ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ
Проблемное обучение – тип обучения, характеризующийся тем, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем. Необходимым условием проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Проблемная ситуации – это состояние интеллектуального затруднения, явно или смутно осознанное субъектом, пути преодоления которого требуют новых знаний, новых способов деятельности. Возникновение проблемной ситуации означает, что в процессе своей деятельности человек натолкнулся на что-то новое, непонятное. Если в ходе анализа проблемной ситуации человек осознает тот ее элемент, который вызвал затруднение, и принимает его к решению на основе имеющихся у него знаний и умений, проблемная ситуация перерастает в проблему. Таким образом, проблема представляет собой проблемную ситуацию, осознанную и принятую субъектом к самостоятельному решению. Следует иметь в виду, что не всякая проблемная ситуация становится проблемой. Нередко в практике обучения географии встречаются вопросы учителя, создающие у учащихся интеллектуальные затруднения, но поиск ответа на которые учащимся недоступен, т.к. они не обладают необходимыми исходными знаниями и умениями. В этом случае создается проблемная ситуация, не переходящая в проблему. Так, учитель спрашивает у учащихся: «Когда стали образовываться почвы на Земле, на каком этапе развития природы?» Если этот вопрос задан до того, как учащиеся познакомились с эволюцией растительного и животного мира (курсы ботаники и зоологии), а также причинами образования почв, возникает проблемная ситуация, решение которой в значительной степени ляжет на плечи учителя. Если же школьники уже имеют необходимые исходные знания для размышления, проблемная ситуация перерастает в проблему, принимаемую школьниками к самостоятельному или частично самостоятельному решению. Выявление проблемы и ее формулировка - первый этап творческого мышления. Формами выражения проблемы, ее словесными формулировками являются 1) проблемный вопрос, 2) проблемная задача или 3) проблемное задание. Обучение путем решения проблем составляет общий признак проблемного обучения. Однако степень познавательной самостоятельности учащихся бывает различной, в зависимости от того, какие методы обучения применены. Проблемное обучение может осуществляться с помощью проблемного изложения, частично-поискового и исследовательского методов обучения. Осуществляя проблемное обучение, учитель должен вести систематическую работу по накоплению проблем для каждого курса географии, используя с этой целью методическую литературу, научные и научно-популярные публикации, периодическую печать. Примерами проблемных заданий является следующие: 1.«Какие изменения возможны в той части литосферы, где происходит извержение вулкана? Как извержение вулкана влияет на воздушную оболочку, на воды суши?» - VI класс. 2.«Можно ли найти на земном шаре место, где нет природного комплекса? Свой ответ обоснуйте» - VI класс. 3. «Можно ли считать законченным формирование рельефа территории, если в основании ее лежит платформа?» – VI класс. 4. «Учитывая влияние каждого из известных вам климатообразующих факторов, объясните причины более сурового климата Антарктики по сравнению с Арктикой (VII класс). 5. «Рассмотрите карты и установите, почему озеро Чад, расположенное в бессточной области, относится к пресным озерам (вода его чуть солоноватая) – VII класс. 6.«Площадь морей, омывающих Евразию, относительно невелика. Чем объясняется значительное влияние их на климат Европы и Азии» – VII класс. 7. «Составьте проект железнодорожной магистрали между любыми пунктами на карте. Какие природные и экономические факторы и как надо учитывать при ее строительстве и эксплуатации» – VIII класс. 8. «В какой части Восточной Сибири можно построить сверхмощную ТЭС? Чем вы докажите экономическую целесообразность выбранного места?» – VIII класс. 9.«Пользуясь картами, назовите экономико-географические предпосылки, способствующие развитию экономических связей между государствами Западной и Восточной Европы в последние десятилетия» – VIII класс. 10. «В 1800 г. для выплавки 1 т. чугуна требовалось 2,5 т. кокса или 4 т. коксующегося угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 т. Объясните, как это отразилось на размещении металлургических заводов» - IX-X классы (93,100,101). Постановка этих заданий основывается на таких научных проблемах, как территориальная структура хозяйства и факторы, ее определяющие, воздействие внутренних и внешних факторов на развитие и размещение производительных сил, а также на использовании школьниками сравнительного, картографического и статистического методов исследования. В проблемном обучении важно приобщить школьников к выполнению заданий, требующих прохождения всех основных этапов научного исследования: сбор фактических сведений, систематизация собранных данных (посредством их описания, составления карт, классификационных схем и таблиц и т.п.), анализ, обобщение и построение вывода.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |