IV . «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» (23 часа)
В этой главе продолжается осмысление с учащимися проблемы семьи, взаимоотношений родных и близких лю-дей, только в другом, условном, сказочном пространстве -сказках народной и авторской. Уроки 68-70-й . Изучение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цели уроков: 1. Осмысление ответственности старших детей в семье. 2. Формирование представлений учащихся об особенно-стях изображения жизни и человека в народной сказке. Работая над сказкой, мы прежде всего анализируем и оцениваем поступки героев, как и полагается при анализе 46 эпического текста. Новым для детей является то, что, оце-нивая поступок героя, мы выходим на осмысление моти-вов поступка, его причин. Так, необходимо обратить вни-мание учеников на то, почему Маша побежала искать братца. Дети найдут формулировку этой причины в тексте рядом с пословицей. Можно также спросить у детей, поче-му волшебные помощники помогают Маше, а не гусям. Обращаясь к сказке в этом году, мы должны более пред-метно и серьёзно поработать над художественными особенностями народной сказки: увидеть в ней сказочную условность: отсутствие портрета героев, пейзажа, деталей интерьера - и особенности сказочной речи: повторы, тра-диционные эпитеты, устойчивые сказочные слова и выра-жения. Чтобы все эти особенности стали очевидными, мы поместили в учебнике похожую по ситуации репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», ко-торую можно сопоставить с иллюстрацией к сказке. Вопросы, которые помогут увидеть точное, реалистическое изображение детей на картине Маковского и сказочность иллюстрации: 1. Чем похожи картина и иллюстрация? 2. Чем отличаются эти два изображения детей? 3. Можно ли сказать, кто из художников нарисовал одежду детей точно по сказке, а кто нет? 4. Кто из художников нарисовал сказочную природу, а кто обычную, как в жизни? В качестве домашнего задания можно попросить детей нарисовать свою иллюстрацию к любому, не изображённому эпизоду сказки или придумать рассказ по пословице «Слезами горю не поможешь» или по любой другой, кото-рая подходит к сказке «Гуси-лебеди». Уроки 71-74-й. Сказки разных народов Цели уроков: 1. Формирование представлений детей об общих для всех народов нравственных ценностях: доброте, отзывчивости и трудолюбии. 2. Осмысление детьми художественных особенностей сказки. 47 Смысл и нравственные уроки русской народной сказки «Хаврошечка» понятны и легко извлекаются самими деть-ми. Нам интересен её живой, мудрый народный язык, на-столько музыкальный, что будто бы зарифмованный. Луч-ше всего работать над ним после чтения сказки, её анализа по вопросам учебника. Можно попросить учеников поискать в сказке созвучия, и дети сами найдут: «...она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает» и др. Выявить трёхчастную композицию сказки (троекратное повторение событий), свойственную всем сказкам, изучае-мым на этих уроках, легче и нагляднее всего, когда дети будут рисовать комиксы к ним. Надо только научить их этому. Комикс - это серия рисунков с краткими сопроводительными текстами, образующими связное повествование. Прежде чем рисовать комикс, надо разделить текст на смысловые части, к которым можно нарисовать рисунки. Эти рисунки затем надо будет расположить соответственно сю-жету. К рисункам в комиксах добавляются слова, значит, надо поискать в тексте самые характерные высказывания и мысли героев: они заключаются «в облачко», которое рисуется вверху, около их головы. Выполняя эту совсем «неучебную» работу, дети несколько раз прочитывают текст, выбирают из него основные эпизоды, подходящие к рисункам слова. Очень плодотворным и для понимания характеров ге-роев, и для личностного развития учащихся является та-кой методический приём, как драматизация, постановка этюдов по отдельным эпизодам произведения, приём, ко-торым можно пользоваться не только при изучении ска-зок. В этом учебном году можно и нужно пользоваться приёмом драматизации, потому что впереди у вас поста-новка спектакля по сказке Д. С. Самойлова. Эта работа начинается и опирается в дальнейшем на анализ произве-дения, ведь чтобы правильно сыграть роль героя, надо сна-чала выяснить особенности его характера. Мы начинаем 48 драматизацию со сказок, поскольку в сказке психологически глубоко образ не прорисован, характер определяется в основном поступками, и поэтому наши неопытные актёры особенно не погрешат против сценической правды. Уроки 75-80-й . Изучение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина Цели уроков: 1. Знакомство с нравственными представлениями русского народа, воплощёнными в сказке А. С. Пушкина. 2. Соотнесение авторского текста с народной сказкой. В этом году мы начинаем изучать сказки А. С. Пушкина с самой близкой фольклору «Сказки о рыбаке и рыбке». Почти все сказки Пушкина написаны на основе народ-ных сказочных сюжетов, но каждый из них поэт изменял, так было и со «Сказкой о рыбаке и рыбке». Поэтому имен-но на сопоставлении народной сказки и пушкинской можно увидеть удивительную глубину его мыслей о жизни и людях и показать детям, что такое авторская сказка. Как и зачем Пушкин изменил сюжет народной сказки, вопрос очень серьёзный и самый сложный, поэтому к нему мы обратимся в самом конце работы над произведением, после того как проанализируем поступки героев и сюжет пушкинской сказки. Итак, главных героев два: старик и старуха. Но Пуш-кин вводит ещё одного полноправного героя, кроме золо-той рыбки, - море. В этой самой эпической из пушкинских сказок, самой объективной, где вроде бы автор не присутствует, в реакции моря на походы старика с просьба-ми слышен возрастающий гнев автора. Особенно отчётли-во увидели это дети, когда мы читали сказку по ролям и образ моря, читая соответствующие реплики, изображала группа ребят. Старик, покорный раб старухи, делает то, что она ве-лит, но всё же не боится ей перечить: «Что ты, баба, беле-ны объелась?» В репликах старика есть и мудрость, и не-кое внутреннее достоинство, а в словах «теперь-то твоя душенька довольна» чувствуется затаённая ирония. 49 Образ старухи прост и понятен. Не скрывая своей жад-ности, она лезет «из грязи в князи» и зарывается настоль-ко, что хочет обратить в своих прислужников высшие силы, стать чуть ли не Богом самим. Вот тут ей поставлена высшая преграда, и она скатывается назад, к своему разбито-му корыту, прямо по пословице «Всяк сверчок знай свой шесток». Именно об этом написал Пушкин свою сказку, вот почему так подробно показал хамство и наглость этой мужицкой царицы, когда она собственного мужа, который ей всё это добыл через своё унижение, велит «прогнать со своих очей». В этом месте автор позволяет себе нарисо-вать «совершенно несказочную картину, ярко освещенную вспышкой боли и гнева картину всеобщего - сверху дони-зу - рабства и хамства» (В. С. Непомнящий): Подбежали бояре и дворяне, Старика взашей затолкали. А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила; А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!» Сказка гениального русского поэта, конечно, не только о жадности и алчности человеческой, но как же она совре-менна сегодня, когда как будто весь народ старается выиг-рать миллион. Постарайтесь эту сказку прочесть с детьми точно так, как написал её Пушкин, и, может быть, в этом возрасте, когда душа ребёнка открыта добру, милосердию и справедливости, они лучше поймут нашего великого по-эта и навсегда сохранят в сердце его уроки. Уроки 81-86-й . Художественные особенности и нравственные уроки авторских сказок Цели уроков: 1. Формирование представлений учащихся о самоотвер-женности, благородстве, благодарности и неблагодарности, подлости и предательстве. Проблема красоты внешней и внутренней. 50 2. Осмысление роли и возможностей диалога в эпическом тексте. На изучение сказки М. Горького «Воробьишко» можно отвести два урока. В этой сказке ярко прорисованы отно-шения мамы и неразумного, непослушного сына, храбрость матери, способность её на самопожертвование. Горький вы-бирает, кроме того, оригинальный ракурс изображения: у него не мы, люди, смотрим на животный мир, а птицы разглядывают нас и выносят своё суждение. Особенно ин-тересен язык сказки, звукоподражание, остроумно приду-манное автором. Сказка настолько живая и диалогичная, что её можно инсценировать или читать по ролям. Сказка Б. В. Заходера «Серая Звёздочка» - более объём-ная и по содержанию, и по идейной и нравственной напол-ненности. В ней есть, как нам кажется, андерсеновские интонация и глубина, грустная мысль о непонятой, неоце-нённой красоте души, скрывающейся в некрасивом теле; мысль о жестокости мира, подлости и предательстве, заставляющих нас, как героиню сказки, осторожничать и разбивающих веру в людей. Сказка кончается, в общем-то, грустно. И это тоже воля автора и отличие от народных сказок, которые всегда заканчиваются победой доброго ге-роя. Сказка Н. А. Юсупова «Серый волк» дана для самостоя-тельной работы. Дети сами увидят её отличие от всем изве-стной истории про серенького козлика и докажут, что это авторская сказка. А чтение по ролям сказки может перера-сти в миниспектакль для родителей. Уроки 87-88-й. Контрольная работа
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |