I . «В начале жизни школу помню я...» (25 часов)
Уроки 1-4-й . «Весело текли вы, детские года...» Цели уроков: 1. Знакомство учащихся с изображением детства как счастливой, беззаботной поры в жизни человека в произведениях разных авторов. 2. Расширение представлений детей об изобразительных возможностях художественного текста: знакомство с воз-можностью автора через детали обстановки и подробности жизни перенести читателя в другое время. На первом уроке мы советуем учителю вспомнить сек-реты художественного текста, которые они открывали при чтении произведений в первом классе. В этом им поможет предисловие нового учебника, его надо прочитать и обсу-дить вместе. После чтения стихотворения М. В. Шестерикова возможна беседа по его содержанию. Приведём примерные вопросы: 1. Что говорит автор о букваре, почему сравнивает его с «иностранной книжкой»? 2. О каких «занятных знаках» идёт речь в стихотворе-нии? 3. Кто помог герою стихотворения проникнуть в тайну букв? Как его называет автор? Вы с ним согласны? 4. Какие тайны открыли вам учебники? Что особенно удивило вас, особенно запомнилось? 5. Как автор говорит о своём детстве? Почему называет это время «зарёй туманною» и «звездой»? На дом можно задать выучить это стихотворение цели-ком или любую, более всего понравившуюся детям его часть. На втором и третьем уроках мы работаем с текстами, написанными в XIX веке. Это стихотворение И. 3. Сурико-ва «Детство» и отрывок из автобиографической повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». 11 Поскольку стихотворение И. 3. Сурикова достаточно ве-лико по объёму и в нём встречаются незнакомые детям сло-ва, его читает учитель. Перед этим надо поработать с деть-ми по заданиям, помещённым в разделе «Предварительное чтение» и, если потребуется, уточнить значение слов по толковому словарю в конце книги. Прочитав с детьми це-почки слов, обратите их внимание на большое количество глаголов - слов, передающих действия, подумайте над их ролью в передаче смысла. При повторном чтении стихотворения, к которому мож-но привлечь хорошо читающих детей, начинается собственно анализ текста. Прежде всего мы составляем картинный план произведения, спрашиваем у детей, какие картины им представляются. Выявляем три сменяющие друг друга картины: «катание на санках», «в избе» и «сказка». За-тем будем медленно по частям перечитывать текст стихотворения, останавливаясь на подробностях, чтобы в кон-це этой работы у детей возникло полное представление о целостной картине, нарисованной автором, и глубокое по-нимание смысла изображённого. При перечитывании описания первой картины необхо-димо подумать над тем, почему автор начинает почти каж-дую строчку первого четверостишия со слова «вот». Дети должны понять, что слова «мой», «моя», «я» придают этому указанию очень сильный личностный смысл. Далее обсуждаем с детьми «сюжет» этой части стихо-творения. Они ещё внимательнее всмотрятся в текст, если им предложить нарисовать рисунки по этой картине, по-скольку им придётся разбить её на ещё более мелкие сю-жетные части и тщательно воспроизвести на бумаге каждую подробность. Эта работа, которой дети занимаются с удовольствием, по сути дела, решает учебные задачи уро-ка, и учителю остаётся только поговорить о роли и значе-нии подробностей в художественном изображении. Необ-ходимо также обратить внимание учеников-читателей на короткое и энергичное слово «хлоп», передающее стремительность падения, и очень краткое, но ёмкое определение душевного состояния мальчишек и героя, выраженное ав- 12 тором словами «горе» и «смех», ведь дети сами этого мо-гут не увидеть. Работая над второй частью, необходимо разобраться в значении образных выражений, порассуждать над тем, почему автор говорит «сердце так и мрёт», называет сон «сладким» или сравнивает речь бабушки с журчанием ру-чейка. И самое главное, чтобы ученики-читатели по под-робностям, о которых рассказывает автор, представили себе то, чего никогда не видели, - русскую избу XIX века. Мы специально поместили в учебнике иллюстрацию именно к этой части стихотворения, дорисовав несколько дета-лей, которых нет в тексте, что даст возможность детям полнее представить себе картину крестьянского быта. При анализе третьей части стихотворения можно усложнить учебную деятельность: пусть дети, наученные опы-том предыдущей работы над стихотворением, сами найдут в тексте подробности, по которым воссоздадут картинки из сказки. Задания для творческой работы, помещённые в учебни-ке, направлены на то, чтобы приблизить переживания ге-роя к ученику-читателю, соотнести картины детства героя стихотворения с реалиями детства современных детей. На дом можно задать ученикам вспомнить первую книж-ку, прочитанную самостоятельно, подготовить рассказ о своих впечатлениях и, если можно, принести её на урок. На первой части третьего урока дети будут рассказывать об этих книжках, говорить о том, что им особенно запомнилось, понравилось, читать любимые стихи наизусть, слушать рассказы других и с удивлением узнавать, что и другие ребята тоже первой прочитали ту же книгу. Прежде чем начать читать с учениками текст С. Т. Ак-сакова, расскажите им немного об авторе. Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе в 1791 году и умер в 1859 году. Происходил он из старинного дворян-ского рода, был человеком добрым и честным, во время службы цензором заслужил царскую немилость тем, что пропустил в печать опасную для царя книгу. Аксаков лю-бил театр, сам играл в домашних спектаклях, любил приро- 13 ду, был страстным рыболовом и охотником, очень любил свою семью, своих детей (их у него было четырнадцать) и оставил нам подробные и правдивые воспоминания о сво-ей жизни. Повесть «Детские годы Багрова-внука» написана Акса-ковым специально для детей, в ней рассказывается, как он сам говорит, о «золотом времени детского счастья» и о тех проблемах, которые приходится решать человеку с самого раннего детства. Приложением к повести является сказка «Аленький цветочек», сюжет которой заимствован из французской сказки «Красавица и зверь». Далее учитель организует чтение отрывка из повести С. Т. Аксакова, беседа по тексту идёт по вопросам учебни-ка. Стихотворение современного поэта Т. М. Белозёрова «Не-сбывшиеся мечты», изучаемое на четвёртом уроке, тоже о детстве, и даже главные его герои - мальчик и бабушка -как будто переходят из одного текста в другой. Вопрос о том, почему именно бабушка часто присутствует в воспо-минаниях о детстве, можно обсудить сразу же после пер-вого чтения, а затем искать в тексте подтверждение своего мнения. Перечитывая стихотворение, мы, как и в первом тексте, будем останавливаться на художественных подроб-ностях, рисующих деревню и избу и позволяющих представить ситуацию, даже если наши ученики пельменей ни-когда не лепили. Но самое интересное для нас в этом тексте и новое для учащихся - это то, как художник изображает пейзаж и настроение. Перечитывая первое четверостишие, мы обра-щаемся к восприятию детьми двух первых строчек. Выясняется разница и даже противоречие между навевающим тоску пейзажем и счастливым, радостным настроением тех, кто находится в избе. Читая дальше, разбираемся в причинах хорошего настроения героев. Задача учителя - по-мочь ученикам почувствовать скрытую печаль бабушки и понять её причины. Она, много поживший и мудрый че-ловек, знает, что всем счастливый пельмень попасться не может. Герой стихотворения - мальчик - этого не знает 14 и очень хочет, чтобы все были счастливы, такой он доб-рый и бескорыстный человек. Об этом можно и нужно поговорить с детьми, поскольку в этом учебном году мы начинаем работу над характеристикой героя и черты ха-рактера будем выводить из его поступков. Очень важно выйти с учениками на осмысление позиции автора, который рассказывает о своей детской мечте и вере в счастье для всех, но почему-то в самом конце стихотворения опять обращается к образу воющего ветра. Причину вновь проявившейся грустной ноты в рассказе о детстве автора дети, надеемся, смогут понять. Вторая половина урока посвящается закреплению того, что учащиеся узнали и открыли для себя на первых уро-ках. Это можно сделать в виде самостоятельной работы по вопросам учебника. Со стихотворением Т. М. Белозёрова сопоставляется стихотворение С. В. Михалкова, в кото-ром рассказывается о детских впечатлениях поэта. И са-мое главное, чтобы дети сами нашли в тексте стихотворе-ния подробности современной жизни и быта. Учитель должен помочь им при анализе этого текста увидеть, что чувство и переживания героя автор может определить, назвав точным словом («как жаль» - в стихотворении Михалкова). А может и не говорить впрямую, но изобра-зить, например, природу, а читатель почувствует и, как и автор, огорчится или обрадуется. И пусть ученики порассуждают, поспорят о том, что лучше и почему. Уроки 5-8-й. Смешно о серьёзном Цели уроков: 1. Знакомство с воспоминаниями взрослых людей о школьной жизни, с их мудрым, отстранённым весёлым взглядом на проблемы. 2. Выявление в тексте моментов смешного, осмысление некоторых способов создания комического. 3. Сопоставление поэзии и прозаических произведений, введение терминов поэзия и проза. 4. Отработка навыков передачи интонации героев в вы-разительном чтении. 15 Литературный материал этих уроков подобран таким образом, что позволяет максимально приблизить содер-жание изучаемого к жизни учащихся, поскольку в произ-ведениях говорится о первом уроке, об учителях, о хоро-шо знакомых ученикам особенностях жизни школы. Мы старались найти такие произведения, в которых о школь-ных проблемах говорилось бы легко и весело. Тексты стихотворений А. Л. Барто достаточно просты, поэтому их можно использовать для совершенствования у учащихся навыков выразительного чтения. Мы работаем с этими стихотворениями на пятом и шестом уроках. Они отличаются своей живой, богатой оттенками разговорной интонацией, свойственной детской речи. При анализе сти-хотворения «Первый урок» прежде всего надо выяснить, как меняется интонация героини. Можно вести беседу по следующим вопросам: 1. Кто является героем стихотворения? 2. О каком событии рассказывается в тексте? 3. Одинаковым ли тоном надо читать все слова стихо-творения? 4. Где героиня просто рассказывает, а где она удивляется? 5. Есть ли другие интонации в речи героини, какие они? И только после того, как интонации повествования, удив-ления, недоумения и «горделивости» (как сказали дети, увидев интонационную разницу между одинаковыми фра-зами в первом и последнем четверостишиях) будут отрабо-таны, можно переходить к выразительному чтению текста стихотворения. Второе стихотворение А. Л. Барто даёт возможность по-высить уровень самостоятельности учеников: дети могут работать над ним по вопросам учебника. Но выполнить пятое задание учащимся надо помочь: выделить авторский текст, распределить между учащимися слова безымянных героев стихотворения, найти верные интонации и отрабо-тать их в коллективной или групповой работе. В качестве домашнего задания можно предложить двум ученикам, си-дящим за одной партой, придумать диалог по телефону и разыграть его в классе. 16 Мы считаем, что во втором классе уже можно присту-пить к групповой работе в самом простом её варианте и именно на этом тексте. Дело в том, что «героев» стихотво-рения, слова которых можно прочитать по ролям, немно-го: четыре или пять, если последнее четверостишие прочи-тать в ролевом исполнении (там очень интересная интонация: «ехидная», как сказали дети!). А учеников в классе - много больше. Вот и разделите их на группы, и пусть они в своей группе сами определяют интонацию героя, отрабатывают её, а потом лучших «артистов» представляют всем. А мож-но поступить по-другому: пусть в группу объединятся пять учеников, которым хочется выполнять задание вместе, они сами распределят роли, отработают интонации и предста-вят на суд учителя и товарищей своё выразительное чте-ние по ролям. Седьмой и восьмой уроки посвящены произведениям прекрасной детской прозы В. В. Голявкина. Главная зада-ча, которую мы решаем на этих уроках, - сформировать представления учащихся о прозе как особом виде текста, не имеющем таких строгих правил, как поэзия, которая если даже не имеет рифм («белые стихи» - стихи без рифм), то обязательно ритмически организована. Кроме того, это смешные рассказы, поэтому, читая и анализируя их, можно подумать с детьми над тем, почему нам бывает смешно, то есть постепенно начинать готовить детей к восприятию термина юмор. После чтения рассказов, увидев реакцию учеников, а они, конечно, будут смеяться, особенно над вторым рассказом, спрашиваем их, в каком месте смеялись все, и выясняем почему. Но сначала послушаем ответы детей на вопросы учебника, которые прежде всего направлены на осмысление содержания произведений. Литературоведы, определяя природу комического, говорят о том, что «первооснова комического - закон несо-ответствия»1) того, что должно быть, тому, что бывает на самом деле, того, что провозглашается, тому, что делает- 1) Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М.: Педагогика-Пресс, 1998. 17 ся. Например, в первом рассказе ученики начали смеять-ся, когда мальчик полез под парту, - естественно, ведь ученик должен за партой сидеть! И учитель ведёт себя очень неожиданно, не соответственно учительскому поведению: не возмущается и ругается, а не замечает странного пове-дения своего ученика. Во втором рассказе герой, не вникая в смысл стихотво-рения, которое он учит, выдумывает смешные, нелепые слова. Кстати, способ так смешить людей был известен очень давно в народной культуре. Вспомните с детьми по-тешки, небывальщины. Можно дать задание на дом: най-ти народные или литературные, придуманные писателями и поэтами, небывальщину, смешные потешки и прибаутки, подобные этой: Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила бабка с палкою в руке И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овёс, Лошадь села в сани, а мужик повёз. Кроме того, домой даётся задание: внимательно рассмотреть картину художника Ф. П. Решетникова «Опять двой-ка» и подготовить рассказ о том, какое событие изобразил художник. Урок 9-й . Работа по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Цели урока: 1. Соотнесение словесного и зрительного образов. 2. Формирование навыка описания картины. Мы впервые приступаем к работе по картине как к виду учебной деятельности. До этого мы рассматривали иллюстрации и сопоставляли их с литературными произведени-ями, поэтому первоначальное представление о том, что авторы могут рисовать и словами, и красками, у детей уже есть. Наша задача на этом уроке иная и более серьёз-ная: не просто соотнести готовые словесный и зрительный 18 образы, а рассказать о картине, выразить образы зритель-ного ряда своими словами, то есть заставить молчащую картину «заговорить». Прежде всего побеседуем с детьми по содержанию кар-тины. Попросим их приготовить листочек для черновых записей, где выпишем героев картины, определения их на-строения, отношения к главному герою. Можно это сделать в виде таблицы. Вопросы для беседы по картине: 1. Где происходит событие, изображённое на картине? Это наше время? Какие подробности, изображённые художником, показывают время? 2. Какой момент изображён художником? Почему вы так решили, кто вам в этом помог? 3. Перечислите героев картины, назовите их. Всмотри-тесь в их лица. Какие чувства они выражают и поче-му? 4. Кто главный герой картины? Какие чувства испытывает он? Как это изобразил художник? 5. Какие краски и тона преобладают в картине? Поче-му? 6. Какие мысли и чувства возникли у вас, когда вы рас-сматривали эту картину? Заслушав ответы детей на последний вопрос, попросим их записать свой развёрнутый ответ на него. В помощь детям - их черновые записи о героях картины со слова-рём настроений и чувств, который они составили, когда определяли душевное состояние героев. Особого плана мож-но не составлять, поскольку планом могут служить наши вопросы. Эта работа серьёзная и проводится впервые, по-этому окончательный вариант рассказа по картине можно разрешить написать детям дома. Если же они успели на-писать сочинение в классе, на дом даётся задание, «обратное» тому, что они только что делали: нарисовать картину по тексту М. М. Зощенко «Пора вставать». Можно в каче-стве домашнего задания предложить составить диалог по картине Ф. П. Решетникова и разыграть его в классе. 19 Урок 10-й . Стихи о школе В. Д. Берестова Цели урока: 1. Соотнесение изображённых в произведениях ситуа-ций с личными школьными впечатлениями. 2. Формирование представлений учащихся об особенно-стях поэзии В. Д. Берестова (яркость, простота, лиризм). Валентин Дмитриевич Берестов - один из ярчайших детских поэтов нашего времени. Но богатство его дарова-ния и духовного мира воплотилось не только в поэзии. Он писал прекрасные повести, удивительные сказки, фантас-тические рассказы. Им написаны и научные книги, на-пример о Пушкине. Но самое главное в его жизни, конечно, стихи для детей. В них много смешного и трогательного, серьёзного и иногда грустного: он прожил долгую жизнь, во время войны был в эвакуации, знал, что такое недо-едать, работать наравне со взрослыми. Но все его книги полны удивления перед красотой мира и человека, пусть даже маленького, он умеет увидеть, как «ночь уходит на покой» и «картинки в лужах», услышать на рассвете «птичий звон со всех сторон» и предупредить охотника, чтобы он не стрелял в уточку с утятами, которые «плывут сквозь камыши до того красивые! До того счастливые!». Валентин Берестов был очень добрым человеком, учил вглядываться в жизнь, в её мгновения, запоминать их, особенно такие, которые, как он сам говорил, «были событиями» и «были освещены ярким чувством, весёлым или печальным». Самое главное чувство, пронизывающее все его про-изведения, - любовь к Родине, «уважение ко всему род-ному: к родителям, к родному дому, к родной земле, к её прошлому, настоящему и будущему». А ещё он когда-то сказал, что любил читать книги про детство, отрочество и юность и «с жадностью набрасывался на страницы о чьём-нибудь детстве, поражался в них и сходству и несходству с моим собственным детством». Пусть же на этом уроке Ваши ученики прочитают стихи В. Д. Берестова о школе и поразятся сходству или не-сходству со своими впечатлениями об уроке рисования, 20 устном счёте, поотгадывают придуманные им загадки о школе. Думается, что вопросы учебника помогут Вам про-вести этот урок. Уроки 11-16-й. Изучение рассказа А. П. Платонова «Ещё мама» Цели уроков: 1. Соотнесение личных воспоминаний второклассников с художественным изображением, формирование представ-лений учащихся о неисчерпаемых возможностях художника слова в изображении мыслей и чувств человека. 2. Формирование представлений учеников о теме про-изведения, осмысление идеи (без введения термина) рассказа как главной его мысли. 3. Знакомство с термином диалог. Проза Андрея Платоновича Платонова не так давно во-шла в школьные программы: в советское время он был запрещённым писателем и всегда считался сложным и не-понятным, особенно так говорили о языке его произведе-ний. Но Платонов писал рассказы о детях, пересказывал сказки, например «Финист - Ясный сокол», более того, он сумел до конца своей жизни сохранить «детский взгляд» на мир, умел говорить на языке ребёнка и понимать его. Для Платонова мир огромен, прекрасен и разумен, и в нём все живые и имеют душу: и камни, и цветы, и жуки, и солнце, и умерший дедушка, как в рассказе «Никита», и корова - в рассказе «Корова», и у каждого есть свой го-лос и свой характер. Только в детстве мы умеем так вос-принимать мир, видеть и слышать его «невнятный лепет», а потом забываем. Поэтому когда же ещё начинать читать Платонова, как не в детстве. И если эта встреча произой-дёт и ребёнок и Мастер поймут друг друга, то потом выросший человек освоит и «трудные» взрослые произведения А. П. Платонова, и станет мудрый и честный писатель его вечным спутником. Что касается «сложности» языка Платонова, то «коря-вость» его фразы объясняется простотой, ёмкостью мыс-ли и образностью. Таков язык ребёнка и народа. 21 Для знакомства детей с творчеством А. П. Платонова мы выбрали рассказ о деревенском мальчике, о том, как мама отправила его в школу, о его первом школьном дне и его учительнице. Рассказ свой автор назвал необычно и многозначительно, и смысл этого названия мы и будем постепенно раскрывать с детьми. Рассказ достаточно велик по объёму, поэтому мы разбили его на пять смысло-вых частей и после каждой части поместили вопросы, по которым можно беседовать с учащимися. Рассказ «Ещё мама» интересен тем, что в нём много диалогов, причём диалогов живых, естественных, с разго-ворными сокращениями и неправильностями: в первой же фразе мальчика дважды повторено местоимение «я», если мы попробуем его убрать, предложение станет правильным, с одним подлежащим, но перестанет быть живым, детским, искренним. И следующая реплика Артёма состо-ит из коротких предложений, и вопросительных, и восклицательных, наличие которых в письменной речи мы сочли бы, наверное, недостатком, но которые очень точно и верно передают устную речь деревенского мальчика. Мы об этом пишем так подробно потому, что знаем, как труд-но ученики начинают читать гениальные диалоги Плато-нова, написанные в такой неправдоподобно-естественной разговорной манере. Но самая главная нравственная проблема, в которой надо разобраться с учениками при чтении первой части рассказа, - это проблема любви мамы и мальчика, при-чём любовь, по-Платонову, - это забота, и заботится здесь не столько мама о сыне, сколько сын о матери. И этот нравственный образец, как нравственный урок, наши дети должны вычитать из текста с помощью вопросов учебни-ка. В этой части рассказа поднимается очень важная для нас в этом учебном году проблема: «Чужие - родные», поэтому надо обратить внимание на последние реплики раз-говора мамы и мальчика и заострить внимание детей на этой проблеме, которая потом будет раскрываться и в рас-сказе, и далее в учебнике. 22 Следующую часть рассказа можно назвать «Путь в шко-лу». Скорее всего, и дети придумают именно такое загла-вие. Но увидеть мудрость, непреходящий, вечный смысл, свойственные рассказам Платонова, они сами не смогут. Они скажут Вам, что им было страшно, кто-то даже ска-жет «жутко», когда они читали дома эту часть рассказа, но что именно таким бывает путь «в школу», к знаниям, что этот путь человек должен пройти сам (вот почему муд-рая мама отправила одного мальчика!), на эти выводы Вы должны натолкнуть детей. Работая над этой частью по вопросам учебника, Вы найдёте подтверждение того, о чём мы говорили выше: маль-чик, герой рассказа, воспринимает мир единым, живым, одухотворённым. Поэтому он совершенно серьёзно разго-варивает и с Жучкой, которая сердита, и он об этом дога-дался, хотя она «стоит к нему хвостом», и с жуком, и с ветром. Одушевлённость ветра гениально просто подчёрк-нута фразой: «...никого не было, один ветер шумел...» Об-ратите внимание: не «ничего не было», а «никого»! В следующих частях рассказа Артём встречается с ребя-тами и с учительницей. Удивительно представлена автором речь детей: неправильность её так верно передаёт разго-вор людей знающих и гордящихся тем, что они знают, что мы сочувствуем Артёму и понимаем и его страх перед ученьем, и желание убежать к маме. Поэтому и будет он так горевать, глядя на облако, плывущее к родному дому, и вспоминать маму. Надо обратить внимание учащихся и на портрет мате-ри и внимательно перечитать его, чтобы ученики-читате-ли увидели, как художник может передать в портрете чер-ты характера героя, в данном случае главное качество учительницы - её доброту. Причём не только напрямую, словом, но и с помощью изображённой художественной детали: «...глаза её весело смотрели на него, будто она иг-рать с ним хотела в игру, как маленькая». Её способность понять ребёнка, учительскую инфантильность в хорошем смысле этого слова автор ещё раз подчеркнёт тем, что она принимает игру всерьёз и понимает желание Артёма быть 23 «раненым». Именно поэтому дети в этом месте, как нам кажется, уже смогут догадаться, почему Платонов так на-зывает свой рассказ. В последней части рассказа завершается сюжетная ли-ния и становится понятной главная мысль, выраженная в названии рассказа Платонова. Поэтому прежде всего обра-тите внимание учеников, что учительница повела маль-чика к себе домой. Именно там (когда учительница, по сути дела, ведёт себя по-матерински: жалеет Артёма, об-легчает ему боль, перевязывает «рану») он и захотел учить-ся. Посмотрите, как психологически точно учительница разговаривает с мальчиком, она не принуждает его учить-ся, она как бы берёт в союзники мать мальчика, действует от её имени. Поэтому и Артём на следующий день с радостью собирается в школу и говорит, что учительница «соску-чилась», на что его мудрая мать отвечает: «Ну, иди, иди! Учись там и расти большой». Так происходит то, что и должно быть: школа становится для мальчика домом, а учительница - второй мамой. Итоговый урок по рассказу можно назвать: «Почему рассказ А. П. Платонова называется “Ещё мама”». Его можно провести по вопросам, данным в разделе «Подумаем вместе», некоторые из которых требуют домашней подго-товки, например № 3, 4, 7. Уроки 17-23-й . «Унылая пора! Очей очарованье!» Цели уроков: 1. Формирование навыков анализа лирического текста. 2. Обучение детей созданию собственного художествен-ного описания природы. Распределение учебного времени (порядок может быть изменён): Урок 17-й - анализ стихотворения В. Д. Берестова «Урок листопада». Урок 18-й - работа над стихотворением И. А. Бунина «Листопад». Урок 19-й - сопоставительный анализ стихотворений К. Д. Бальмонта и А. С. Пушкина. 24 Урок 20-й - сопоставительный анализ поэзии и прозы (на примере произведений И. А. Бунина «Листопад» и С. Т. Аксакова «Осень»). Урок 21-й - работа по картине И. И. Левитана «Золо-тая осень». Урок 22-й - работа над сочинениями учащихся; рассказ В. А. Сухомлинского «Я хочу сказать своё слово». Урок 23-й - анализ сочинений детей. На этих уроках мы начинаем с учениками работу по анализу классических лирических текстов А. С. Пушкина, И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, В. Д. Берестова. Дети ещё с первого класса знают, что поэт изображает чувства че-ловека, что эти чувства передаются нам и мы, читатели, можем грустить или смеяться вместе с автором (второй «секрет» художественного текста в учебнике первого класса), что есть особые, как мы их называли, «рисующие» слова, которые рисуют картину и передают чувство. Нужно начать уроки по анализу стихотворений с повторения именно этих вопросов. Первым мы анализируем стихотворение В. Д. Бересто-ва, поскольку этот текст органично вписывается в сюжет-ную канву учебника: в нём продолжается разговор об учи-тельнице и её учениках, и в то же время в нём прекрасно изображена осенняя природа. В некоторых сборниках поэт сам называет это стихотворение «Урок листопада», мы же не стали этого делать, дав возможность самим читателям подумать над названием, и в конце работы они обязатель-но догадаются и назовут авторский вариант названия. Методика работы над стихотворением1) следующая: 1. Первоначальное чтение учителя с установочным за-данием, направляющим восприятие слушателей. Такие задания мы обычно даём в учебнике перед произведением. 1) См. также В. А. Лазарева. Технология анализа художествен-ного текста на уроках литературного чтения в начальной шко-ле. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 25 2. Перечитывание текста по строчкам с остановкой на словах, которые рисуют детали картины и передают чув-ства автора или героев. Опишем подробнее эту работу. Перед чтением мы задаём детям вопрос о чувствах ав-тора или о том, с каким чувством они слушали стихотво-рение. Любовь автора к героине, любование ею дети почувствуют. Но им надо помочь увидеть грусть автора, взрослого человека, которому его жизненный опыт помо-гает понять то, чего он не понимал, когда был маленьким. Затем мы начинаем перечитывать текст. Первая «оста-новка» сразу после первой строчки, и хотя, может быть, никто из учеников не догадается, что именно так можно назвать стихотворение, но то, что Вы привлечёте внима-ние учеников к этому метафорическому выражению, оче-видно. Слова учительницы - простая информация, поэто-му мы читаем их полностью, без остановок. А дальше можно прочесть сразу три строки, обратив внимание де-тей на определение «милая» и слово «торжественно», пред-ложив им поразмышлять над тем, почему именно эти сло-ва употребил автор. А далее, читая слова учительницы, можно читать по две строки и останавливаться, чтобы дети представили себе «кленовые звёзды», красивый лист с про-жилками и подумали, почему говорят, что осенью «земля засыпает». Перед чтением последнего четверостишия по-просите детей обратить внимание на настроение героев, чтобы они увидели разницу между чувствами детей, кото-рые «играют и носятся», и учительницы и поразмышля-ли, почему она печальна и задумчива. Затем дети отвечают на вопросы учебника. Пусть Вас не смущает, что на некоторые из них вы с ребятами уже ответили - Вы подготовили учащихся к самостоятельной работе, заложили основу для правильных ответов и рас-суждений у пока ещё неопытных учеников-читателей в ана-лизе такого трудного текста, как лирика, и поэтому на уроке будут говорить все, даже слабые ученики. Так же можно работать над стихотворением И. А. Бунина «Лис-топад». 26 Цель сопоставительного анализа стихотворений А. С. Пуш-кина и К. Д. Бальмонта - увидеть сходство и различие двух произведений. Общее в них то, что они изображают одно и то же время года. Можно попросить учеников найти в текстах очень похожие строчки, и они наверняка увидят, что и у Бальмонта «деревья блистают в разноцветном уборе», и у Пушкина леса «одеты в багрец и золото». Но при этом настроение при чтении этих стихотворений раз-ное: Бальмонт грустит, он не только сам говорит об этом, но и рисует грустные приметы осени (дети их найдут в тексте), а Пушкин хоть и называет в первой же строке осень «унылой порой», но потом от этой грусти и унылос-ти не остаётся и следа. Даже приближение зимы у поэта изображено как-то бодро и радостно: «свежее дыханье», и шум ветра, и «первые морозы», и поэтому угрозы зимы не страшны. А в стихотворении Бальмонта последние, завер-шающие слова «...и заплачет спросонья». Вот так можно изобразить одно и то же время года с абсолютно разным чувством и вызвать у читателя разное настроение. Параллельно с чтением образцовых текстов и анализом, как великие художники изображают картины и чувства людей, должна идти очень серьёзная работа по формиро-ванию у учащихся навыков художественного описания, на-писания первых сочинений. Разумеется, слово «художественный» мы употребили в качестве скорее направления работы, задачи, а не планируемого результата учебной деятельности, хотя будут и у детей интересные находки, выявятся способности и, может быть, даже таланты. Очень поможет восприятию художественных текстов и работе над созданием собственного текста прогулка по осеннему лесу или парку с заданием внимательно всмотреться в природу. Гуляя, собирая самые красивые осенние листья, слушая звуки осени, мы подыскиваем точные слова для передачи настроения и впечатлений от осенних кар-тин и обсуждаем их. Можно, чтобы не распыляться, пред-ложить три темы, три объекта наблюдений: земля, лес, небо. Каждый учитель, который делал это, знает, как быстро истощается фантазия детей, почти никто не приду-мывает образного определения. Вот почему мы и поместили 27 в учебнике рассказ В. А. Сухомлинского «Я хочу сказать своё слово», который будет прочитан с огромным внима-нием. Можно дать детям написать текст об осени с пропу-щенными эпитетами, миниатюру «Осенний лист, такой на-рядный...». После экскурсии в осенний лес мы будем рассматривать с детьми картину И. И. Левитана «Золотая осень». Цели урока: 1. Приобщение к другому виду искусства - живописи, иным способам художественного изображения (линия, ма-зок, цвет, перспектива). 2. Соотнесение зрительного образа со словесным. Известнейшая картина И. И. Левитана «Золотая осень» рассматривается детьми после того, как учащиеся прочи-тали много прекрасных стихов об осени и сходили в осенний лес, познакомились с тем, как художники слова изображают это время года, и даже попытались сами рисовать словами осенние картинки. Поэтому им, наверное, будет интересно познакомиться с совершенно иным способом изображения того же образа осени, но только в другом виде искусства - живописи. Можно спросить у детей, в каком ещё виде искусства можно изобразить осенние кар-тины и настроение, и кто-нибудь из учеников наверняка ответит, что в музыке. Урок начинается с рассматривания репродукции картины в учебнике. Хорошо, если учитель сможет найти репродукцию большего формата и повесить её перед глазами детей. Предложим такой план разговора: 1. Впечатление от картины, настроение, с которым она рассматривается. 2. Соотнесение с образами осени, нарисованными поэта-ми. К какому изображению картина ближе всего? Строч-ки, которыми можно её подписать. 3. Рассматривание деталей картины: речка (разная ок-раска воды, контраст холодноватых тонов воды с яркой золотистой окраской берёз и травы, светлая вода в перс-пективе течения реки); куст на переднем плане, его цвет; две ближайшие берёзки в сравнении с берёзой, стоящей у изгиба реки (отдельных листьев не видно, художник рису- 28 ет обобщённо, мазками); озимое (поэтому такой цвет!) поле в перспективе (косвенное присутствие человека, который его засеял); луг с пожелтевшей травой на правом берегу; освещение картины солнечными лучами, контрастные тени, подчёркивающие это, прозрачность воздуха - чёткость и ясность картин. 4. Нравится ли художнику то, что он изображает? В каком душевном состоянии писал он эту картину? Зачем? (Именно здесь можно рассказать о тяжёлой жизни худож-ника, который рано остался сиротой, голодал, не имел сво-его угла, когда учился, всегда был неудовлетворён своей работой. Почти все его картины грустны; как пример можно показать детям картину «У омута».) В качестве домашнего задания ученикам предлагается рассказать о любой детали картины, которая особенно по-нравилась или похожа на то, что ребёнок видел. Уроки 24-25-й . Контрольная работа Завершается первая глава учебника контрольной рабо-той, и поскольку в ней достаточно серьёзные и творческие задания, а контрольная работа выполняется в классе, можно отвести на неё два урока. II. Друзья-товарищи (12 часов) Уроки 26-29-й . Дружба, друзья, друг Цели уроков: 1. Осмысление проблемы дружбы: кого можно считать настоящим другом? 2. Развитие представлений учащихся о способах пере-дачи чувств и настроения человека в лирике. 3. Знакомство с термином монолог. В этой главе мы осмысливаем с детьми очень важные для человека понятия дружба и друг. Логика художественных текстов, подобранных нами, такова, что на этих уро-ках мы входим в проблему через лирику, эмоционально, на уровне чувств. А затем через прозу (рассказы В. А. Осее- 29 вой) пойдут анализ поступков героев и серьёзные размыш-ления над проблемой. В стихотворении С. Я. Маршака изображается чувство симпатии, радость от простого присутствия друга, причём самого понятия друзья нет в тексте стихотворения, но чи-татель сразу догадается, почему им так хорошо вместе. Это чувство, казалось бы, беспричинной радости, свобод-ное проявление его связано с ве<
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |