Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Нравственная проблематика в художественной публицистике




№ текста Название, автор Жанр исходного текста Задания к тексту Методические идеи работы с текстом изложения

Нравственное отношение к детству, малой родине, истории и традициям своего народа

№ 61 О художниках-самоучках (из кн. «Горсть крымской земли»). К.Паустовский Литературное эссе 1.Какие проблемы подняты автором в данном тексте? 2.Какова тема, главная мысль и стилевая принадлежность текста?

Тексты этой проблемно-тематической группы заставляют задуматься о нравственных проблемах. Отдельные тексты можно использовать на уроках или классных часах, другие предложить учащимся для самостоятельной проработки.

На уроке русского языка предложить жанрово-стилевой анализ одного из текстов, так как этого требуют творческие задания.

Обсуждение проблем, затронутых авторами, можно организовать на уроках разных типов: уроке-дискуссии, уроке-размышлении, уроке подготовки к сочинению в жанре эссе, письма своим современникам, странички дневника. Возможно привлечение и других текстов сходной проблематики: Д.Лихачева, В.Розова, И.Руденко и других талантливых публицистов. Это тексты с большим воспитательным потенциалом, заставляющие подростков задуматься о нравственных проблемах современной жизни.



Эти тексты могут быть использованы учащимися в перспективе для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№ 65 О Москве (из кн. «Все начинается с детства») С.Михалков Литературное эссе Обоснуйте выбранный вами заголовок данного текста. Выскажите свое отношение к проблемам, поднятым в тексте. Согласны ли вы с утверждением автора, что, «не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем»?
№ 68 «Чистые пруды» Ю.Нагибин Литературное эссе 1.Как вы думаете, почему Чистые пруды были для Ю.Нагибина «средоточия самого прекрасного, чем было исполнено» его детство? 2.Расскажите об улице вашего детства.
№ 45 «Святые места» В.Песков Литературное эссе 1.Из чего вырастает огромная человеческая любовь к Родине? 2.Какие проблемы подняты автором в данном тексте?
№ 39 «Видение» В.Астафьев Литературное эссе 1.Напишите о своем впечатлении от этого рассказа. 2.Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.
№ 33 «Любовь, уважение, знание…» (из кн. «Письма о добром и прекрасном»). Д.Лихачев Литературное эссе 1.Каким предстает перед вами автор этого текста Д.С.Лихачев? 2.Определите стиль текста и докажите свою точку зрения.
№ 37 «Чтобы боль каждого» В.Астафьев Литературное эссе 1.Какие мысли и чувства вызывает у вас этот текст? 2.Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?
№ 31 «Переводчик» (из кн. «Заметки о себе») Ч.Айтматов Литературные заметки 1.Какие размышления вызывает у вас данный текст? 2.Данным текстом начинается автобиография писателя Ч.Айтматова. Напишите, с описания какого поступка вы начали бы свою биографию.
№ 57 «Мать» Е.Пермитин Автобиографическая проза 1.Какие черты характера матери особенно дороги Е.Пермитину? 2.Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?
№ 59 «Учитель» В.Астафьев Автобиографическая проза 1.Как удалось учителю привить своим ученикам «уважительность к слову», пробудить у них жажду творчества? 2.Какое впечатление произвел на вас рассказ об учителе?
№ 24 «О милосердии» (из очерка «О милосердии») Д.Гранин Литературное эссе 1.В чем вы видите причины «снижения нашей отзывчивости»? 2.Как бы вы ответили на вопрос, заданный Д.Граниным: «Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?»

Нравственное отношение к народному труду, народной культуре

№ 21 «Стог сена» В.Солоухин Литературное эссе 1.Как, по вашему мнению, В.Солоухин относится к крестьянскому труду? 2.Почему В.Солоухин называет стог архитектурным сооружением?

 

№ 25 О сенокосе (из кн. «Капля росы»). В.Солоухин Литературное эссе 1.Как вы думаете, что заставило Ивана Васильевича принять участие в покосе? 2.Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.

Красота окружающего мира

№ 20 «Приточная трава» К.Паустовский Литературное эссе 1.Напишите о своем впечатлении от данного рассказа. 2.Расскажите о своем отношении к народным приметам.

 

№ 27 «Весенний остров» В.Астафьев Литературное эссе 1.Как вы понимаете слова В.Астафьева: «К каждому человеку поздно или рано приходит своя весна»? 2.Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.
№ 32 «И прахом своим…» В.Астафьев Литературное эссе 1.В чем смысл названия этого текста? 2.Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?
№ 29 О природе (из очерка «Листопад»). Ю.Грибов Литературное эссе 1.Что вы можете сказать о влиянии природы на человека на основании данного текста? 2.Попробуйте подтвердить собственными примерами мысль автора о том, что «красота… живет в сердце каждого человека».
№ 51 О Семке (из рассказа «Мастер»). В.Шукшин Художественный текст 1.Чем привлекла талицкая церковь героя рассказа В.Шукшина «Мастер»? 2.Как вы понимаете слова из текста: «Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй».

Проблема экологии

№ 52 О траве (из этюдов о природе «Трава»). В.Солоухин Литературное эссе 1.Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме. 2.Определите тему, главную мысль и стиль текста. Обоснуйте свое мнение о стилевой принадлежности текста. Текст заставляет задуматься об экологических проблемах своего города, страны. На уроке могут прозвучать сообщения, доклады об экологии.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7