Статистическая оценка систем показателей, используемых в исследовании
Выбор системы показателей для проведения экономико-статистического анализа определяется предметом исследования. Рекомендуется для каждого района и по совокупности предприятий в целом определить среднее значение данных показателей и дать статистическую оценку их вариации. Например, при проведении экономико-статистического анализа эффективности использования основных производственных фондов для оценки могут быть использованы показатели: среднесуточный прирост, себестоимость 1 ц прироста, (таблица 5). Таблица 5 – Средний уровень показателей, используемых в исследовании
По таблице можно сказать, что эффективнее работает Куменский район, чем Орловский и в среднем по совокупности. Средне суточные приросты в Куменском районе больше, чем Орловском на 181 г, и больше на 90,5 г, чем в среднем по совокупности. Себестоимость 1 ц прироста от выращивания и откорма в Куменском районе меньше на 255 руб., чем в Орловском и на 127,5 руб. меньше, чем среднем по совокупности. Окупаемость также у Куменского района меньше на 0,02 руб., чем в Орловском районе и на 0,01 руб. меньше, чем в среднем по совокупности. Для оценки вариации рассмотренных показателей могут быть определенные средние квадратические отклонения (σ) и коэффициент вариации (V) (таблица 6).
Таблица 6 – Показатели вариации
Следовательно, совокупность хозяйств является однородной лишь по показателю окупаемости затрат и среднесуточному приросту (V < 33%). Особенно значительной является вариация хозяйств Орловского района по себестоимости 1 ц прироста от выращивания и откорма (52,6%). Это необходимо учесть в дальнейшем исследовании. Единицы, показатели по которым имеют значительное отклонение от средней величины, не следует включать в обследуемую статистическую совокупность. Для оценки существенности различия между районами по величине характеризующих признаков могут быть использованы критерии: F – Фишера, t – Стьюдента и др. Используя критерий Фишера для оценки существенности различия между районами по уровню среднесуточного прироста при уровне значимости 0,05. Фактическое значение критерия определения по формуле: , где - межгрупповая дисперсия; - остаточная дисперсия. , где - средняя по группам; - средняя общая, m – число групп (районов), – число единиц в группах (районах). , где N-общее число единиц (хозяйств); - внутригрупповая дисперсия (таблица 6). (при V1 = 22; V2 = 1) Таким образом, различие между районами по показателю среднесуточного прироста является существенным. Для оценки существенности различия между районами по уровню окупаемости затрат, может быть использован критерий t – Стьюдента при уровне значимости 0,05. Фактическое значение критерия определяют по формуле: , где и - средние по 1-му и по 2-му районам, т.е. руб., руб.; - обобщенная средняя ошибка 2-х выборочных средин. , где - квадрат средней ошибки по 1-й группе (району); - квадрат средней ошибки по 2-й группе (району). ; , где - выборочная дисперсия по 1-й группе (району); - выборочная дисперсия по 2-й группе (району). Из таблицы 6 σ1=0,27; σ2=0,14.
Определим выборочные дисперсии: ; . Определим величину квадрата средней ошибки выборки по группам: ; Обобщенная средняя ошибка составит: Фактическое значение критерия t – Стьюдента при числе степени свободы V=(n1-1) + (n2-1) = (12-1) + (11-1)= 21 и α = 0,05 составит 2,08. Так как < , различие между районами по уровню окупаемости затрат с вероятностью 0,95 является несущественным.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |