Оценка кредитоспособности предприятия (на примере ООО «Стройцентр»)
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты деятельности кредитного бюро, в том числе оценка кредитоспособности заемщика. Далее нам бы хотелось применить вышеупомянутую теоретическую базу на практике.Проведем оценку кредитоспособности и определим кредитный рейтинг ООО «Стройцентр». ООО «Стройцентр» представляет собой общество с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом и действует на основе Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет. Занимается предприятие строительной деятельностью. Для данного предприятия ООО «Стройцентр» были рассчитан удельный вес каждой статьи баланса за два периода на 01 октября 2007 г. и 01 октября 2008 года. Из таблицы 2.1 и 2.2 видно, что по сравнению с 2007 г. удельный вес большинства статьей незначительно понизился, это произошло из-за повышения в 2008 г. валюты баланса. Произошло уменьшение «Незавершенного строительства» приблизительно на 50% и как следствие появление в балансе статьи «Основные Средства». В составе имущества оборотные активы уменьшились на 1038 тыс.руб. или 2,93%. Уменьшение произошло за счет: - дебиторской задолженности на 599 тыс.руб. или 1,3%; Таблица 2.1 Структура активов баланса
- краткосрочных финансовых вложений на 67 тыс.руб. В 2008 нет статьи «Краткосрочное финансовые вложения». Несмотря на уменьшение дебиторской задолженности в 2008г, наблюдается рост дебиторской задолженности в части сумм, выданных покупателям и заказчиком, и составляет на отчетную дату 744 тыс. руб. Таблица 2.2 Структура пассивов баланса
Финансово-хозяйственная деятельность общества осуществляется на 57,7% за счет собственных средств и на 42,3% за счет заемных средств. За отчетный период уменьшение заемных средств составило около 3%. Рост собственного капитала на 2% связан с получением прибыли в отчетном периоде от деятельности компании в сумме 3717 тыс. рублей. В структуре заемного капитала долгосрочные кредиты отсутствуют, краткосрочные кредиты банков увеличились на 1000 тыс.рублей, краткосрочные займы уменьшилась с 44,85% до 40,3% .
В составе кредиторской задолженности числится: Задолженность перед персоналом – возросла с 4 тыс.руб. до 8 тыс.руб. Задолженность по налогам и сборам – 2007 г - 703 тыс. руб. Погашена до 3 тыс.руб. Задолженность перед внебюджетными фондами – с 7 тыс.руб. сократилась до 1 тыс.руб. Прочие кредиторы – 2007г – 21980тыс.рублей, 2008г – 21705 тыс.рублей
Рис. 2.1 Изменение структуры баланса. Как показывает рисунок 2.1: валюта баланса увеличилась в части активов из-за увеличения внеоборотных активов на 3 %. А в пассиве – за счет увеличения собственных средств. Рисунок 2.2 : в структуре баланса и в 2007 и в 2008 гг. преобладают внеоборотные активы. Это и объяснимо сферой деятельности данного предприятия. ООО «Стройцентр» занимается строительной деятельностью.
Рис.2.2 Структура активов баланса.
Рисунок 2.3 Структура пассивов баланса Рисунок 2.3 нам показывает, что в 2008 г. произошло незначительное увеличение краткосрочных обязательств, это обусловлено взятием кредитов. Также наблюдается увеличение Собственного капитала, за счет увеличения статьи «Нераспределенная прибыль». Из таблицы 2.3 можно сделать следующие выводы: кредиторская задолженность представляет собой задолженность предприятия за товары, работы, услуги. Этот вид задолженности возникает в результате временного лага между получением товара, работы, услуги и оплатой. Если оплата производится досрочно, то действует определенная система скидок, в то же время просрочка задолженности приводит к штрафу, сумма которого возрастает с увеличением времени просрочки. Таблица 2.3 Структура кредиторской задолженности. .
За указанный период кредиторская задолженность уменьшилась 1.06 раза. Это связано с резким ростом задолженности перед персоналом организации. Наибольший удельный вес (более 90%) занимает статья «Прочие кредиторы», которая увеличилась на 3% по сравнению с 2007 годом. Остальные показатели в целом незначительно увеличились. Таблица 2.4 Структура дебиторской задолженности
Из таблицы 2.4: наименьший удельный вес принадлежит дебиторской задолженности, по сравнению с 2007г. она уменьшилась в 1,6 раза. Доля краткосрочной ДЗ гораздо существенней, так как Долгосрочной дебиторской задолженности нет. В целом ДЗ приходится на покупателей и заказчиков. Краткосрочная ДЗ уменьшилась. Однако, просроченная дебиторская задолженность как краткосрочная, так и долгосрочная отсутствует.
Таблица 2.5 Отчет о прибыли компании ООО «Стройцентр».
Из таблицы 2.5 видно, что выручка возросла, этому способствовала развивающаяся деятельность предприятия. Предприятие продало часть построенных площадей. В Коммерческие расходы включена амортизация, банковские услуги. В этом году ООО «Стройцентр» получило два кредита, поэтому произошло увеличение данной статьи, в части уплаты процентов за кредиты и обслуживание кредита. Управленческие расходы включают зарплату и плату в пенсионный фонд. Из данного отчета (таблица 2.5) видно, что предприятие испытывало финансовые трудности в 2007 году, но к 2008г. прибыль возросла и, состояние стабилизировалось. Согласно данным таблицы 2.5 мы видим, что основным источником доходов является выручка от реализации. Можно отметить появление нового вида доходов – выручки от продаж – в пределах доходов от основного вида деятельности. В целом за указанный период доходы организации увеличились. Из таблицы 2.5 видно, что наибольший удельный вес в общем объеме расходов в 2008г. занимает себестоимость продукции, доля которой 32,8%. Следующими по величине являются коммерческие расходы. Их доля возросла на 51%. Управленческие расходы в целом увеличились, но их доля в 2008г уменьшилась из за увеличения расходов предприятия. В целом наблюдается увеличение расходов в 14,7 раза. При этом следует отметить, что рост расходов и доходов происходит одновременно. Их увеличение можно объяснить расширением деятельности организации. Далее мы сделаем агрегированный баланс, в котором выделим активы по их ликвидности и обязательства по их срочности. На основе данных таблице 3 (приложение) рассчитаем следующие коэффициенты: · Коэффициент текущей ликвидности (К т. л.); · Коэффициент срочной ликвидности (К с. л.); · Коэффициент абсолютной ликвидности (К а. л.); · Коэффициент автономии (К а.). Таблица 2.6 Коэффициент абсолютной ликвидности. .
Оценка коэффициентов ликвидности на предприятии ООО «Стройцентр » показывает низкий уровень ликвидности, что с экономической точки зрения означает, что в случае срывов в оплате предприятие может столкнутся с проблемой погашения своей задолженности поставщикам. Таблица 2.7 Коэффициент срочной ликвидности.
Коэффициент срочной ликвидности, как показывает таблица, за весь анализируемый период значение находится на очень низком уровне. Предприятие, в случае необходимости, не сможет погасить краткосрочные обязательства своими силами. Значение данного коэффициента снизилось с 7% да 4%. Это означает что предприятие сможет погасить лишь 4% имеющихся краткосрочных обязательств с помощью краткосрочной дебиторской задолженности и денежных средств Таблица 2.8 Коэффициент текущей ликвидности.
Т. е., платежеспособность предприятия находится в плохом состоянии. Предприятие не сможет погасить краткосрочные обязательства оборотными средствами, погасит лишь в 2007г на 43%, а в 2008 на 39% Таблица 2.9 Коэффициент автономии
Как видно из таблицы 2.9, в течение года происходило колебание коэффициента в приделах 0,55-0,58. В конце года наблюдается незначительное увеличение (на 0,03). В 2008 г происходит увеличение статьи баланса «Нераспределенная прибыль» в 3.6 раза, также появлением статьи «Кредиты и Займы» (1000тыс.руб). В зависимости от величины этих коэффициентов предприятия, как правило, распределяются на 3 класса кредитоспособности. Для разбивки заемщиков по классам используют следующие коэффициентов (см.приложение).
Таблица 2.10 Расчет суммы баллов.
Рейтинговая оценка предприятия-заемщика является обобщающим выводом анализа кредитоспособности. В целом по предприятию наблюдается довольно низкий уровень коэффициентов. Только коэффициент автономии поднялся до 2 класса. Рассчитываем класс по следующей формуле : Категория К1*30 + Категория К2*20 + Категория К3*30 + Категория К4*20 Получаем, что сумма баллов за анализируемые периода составляла 280. Таким образом, данное предприятие следует отнести к третьему классу – то есть последнему. Из этого следует, что анализируемое предприятие относится к крайне ненадежному и его следует классифицировать как высоко рискованное при выдаче кредита. В процессе принятия решения о выдаче кредита помимо рейтинговой оценки целесообразно дать прогноз возможного прогноза банкротства предприятия-заемщика. «Z-анализ» Альтмана является одним из самых распространенных методов прогнозирования банкротства. Цель «Z-анализа» - отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к предприятиям-банкротам, либо к успешно действующим предприятиям. Рассчитываем по формуле Z = 1,2*К1 + 1,4*К2 + 3,3*К3 + 0,6*К4 + К5 , где K1= оборот ый капитал / всего активов K2 = резервы + фонды спец. назнач. + целевое финан. + нерасп. Прибыль/ всего активов K3 = результат от реализации / всего активов K4 = (уставный капитал / заемный капитал)/ всего активов K5 = выручка от реализации / всего активов Рассчитываем K1,K2,K3,K4 и заносим результаты в таблицу 2.12. На основании статистических данных в случае, если данный показатель меньше 1,8, у предприятия существует очень высокая вероятность банкротства. Хоть и Z возросло на 0,11, но все еще находится на низком уровне. С другой стороны составим приблизительную кредитную историю данного предприятии. Краткая информация о кредитах предприятия: ООО «Стройцентр» имеются некоторые обязательства. Сумма последнего взятого обязательства (кредита) составляет 22 000 000 рублей, что соответствует 43% балансовой стоимости активов ООО «Стройцентр». Кредит в размере 22 000 000 рублей, на срок 3 года, с уплатой процентов 20% годовых с периодичностью раз в месяц. Сумма ежемесячных выплат составляет 1 700 000 руб. Кредит предоставлен для целевого использования: пополнение оборотных средств. Залоговое обеспечение: Здания находящееся на пр.Мира 16. Таблица 2.11 "Z - анализ" Альтмана.
На предприятии оборотные средства идут на зарплату, текущие расходы, коммунальные платежи, налоги, расширение площадей, представительные расходы. Также кредит на сумму 1 500 000; под 15 % годовых; ежемесячные платежи 125 000 рублей. ООО «Стройцентр» кредиты погашает ежемесячно и в срок. Кредитная историй будет выглядеть приблизительно следующим образом:
Таблица 2.12 Кредитная история ООО «Стройцентр».
Если учитывать анализ предприятия, проведенный с использованием рейтинговой оценки и модели Альтмана, то выдача данному заемщику кредита маловероятна. Если банк и выдаст кредит, то в процент будет высокий. Что касается кредитной историей, то она позитивно повлияет на выдачу кредита, потому что заемщик, во-первых, имеет полностью погашенный кредит; во-вторых, погашение кредитов текущих (как и предыдущего) происходит во время, без задержек. К минусу следует отнести наличие долгосрочного непогашенного кредита на большую сумму. По результатам проведенного экспресс-анализа финансового состояния предприятия можно сделать следующие выводы: 1. предприятие на конец года не имеет возможности оплачивать свои текущие обязательства за счет текущих активов, что является негативным фактором, характеризующим его неустойчивость на рынке; 2. предприятию необходимо срочно принять меры к взысканию долгов, а также повысить период оборачиваемости оборотных активов, так как замораживание денег в дебиторской задолженности негативно сказывается на хозяйственной деятельности; 3. предприятие имеет неприемлемую структуру капитала в связи с подавляющим преобладанием заемного капитала. Отсутствие достаточной величины собственных средств может привести к угрозе ликвидации при возникновении претензий со стороны контрагентов, тем более что по результатам расчетов у предприятия очень высока вероятность банкротства. Если рассматривать оценку предприятия и его кредитную историю в совокупности, то удовлетворение заявки на кредит очень вероятна. На основании платежной истории легко прогнозируется поведение клиента в части оплаты будущей задолженности. Зная о поведении заявителя по отношению к другим кредиторам, кредитный оценщик с большей уверенностью принимает решение о предоставлении ему заемных средств. Также оценить полный объем долговых обязательств, чтобы выявить может ли данная организация позволить новый кредит.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |