№ текста
| Название, автор
| Жанр исходного текста
| Задания к тексту
| Методические идеи работы с текстом изложения
|
Нравственное отношение к детству, малой родине, истории и традициям своего народа
|
№ 61
| О художниках-самоучках (из кн. «Горсть крымской земли»).
К.Паустовский
| Литературное эссе
| 1.Какие проблемы подняты автором в данном тексте?
2.Какова тема, главная мысль и стилевая принадлежность текста?
| Тексты этой проблемно-тематической группы заставляют задуматься о нравственных проблемах. Отдельные тексты можно использовать на уроках или классных часах, другие предложить учащимся для самостоятельной проработки.
На уроке русского языка предложить жанрово-стилевой анализ одного из текстов, так как этого требуют творческие задания.
Обсуждение проблем, затронутых авторами, можно организовать на уроках разных типов: уроке-дискуссии, уроке-размышлении, уроке подготовки к сочинению в жанре эссе, письма своим современникам, странички дневника. Возможно привлечение и других текстов сходной проблематики: Д.Лихачева, В.Розова, И.Руденко и других талантливых публицистов. Это тексты с большим воспитательным потенциалом, заставляющие подростков задуматься о нравственных проблемах современной жизни.
Эти тексты могут быть использованы учащимися в перспективе для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
|
№ 65
| О Москве (из кн. «Все начинается с детства»)
С.Михалков
| Литературное эссе
| Обоснуйте выбранный вами заголовок данного текста. Выскажите свое отношение к проблемам, поднятым в тексте.
Согласны ли вы с утверждением автора, что, «не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем»?
|
№ 68
| «Чистые пруды» Ю.Нагибин
| Литературное эссе
| 1.Как вы думаете, почему Чистые пруды были для Ю.Нагибина «средоточия самого прекрасного, чем было исполнено» его детство?
2.Расскажите об улице вашего детства.
|
№ 45
| «Святые места»
В.Песков
| Литературное эссе
| 1.Из чего вырастает огромная человеческая любовь к Родине?
2.Какие проблемы подняты автором в данном тексте?
|
№ 39
| «Видение»
В.Астафьев
| Литературное эссе
| 1.Напишите о своем впечатлении от этого рассказа.
2.Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.
|
№ 33
| «Любовь, уважение, знание…» (из кн. «Письма о добром и прекрасном»).
Д.Лихачев
| Литературное эссе
| 1.Каким предстает перед вами автор этого текста Д.С.Лихачев?
2.Определите стиль текста и докажите свою точку зрения.
|
№ 37
| «Чтобы боль каждого»
В.Астафьев
| Литературное эссе
| 1.Какие мысли и чувства вызывает у вас этот текст?
2.Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?
|
№ 31
| «Переводчик» (из кн. «Заметки о себе»)
Ч.Айтматов
| Литературные заметки
| 1.Какие размышления вызывает у вас данный текст?
2.Данным текстом начинается автобиография писателя Ч.Айтматова. Напишите, с описания какого поступка вы начали бы свою биографию.
|
№ 57
| «Мать»
Е.Пермитин
| Автобиографическая проза
| 1.Какие черты характера матери особенно дороги Е.Пермитину?
2.Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?
|
№ 59
| «Учитель»
В.Астафьев
| Автобиографическая проза
| 1.Как удалось учителю привить своим ученикам «уважительность к слову», пробудить у них жажду творчества?
2.Какое впечатление произвел на вас рассказ об учителе?
|
№ 24
| «О милосердии» (из очерка «О милосердии»)
Д.Гранин
| Литературное эссе
| 1.В чем вы видите причины «снижения нашей отзывчивости»?
2.Как бы вы ответили на вопрос, заданный Д.Граниным: «Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?»
|
Нравственное отношение к народному труду, народной культуре
|
№
21
| «Стог сена» В.Солоухин
| Литературное эссе
| 1.Как, по вашему мнению, В.Солоухин относится к крестьянскому труду?
2.Почему В.Солоухин называет стог архитектурным сооружением?
|
|
№ 25
| О сенокосе (из кн. «Капля росы»). В.Солоухин
| Литературное эссе
| 1.Как вы думаете, что заставило Ивана Васильевича принять участие в покосе?
2.Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.
|
Красота окружающего мира
|
№ 20
| «Приточная трава»
К.Паустовский
| Литературное эссе
| 1.Напишите о своем впечатлении от данного рассказа.
2.Расскажите о своем отношении к народным приметам.
|
|
№ 27
| «Весенний остров» В.Астафьев
| Литературное эссе
| 1.Как вы понимаете слова В.Астафьева: «К каждому человеку поздно или рано приходит своя весна»?
2.Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.
|
№ 32
| «И прахом своим…»
В.Астафьев
| Литературное эссе
| 1.В чем смысл названия этого текста?
2.Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?
|
№ 29
| О природе (из очерка «Листопад»). Ю.Грибов
| Литературное эссе
| 1.Что вы можете сказать о влиянии природы на человека на основании данного текста?
2.Попробуйте подтвердить собственными примерами мысль автора о том, что «красота… живет в сердце каждого человека».
|
№ 51
| О Семке (из рассказа «Мастер»). В.Шукшин
| Художественный текст
| 1.Чем привлекла талицкая церковь героя рассказа В.Шукшина «Мастер»?
2.Как вы понимаете слова из текста: «Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй».
|
Проблема экологии
|
№ 52
| О траве (из этюдов о природе «Трава»). В.Солоухин
| Литературное эссе
| 1.Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.
2.Определите тему, главную мысль и стиль текста. Обоснуйте свое мнение о стилевой принадлежности текста.
| Текст заставляет задуматься об экологических проблемах своего города, страны. На уроке могут прозвучать сообщения, доклады об экологии.
|