Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая политика



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Экономическая политика 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Политика (от греч. politiko) - это искусство управления; общественная деятельность, на­правленная на защиту тех или иных социальных интересов, на завоева­ние и сохранение государственной власти.

Что касается сути экономической политики, то Джон М. Кейнс считал, что экономика не может быть предоставлена самой себе. Экономическая политика, выражающая общую волю, - это государственное регулирование, которое состоит в воздействии на такие независимые переменные, как склонность к потреблению, предельная эффективность капитала и норма процента, а через их посредство - на занятость и национальный доход. Кейнс отдает предпочтение денежно-кредитной и налоговой политике, а к огосударствлению относится скеп­тически. Экономическая политика кейнсианского толка долгое время (с 30-х годов до начала 70-х) была ведущей в странах Запада, т. е. в странах, где большая часть населения была удов­летворена жизнью[1].

Вальтер Ойкен понимает под экономической политикой совокуп­ность государственных мер воздействия на экономические процессы. Решающая задача экономической политики состоит в создании условий, которые не приводят к возникновению нежелательных, роковых тен­денций.

Милтон Фридмен оценивает позитивные экономические знания в качестве фундамента, на котором строится нормативная политическая деятельность. Политика относится скорее к искусству, чем к науке, осо­бенно в части принятия решений. Его размышления о взаимодей­ствии политики и экономики: экономическая свобода является необхо­димым, но недостаточным условием для политической свободы. Послед­няя, в свою очередь, нужна для обеспечения свободы экономического выбора в долгосрочном плане. Что же касается чилийского опыта, поро­дившего миф о том, что авторитарный режим может осуществлять поли­тику свободного рынка, то это не более чем исключение, подтверждаю­щее правило. Диктатура противоречит рыночной системе, поскольку пер­вая основана на принуждении, а вторая базируется на добровольности.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. В период раннего капитализма в Ев­ропе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты XVII в. - пионеры нормативной экономической тео­рии - писали о том, что только детальное руководство со стороны прави­тельства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они ви­дели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социаль­ную справедливость.

С утверждением свободной конкуренции заповеди меркантилистов канули в лету. Принципиально иной подход создателей классической экономики, лимитировавших государственное вмешательство, имеет свое историческое объяснение: ведь к тому времени "вершителями судеб" в экономике стали уже рынок и свобода выбора. Последняя предполагает в экономическом смысле две главные составляющие: защищенное зако­ном право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В XVIII-XIX вв. экономическая роль государства сводилась в ос­новном к охране этих первичных прав. Отсюда броские тезисы: государ­ство - это "ночной сторож частной собственности" или "laissez-faire" (свобода действий) + констебль".

Кейнс, однако, замечает, что в условиях сравнительного благополу­чия laissez-faire может тормозить инновационный процесс: насыщение платежеспособного спроса не способствует новым инвестиционным взры­вам.

XX век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства.

Со второй половины XIX века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно-техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т.е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании.

Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополии. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимыми выработка антимонополь­ного законодательства и его применение органами государства.

Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно-про­мышленные комплексы, тесно связанные с правительством. Не случай­но, что своим происхождением термин ВПК обязан президенту США Д. Эйзенхауэру.

Государственное регулирование явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и орга­низаций.

Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.

Экономические функции государства определялись потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и частного предпринимательства. Функции государства развивались в двух направлениях: поддержание и облегчение функционирования рыночного механизма; усиление и модификация рыночной системы в соответствии с изменением условий развития[3].

Функции государства по поддержанию рыночного механизма состоят в следующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.) и защита конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав потребителей).

Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:

А) в перераспределительной политике. Перераспределение доходов в обществе реализуется через трансфертные платежи (малоимущим, безработным) и модификацию цен (гарантированные цены фермерам, минимум заработной платы). Корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство способствует развитию общественных благ, экологической защите;

Б) в макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации. С помощью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост;

В) в проведении эффективной внешнеэкономической политики.

Государство должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. Оно должно постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий.

 



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Экономическая политика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая политика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)