МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ
Мировоззренческие идеи в содержании географического образования рассматриваются, во-первых, как важнейший структурный компонент образования; во-вторых, как особые (теоретические, идеальные) средства формирования у личности географического мышления. В философском плане всякая идея есть высшая форма отражения действительности и, следовательно, в этом плане идея «выше» понятия. Идея - это форма постижения в мысли явлений объективной действительности, включающая в себя осознание цели познания и практического преобразования мира. Однако любая мировоззренческая идея не сводится только к некоторой фиксации результатов опыта, но является отражением того или иного предмета, свойства или отношения не просто в их наличном существовании, но и в необходимости и возможности, в тенденции своего развития. Идея представляет собой высшую форму теоретического освоения действительности. В любой мировоззренческой идее происходит наиболее полное совпадение мысли с объективной реальностью. Идея - это объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, которое всегда «готово» для своего практического воплощения. Эти два момента всякой идеи - одновременное отражение объективной реальности и постановка практической цели перед субъектом - находятся в органичном единстве, определяют ее специфику, место и функции в движении и развитии человеческого мышления и сознания в целом. Идея является активным опосредующим звеном в развитии творческой деятельности человека, создающей новые, ранее не существующие формы реальности. Все это позволяет рассматривать мировоззренческие идеи как определенные средства перехода от идеального к материальному, от педагогической теории к школьной практике. В научном познании идеи не только как бы подытоживают некоторый опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но и служат основой синтеза и обобщения знаний в целостную систему, выполняют роль определенных эвристических принципов восприятия, понимания и объяснения явлений природы и общества, поисков новых путей решения той или иной возникшей проблемы. Значение идеи заключается также в формулировании обобщенного теоретического принципа, объясняющего сущность или закон явлений, позволяющего преобразовывать эту действительность. С психологической точки зрения идея есть динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к окружающей его действительности, представленной и обобщенной в этой идее. Данное обстоятельство позволяет раскрыть прямое движение от потребности побуждений человека к известному направлению его мышления и обратное движение от динамики мысли к динамике поведения и конкретной деятельности личности (22,т.2,с.22). Воспитательная ценность идей заключается в возможности отразить в них тот идеал, например, отношения личности к природе, который пока еще не стал повседневным явлениям. Такой подход способствует превращению идей в глубокие личностные убеждения школьников. Ведь идеи, окружающие ученика и находящиеся в начале его созревания вне его, постепенно становятся его внутренним достоянием, неотъемлемой частью личности и мировоззрения ребенка (22,т.4,с.33). Основными мировоззренческими идеями, конструирующими содержание современного географического образования, являются: -целостность природы; -единство человека и природы; -развитие и единство природы в сфере жизни; -взаимосвязь истории природы и общества; -изменение природы в процессе деятельности человека; -зависимость здоровья человека от состояния окружающей природной среды; -необходимость оптимизации взаимодействия в системе «человек-общество-производство-природа». Вокруг круг этих идей можно сгруппировать большую часть понятий, фактов и представлений и тем самым преодолеть некоторый разрыв между естественнонаучным и гуманитарным компонентами школьной географии, создать необходимые условия для осуществления подлинной междисциплинарности географического образования. Указанные идеи не исчерпывают всего содержания современного географического образования школьников. Перспективными представляется отражение в школьной географии следующих идей: -биосфера является принципиально целостным образованием; -отношение человека к природе имеет культурно-историческую обусловленность; -международное сотрудничество есть важнейшее условие сохранения пригодной для жизни окружающей природной среды; -улучшение качества окружающей среды, защита здоровья человека и поддержание природного равновесия - долг каждого гражданина планеты Земля; -благоразумное и рациональное использование природных ресурсов - объективная необходимость и обязанность каждого человека; -загрязнение природной среды есть глобальная международная проблема, дело чрезвычайной важности для всего человечества; -мир, дружба и солидарность между народами - условия устойчивого развития планеты Земля; -географическая оболочка - среда обитания человеческого общества и всех живых существ; -все объективные законы природы принципиально познаваемы; -конкретная природная и социальная среда есть результат сочетания нескольких факторов на одной и той же территории. Идеи географического образования соотносятся также с проблемами прав человека, с правом всех живых существ иметь чистую воду и здоровый воздух, с правом людей жить в свободном и мирном сообществе, иметь дружеские отношения с народам разных стран.
ЗНАНИЯ В самом общем смысле знания - это проверенные практикой результаты познания действительности, более или менее верное отражение реальной действительности в сознании и мышлении человека. В обучении географии знаниям принадлежит исключительно важная роль. С точки зрения психологии знание может быть определено как идеальное воспроизведение в языковой форме объективной и субъективной действительности. Основной формой существования знания является речь и речевая деятельность. Человек овладевает знанием, лишь постигая мир языковых значений. Именно благодаря языку, речи и речевой деятельности знание «материализуется», что делает возможным передачу этого знания от одного человека к другому, от одного поколения к последующим поколениям людей. Научные знания, структурирующие содержание географического образования, могут быть подразделены на эмпирические и теоретические. Эмпирические знания предшествуют теоретическим знаниям и выражают внешние признаки и особенности тех или иных объектов и явлений. К эмпирическим знаниям относятся представления (чувственные, наглядные образы), а также различного рода фактические сведения (наименования объектов и предметов природы, их количественные характеристики, данные о численности населения и величине территории различных стран и континентов и т.д.). Теоретические знания формируются на основе обобщения эмпирических знаний и отражают сущность изучаемых предметов и явлений. Именно сущность определяет законы и механизмы генезиса, зарождения, становления, развития и последующего преобразования различных объектов и предметов природы и общества. Теоретические знания в содержании географического образования представлены научными понятиями, элементами научных теорий, мировоззренческими идеями, причинно-следственными связями, законами и закономерностями и др. Основной «единицей» научного знания является понятие. Между эмпирическими и теоретическими знаниями существует множество взаимосвязей и взаимных переходов. В любом реальном процессе человеческого мышления они всегда сосуществуют, органично переплетаются и взаимодействуют между собой, образуя существенно значимые когнитивные структуры. «Граница» между эмпирическими и теоретическими знаниями весьма условна и подвижна. Эмпирические знания составляют основу эмпирического мышления, а теоретические знания - мышления теоретического, диалектического, абстрактно-логического. Географическое мышление по своей сущности есть мышление теоретическое, системное, абстрактно-логическое, в котором, наряду с научными понятиями, исключительно важная роль принадлежит чувственным образам и пространственным представлениям. В целом же одна из ведущих тенденций конструирования содержания географического образования заключается в увеличении удельного веса теоретических знаний по отношению к знаниям эмпирического характера. Принципиально важными знаниями, конструирующими содержание географического образования, являются: -знания о географической оболочке, ее вертикальной и горизонтальной дифференциации; -знания о круговоротах воды и важнейших веществ в природе; -знания об основных источниках и закономерностях движения энергии в географической оболочке; -знания о глобальных, региональных и локальных природных комплексах; -знания о сущности природного равновесия; -знания о правилах поведения и деятельности в окружающей среде и этических нормах отношения к природе и др.
НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ
Понятие - основная «единица» знания - в современной философской и психолого-педагогической литературе чаще всего рассматривается, во-первых, как основная «единица» знания, во-вторых, как совокупность мыслей (суждений) об объекте, в-третьих, как специфическая форма мышления (18,19), в-четвертых, как обобщенное теоретическое отражение действительности (18,19,32,78,95). Формирование у учащихся системы научных понятий является центральной задачей школьного географического образования (22,92,93). В общей психологии принято различать следующие типы понятий: 1)житейские (донаучные, спонтанные) понятия, образующиеся по некоторым внешним признакам объектов и вне специального обучения; 2)научные понятия, формирующиеся только в процессах специально организованного систематического обучения и по своим специфическим законам. Кроме этих двух основных типов, в психологии также говорится и о таких понятиях, которые уже перестали быть сугубо житейскими, но еще не приобрели всех основных свойств собственно научных понятий (20). Основная функция понятий в процессе формирования у школьников географического мышления состоит в открытии новых сторон познаваемого объекта, в более полном раскрытии его сущностных свойств и частных характеристик. Действительно, не научившись грамотно оперировать понятиями, нельзя правильно провести ни одну мыслительную операцию, просто невозможно ни правильно поставить какой-либо вопрос, ни правильно на него ответить; невозможно также ни логично рассуждать, ни объяснять окружающие явления природы и общества (32,33). Понятия выполняют настолько важные функции в человеческом мышлении, что некоторые психологи рассматривают сам процесс мышления как «понятие в действии» (21,22), как процесс оперирования понятиями (32,33). С помощью понятий (как научных, так и житейских) человек получает возможность успешно ориентироваться в окружающем его внешнем мире. Понятия связываются друг с другом в речи, помогая человеку формулировать правила и законы, которые, в свою очередь, позволяют давать грамотные объяснения, выдвигать гипотезы, предсказывать будущее (95). Понятие вообще и научное понятие в частности представляет собой идеальный вид моделей, образование которых позволяет обнаружить в познаваемом объекте, процессе или явлении такие качества, свойства и отношения, которые обычно ненаблюдаемы и невыявляемы при непосредственном оперировании и практическом взаимодействии с данным объектом, процессом или явлением. Раскрытие опосредованного бытия вещей и их всеобщности есть переход к теоретическому воспроизведению действительности, то есть переход к собственно теоретическому мышлению (32). Основными умственными действиями и операциями, приводящими к образованию понятий, являются: сравнение, анализ, разграничение, синтез, классификация, отвлечение (абстрагирование), обобщение. Все эти действия и операции должны сознательно «закладываться» в содержание географического образования. Общие и единичные понятия в содержании географического содержания. В методике обучения географии выделяются 1) общие и 2) единичные научные географические понятия. Общими называются понятия, посредством которых мыслятся не отдельные предметы или явления, а целый класс однородных предметов, явлений или процессов, носящих одно и то же наименование, например, «озеро», «река», «гора», «геосинклиналь», «экономический район», «город», «населенный пункт» и т.д. В определение общего понятия раскрываются существенные признаки (в логике и психологии под существенным признаком понимается такое свойство объекта, лишившись которого этот объект перестает быть самим собой), которые являются общими для всех объектов, относящихся к данному понятию, например: «Моря – это части океанов, более или менее отделенные от них сушей или подводными порогами, поднятиями дна» или «Геосинклинальными областями называются подвижные участки земной коры». Общие понятия составляют научный базис и «язык» всех курсов школьной географии. Основные общие понятия в программе сопровождаются термином «понятие», например»: понятие «солнечная радиация», «понятие «воздушная масса», понятие «трудовые ресурсы», понятие «урбанизация» и т.д. , что в итоге облегчает учителю отбор главного содержания учебного материала по данной учебной теме. На основе общих понятий формируются единичные географические понятия. В содержании школьной географии также целесообразно различать общие понятия об объектах (вулканы, озера, магматические породы, предприятие и пр.) и общие понятия о явлениях и процессах (погода, атмосферный фронт, климат, уровень и темпы развития экономики, выветривание, горообразование, урбанизация и т.п.) (93). Единичные понятия – это понятия о конкретных объектах или регионах, имеющих собственное географическое название (имя), например, река Волга, Черное море, Каспийское море и т.д. В единичном понятии находят отражение как общие признаки того или иного понятия, так и признаки, присущие только данному объекту или явлению, определяющие его своеобразие, его неповторимое лицо. В курсах школьной географии многие единичные понятия имеют сложное строение, представляют собой целую систему более простых взаимосвязанных друг с другом понятий. Так, например, единичное понятие «Австралия» включает в себя такие более узкие понятия, как «географическое положение Австралии», «рельеф Австралии», «климат Австралии» и т.д. Содержание единичных понятий раскрывается в процессе реального географического мышления. Более того, всякое понятие только и живет своей полноценной жизнью в процессах реального человеческого мышления. Все понятия в содержании школьной географии взаимосвязаны, как отражение законов диалектической логики. В системе понятий имеются главные и подчиненные. Так, например, понятие «горные породы» является главным по отношению к понятиям «магматические горные породы», «метаморфические горные породы» и «осадочные горные породы»; понятия «горы» и «равнины» являются подчиненными по отношению к понятию «рельеф Земли» и главным по отношению к понятиям «низменность», «возвышенность» и «горы» - низкие, средние, высокие и т.д.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (751)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |