0008. Это связано почти с полным прекращением его закупок. Но основное снижение объема поступления товаров произошло из-за группы «Плитка», которая занимает наибольший удельный вес 94,4% в прошлом году и 91,3% в отчетном. В то же вре­мя по группе «Ремни», занимающей наименьший удельный вес в прошлом году, произошло увеличение поступления на сумму 114 тыс. руб. с темпом роста 244%. На основе анализа причин затоваривания или не­достатка товаров должны разрабатываться мероприя­тия по упорядочению товарных запасов. К ним отно­сятся: перераспределение товаров между потребитель­скими обществами и магазинами; продажа избыточ­ных товаров за пределами района; уценка товаров и т. д.,

Наряду с анализом товарных запасов на отдельные даты, проводится изучение их средних размеров.

Средние товарные запасы могут рассчитываться по формуле средней арифметической или по формуле средней хронологической в зависимости от наличия данных.

Если имеются данные только на начало и конец изучаемого периода (месяца, квартала, года), то для расчета средних товарных запасов применяют формулу средней арифметической, т. е. их суммируют и полученный итог делят на 2.

Чаще средние товарные запасы исчисляют по формуле средней хронологической:


где 31, 32, ..., 3n — запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;

п — число дат, за которые взяты данные.

Величина товарных запасов определяется рядом факторов: объемом и структурой товарооборота; соотношением спроса и предложения на товар; организацией закупок товаров (звенность, товародвижения, способ доставки); состоянием материально-технической базы предприятия и др. К основным факторам относят объем товарооборота, его структуру и скорость обращения товаров.

С увеличением объема товарооборота товарные запасы также увеличиваются, однако более медленными темпами, чем рост товарооборота. На товарные запасы оказывает влияние структура товарооборота. Продажа продовольственных товаров предполагает наличие меньших товарных запасов, чем продажа непродо­вольственных товаров. Скорость обращения товаров влияет как на объем товарооборота, так и на величину товарных запасов, позволяя при ее ускорении выполнить план товарооборота с меньшими запасами товаров. Ускорение товарооборачиваемости — важнейший способ повышения конкурентоспособности предприятия.



2019-12-29 281 Обсуждений (0)
Анализ текущих товарных запасов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ текущих товарных запасов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)