Интегрированный урок подготовки к экзаменационному изложению с элементами сочинения на основе текста №11
из книги Л.Волынского “Лицо времени” 1. Вступительное слово учителя. Мы продолжаем готовиться к письменному экзамену по русскому языку, который проводится в форме изложения с творческим заданием. На прошлых уроках мы анализировали тексты о живописи: вместе с авторами обсуждали проблемы подлинной красоты в искусстве, говорили о становлении творческой индивидуальности известного русского художника В.Сурикова, обращались к истории творческого замысла картины “Боярыня Морозова”. Вы учились выражать свое отношение к проблеме творчества, давали отзыв на произведение искусства. Эти умения помогут вам сегодня на уроке. Я предлагаю вашему вниманию текст, посвященный истории создания Третьяковской галереи. Вы знаете, что это первый общедоступный народный музей, открытый Павлом Михайловичем Третьяковым в 1892 году в Москве. Цель нашего урока состоит в том, чтобы, используя исходный текст из книги Л.Волынского “Лицо времени”, привлекая дополнительные материалы по истории культуры, живописи, научиться этот текст интерпретировать, а значит, понимать его. Наша работа на уроке будет носить интегрированный характер, так как анализ текста о творческой личности предполагает обращение к разным источникам информации и использование материалов из разных областей знаний. Весь собранный в ходе урока материал поможет нам выполнить творческое задание к тексту. Тема урока: Текст №11 О П.М.Третьякове из книги Л.Волынского “Лицо времени” (записывается в тетради.) Нам предстоит погрузиться в атмосферу эпохи рубежа Х1Х-ХХ вв, когда русская культура испытала небывалый расцвет искусства, чему во многом способствовало такое явление русской жизни, как меценатство. Я предлагаю вам прослушать сообщение на тему “Меценатство как уникальное явление русской культуры рубежа Х1Х-ХХ веков”. Полученная информация поможет вам выполнить творческое задание к тексту. Ваша задача - по ходу выступления сделать необходимые записи, в этом вам поможет план-конспект, записанный на доске. На доске: 1. Ключевые понятия в истории русского искусства рубежа Х1Х-ХХ вв. ... 2. Меценаты в русской культуре ... 3. Результаты деятельности меценатов в России ...
2. Сообщение ученика.
3. Вы узнали о деятельности русских меценатов и их вкладе в развитие русского искусства. Основателем картинной галереи, ставшей впоследствии первым народным музеем, был русский меценат П.М.Третьяков. Откроем сборники текстов на стр. 29 и выразительно прочитаем текст, чтобы понять авторский замысел и быть готовыми к анализу этого текста.
4. Выразительное чтение текста учеником.
Анализ текста
· Что является предметом речи в данном тексте? История собирания картин русским меценатом П.М.Третьяковым · Какова авторская задача? Рассказать об истории создания и факте открытия Третьяковской галереи, заинтересовать читателя личностью русского мецената. · Какой жанр выбирает автор для реализации своего авторского намерения? Жанр научно-популярной статьи. · Оправданно ли это? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем предположить, кому этот текст может быть интересен? Широкому кругу читателей. · Каковы ожидания читателя? Узнать что-то новое из истории русской культуры того времени, иными словами, удовлетворить любознательность читателя. · Где мог быть помещен этот текст? В научно-популярном издании книги об искусстве, журнале “Юный художник”. Мы пришли к выводу, что выбор жанра научно-популярной статьи оправдан ситуацией общения, где собеседником становится широкая читательская аудитория, которая интересуется вопросами искусства, но не является специалистом в данной области.
· В чем вы видите признаки популяризации? Непринужденный разговор с читателем, приглашение к диалогу и изучению этой интересной проблемы. · Какие приемы помогают автору вести свободный диалог с читателем? 1) Скрытый вопрос: “Быть может, многим покажется странным... 2) Композиция текста: повествование с элементами рассуждения. 3) Выражение авторской позиции при помощи разговорных выражений (“Он не красовался, не швырял деньги”), образности речи, подчеркивающей пристрастность автора (Любил искусство, как скупой рыцарь свое золото...”, “Творения русских живописцев были заперты в залах княжеских дворцов...”) 4) Использование прямой речи в приведенной цитате из письма Крамского. Все эти приемы популяризации помогают автору в решении его главной задачи: не только рассказать, но и заинтересовать читателя интересным фактом из истории русской культуры - открытием Третьяковской галереи. Творческое задание, предложенное вам в конце текста, предполагает рассказ об одной из экскурсий в музей, на выставку или передачу впечатления от какой-либо картины из Третьяковской галереи. Попробуем объединить работу над разными вариантами творческого задания и создать особую речевую ситуацию. Мы совершим воображаемую экскурсию в Третьяковскую галерею. И экскурсия, и рассказ о своем впечатлении от картины предполагают широкую адресованность. Задача нашей речевой ситуации будет состоять в том, чтобы дать публичный отзыв о картине в жанре экскурсии в один из залов Третьяковской галереи, используя при этом текст Л.Волынского “Лицо о Третьякове, тексты №35 об истории создания картины “Боярыня Морозова” и текст №36 о картине Саврасова “Грачи прилетели” и другие материалы домашнего задания, связанные с творчеством Шишкина, Крамского. Для этого нам необходимо вспомнить, что характерно для жанра экскурсии. Мы уже составляли паспорт жанра. Давайте вспомним его основные положения
6. Работа с паспортом жанра. Паспорт жанра экскурсии
7. Я предлагаю вам совершить экскурсию в залы Третьяковской галереи и послушать речь экскурсоводов, ваших одноклассников. Ваша задача: оценить полноту представленного материала и возможность его использования для выполнения творческого задания к тексту; дать оценку выступления с позиции жанровых особенностей текста экскурсии соблюдения.
Выступление двух учеников. Начало выступления содержит материал из текста 11 о возникновении и открытии Третьяковской галереи, а вторая часть предполагает подробный анализ одной из картин, упоминаемых в тексте №11, например Саврасов «Грачи прилетели», Шишкин «Сосновый бор».
8. Итоги урока. Сегодня на уроке мы учились интерпретировать текст. Мы привлекали материал из разных источников, разных областей знаний: истории, культуры, искусства. В речи экскурсовода звучали поэтические строки. Анализируя текст, мы использовали знания из области жанровой стилистики. Ваши ответы с места, удачные выступления индивидуальные учеников свидетельствуют о вашем понимании авторского текста, его замысла. Это значит, что наш урок по подготовке к экзамену достиг своей цели. Вашим домашним заданием будет написание текста экскурсии или выполнение одного из творческих заданий по выбору к тексту №11. В этом вам помогут книги из школьной библиотеки по истории искусства, энциклопедии, справочники, книги о художниках, а также текст №36, №35. Оформление урока: портрет П.М.Третьякова, репродукции картин русских художников для проведения экскурсии (именно репродукции, а не проекция на экран с помощью КТ), выставка книг по истории искусства, справочные материалы.
Вопросы национальной истории и культуры Эти тексты открывают прекрасные возможности для интеграции знаний разных наук: русский язык – история – литература; русский язык – география; русский язык – культура.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |