Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Общество как социологическая категория.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
41.

42. Понятие общества, представления о нем возникли гораздо раньше появления науки об обществе – социологии. Еще Аристотель в IV в. до н.э. характеризовал общество как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения "социальных инстинктов". Т. Гоббс (XVII в.) рассматривал его как важнейший инструмент контроля над действиями людей.

43. Среди основоположников социологии также не было единого мнения о сущности центральной категории этой науки. Так, О. Конт понимал под обществом функционирующую систему, основанную на разделении труда. Г. Спенсер считал общество композицией всякого рода идей, верований и чувств, реализующихся через посредство индивидов. Английский философ Б. Мандевиль понимал под обществом сферу необходимого межчеловеческого взаимодействия, соединяющего насущные потребности и интересы каждого с потребностями и интересами всех.

44. По мнению К. Маркса, общество следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле это есть обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле – определенный этап человеческой истории (та или иная ОЭФ (2.2)) или отдельное, индивидуальное общество (французское, российское и т.д.).



45. В современной социологии также существуют различные, нередко диаметрально противоположные взгляды на сущность, структуру и типологию общества. При этом наличие различных трактовок не означает верность одних и ложность других определений, но отражает сложный, противоречивый характер этого социального феномена.

46. Так, представители структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) (17.2) рассматривают общество как объективную реальность, новое социальное качество, возникающее в процессе пространственного соединения составляющих его индивидов (первым указал на это Э. Дюркгейм). Общество включает подсистемы, выполняющие определенные функции и находящиеся в сложном взаимодействии как между собой, так и с другими системами (обществами) (3.2).

47. Иначе трактуется общество в феноменологии (А. Шюц) (17.6) и символическом интеракционизме (Дж. Мид, Х. Блумер) (17.7), берущих свое начало в понимающей социологии М. Вебера. В соответствии с так называемой номиналистической (индивидуалистической) концепцией, общество вообще – это абстрактная сущность, которую познать невозможно. Реальны только индивиды, их деятельность, межличностные и межгрупповые взаимодействия (интеракции), которые прежде всего и должна изучать социология.

48. Еще один оригинальный взгляд на общество представлен в теории социальных систем (Н. Луман), согласно которой общество рассматривается как система, состоящая не из индивидов, а из интеракций, организаций, групп, т.е. тех аспектов, которые могут быть выделены с помощью символов. Человек в данной теории – не система или часть системы, а окружающая среда системы, поскольку он всегда сложнее, чем любая система, в том числе и общество.

49. Ниже мы рассмотрим некоторые аспекты социологической теории общества преимущественно с позиций структурного функционализма, исходящих из посылки, что общество – это реально существующий объект. Одна из серьезных научно-практических проблем, связанных с изучением и управлением общественными процессами – выявление признаков общества – таких особенностей, которые отличают его от сообществ более низкого порядка (общностей, групп, организаций и т.д.). Важнейшими признаками любого общества являются: 1) территория, на которой происходит объединение социальных связей (материальная основа общества); 2) целостность и устойчивость – способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимодействий; 3) универсальность – всеобъемлющий, разносторонний характер (общество включает в себя все многообразие социальных связей и отношений, все общности, сложившиеся на данной территории (4.1)); 4) автономность и высокий уровень саморегуляции, то есть самодостаточность общества, его способность длительное время существовать во времени и пространстве без взаимодействия с другими обществами; 5) большая интегрирующая сила, побуждающая индивидов стремиться к сохранению целостности данного общества, дорожить принадлежностью к нему, транслировать от поколения к поколению его базовые ценности и нормы.

50. Американский исследователь Э.Шиллз выделил признаки, позволяющие отличать одно общество от другого. По его мнению, каждое общество характеризуется тем, что 1) не входит в качестве составной части в более крупное общество; 2) пополняется преимущественно за счет детей, которые родились в браках, заключенных между представителями данного объединения людей; 3) имеет территорию, которую считает своей собственной; 4) обладает собственной системой правления; 6) имеет собственное название; 7) собственную историю; 8) собственную культуру.

51. Структура (наиболее устойчивые, повторяющиеся социальные связи и взаимодействия (13.1), каркас) общества слагается из: 1) статусноролевых позиций (4.2), составляющих основу социальных взаимодействий; 2) социальных институтов – исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной деятельности людей, выполняющих общественно-значимые функции (семья, образование, религия и т.д.); 3) культуры (9), формирующей социокультурное пространство; 4) властных отношений, обеспечивающих его функциональную целостность и наиболее полно проявляющихся в деятельности государства.

Общество как система.

53.

54. Общество как система наиболее основательно рассматривается в структурном функционализме (17.2). Исходное понятие концепции – социальная система – подразумевает: 1) регулярно повторяющиеся явления и взаимоотношения между индивидуальными деятелями и коллективами, воспроизводимые во времени и в пространстве, 2) целостный социальный организм, состоящий из элементов, объединенных специфическими связями и выполняющих характерные для них функции. Подобным образом рассматривали общество еще О. Конт и Г. Спенсер (2.1). К. Маркс выделял в обществе экономическую и политическую подсистемы, составляющие, по его мнению, экономический базис и духовную надстройку общества (2.2).

55. По мнению Т. Парсонса, общество – это "тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система к своему окружению". Общество включает подсистемы: экономическую, политическую, социальную, культурную и др. При этом целостность общества обеспечивается тем, что все подсистемы органично связаны друг с другом и выполняют следующие важные функции: 1) адаптации – приспособления к изменению окружающей среды и возрастающим материальным потребностям людей; 2) целеполагания – способности к постановке общезначимых целей и их достижению; 3) интеграции – включению в систему новых поколений; 4) поддержания устойчивости – способности к воспроизводству структуры и снятию напряженности в системе (разрешение конфликтных, кризисных ситуаций).

56. Р. Мертон вводит понятия явных и латентных функций социальной системы. Явные функции – те, которые известны участникам данной деятельности или события (например, обряд бракосочетания узаконивает сексуальные отношения между мужчиной и женщиной). Латентные функции – такие последствия деятельности или события, которые людьми не осознаются (обряд бракосочетания способствует сближению родственников по линии жениха и невесты, повышая ответственность молодых людей за прочность брачного союза). При этом большая часть социологического понимания и объяснения конкретного социального явления или процесса должна заключаться в выявлении именно скрытых, неявных функций социального отношения или института.

57. Иной взгляд на общество как систему изложен в теории социальных систем. Основное понятие теории – комплексность. По мнению Н. Лумана, множество элементов являются комплексными, если вследствие ограниченной возможности сочетаний каждый элемент не может быть больше соединен с любым другим. Социальный мир (общество) является комплексным, если его нельзя больше рационально реконструировать. Важный элемент социальной системы – коммуникация, которая состоит из информации, сообщения и понимания как единого целого. Их триединство составляет смысл.

58. Н. Луман указывает на трудности познания общества, связанные: 1) с гуманистическим предубеждением, что общество состоит из людей и отношений между ними; 2) с предубеждением о территориальном многообразии обществ, различающихся по государственной организации, языку, культуре, традициям, в то время как это различия внутри общества, а не между обществами; 3) с теоретико-познавательным предубеждением, состоящем в различении субъекта и объекта познания и признающим познание как таковое, лишь когда ему удается избежать переплетения со своим предметом (якобы лишь субъекты обладают привилегией самопознания, а объекты являются такими, каковы они есть). Общество в данном случае исключение, оно является самоописывающимся, поэтому общественные теории – это теории общества в обществе.

Типология обществ.

60.

61. Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.

62. Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян; 2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное; 3) технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу. Третья волна радикальных преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное). Современное общество характеризуется: 1) готовностью и стремлением к развитию, изменению (14); 2) высоким уровнем социальной мобильности (4.4); 3) рыночным механизмом регулирования поведения индивида в обществе; 4) рациональным развитием, основанном на научных знаниях и информации; 5) доминированием в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма; 6) отсутствием конкретных предписаний и запретов, эрозией морали и права.

63. Д. Белл предложил типологию, основанную на эволюции технологии и знания. Он выделил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Последнее, по его мнению, характеризуется: 1) широкими торговыми отношениями между странами; 2) большим излишком товаров, доступных среднему человеку; 3) "информационным взрывом" (резким возрастанием роли и значения знаний и информации в обществе); 4) возникновением "глобальной деревни" ("сближением" стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям) (16.1).

64. Оригинальную историческую типологию обществ, основанную на господствующем виде производящей деятельности, предложили Г. Ленски и Дж. Ленски. Они выделили общества, живущие: 1) охотой и собирательством; 2) огороднические; 3) аграрные; 4) промышленные.

65. Немецкий социолог Ф. Тённис противопоставлял современное и традиционное общества в зависимости от выраженного в них типа воли. Традиционное общество (гемайншафт – община) характеризуется естественной (инстинктивной) волей, направляющей поведение людей как бы сзади (например, материнская любовь), в нем господствуют инстинкты, чувства, органические отношения. Напротив, современное общество (гезельшафт) основано на рассудочной воле, предполагающей возможность выбора и сознательно поставленной цели деятельности, в нем господствуют расчетливый разум и механические отношения. В ходе истории, по мнению Ф. Тённиса, первый тип общества все более уступает место обществу второго типа.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7