Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ



2019-12-29 370 Обсуждений (0)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Процесс формирования географических умений и навыков носит поэтапный характер и осуществляется в неразрывной связи с развитием у школьников системы знаний. На этот процесс влияет целый ряд условий – содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности и специфика географических знаний, с которыми имеют дело школьники.

Умения всегда формируются во взаимосвязи со знаниями. Так, в начальном курсе географии учащиеся приобретают общие понятия, на базе которых затем они обучаются умению показывать объекты на карте, описывать их, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и т.п. В последующих, более продвинутых курсах, развивая знания об основных чертах рельефа различных материков и стран, учащиеся одновременно учатся определять эти черты с помощью физической карты.

Известно, что источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на обучение умениям. Поэтому чрезвычайно важно познакомить учащихся с познавательными возможностями каждого источника географических знаний. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению географической карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать географическую карту весьма разнообразны и соответствуют содержанию тех курсов, в ходе изучения они формируются. Здесь и умения найти на карте изучаемые объекты и явления, и умения развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, и умения характеризовать природные и хозяйственные объекты, явления, процессы и т.д. Но карта – не единственный источник знаний. Немало времени требуется также для ознакомления с учебником географии, его составными частями, способами работы с ним. Обучение различным приемам работы с текстом – главной составной частью любого учебника – важнейший компонент в деятельности учителя географии. Учитель также знакомит школьников с различными приборами, познавательными возможностями кинофильмов, стенных картин, графиков, диаграмм и т.д.

Характерная черта современной методики обучения географии – широкое использование типовых планов описания или характеристик природных и экономических объектов и явлений. Эта черта реализуется типологическим подходом к обучению географии. Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Они позволяют обеспечить полноту и правильную последовательность чтения, что положительно сказывается и на качестве знаний. Типовые планы также полезны при работе с текстом учебника, раскрытии содержания кинофильмов, составлении характеристик различных объектов и процессов в природе и обществе. При работе с типовыми планами весьма эффективны записи в тетрадях, изготовленные учителем плакаты, инструкции о порядке выполняемых действий и т.д. Типовые планы не произвольны, они вытекают из содержания географического образования и структуры общих и единичных географических понятий.

Важнейшими умениями и навыками, формируемыми в обучении географии, являются сравнение, нахождение причинно-следственных связей, выявление существенных признаков и др. Методика формирования этих умственных действий имеет свои особенности. Известно, что умственные действия, как правило, с трудом осознаются школьниками. Именно поэтому необходимо обеспечить учащихся различными инструкциями, памятками, помогающими их осознанию. Например, для обучения приему сравнения в VI классе полезно использовать следующую памятку «Как правильно сравнивать?».

 

                                                                                              

                                                                                               Таблица 4

 

                                 КАК ПРАВИЛЬНО СРАВНИВАТЬ?

 

 

                              ПРАВИЛО      ПРИМЕР
1. Сначала отберите признаки для сравнения Высота Уральских и Кавказских гор, в метрах
2. Сопоставьте их Высота Кавказских гор – 5642 м, а Уральских – 1894 м
3. Сделайте вывод о сходстве или различии Кавказские горы выше Уральских
4. Объясните причины сходства или различия, если необходимо Кавказские горы более молодые и менее разрушены

 

В последующих курсах обучения географии можно эту памятку дополнить новыми требованиями.

Остановимся более подробно на технологии формирования умений и навыков. По мнению психологов, формирование учебных умений и навыков предполагает следующую примерную структуру занятий:

1.Постановка целей. При этом специально должно подчеркиваться то, какое именно значение эти умения и навыки имеют для различных видов интеллектуальной и практической деятельности учащихся. Все это создает не только соответствующую мотивацию, но и предоставляет необходимую ориентировочную основу предстоящей деятельности.

2.Организация работы по группам, составленным с учетом подготовки каждого учащегося. В таких небольших группах (3-5 человек) создаются весьма благоприятные условия для межличностного общения учащихся, оказывающего положительное влияние на процесс становления и развития формируемых навыков.

3.Подведение итогов. Учитель должен объяснить учащимся, чему именно школьники научились и какое значение имеют освоенные умения для всего последующего обучения географии. Затем учитель организует работу по закреплению полученных результатов. Особое внимание при этом уделяется незамедлительному использованию усвоенного умения (121).

Несмотря на все отмеченные различия, в процессе формирования умений и навыков можно выделить ряд этапов. К их числу относятся:

1)показ значения умения и постановка цели овладения им. Так, в начале изучения курса «Материки и страны» (VII класс) учитель ставит перед классом цель – научиться читать статистические таблицы, подчеркивая при этом тот факт, что из таблиц можно узнать много различных сведений (об объеме производства продукции отраслями промышленности и сельского хозяйства, темпах развития промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства и т.д.;

2)ознакомление с составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий. Учитель говорит, что при чтении таблицы нужно найти в ней соответствующую графу или строку, сопоставить цифровые данные (либо по графе, либо по строке), а затем сделать вывод, в котором указать, как растет объем производства, какими темпами. Сделанный вывод полезно обобщить в форме развернутой словесной формулировки;

3)показ учителем образца действий. На этом этапе полезно предупредить школьников о возможных ошибках при использовании умения;

4)тренировочные упражнения для овладения умением. Выполняя тренировочные упражнения, школьники сначала могут повторить действия по указанию учителя на том же материале, а затем переходить к применению приема на материале, аналогичном изученному. Так, при анализе таблицы учащиеся сначала отвечают на вопрос: «Какими приемами надо пользоваться при чтении таблиц»? Затем они указывают, как – по строке или по графе – удобнее сопоставлять цифровые данные таблицы, после чего делают соответствующие выводы по каждой графе и в целом по таблице;

5)самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новой задачи. В качестве примера можно привести задание, в котором предлагается дать сравнительную оценку природных условий и ресурсов Гомельской, Витебской и Гродненской областей. В этом задании существенно возрастает объем сопоставляемых цифровых данных и, соответственно, выводов (общая оценка природных ресурсов, оценка по их видам), а, главное, сделанные выводы становятся основой для понимания и усвоения путей решения хозяйственных проблем, общих для всех этих областей. С указанными проблемами школьников в последующем знакомит учитель, но их восприятие подготовлено предшествующим анализом статистической таблицы.

Успех в формировании у школьников умений во многом определяется преемственностью, развитием умений от одного курса к другому. В целом же проблема формирования умений относится к числу наиболее сложных и актуальных проблем современной методики обучения географии. Одна из причин сложности данной проблемы состоит в том, что овладение умениями во многих случаях объективно труднее для учащихся, чем усвоение знаний. От учителя здесь требуется особенно хорошее знание методики и целенаправленная работа.

Чрезвычайно важное значение имеет психологическая атмосфера, моральный климат той среды и того коллектива учащихся и педагогов, в которой происходит формирование умений и навыков. Ведь любые методы формирования учебных умений и навыков будут эффективными только том случае, если они реализуются в атмосфере взаимопонимания, доверия, если учитель способен за внешними реакциями учеников видеть внутренние психологические процессы и мотивы. Главная задача учителя при этом заключается в том, чтобы воспитывать у учеников самоуважение, лежащее в основе чувства ответственности за свои поступки, поведение и деятельность.

 

 

10.УРОК ГЕОГРАФИИ

 

10.1. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Залогом хорошего урока географии является тщательная подготовка к нему. Планирование учебное работы – есть одна из форм подготовки учителя к уроку. Планирование учебной работы является обязательным элементом в деятельности учителя географии и включает составление тематического и поурочного планов.

Тематический план предполагает выявление системы уроков по теме, взаимосвязанных по содержанию, методам обучения, характеру познавательной деятельности учащихся. Руководствуясь программой и учебником, учитель определяет образовательные, воспитательные и развивающие цели каждого урока, его содержание, опорные знания, практические и самостоятельные работы, средства обучения. При этом учитель может использовать примерные тематические планы, периодически публикуемые в соответствующих научно-методических журналах (например, «Геаграфiя: Праблемы выкладання», Минск), образцы планов институтов повышения квалификации педагогических кадров и районных (городских) методических кабинетов. На основе тематических планов разрабатываются поурочные планы, в которых более подробно раскрываются структура, содержание, методы и приемы обучения.

Студентам и начинающим учителям целесообразно готовить конспекты уроков, в которых подробно раскрываются ход и содержание обучения. Многие ученые-педагоги и методисты рекомендуют следующую форму записи конспектов уроков:

                                                                                                                     Таблица 5

 

              ПРИМЕРНАЯ ФОРМА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ

 

 

План урока Деятельность учителя Деятельность учеников
     
     

 

 

В первой графе показывается поэтапный ход урока. Краткое содержание изложения учителя, сформулированные вопросы для беседы и задания для самостоятельной работы учащихся помещены во вторую графу. Третья графа раскрывает предполагаемое содержание ответов учащихся и результаты их самостоятельной работы -–таблицы, схемы, графики, выполняемые на разных этапах урока. Здесь же целесообразно предусмотреть характер познавательной деятельности учащихся в ходе проверки, при изучении нового материала или же при закреплении знаний и умений.

Предлагаемая форма записи конспекта урока является примерной, но позволяет четко определить ход урока, выделить смысловые единицы изучаемого учебного материала и сформулировать для каждой из них познавательные задачи, обеспечить контроль за процессом познавательной деятельности учеников (93).

 

10.2.ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ГЕОГРАФИИ

 

Определение целей урока. Цель урока – это заранее запланированный конечный результат, достигаемый под руководством учителя в обучении, воспитании и развитии школьников на данном уроке. Цели определяются на основе изучения соответствующей темы программы и учебника и, в свою очередь, оказывают большое влияние на разработку содержания, методов обучения и всего хода урока. Урок должен строиться таким образом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей.

К формулировке целей урока предъявляются следующие основные требования:

1.Цели урока должны отвечать на вопросы: Какие знания должны быть усвоены учащимися на данном уроке (образовательная цель)? Какие умения и навыки будут у них сформированы (развивающая цель)? Каков вклад урока в воспитание учащихся (воспитательная цель)?

2.Цели должны быть сформулированы предельно точно, конкретно, с тем чтобы можно было учесть, насколько они реализованы на уроке, т.е. в них должно быть зафиксировано, какие именно знания и умения будут сформированы, в чем конкретно состоит воспитательная функция урока (например, формирование мировоззренческих идей, использование географических знаний для связи обучения с реальной жизнью, конкретный вклад урока в экологическое образование школьников, в их профориентацию, трудовое и нравственное воспитание и т.д.).

3.В целях необходимо указать, начинается ли на уроке формирование тех или иных знаний и умений или намечается их дальнейшее развитие, систематизация, совершенствование.

С учетом вышеприведенных требований цели урока по теме «Понятие об атмосфере» могут быть сформулированы следующим образом:

1.Сформулировать понятие об атмосфере, о ее строении, составе воздуха, дать знания о значении атмосферы, ее изучении и охране.

2.Продолжить формирование умения использовать иллюстрации учебника как источник новых знаний.

3.Развивать аналитико-синтезирующую умственную деятельность учащихся при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика тропосферы и стратосферы».

4.Способствовать экологическому образованию школьников на основе знаний об охране тропосферы.

Определение содержания урока. Решение этой задачи облегчается тем, что учебный материал в учебниках разделен на темы, соответствующие одному уроку, и в самом тексте использованы разнообразные приемы организации и активизации познавательной деятельности учащихся. Большую помощь учителю в подготовке урока оказывает программа, где по каждому курсу географии дан перечень того, что именно учащиеся должны знать и уметь.

При определении содержания урока прежде всего выделяется его научное и мировоззренческое содержание. Чтобы избежать перегрузки урока второстепенной информацией, следует четко дифференцировать учебный материал на 1) основной, подлежащий обязательному усвоению, и 2) вспомогательный, который дается в ознакомительном плане с целью конкретизации существенных признаков понятий, формирования представлений. В большинстве случаев не весь материал учебника может быть объяснен на уроке из-за ограниченности времени, часть этого материала изучается учащимися самостоятельно в ходе выполнения домашних заданий. По мере перехода учащихся из класса в класс доля материала, изучаемого школьниками самостоятельно, должна непрерывно увеличиваться. Поэтому при подготовке к уроку учителю предстоит на основе внимательного ознакомления с программой и учебником решить, какие вопросы будут изучаться на уроке, а какие следует отнести на домашнее задание. При этом необходимо учитывать ранее полученную подготовку учащихся по географии и другим учебным предметам, отражать опорные знания в содержании урока.

Отобрав учебный материал к уроку, учитель продумывает логику его изложения, которая во многих случаях не совпадает с логикой в тексте учебника. Это имеет место, например, при использовании проблемного подхода к раскрытию темы или в том случае, если урок предполагается построить в плане сравнения нового для учащихся материала с ранее изученным.

Отбор методов и средств обучения. Выбор методов и средств обучения не является абсолютно произвольным. Этот выбор зависит в первую очередь от целей и содержания учебного материала урока, подготовленности учащихся, их организованности, дисциплины и возрастных особенностей. Кроме того, учитывается опыт учителя, его «почерк», т.е. владение в большей степени тем или иным методом, наличие материальной базы (например, географического кабинета, учебных пособий, дидактического материала к уроку).

Прежде всего важно решить, какой учебный материал будет дан учащимся в готовом виде, в изложении учителя, а какие вопросы будут изучены школьниками самостоятельно. Если при первичном ознакомлении с теоретическими знаниями у школьников выявляется отсутствие необходимых опорных знаний, умений и навыков, то целесообразно использовать различные приемы объяснительно-иллюстративного метода, например, рассказ, объяснение, объяснительное чтение текста учебника или метод проблемного изложения. Деятельность учащихся в этом случае носит воспроизводящий характер (например, подбор цифрового материала из таблиц, сведений из карт, текста и иллюстраций учебника, подтверждающих теоретические положения, высказанные учителем). Когда же учащиеся имеют определенный запас теоретических знаний и умений, то на первое место выдвигаются репродуктивный и частично-поисковый методы: самостоятельные работы на уровне применения знаний и умений в сходной ситуации (т.е. по образцу), эвристическая беседа и др. Если учебный материал можно использовать для постановки творческого или проблемного задания, соответствующего по своей трудности познавательным возможностям учащихся, то на уроке целесообразно предусмотреть применение исследовательского метода обучения. Выбор методов зависит также от места изучаемой темы в структуре данного курса.

При определении методов обучения необходимо принимать во внимание возрастные особенности школьников. Поскольку для средних и старших подростков характерны неустойчивое внимание и относительно быстрая утомляемость, то учитель должен существенно разнообразить методы и приемы учебной работы, чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой, использовать игровые элементы (например, прием путешествия по карте, соревнование звеньев при нахождении пунктов по географическим координатам, географические кроссворды и т.д.). На уроках в X классе рекомендуется периодически использовать лекцию (как прием объяснительно-иллюстративного метода), что в целом соответствует познавательным возможностям школьников этого возраста.

Планируя урок, учитель обязательно принимает во внимание затраты времени, которые связаны с применением каждого метода. Методы обучения для каждого урока должны быть отобраны с учетом планирования всей темы. При этом чрезвычайно важно предусмотреть, чтобы в системе уроков по теме были бы достаточно полно представлены творческие методы обучения – частично-поисковый, исследовательский и проблемное изложение.

 

 

10.3.ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ УРОКА ГЕОГРАФИИ

 

Организационный момент необходим для организации внимания школьников, постановки перед ними образовательных, развивающих и воспитательных целей, создания соответствующей ориентировочной основы предстоящей учебно-познавательной деятельности учащихся.

Проверка знаний и умений учащихся. Согласно действующим программам по географии, проверке подлежат знания, умения и мировоззренческие идеи. При современных требованиях к процессу обучения возрастает роль проверки в выявлении способностей учащихся осуществлять самостоятельную познавательную деятельность. Поэтому проверка должна осуществляться не только с помощью объяснительно-иллюстративного и репродуктивного, но и творческих методов обучения и включать вопросы и задания разных уровней усвоения знаний. Приведем примеры таких проверочных заданий.

«Объясните, как образуются почвы». В начальном курсе географии это задание требует от учащихся объяснения в полном соответствии с текстом учебника, т.е. относится к I уровню сложности.

При выполнении задания «На примере черноземной и серо-бурой почв покажите роль климата и растительности в почвообразовании» учащиеся должны перестроить знания, полученные из учебника. Если в предыдущих темах школьники обучались объяснять роль отдельных факторов в формировании того или иного компонента природы, то это задание требует от них действий по образцу, т.е. может быть отнесено ко II уровню.

III уровню соответствует следующее задание: «Объясните, где находятся более молодые почвы – на севере или на юге Восточно-Европейской равнины». В данном случае школьники должны самостоятельно найти логику рассуждения и отобрать необходимые для выполнения задания опорные знания.

Задание «Назовите черты населения и хозяйства, которые присущи всем развивающимся странам» требует воспроизведения текста учебника, т.е. относится к I уровню. 

Качество проверки характеризуется прежде всего соотношением в ней заданий разных уровней: чем выше в ней доля заданий и вопросов II и особенно III уровня, тем в большей мере проверка соответствует целям развивающего обучения и современным требованиям к процессу обучения вообще.

Различают итоговую проверку, которая проводится в конце изучения крупных тем или разделов программы, и текущую проверку, осуществляемую на каждом уроке.

По организационным формам проверка может быть индивидуальной или фронтальной; и та и другая осуществляется как устно, так и письменно. Разновидностью фронтальной проверки является уплотненный опрос.

Индивидуальная устная проверка имеет целью глубоко проверить на уроке знания и умения двух-трех учеников; она способствует развитию их речи, учит доказательно и логично строить развернутый ответ. Однако такая проверка занимает много времени, не менее 12-15 минут.

Чтобы индивидуальный опрос не превращался в диалог учителя с отвечающим учеником, опытные учителя поручают учащимся следить за ответом ученика и делать нужные добавления и поправки после его ответа, предлагают учащимся задавать вопросы по обсуждаемому материалу. Учащимся старших классов рекомендуется следить за ответом и отмечать в своих тетрадках как положительные моменты, так и недостатки. В некоторых случаях старшеклассникам может быть предложено задание подготовить рецензию на ответ ученика.

Фронтальная устная проверка позволяет установить состояние знаний и умений у большинства учащихся класса на основе их ответов на узкие вопросы. Успех этого вида проверки зависит от тщательности подготовки к ней; учитель должен заранее сформулировать вопросы беседы, наметить, кого именно из класса вызвать (хотя вопросы составляются для всего класса). По ходу проверки учитель отмечает в своей тетради качество каждого ответа, а в конце ее выставляет школьникам суммарные оценки и сообщает их учащимся. При этом учитель обязательно должен прокомментировать выставленные в журнал отметки.

Фронтальная письменная проверка, так же как и устная, дает учителю сведения о состоянии знаний и умений всех или большинства учащихся класса. Обычно она выполняется на основе карточек. Специфичным для географии является заполнение контурных карт, вычерчивание структурно-логических схем, заполнение таблиц.

При уплотненном опросе несколько учеников (2-3 человека) опрашивают индивидуально, 2-6 учащихся выполняют письменную работу на основе карточек и 2-3 ученика в это же время готовят ответы на доске (например, определяют географические координаты заданных точек, определяют в градусах и километрах протяженность Евразии по меридиану и т.п.).

Выбор форм проверки знаний и умений учащихся зависит от содержания проверяемых знаний. Так, проверка сложных теоретических вопросов осуществляется обычно при индивидуальном опросе. Фронтальный устный опрос планируется при проверке объемного, но не сложного материала, насыщенного фактами (например, географическое положение и береговая линия материков, размещение форм рельефа и полезных ископаемых и т.д.). Фронтальный письменный опрос проводится тогда, когда необходимо установить уровень усвоения всеми учениками одного-двух важных теоретических вопросов, служащих опорными при изучении нового материала. Наконец, уплотненный опрос целесообразно планировать в тех случаях, когда нужно проверить знания большого по объему учебного материала неоднородной сложности, умения учащихся работать с тем или иным средством обучения.

В методической науке и опыте учителей наряду с традиционными вопросами, требующими от ученика развернутого свободного ответа, все более широкое распространение получают задания типа тестов. Тесты составляются таким образом, что учащиеся, выполняя их, ограничиваются расстановкой цифр, подчеркиванием правильного ответа, заполнением пропущенных слов и т.п. Примером тестового задания является следующее: «Против названия каждой равнины поставьте цифру, обозначающую причину ее образования».

                                  

                                                                                                     Таблица 6

                    

                              ПРИМЕР ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ

 

 

Н/п Причины образования равнины Равнины Ответы
1. Движение земной коры Месопотамская Низменность 2
2. Речные наносы Восточно-Европейская равнина 1
3. Длительное разрушение и сглаживание гор под влиянием выветривания Прикаспийская Низменность 1
    Индо-Гангская низменность 2
    Равнины Казахстана 3

 

Тесты гарантируют точный подсчет числа верных и неверных ответов и тем самым обеспечивают объективность в оценке знаний и умений учащихся. К числу несомненных достоинств тестов относится и то, что с их помощью удается за короткий срок проверить большой объем учебного материала и охватить всех учащихся класса. Тесты экономят время учителя, затрачиваемое на проверку работ школьников, т.к. поддаются быстрой обработке. Вместе с тем тесты нельзя рассматривать как главную форму проверки, т.к. они не позволяют судить об умении учащихся самостоятельно строить развернутый ответ. Кроме того, составление тестов является для учителя очень трудоемким процессом, требует тщательного анализа учебного материла. В практике школы широко распространена проверка знаний и умений учащихся с помощью карточек.

Изучение нового материала. Общепризнанно, что новый учебный материал должен быть в основном усвоен на уроке. На изучение нового материала обычно уходит большая часть времени урока географии. Исключение составляют уроки обобщающего повторения, в ходе которых решаются некоторые другие образовательные и развивающие задачи.

В процессе изучения нового материала принципиально важную роль играют приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из эффективных является прием установления связей нового материала с ранее изученным. Так, в начальном курсе географии годовое движение Земли должно изучаться после темы «Времена года». Устанавливая логическую связь между этими темами, учитель говорит: «Итак, мы выяснили, что высота Солнца над горизонтом по временам года меняется. Почему высота Солнца не остается постоянной? Чтобы ответить на этот вопрос, нам сегодня предстоит познакомиться с годовым движением Земли вокруг Солнца». Другой прием состоит в том, что сами учащиеся должны объяснить, почему тему, объявленную учителем, следует изучать на данном уроке. Например, учитель предлагает учащимся объяснить, почему тему «Реки и озера Африки» (VII класс) можно рассматривать только после того, как рассмотрены рельеф и климат материка. Активизации познавательной деятельности учащихся способствует также постановка проблемы, предваряющей изучение нового материала.

Интерес к новой теме возникает и в тех случаях, когда объясняются причины явлений, о которых учащиеся уже слышали (землетрясения, извержения вулканов, цунами, гейзеры и др.), наблюдали (погода, атмосферные осадки, град, иней и т.д.), но не были знакомы с причинами их возникновения. Для пробуждения интереса учащихся важно показать им практическую значимость изучаемых явлений или процессов и их исследования. В этом плане школьникам могут быть заданы следующие вопросы: «Почему важно изучать погоду, климат, рельеф?». «Зачем надо знать экономическую специализацию регионов и отдельных стран?» «Каким образом природные условия местности учитываются при строительстве гидроэлектростанций, железных и автомобильных дорог, нефтепроводов?».

Эффективность изучения нового материала существенно повышается, если он расчленяется (квантуется) на смысловые части. Психологами установлено, что для усвоения знаний недостаточно просто воспринять их в общем виде, но надо произвести их смысловую группировку, выделить в этих знаниях логические связи и отношения, переконструировать знания, изложенные в учебнике в соответствии с особенностями индивидуальной познавательной деятельности. Разделив учебный материал на крупные смысловые части, учитель формулирует познавательные задачи для каждой такой части и сообщает их учащимся (или записывает их на доске). Иначе говоря, учащимся сообщается план урока, перед каждым пунктом этого плана ставится познавательная задача. Планирование изучения нового материала по логическим частям – одна из отличительных особенностей рациональной организации урока географии. Многие объекты и явления целесообразно изучать с помощью приема сравнения, являющегося «педагогической проекцией» сравнительного метода исследований в географической науке. Сравнение географических явлений или процессов можно проводить в форме заполнения таблицы. 

 

                                                                                              Таблица 7

 

Сравнительная характеристика циклона и антициклона

 

Н/п План сравнения      Циклон        Антициклон
1. Распределение Давления Низкое в центре и высокое по периферии Высокое в центре и низкое по периферии
2. Движение воздуха по вертикали в центре и на периферии Восходящее в центре, нисходящее по периферии Нисходящее в центре, восходящее на периферии
3. Направление движения ветра Против часовой стрелки По часовой стрелке
4. Размеры в диаметре и высота по вертикали 2 000-3 000 км, 2-4 км, максимальная 15-20 км По часовой стрелке
5. Скорость движения 20-40 км/час (700 км в сутки) 30-40 км/час (до 700 км в сутки)
6. Влияние на погоду Погода ветреная, изменчивая, преобладает облачная, дождливая погода летом и снегопады зимой Погода ясная, сухая, без ветра, жаркая летом, морозная зимой
7. Районы распространения Северная половина Восточно-Европейской равнины (к северу от линии Кишинев-Харьков –Саратов-Екатеринбург). В азиатской части страны – на северо-западе Западной Сибири; на северо-востоке Дальнего Востока и на юге Средней Азии Южная половина Восточно-Европейской равнины; север Казахстана, большая часть Западной и Восточной Сибири.
8. Господствующие типы климата Умеренно континентальный Континентальный и резко континентальный

 

Закрепление знаний и умений. Закрепление можно проводить либо в конце урока (итоговое закрепление), либо после изучения каждой смысловой части изучаемого материала (поэтапное закрепление). Итоговое закрепление проводится при изучении большого по объему, но не сложного по содержанию учебного материала. Поэтапное, наоборот, при изучении сложного материала, когда невозможно двигаться в изложении нового дальше, т.к. учитель не уверен и в усвоении большинством учащихся нового понятия или предыдущей порции материала, на знании которых будет строиться дальнейшее объяснение.

Если материал является трудным для восприятия учащимися, то можно использовать обычное воспроизведение знаний и умений самим учителем и в той последовательности, в какой он излагался при объяснении. При этом учитель всегда должен обращать внимание школьников на существенные стороны изученного материала.

Особенно ценными являются вопросы и задания, направленные на применение знаний в новых условиях, т.е. когда закрепление осуществляется посредством частично-поискового и исследовательского методов обучения.

Например, при закреплении материала по теме «Понятие об атмосфере» учитель выявляет знания учащихся посредством задавания следующих вопросов: 1. С каким слоем атмосферы связаны осадки? 2. Летчик поднялся на высоту 1 500 км. В каком слое атмосферы он находится? 3. Радиозонд поднялся на высоту 30 км. В какой слой атмосферы он поднялся? О каких изменениях температуры будет сигнализировать радиозонд?

Применение знаний и умений в новых условиях происходит и в том случае, если учитель дает задания, требующие использования полученных знаний для объяснения явлений природной и социальной действительности. Например, при закреплении темы «Климат Беларуси» (VIII класс) целесообразно предложить учащимся объяснить характер времен года, режим рек своей местности.

Закреплению нового материала помогает также прием сравнения. Например, сравнивая свойства разных типов воздушных масс, ветров, тектонических структур, природных зон и т.д., учащиеся лучше усваивают природные условия и особенности хозяйства разных территорий, совершенствуют умения работать с картами, текстом учебника, иллюстративным материалом, статистическими таблицами и др.

Задание на дом. Домашние задания можно классифицировать по различным критериям и основаниям: 1) по источникам знаний; 2) по охвату учащихся; 3) по длительности их выполнения и т.д.

Домашние задания по источникам знаний подразделяются на следующие группы:

-работа с учебником;

-работа с периодической печатью (например, составление докладов, расширенных планов, тематических стендов и др.);

-работа с дополнительной научно-популярной географической литературой (например, подготовка докладов, рефератов и сообщений);

-работа с контурной картой: составление комплексных или тематических карт при отсутствии подобных в атласе (например, карты отдельных государств с показом внешних экономических связей и др.);

-работа с учебными телепередачами по географии, использование материалов телепередач (например, «Клуб кинопутешественников», «В мире животных» и др.).

По охвату учащихся различают:

-задания одинакового содержания всему классу (например, выучить определенный параграф учебника, заполнить контурную карту, ответить на вопросы в конце текста параграфа и т.д.);

-индивидуальные задания с учетом требований дифференцированного подхода к успеваемости и интересам учащихся (например, подготовить доклады, сообщения, наглядный материал по определенной теме и т.д.);

-групповые задания (например, подготовить бригадный отчет о наблюдениях за изменениями высоты Солнца за последние 2-3 месяца, доклад и наглядные пособия по изучаемой стране или региону, оформление «дежурной карты» и т.д.).

По дли<



2019-12-29 370 Обсуждений (0)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)