Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2.5 Финансовая система и фискальная политика государства



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Тема 2.5 Финансовая система и фискальная политика государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель занятия: рассмотреть содержание и структуру финансовой системы, бюджетно-налоговую (фискальную) политику государства, инструменты ее осуществления и виды.

План:

1. Необходимость, функции, методы и инструменты государственного регулирования экономики.

2.Финансовая система: принципы построения и структура.

3. Государственный бюджет. Дефицит бюджета и государственный долг.

Дефицит бюджета и государственный долг. Регулирование дефицита бюджета и способы его покрытия. Концепция балансирования в ходе экономического цикла. Концепция функциональных финансов.

4. Налоги и налоговые системы. Кривая Лаффера.

Налоги и налоговые системы. Функции налогов. Налоговые ставки. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Налоговое бремя. Кривая Лаффера.

5. Фискальная политика. Инструменты осуществления и виды.

Фискальная политика и объем национального производства. Инструменты фискальной политики. Политика государственных расходов и ее регулирующая роль. Виды фискальной политики: дискреционная политика, политика встроенных стабилизаторов.

 Литература:

1. Криштапович, М. Бюджет-2011 как отражение стоящих перед страной задач и возможностей их реализации / М. Криштапович, А. Хотько // Главный бухгалтер. - 2011. - №8. - С. 35-37;

2. Бунь, А.В. Классификации видов, приемов и способов финансового контроля: оценка состояния и варианты модификации / А.В. Бунь // Бухгалтерский учет и анализ. - 2011. - №5. - С. 52-56;

3. Рудый, К. Финан совой системе - современные методы лечения / К. Рудый // Финансы. Учет. Аудит. - 2011. - №4. - С. 11-13;

4. Епин, Ю.И. Влияние внешнего долга на экономический рост Республики Беларусь / Ю.И. Епин, Г.И. Шиманович // Экономический бюллетень. - 2011. - № 4. - С. 4-12;

5. Киреева, Е.Ф. Налог на добавленную стоимость: экономическая природа и общие проблемы взимания в странах ЕС и Республике Беларусь / Е.Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. - 2009. - № 2. - С. 50-59;

6. Одинцова, А. Французские регуляционисты о финансовой доминанте современной экономики / А. Одинцова // Вопросы экономики. - 2008. - № 12. - С. 46-59.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Какова роль финансовой системы в рыночной экономике?

2. Каковы функции и структура бюджетной системы?

3. В чем суть понятия «бюджетный федерализм» и каковы формы его проявления?

4. В чем состоит экономическая сущность налогов и каковы их функции?

6. Объясните взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга.

8. В чем состоит содержание фискальной политики и каковы инструменты ее осуществления?

9.Если правительство удваивает налог на бензин, может ли оно быть уверено в том, что в такой же пропорции возрастут и налоговые поступления? Приведет ли такое решение к увлечению безвозвратных потерь? Поясните свое мнение.

10.Что означает понятие «эффективности» налоговой системы? Воздействие каких факторов снижает ее уровень?

11. Объясните принцип извлечения выгоды и принцип способности платить налог. Что такое вертикальная справедливость и что такое горизонтальная справедливость? Почему для оценки справедливости налоговой системы необходим анализ распределения налогового бремени?

12. Допустим, равновесный уровень национального дохода равен 1000 ден. ед., государственные расходы составляют 200 ден. ед., а налоговая ставка - 0,2 V:

а) характеризуется ли данный бюджет дефицитом или излишком и в каких размерах (V=1000 ден. ед,);

б) V=800 ден. ед., существует ли дефицит;

в) допустим, государственные расходы увеличились до 400 ден. ед, (V=800 ден. ед.). существует ли избыток или дефицит госбюджета.

 

Тесты:

1. Государственный бюджет – это:

а) счет доходов и расходов государства;

б) все источники доходов государства;

в) все статьи государственных доходов;

г) все ответы неверны.

 

2. Бюджет существует:

а) только у государства;

б) у государства и предприятий реального сектора экономики;

в) у всех экономических субъектов;

г) у важных структур республиканского уровня.

 

3. Дефицит государственного бюджета – это:

а) превышение доходов государства над его доходами;

б) увеличение расходов государства;

в) превышение расходов государства над его доходами;

г) уменьшение налоговых поступлений в бюджет.

 

4. Дефицит государственного бюджета может финансироваться за счёт:

а) перераспределения прав собственности;

б) продажи золото-валютных резервов;

в) эмиссии денег и государственных ценных бумаг;

г) все ответы неверны.

 

5. Фискальная политика – это:

а) налоговая политика;

б) финансово-бюджетная политика;

в) кредитная политика;

г) все ответы неверны.

 

6. Прямые налоги – это:

а) налоги на все виды доходов;

б) налоги на продажу товаров;

в) налоги на перепродажу товаров;

г) все ответы неверны.

 

7. Взаимосвязь между ставкой налогов и величиной налоговых поступлений в государственный бюджет отражается:

а) кривой Филлипса;

б) кривой Оукена;

в) кривой Лаффера;

г) все ответы неверны.

 

8. Фискальная политика может быть:

а) стимулирующей;

б) сдерживающей;

в) автоматической;

г) все ответы верны.

 

9. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся:

а) расходы по обслуживанию государственного долга;

б) подоходные налоги и пособия по безработице;

в) расходы на охрану и защиту природной среды;

г) таможенные пошлины и акцизы.

 

10. Применяемы налоги можно оценить как регрессивные, если величины средней налоговой ставки:

а) растет с увеличением дохода;

б) не изменяется при изменении дохода;

в) сокращается с увеличением дохода;

г) все ответы неверны.

 

11. Необходимость государственного регулирования экономики Дж.М. Кейнс обосновал тем, что:

а) в рыночной экономике макроэкономическое равновесие не устанавливается ни при каких условиях;

б) в рыночной экономике макроэкономическое равновесие устанавливается при недоиспользовании ресурсов;

в) рыночная система порождает ряд процессов, оцениваемых как «ошибки» рынка;

г) все ответы неверны.

 

12. Государственный долг – это:

а) задолженность населения, фирм, банков и зарубежных государств перед правительством данной страны;

б) задолженность правительства перед населением страны;

в) задолженность правительства данной страны перед иностранными государствами;

г) задолженность правительства перед всеми хозяйствующими субъектами, как данной страны, так и зарубежных стран.

 

13. Применяемые налоги можно назвать пропорциональными, если величина средней налоговой ставки:

а) не изменяется с увеличением дохода;

б) не изменяется с уменьшением дохода;

в) не изменяется при любом изменении дохода;

г) изменяется в соответствии с изменением дохода.

 

14. Циклический дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:

а) текущими государственными расходами и доходами;

б) фактическим и структурным дефицитом;

в) текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу;

г) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости.

 

15. К числу инструментов фискальной политики относится:

а) увеличение нормы обязательных резервов;

б) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;

в) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций;

г) распределение утвержденного объема государственных расходов по различным статьям государственного бюджета.

 

16. В состав финансовой системы не входят:

а) налоговые службы;

б) министерство финансов;

в) предприятия, фирмы и организации;

г) таможенные органы;

д) финансовые органы различных уровней;

е) банки и финансовые компании;

ж) страховые компании.

 

17. Теория экономики предложения предусматривает:

а) снижение налогов;

б) привлечение инвестиций;

в) увеличение процентных ставок;

г) экономию на производстве;

д) свободу предпринимательства.

 

18. В соответствии с уровнем управления внебюджетные фонды делятся на:

а) государственные, региональные, местные;

б) государственные общественные, местные;

в) общественные, региональные, местные;

г) общенациональные, областные, районные, сельские.

 

19. Согласно теории экономики предложения стагфляция – это результат:

а) слабого государственного регулирования;

б) чрезмерно высокого уровня налогообложения;

в) непредвиденной инфляции;

г) дефицита бюджета;

д) закредитованности экономики.

 

20. Внебюджетные фонды формируются за счет специальных, целевых отчислений юридических и физических лиц, других источников (например, добровольных пожертвований):

а) да; б) нет.

Основные категории и понятия:

Аккордный налог ( lump - sum tax ) – налог, который представляет собой постоянную сумму при любом уровне ВВП (GDP).

Акциз ( excise tax ) – налог на расходы, связанные с приобретением конкретного товара или определенного его количества.

Бюджетный дефицит ( budget deficit ) – сумма превышения расходов государственного бюджета над его доходами в данный год.

Государственный долг ( public debt ) – сумма накопленных прошлых бюджетных дефицитов.

Дискреционная фискальная политика ( discretionary fiscal policy ) – преднамеренное изменение парламентом налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов.

Косвенные налоги на деловые предприятия ( indirect business taxes ) – налоги,которые фирмы включают в издержки производства продукта и перекладывают (целиком или частично) на покупателя путем повышения цены продукта (налог с оборота, акцизный сбор, оплата лицензий и др.).

Кривая Лаффера ( Laffer curve ) – кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений и выявляющая такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума.

Личный подоходный налог ( personal income tax ) – налог, которым облагается подлежащий налогообложению доход отдельных лиц.

Мультипликатор сбалансированного бюджета ( balanced budget multiplier ) – воздействие равных приростов (сокращений) правительственных расходов и повышения (снижения) налогов на равновесный ВВП (GDP), выражающееся в увеличении (уменьшении) бюджета на величину этих приростов (сокращений).

Налог ( tax ) – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.

Налог на добавленную стоимость, НДС ( value - added tax , VAT ) – налог на разницу между стоимостью проданных предприятием товаров и стоимостью товаров, купленных у других фирм.

Налог на заработную плату ( payroll tax ) – налог на нанимателей рабочей силы, а также на работников, составляющий определенный процент всей или части суммы полученной работниками заработной платы.

Налог на имущество, имущественный налог ( property tax ) – налог на стоимость собственности (капитала, земли, акций, облигаций и других активов), которой владеют фирмы и домохозяйства.

Налог на прибыль корпораций ( corporate income tax ) – налог на чистый доход (прибыль) корпораций.

Налог с продаж ( sales tax ) – налог, которым облагаются затраты на большую группу товаров.

Налоговая льгота ( tax subsidy ) – субсидирование индивидов или отраслей с помощью благоприятных условий налогообложения; например, платежи нанимателя рабочей силы на страхование здоровья вычитаются из налогов на доходы и заработную плату.

Налоговый «клин» ( tax « wedge ») – косвенные налоги на бизнес и налоги на заработную плату, которые относятся фирмами к издержкам производства и включаются ими в цену производимой продукции; равны цене продукта за вычетом затрат ресурсов на его производство.

Положительное сальдо бюджета, бюджетный излишек ( budget surplus ) – превышение доходов государственного бюджета над его расходами.

Правительственные (государственные) закупки ( government purchases ) – денежные платежи правительства, за которые оно получает товары или услуги текущего производства.

Правительственные трансфертные платежи ( government transfer payment ) – расходование правительством денег, в обмен на которые оно не получает товары и услуги текущего производства.

Предельная ставка налогообложения ( marginal fax rate ) – доля дополнительного (облагаемого налогом) дохода, которую приходится выплачивать в виде налогов.

Принцип налогообложения получаемых благ ( benefits - received principle ) – концепция, согласно которой лица, получающие от государства какие-то блага в виде товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования их производства.

Принцип платежеспособности ( ability - to - pay principle ) – концепция, согласно которой с тех, кто имеет больший доход (или больше богатства), следует взимать абсолютно или относительно больший налог, чем с тех, у кого доход (или богатство) меньше.

Прогрессивный налог ( progressive tax ) – налог, средняя ставка которого возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и снижается по мере сокращения этого дохода.

Пропорциональный налог ( proportional tax ) – налог, средняя ставка которого остается неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика.

Регрессивный налог ( regressive fax ) – налог, средняя ставка которого уменьшается (повышается) по мере увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщика.

Сбалансированный годовой бюджет ( annually balanced budget ) – равенство правительственных расходов и налоговых поступлений в течение года.

Сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика ( concretionary fiscal policy ) – уменьшение правительственных расходов, увеличение налоговых поступлений или их комбинация.

Средняя ставка налогообложения ( average tax rate ) – общая сумма выплачиваемого налога, деленная на общий размер облагаемого налогом дохода; налоговая ставка на весь облагаемый налогом доход.

Стимулирующая фискальная политика ( expansionary fiscal policy ) – увеличение правительственных расходов, уменьшение налоговых поступлений или сочетание этих двух факторов.

Структурный дефицит ( structural deficit ) – разность между поступлениями налогов и расходами государственного бюджета в условиях полной занятости.

Фискальная, финансово-бюджетная, политика ( fiscal policy ) – изменения государственных расходов и налогообложения.

Функциональное финансирование ( functional finance ) – использование фискальной политики для обеспечения производства неинфляционного ВВП (GDP) в условиях полной занятости независимо от государственного долга.

Циклически сбалансированный бюджет ( cyclically balanced budget ) – равенство правительственных расходов и налоговых поступлений в пределах экономического цикла.

Циклический дефицит ( cyclical deficit ) – дефицит государственного бюджета, вызванный экономическим спадом и обусловленным им сокращением налоговых поступлений.

Чистые налоговые поступления ( net taxes ) – налоговые поступления правительства минус государственные трансфертные платежи.




2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Тема 2.5 Финансовая система и фискальная политика государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2.5 Финансовая система и фискальная политика государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)