Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Денежно- кредитная политика




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу

1. Назовите основные элементы банковской системы.

2. Что относится к небанковским денежно- кредитным институтам?

3. Что собой представляет ликвидность банка?

4 .Какие виды кредитов вы знаете по срокам кредитования и по характеру предоставления?

5. Что собой представляют новые операции коммерческих банков: лизинг, факторинг, форфейтинг, траст?

6. Что собой представляют обязательные и избыточные резервы коммерческих банков?

7. В каких случаях Центральным банком используется политика дорогих денег, а в каких случаях - политика дешевых денег?

8. Какие имеются ограничения в действии банковского мультипликатора?

9. Почему операции на открытом рынке являются самым удобным и гибким инструментом денежно- кредитной политики?

10. Почему денежно кредитная политика поражает внешние временные лаги?

11. Почему в современных западных странах основную роль играет денежно- кредитная политика?   

 

II. Примерная тематика рефератов и докладов

1. Банковская система и проблемы ее совершенствования в современной России.

2.Закон о банке России: его основные положения.



3. Проблемы функционирования коммерческих банков в современной России.

4. Современная монетаристская концепция денежно- кредитной политики.

5. Особенности и приоритеты денежно- кредитной политики в современной Росси.

III. Контрольные задания

 

1. Что является активами, а что пассивами коммерческого банка:

1) Денежные средства и счет в ЦБ.

2) Государственные долговые обязательства.

3) Кредиты, полученные от ЦБ.

4) Банковские депозиты.

5) Кредиты, выданные клиентам банка.

6) Чистые вложения (инвестиции) в ценные бумаги компании.

7) Средства, переданные в лизинг компаниям.

8) Вынужденные банком долговые обязательства.

2. Покажите на графиках равновесия денежного рынка, проведение жесткой (поддержание денежной массы) и гибкой (регулирование ставки процента) денежно- кредитной политики.

3. Приведите примеры, когда денежно-кредитная и фискальная политика действуют однонаправлено для стимулирования экономического роста.

 

IV. Задачи

1. Рассчитать избыточные резервы коммерческого банка, если даны:

Фактические резервы 20 млн. руб.

Общий объем депозитов 130 млн. руб.

Норма обязательных резервов 5%

2. Норма обязательных резервов -10%, клиент вносит депозит -40 тыс. руб. На какую величину максимально увеличится предложение денег?

3. Общие резервы коммерческого банка -200 млн. руб. Депозиты банка- 400 млн. руб. Обязательная норма резервов -10%. Рассчитать обязательные резервы банка и максимальную величину возможных кредитов.

4. Центральный банк продал коммерческим банкам государственные облигации на сумму 30 млн. руб. На какую величину уменьшиться предложение денег, если норма обязательных резервов 10%?

5. Норма обязательных резервов-10% .ЦБ купил гособлигации на открытом рынке на 5000 руб. В конце года ЦБ продал гособлигации на 10000 руб. и уменьшил норму обязательных резервов до 8%.Как изменилась величина денежной массы на конец года?

Рекомендации, при решении данных задач. Необходимо применить формулу банковского мультипликатора.   

V. Тесты

 

1. Современные коммерческие банки не занимаются операциями:

а) по привлечению вкладов,

б) по выдачи кредитов,

в) по предоставлению средств в лизинг,

г) по выпуску банкнот.

 

2.К пассивным операциям коммерческого банка не относится:

а) выдача кредитов,

б) привлечение депозитов,

в) покупка государственных ценных бумаг,

г) увеличение резервного счета в ЦБ.

 

3.Предложение денег увеличивается, если:

а) клиент вносит деньги в КБ,

б) клиент снимает деньги со своего счета в КБ,

 в) клиент берет деньги в КБ,

г) клиент покупает ценные бумаги в КБ.

 

4.Политика дорогих денег:

а) приводит к росту ставки процента,

б) сокращает инфляцию,

в) увеличивает инфляцию,

г) сокращает инвестиции.

 

5. Денежная масса в стране увеличивается, если ЦБ:

а) продает государственные ценные бумаги,

б) покупает государственные ценные бумаги,

в) понижает норму обязательного резервирования,

г) увеличивает учетную ставку процента.  

 

6. Денежная масса в стране уменьшается, если:

а) уменьшается учетная ставка процента,

б) растет спрос на инвестиционные ресурсы,

в) повышается норма обязательных резервов,

г) увеличиваются банковские депозиты.

 

7. К монетарной политике не относится воздействие центрального банка на:

а) уровень учетной ставки процента,

б) налоговую ставку на доходы физических лиц,

в) операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке,

г) норму амортизационных отчислений.

 

8. Снижение учетной ставки процента Центральным банком приводят к:

а) уменьшению инвестиционного спроса,

б) росту инвестиционного спроса,

в) уменьшению спроса на деньги,

г) снижению рыночной ставки процента.

 

9. Повышение нормы обязательного резервирования Центральным банком приводят к:

а) росту денежной массы в стране,

б) уменьшению денежной массы в стране,

в) росту кредитов коммерческих банков,

г) снижению уровня инфляции.

 

10. При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики Центральный банк:

а) понижает учетную ставку процента,

б) повышает норму обязательных резервов,

в) покупает государственные ценные бумаги,

г) понижает налоги на бизнес.  

 

VI. Рекомендации по подготовке ответов на поставленные вопросы и решению задач

При ответах на поставленные вопросы следует уяснить, что по характеру предоставлении кредиты могут быть межгосударственными, государственными, банковскими, коммерческими, потребительскими, ипотечными.

Лизинг – форма аренды машин, оборудования и др. ценностей с последующей постепенной выплатой их стоимости. Применяется оперативный и финансовый лизинг.

Факторинг- перекупка банком чужих долговых обязательств с последующим их взысканием с должника.

Трастовые операции – это доверительные операции по управлению финансовыми средствами или другим имуществом клиентов осуществляемые по поручению клиента на основе договора с ним. При решении задач следует использовать формулу банковского мультипликатора:

K=1/r, где r- норма обязательных банковских резервов.

Денежный мультипликатор имеет следующий вид:

M=Ms/ Мв, где Мs- предложение денег,

Мв- денежная база

Мв=С+R, т.е. наличные деньги + резервы.      

 

VII. Список рекомендуемой литературы

1.Агапова Г., Серегина С. Макроэкономика М.2001, гл. 8.

2.Ивашковский В. Макроэкономика М. 2002, гл. 7

3.Курс экономической теории под редакцией Сидоровича А.В. М.2001, гл. 27, гл. 31.

4.Сажина М., Чибриков Г. Экономическая теория М.2005, гл. 21

5.Экономическая теория под редакцией Видяпина В. И др. М. 2007, гл. 25.3, 25.4.

6.Экономическая теория. Экспресс- курс под редакцией Грязновой А. и др. М. 2007, гл. 15.

 

Тема 12

Социальная политика

I. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу

1. Перечислите основные индексаторы уровня жизни населения.

2. Что вы понимаете под качеством жизни.

3. Как определить показатель «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП)

4. Назовите основные причины неравенства доходов населения.

5. Какое различие между номинальными и реальными доходами населения?

6. Определите абсолютную и относительную черту бедности.

7. Чем вы объясняете углубление степени неравенства доходов населения в современной России?

8 .Какие методы государственного перераспределения доходов используются в современной России?

9. Почему так остро стоит проблема бедности в современной России? Какие вы видите пути ее решения?

10. Что собой представляет прожиточный минимум?

 

II. Примерная тематика докладов и рефератов

1. Основные направления социальной политики в современной России?

2. Социальная политика скандинавских стран и ее особенности.

3. Виды социальной политики в современных социально-экономических системах.

4. Проблема повышения уровня и качества жизни в современной России.

5. Доходы населения и проблема усиления их дифференциации в современной России.

6. Проблема бедности населения в современной России.

7. Пути и методы повышения уровня жизни и уменьшение степени неравенства доходов в современной России.

 

III. Контрольные задания

1. Доходы населения распределяются следующим образом:

Группы семей                         Доли доходов

    В %                                      В %

1. 20                                         4

2. 20                                        10

3. 20                                        18

4. 20                                        23

5. 20                                        43

Постройте кривую Лоренца и проанализируйте степень неравенства в распределении доходов.

2. ООН выделяет 12 групп показателей, характеризующих уровень жизни населения:

1. демографическая ситуация в стране,

2. санитарно-гигиенические условия жизни

3. потребление продовольственных товаров

4. жилищные условия

5. образование и культура

6. условия труда и занятость

7. доходы и расходы населения

8. уровень цен на потребительские товары и услуги

9. наличие транспортных средств

10. организация отдыха

11. социальное обеспечение

12. права человека

Проанализируйте эти показатели с точки зрения российского населения. Добавьте то, что на Ваш взгляд необходимо было бы еще включить в эту классификацию. Какие комплексные обобщающие показатели не входят в эту классификацию?

 

IV. Задачи

1. Определите реальную заработную плату работника, если номинальная зарплата 20 тысяч рублей, ИПЦ-5%, дефлятор ВВП-3%, ИЦП-6% по отношению к соответствующим показателям предыдущего года.

2. Площадь отклонения реальных доходов от состояния полно их равенства на кривой Лоренца составляет 2000 денежных единиц. Индекс Джини=0.7. Рассчитайте общий объем распределительных доходов в стране.

 

V. Тесты

1. К причинам неравенства доходов населения не относится:

а) различия умственных и физических способностей населения

б) различия уровней образования

в) различия во владении собственностью

г) различие в социальной и национальной структуре населения

д) различия в продолжительности рабочего времени.

2. Показателями уровня жизни населения являются:

а) ВВП на душу населения

б) номинальные доходы на душу населения

в) уровень занятости в стране

г) реальная зарплата на душу населения.

 

3. Если индекс Джинни увеличивается, то:

а) увеличивается неравенство в распределении доходов

б) сокращается неравенство в распределении доходов

в) изменяется структура доходов

г) растут реальные доходы населения.

 

4. Индекс развития человеческого потенциала включает в себя:

а) ВВП на душу населения

б) уровень образования

в) уровень предстоящей продолжительности жизни

г) ИПЦ.

5. К основным экономическим теориям об источниках доходов относятся:

а) трудовая теория стоимости

б) теория трех факторов производства

в) теория предельной полезности

г) социологическая теория распределения

V. Рекомендации по подготовке ответов на вопросы, выполнению тестов, решению задач

По методологии ООН важным показателем, характеризующим уровень жизни населения, является индекс развития человеческого потенциала. Он включает в себя три показателя:

1) ВВП на душу населения

2) уровень образования

3) величина предстоящей продолжительности жизни человека

Неравномерность в распределении дохода характеризуется в основном показателями: кривой Лоренца, индексом Джинни. «Закон Парето» объясняется следующим образом: 80% ВВП достается 20ти% населения, 20% ВВП достается 80ти% населения.

Крайняя бедность (нищета) - определяется как неспособность удовлетворить самые минимальные жизненно необходимые потребности в пище за счет собственных доходов.

Рассчитывается индекс нищеты.

К основным теориям об источниках доходов можно отнести:

трудовую теорию стоимости (К. Маркс)

теорию факторов производства (Ж.Б. Сэм)

социологическую теорию распределения (Ж. Маршал.)

уравнительные теории распределения

 

VI. Список рекомендуемой литературы

 

1. Ивашковский С. Макроэкономика М. 2002, гл.17

2. Курс экономической теории под редакцией Сидоровича А.В. М. 2001, гл.47

3. Сажина М., Чибриков Г. Экономическая теория М.2005, гл.20

4. Экономическая теория под редакцией Видяпина В. И др. М. 2007, гл.28

5. Экономическая теория. Экспресс- курс под редакцией Грязновой А. и др. М. 2007, гл.17

 

 

 Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика / Под ред. Сидоровича А.В. – М.: Дело и Сервис, 2005

2. Макроэкономика. Теория и российская практика. / Под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н. – М.:КНОРУС, 2006.

3. Ивашковский С.М. Макроэкономика – М.: Дело, 2003

Дополнительная

4. Видяпин В.Н., Добрынин А.И., др. Экономическая теория. – М.: Инфра-М., 2007

5. Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. Экономическая теория. – М.: «Экзамен», 2005, 2006

6. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. В кн. Антология экономической классики». – М.: 2004.

7. Куликов Л. Экономическая теория. – М.; Проспект, 2004.

8. Курс экономической теории. Учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н. – Киров: «АСА», 2005.

9. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т., перевод сангл., - М.: Республика, 1992.

10. Маршалл А. принципы политической экономии – М.: Прогресс, 1984.

11. Мэнкью Н. Макроэкономика. Пер с англ. - .: Дело, 1994.

12.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория – М.: Норма, 2005.

13.Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика, Изд. Банон-Кнорус, М.,1999

14. Сидорович В.А. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории – М.: ДиС, 2007.

15. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика Пер. с англ – М.: Дело, 1994.

16. Фридмен М. Количественная теория денег. Пер. с англ – М.: Эльф-Пресс, 1996.

17. Экономическая теория / Под ред. Камаева В.Д., Лобачевой Е.Н – М.: Юрайт, 2005.

 

Электронные издания

18. Макроэкономика: методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по специальностям экономического направлений (заочная форма обучения) / Состав. Л.В. Горелова, Н.В. Манченко, ГОУВПО «МГУС». – М, 2004. (Акт УИОТ МГУС от 16.08.2006, №233)

19. Макроэкономика: Тестовые задания текущего и рубежного контроля / Сост. доц. Г.И. Заец, доц. Н.В. Манченко. – ГОУВПО «МГУС». М.:, 2005 – 45 с. (АКТ УИОТ МГУС от 20.04.2007, №2082)

20 Овчаров Д.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – Волгоград: издательство ВолГУ, 2004. – 108с. (Акт УИОТ МГУС от 13.02.2007, №1639; источник: http://window.edu/window_catalog/redir/id=25862&file=volsu446.pdf)

21. Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко и др. – Мн.: Право и экономика, 2005. – Электронная версия – 178 с. (Акт УИОТ МГУС от 13.07.2007, №2575; источник: http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarrian.html)

22. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3 Макроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. Гос. Ун-т. – Челябинск, 2002. – 115 с. (Акт УИОТ МГУС от 13.02.2007, №1645; источник: http://www.finansy.ru/book/macro/005.pdf)

Интернет-ресурсы

23. БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Часть 1 / Ред.: Видяпин В.И. (Акт УИОТ МГУС от 02.08.2006, №39; источник: http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/)

24. БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Часть 2 / Ред.: Видяпин В.И. (Акт УИОТ МГУС от 02.08.2006, №40; источник: http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/)

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (135)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.042 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7