Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Художественные тексты и литературные эссе




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тексты этой тематической группы могут быть включены в работу на уроках литературы при изучении творчества русских писателей XIX-XX вв.: уроках изучения материала, анализа художественных текстов, уроках подготовки к сочинению, уроках внеклассного чтения.

 Наш опыт работы соотнесен с программой по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Педагоги, работающие по другим программам, могут использовать сам принцип работы и творчески осмыслить предложенные методические идеи.

№ текста Название, автор Жанр исходного текста Задания к тексту Методические идеи работы с текстом изложения
№ 1 О А.С.Пушкине (из. кн. «Записки о Пушкине») И.Пущин записки 1.Какое значение имела эта встреча для Пушкина? 2.Расскажите об одном из стихотворений Пушкина, посвященных дружбе. При изучении творчества А.С.Пушкина на уроках литературы анализ стихотворения “Пущину” можно предварить текстом №1. На дом предложить ученикам письменный анализ стихотворения “Пущину”, используя фрагменты воспоминаний Пущина.
№ 48 «Москвич Пушкин» Ю.Нагибин. Литературное эссе 1.Вы, возможно, видели памятник А.Пушкину в Москве или знакомы с ним по иллюстрациям. Расскажите о своем впечатлении об этом памятнике. 2. Расскажите о своем отношении к творчеству Пушкина

На завершающем этапе изучения темы творчества Пушкина можно воспользоваться текстами №48, №72. Урок можно построить как экскурсию по местам, связанным с именем Пушкина. Особое внимание вновь обратить памятнику Пушкина в Москве. Описание памятника входит в программу по развитию речи учащихся в 8 классе. Включить в урок выразительное чтение стихов Пушкина наизусть, фрагменты речи Достоевского о Пушкине. Итогом работы должно стать написание эссе “Мой Пушкин”.



№ 72 О музейной смотрительнице (из. кн. «Пушкиногорье»). С.Гейченко Научно-популярная статья 1.Какие размышления вызывает у вас данный текст? 2.Напишите о своем отношении к высказыванию «…иди к Пушкину, он укажет на истинного друга, даст верный совет…»
№ 12 О Печорине (отрывок из романа «Герой нашего времени») М.Ю.Лермонтов Художественный текст 1.Что вы можете сказать о характере Печорина на основании данного текста? 2.Какие особенности лермонтовской прозы проявились в данном тексте? Хотя в 9 классе изучается лишь фрагмент романа Лермонтова “Герой нашего времени”, знакомство со всем романом делает возможным включение в урок отрывка из повести “Княжна Мери”. Анализ эпизода позволяет говорить психологизме лермонтовской прозы. Текст может быть предложен ученикам на завершающем этапе изучения творчества М.Лермонтова в 9классе.
№ 8 «Исповедь» (из кн. «Детство. Отрочество. Юность»). Л.Толстой Художественный текст 1.Как вы думаете, почему Николенька Иртеньев почувствовал себя изменившимся ? 2.Что вы можете сказать о характере героя трилогии Л.Толстого, опираясь на данный текст?

Характеристика литературного героя. Сравнительная характеристика героев. Составление плана характеристики. Наблюдение над стилем писателя (как вариант - стилистический эксперимент). При изучении творчества Н.Гоголя повторение теории литературы

(приемы комического), сбор материала к сочинению по творчеству Н.Гоголя.

№ 3 О Чичикове (из поэмы «Мертвые души»). Н.Гоголь Художественный текст 1.Почему, по вашему мнению, Чичиков присоединился к «толстым»? 2.В чем особенность сравнительной характеристики «толстых» и «тонких»?
№ 41 О Чичикове и Собакевиче (из поэмы «Мертвые души»). Н.Гоголь Художественный текст 1.Какие слова в описании Собакевича, по вашему мнению, являются ключевыми? 2.Как вы думаете, какие художественные приемы, использованные Гоголем в данном тексте. Помогают лучше представить Собакевича?
№ 18 О А.И.Куприне (из кн. «В поисках пропавших рукописей»). Б.Челышев Научно-популярная статья 1.Почему Куприн так часто менял профессии? 2.О каких чертах характера писателя свидетельствует данный текст? Урок по творчеству Куприна может быть включен в общую систему уроков по изучению литературы ХХ века. Создание интервью на основе текста изложения. Знакомство с небольшим прозаическим произведением (по выбору учителя). Написание обзорной статьи о творчестве писателя 
№ 22 «Твардовский» В.Некрасов Литературное эссе 1.На чем, по вашему мнению, основывалась дружба А.Твардовского и В.Некрасова? 2.Какие черты характера А.Твардовского особенно ценил В.Некрасов и почему?

Использовать материал текста для краткой биографической справки о писателе, для вступительного слова на уроке или создание странички из учебника литературы, для урока-портрета, урока-исследования по творчеству писателя.

№ 14 О А.А.Ахматовой (из статьи «Анна Ахматова»). К.Чуковский Литературное эссе 1.О каких чертах характера А.Ахматовой вы узнали из данного текста? 2.Какую черту характера А.Ахматовой вы считаете наиболее яркой и почему?
№ 56 О Горьком В.Ходасевич. Литературное эссе 1.Какова главная мысль данного текста? 2.О каких чертах характера Горького можно сделать вывод на основании данного текста?
№ 69   «Живое пламя» Е.Носов Художественный текст   1.Как вы понимаете смысл этого рассказа? 2.Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?

Написание рецензии на рассказы Е.Носова, И.Бунина.

В программе по литературе творчество И.Бунина представлено главами из “Жизни Арсеньева”. Но учитель в праве начать знакомство с творчеством писателя с текста рассказа “Лапти”, предложив ученикам написать рецензию на этот рассказ.

При изучении творчества И.Тургенева на дом дается задание самостоятельно проанализировать текст, ответить на вопросы: В чем жанровое своеобразие стихотворения в прозе? Какими художественными средствами удается автору передать состояние природы перед грозой.

№ 17 «Кузница Е.Носов Художественный текст 1.Какое значение имела кузница для жителей Серпилок? 2.Попробуйте дописать окончание рассказа Е.Носова.
№ 5 «Лапти» И.Бунин Художественный текст 1.Определите и запишите главную мысль этого рассказа? 2.Напишите о своем впечатлении от данного рассказа.
№ 73 «Голуби» И.Тургенев Художественный текст 1.Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение в прозе И.С.Тургенева? 2.Какими художественными средствами удается автору передать свое состояние и состояние природы перед грозой?
№ 70 «Рассказ о лесорубе, которому до всего было дело» (из.кн. «Полусказки») Ф.Д.Кривин Художественный текст 1. 1.Объясните смысл рассказа. 2. 2.Как вы думаете, почему причиной исчезновения улыбок в сказочном городе было употребление фразы «Не твое дело».

Данные тексты относятся к так называемым прецедентным текстам, это миф или сказки-притчи.

Тексты могут быть использованы на уроках-дискуссиях, во внеклассных мероприятиях, на классных часах, в беседах как аргументация к высказыванию, подтверждение выдвинутого суждения примером из литературы.

 

 

№ 19 «Полуправда» (из.кн. «Полусказки») Ф.Д.Кривин Художественный текст 3. 1.Почему Ф.Кривин назвал свое произведение полусказкой? 4. 2.Как вы понимаете смысл этой полусказки?
№ 49 «Дурак» И.С.Тургенев Художественный текст 5. 1.Почему дураку удалось создать о себе впечатление авторитетного человека? 6. 2.Как вы понимаете последнюю фразу: «Житье дуракам между трусами»?
№ 34 Миф об Орфее и Эвредике А.И.Немировский миф 7. 1.Какие мысли и чувства вызывает у вас миф об Орфее и Эвредике? 8. 2.Согласны ли вы с утверждением А.Немировского, что сила любви Орфея и Эвридики не имела себе равных? 9.

Для самостоятельной работы предлагаются тексты: № 40 («Дорога домой» А.Горбовский); № 63 (О Биме (из кн. «Белый Бим Черное Ухо»); № 67 («Белый гусь» Е.Носов)…………………….




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7