Тексты этой тематической группы могут быть включены в работу на уроках литературы при изучении творчества русских писателей XIX-XX вв.: уроках изучения материала, анализа художественных текстов, уроках подготовки к сочинению, уроках внеклассного чтения.
Наш опыт работы соотнесен с программой по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Педагоги, работающие по другим программам, могут использовать сам принцип работы и творчески осмыслить предложенные методические идеи.
№ текста
| Название, автор
| Жанр исходного текста
| Задания к тексту
| Методические идеи работы с текстом изложения
|
№ 1
| О А.С.Пушкине (из. кн. «Записки о Пушкине») И.Пущин
| записки
| 1.Какое значение имела эта встреча для Пушкина?
2.Расскажите об одном из стихотворений Пушкина, посвященных дружбе.
| При изучении творчества А.С.Пушкина на уроках литературы анализ стихотворения “Пущину” можно предварить текстом №1. На дом предложить ученикам письменный анализ стихотворения “Пущину”, используя фрагменты воспоминаний Пущина.
|
№
48
| «Москвич Пушкин» Ю.Нагибин.
| Литературное эссе
| 1.Вы, возможно, видели памятник А.Пушкину в Москве или знакомы с ним по иллюстрациям. Расскажите о своем впечатлении об этом памятнике.
2. Расскажите о своем отношении к творчеству Пушкина
| На завершающем этапе изучения темы творчества Пушкина можно воспользоваться текстами №48, №72. Урок можно построить как экскурсию по местам, связанным с именем Пушкина. Особое внимание вновь обратить памятнику Пушкина в Москве. Описание памятника входит в программу по развитию речи учащихся в 8 классе. Включить в урок выразительное чтение стихов Пушкина наизусть, фрагменты речи Достоевского о Пушкине. Итогом работы должно стать написание эссе “Мой Пушкин”.
|
№
72
| О музейной смотрительнице (из. кн. «Пушкиногорье»). С.Гейченко
| Научно-популярная статья
| 1.Какие размышления вызывает у вас данный текст?
2.Напишите о своем отношении к высказыванию «…иди к Пушкину, он укажет на истинного друга, даст верный совет…»
|
№ 12
| О Печорине (отрывок из романа «Герой нашего времени») М.Ю.Лермонтов
| Художественный текст
| 1.Что вы можете сказать о характере Печорина на основании данного текста?
2.Какие особенности лермонтовской прозы проявились в данном тексте?
| Хотя в 9 классе изучается лишь фрагмент романа Лермонтова “Герой нашего времени”, знакомство со всем романом делает возможным включение в урок отрывка из повести “Княжна Мери”. Анализ эпизода позволяет говорить психологизме лермонтовской прозы. Текст может быть предложен ученикам на завершающем этапе изучения творчества М.Лермонтова в 9классе.
|
№ 8
| «Исповедь»
(из кн. «Детство. Отрочество. Юность»). Л.Толстой
| Художественный текст
| 1.Как вы думаете, почему Николенька Иртеньев почувствовал себя изменившимся ?
2.Что вы можете сказать о характере героя трилогии Л.Толстого, опираясь на данный текст?
| Характеристика литературного героя. Сравнительная характеристика героев. Составление плана характеристики. Наблюдение над стилем писателя (как вариант - стилистический эксперимент). При изучении творчества Н.Гоголя повторение теории литературы
(приемы комического), сбор материала к сочинению по творчеству Н.Гоголя.
|
№ 3
| О Чичикове (из поэмы «Мертвые души»). Н.Гоголь
| Художественный текст
| 1.Почему, по вашему мнению, Чичиков присоединился к «толстым»?
2.В чем особенность сравнительной характеристики «толстых» и «тонких»?
|
№ 41
| О Чичикове и Собакевиче (из поэмы «Мертвые души»). Н.Гоголь
| Художественный текст
| 1.Какие слова в описании Собакевича, по вашему мнению, являются ключевыми?
2.Как вы думаете, какие художественные приемы, использованные Гоголем в данном тексте. Помогают лучше представить Собакевича?
|
№ 18
| О А.И.Куприне (из кн. «В поисках пропавших рукописей»). Б.Челышев
| Научно-популярная статья
| 1.Почему Куприн так часто менял профессии?
2.О каких чертах характера писателя свидетельствует данный текст?
| Урок по творчеству Куприна может быть включен в общую систему уроков по изучению литературы ХХ века. Создание интервью на основе текста изложения. Знакомство с небольшим прозаическим произведением (по выбору учителя). Написание обзорной статьи о творчестве писателя
|
№ 22
| «Твардовский» В.Некрасов
| Литературное эссе
| 1.На чем, по вашему мнению, основывалась дружба А.Твардовского и В.Некрасова?
2.Какие черты характера А.Твардовского особенно ценил В.Некрасов и почему?
| Использовать материал текста для краткой биографической справки о писателе, для вступительного слова на уроке или создание странички из учебника литературы, для урока-портрета, урока-исследования по творчеству писателя.
|
№
14
| О А.А.Ахматовой (из статьи «Анна Ахматова»). К.Чуковский
| Литературное эссе
| 1.О каких чертах характера А.Ахматовой вы узнали из данного текста?
2.Какую черту характера А.Ахматовой вы считаете наиболее яркой и почему?
|
№
56
| О Горьком В.Ходасевич.
| Литературное эссе
| 1.Какова главная мысль данного текста?
2.О каких чертах характера Горького можно сделать вывод на основании данного текста?
|
№ 69
| «Живое пламя» Е.Носов
| Художественный текст
| 1.Как вы понимаете смысл этого рассказа?
2.Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?
| Написание рецензии на рассказы Е.Носова, И.Бунина.
В программе по литературе творчество И.Бунина представлено главами из “Жизни Арсеньева”. Но учитель в праве начать знакомство с творчеством писателя с текста рассказа “Лапти”, предложив ученикам написать рецензию на этот рассказ.
При изучении творчества И.Тургенева на дом дается задание самостоятельно проанализировать текст, ответить на вопросы: В чем жанровое своеобразие стихотворения в прозе? Какими художественными средствами удается автору передать состояние природы перед грозой.
|
№ 17
| «Кузница
Е.Носов
| Художественный текст
| 1.Какое значение имела кузница для жителей Серпилок?
2.Попробуйте дописать окончание рассказа Е.Носова.
|
№
5
| «Лапти» И.Бунин
| Художественный текст
| 1.Определите и запишите главную мысль этого рассказа?
2.Напишите о своем впечатлении от данного рассказа.
|
№
73
| «Голуби» И.Тургенев
| Художественный текст
| 1.Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение в прозе И.С.Тургенева?
2.Какими художественными средствами удается автору передать свое состояние и состояние природы перед грозой?
|
№
70
| «Рассказ о лесорубе, которому до всего было дело» (из.кн. «Полусказки»)
Ф.Д.Кривин
| Художественный текст
| 1. 1.Объясните смысл рассказа.
2. 2.Как вы думаете, почему причиной исчезновения улыбок в сказочном городе было употребление фразы «Не твое дело».
| Данные тексты относятся к так называемым прецедентным текстам, это миф или сказки-притчи.
Тексты могут быть использованы на уроках-дискуссиях, во внеклассных мероприятиях, на классных часах, в беседах как аргументация к высказыванию, подтверждение выдвинутого суждения примером из литературы.
|
№ 19
| «Полуправда» (из.кн. «Полусказки»)
Ф.Д.Кривин
| Художественный текст
| 3. 1.Почему Ф.Кривин назвал свое произведение полусказкой?
4. 2.Как вы понимаете смысл этой полусказки?
|
№ 49
| «Дурак» И.С.Тургенев
| Художественный текст
| 5. 1.Почему дураку удалось создать о себе впечатление авторитетного человека?
6. 2.Как вы понимаете последнюю фразу: «Житье дуракам между трусами»?
|
№ 34
| Миф об Орфее и Эвредике
А.И.Немировский
| миф
| 7. 1.Какие мысли и чувства вызывает у вас миф об Орфее и Эвредике?
8. 2.Согласны ли вы с утверждением А.Немировского, что сила любви Орфея и Эвридики не имела себе равных?
9.
|
Для самостоятельной работы предлагаются тексты: № 40 («Дорога домой» А.Горбовский); № 63 (О Биме (из кн. «Белый Бим Черное Ухо»); № 67 («Белый гусь» Е.Носов)…………………….
|