Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


V . Ребята и зверята (39 часов)



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
V . Ребята и зверята (39 часов) 0.00 из 5.00 0 оценок




Уроки 89-91-й. «Думают ли звери?»

Цели уроков:

1. Введение учащихся в проблему взаимоотношений лю-дей и животных.

51

2. Продолжение формирования навыков выразительно-го чтения и развития речи.

Проблему взаимоотношений человека и природы мы рас-крываем на простых и близких детям произведениях о жи­вотных. Первое стихотворение - из сборника «Детский остров», который его автор, русский поэт Саша Чёрный, выпустил в 1921 году, когда был в эмиграции. Его книга называлась очень точно, потому что поэт создал в ней осо-бый мир детства, полный мечты, фантазии, игрушек, доб-рых зверей и любящих взрослых. В стихотворении «Что кому нравится» мир удивительным образом перевёрнут: не мы смотрим на зверей, птиц и рыб, а они смотрят на нас, удивляются и жалеют нас. Вопрос 2-й в учебнике по-может разбудить фантазию учащихся и стать темой сочи-нения или устного рассказа.

Работа над стихотворением А. Л. Барто «Думают ли звери?» интересна не только проблемой, но и своеобрази-ем авторского голоса. Совсем недавно учащиеся познако-мились с А. П. Гайдаром, автором-повествователем, он как бы смотрит со стороны, всё знает и рассказывает о героях и событиях. Позиция автора в стихотворении А. Л. Барто совершенно другая: здесь автор перевоплощается в героя, входит в его роль. И поэтому стихотворение Барто очень искреннее, доброе, очень детское, и это качество придаёт ему голос автора, взрослого человека, который говорит, как ребёнок, думает, как ребёнок, задаёт себе детские воп-росы и по-детски отвечает на них. Что касается пробле-мы, думают ли звери, и положительного ответа на этот вопрос, то в этом уверены дети и немногие взрослые, со-хранившие «детский остров» в своей душе. Один из таких людей - Б. В. Заходер.

Можно рассказать детям об этом известном и любимом и детьми, и взрослыми писателе, поэте, переводчике.

Борис Владимирович Заходер родился в 1918 году. Его первые стихи и переводы появились в 50-е годы, один из первых сборников стихов назывался «Белый дом и чёр-ный кот. Весёлые стихи польских поэтов». Название очень

52

точное и очень заходеровское, потому что он изображает мир детства с весёлой, смешной стороны, сам обладает пре-красным чувством юмора. Вот как он рассказывает о сво-ём детстве:

«В детстве я не был настоящим мальчишкой. Не играл в футбол... почти не дрался. Даже яблок ни разу не воро-вал! Даже девочек за косички не дёргал. ...Хвастать не буду — чего не было, того не было. Но зато я влюблялся. И когда! В первый раз - в первом классе! Какая она была, я уже не помню... Но зато я хорошо помню, как надо мной хохотал весь класс, когда узнали о моей любви. А узнали очень просто: я принёс любимой все свои игрушки. Ну и хохотали ребята! И она, коварная, тоже.

Что я по-настоящему любил в детстве - это животных и книги. А уж книги про животных - Сетон-Томпсон и «Рикки-Тики-Тави», «Маугли» и... добрый старый Брем -с ними я вообще не разлучался... А ведь в сущности -нет, вы мне, конечно, поверите! - в сущности, я очень, очень мало с тех пор изменился. Сколько лет прошло -чуть не полвека. Стал я, мягко выражаясь, взрослым. И на войне побывал, даже на двух. И написал немало кни­жек. Но как и тогда, больше всего на свете я люблю книги и животных... И если я не могу сказать, что я был маль-чишкой, то, скорее всего, потому, что я им и остался... Ваш старый товарищ Борис Заходер».

Б. В. Заходер - замечательный переводчик. Это он пе-ревёл для нас сказку про Винни-Пуха.

Рассказ о жизни автора перед чтением весёлых и удиви-тельно добрых стихов Б. В. Заходера о животных многое объяснит ребятам и, конечно, поможет решить вопрос, считает ли автор, что звери действительно умеют думать или нет. Дискуссия на эту тему будет, мы уверены, очень оживлённой, и в ней примут участие все, особенно если учитель задаст на дом подготовить рассказ о своих люби-мых животных или про тех, о ком они читали. В одной школе после этих уроков дети разыграли настоящее «Дог-шоу» со своими собаками.

53

Уроки 92-96-й. Работа над сказками Г. М. Цыферова

Цели уроков:

1. Формирование представлений учащихся о способнос­ти автора изобразить «внутренний мир» героев сказки.

2. Развитие воображения и речи через рисунок по сло-весному образу и «защита» своего видения.

Сказки Г. М. Цыферова продолжают и углубляют тему «братьев наших меньших». В его сказках, как и у Б. В. За-ходера, изображён, если можно так сказать, «внутренний мир» героев. Но если Заходер делает «зарисовки», то у Цыферова это уже развёрнутое «жизнеописание», поэто-му понять и увидеть можно гораздо больше.

Его сказки настолько прозрачны по языку и удивитель-но ярки, что на уроках их надо просто читать, диалоги -читать по ролям, подбирая соответственные интонации, тон голоса, темп речи, и рисовать рисунки. Тогда дети уви-дят удивительное свойство фантазии и мастерства худож-ника услышать голос того, кто не умеет говорить, посмот-реть на мир глазами животных.

Уроки 97-99-й. Изображение природы и человека в рассказах М. М. Пришвина

Цель уроков:

Продолжение работы по освоению жанра рассказа.

Только что прочитаны сказки о животных, теперь дети будут читать рассказы М. М. Пришвина о природе, о взаи­моотношениях человека и природы, чтобы сопоставить раз­ные подходы к изображению мира и ещё лучше понять эту разницу.

Сейчас мы не будем говорить подробно о Пришвине, поэ­те природы и философе: во 2-м классе мы ещё не прохо-дим дивные пришвинские поэтические природные зарисов-ки, такие, как во «Временах года», например.

Мы взяли для сопоставления со сказкой небольшой рас-сказ Пришвина с удивительным названием, по которому можно предположить, что это будет сказка. Тем интерес-

54

нее будет учащимся убедиться в том, что всё здесь правда, всё изображено реально и точно, как в жизни: и сам рак, и рачьи сачки для ловли, и жара, и долгий путь бабушки и внучки, и даже объяснение, почему кажется, что раки шеп­чутся.

Можно спросить у детей, как этот писатель ответил бы на вопрос, думают ли звери, и нам кажется, что они отве-тили бы отрицательно. Это не означает, что Пришвин не любит природу, наоборот, абсолютно прав К. Г. Паустов-ский: «Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина». В полной мере правоту этой мысли дети поймут позже, а сейчас пусть перечитают в рассказе «Лисичкин хлеб», с каким теплом и любовью рассказыва-ет он о дарах леса, как знает повадки зверей и птиц, как любуется ими.

Уроки 100-106-й. Отношение к природе -проба на человечность

Цели уроков:

1. Формирование представлений учащихся об изобра-жении в художественных текстах способности человека по-нять, пожалеть «зверьё как братьев наших меньших» и защитить природу.

2. Отработка навыков выразительного чтения стихо­творений со сложной расстановкой пауз.

3. Развитие речи учащихся при передаче своих художе-ственных впечатлений от картины.

Распределение часов:

Урок 100-й - анализ стихотворений Н. М. Рубцова.

Уроки 101-102-й - работа по картине И. И. Левитана «Большая вода».

Уроки 103-104-й - анализ стихотворения Н. А. Не­красова «Дед Мазай и зайцы».

Уроки 105-106-й - работа над рассказами Л. Н. Тол­стого «Орёл», «Лев и собачка».

55

В этом году учащиеся впервые будут читать стихотво-рения Н. М. Рубцова. Мы выбрали для знакомства с ним стихи о воробье и зайце. Позднее, когда дети станут стар-ше, мы обязательно прочитаем стихи поэта о Родине, по-тому никто ещё так не говорил: «Тихая моя родина...» Но и в этих стихах, конечно, дети почувствуют его искрен­ность, удивительную доброту русского по своему духу че-ловека и хитрую, лукавую интонацию.

Через прямое обращение к читателю, полное гордели-вой поучительности, как в стихотворении «Воробей», поэт вовлекает нас в мир своих переживаний, и мы вместе с ним горюем или смеёмся незлым, добрым смехом, как в стихотворении «Про зайца».

И конечно, после заключительных строк стихотворения Рубцова «Про зайца» надо читать с детьми про дедушку Мазая, удивительного охотника, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья. Но сначала рассмот­рим с детьми картину И. И. Левитана «Большая вода», чтобы они представили себе половодье.

Художник выбрал ничем не примечательный, но очень характерный для русского пейзажа уголок природы во вре-мя весеннего разлива. Внимательно всмотримся в картину и побеседуем о том, что мы увидели.

Вопросы для беседы по картине И. И. Левитана «Боль-шая вода»:

1. Какое время года изображено на картине?

2. Картина изображает только природу?

3. Так ли уж безлюдна картина? Какие следы пребыва-ния человека изобразил художник? Как вы думаете, зачем?

4. Каких деревьев больше всего на картине? Опишите их, постарайтесь найти точные рисующие слова.

5. Какие ещё деревья нарисовал художник? Зачем? По-чему они такие?

6. Рассмотрите внимательно воду. Почему она так не-обычно нарисована?

7. Докажите, что художник изобразил солнечный день (обратите внимание на освещение и тени).

56

8. Как вы думаете, нравится художнику то, что он на-рисовал? Какое у него было настроение, когда он пи-сал эту картину? А у вас, когда вы на неё смотрите?

После того как дети представили себе половодье, «боль-шую воду», можно начинать чтение стихотворения Некра-сова «Дедушка Мазай и зайцы», которое знают и любят многие поколения людей. Дети тоже будут с удовольстви­ем слушать его и читать сами, рисовать героев: толстую, похожую на купчиху зайчиху, горемыку-зайчишку на пне и других зайцев и зайчиков. Сопоставляя отношение к зверькам Мазая и мужиков, ученики-читатели, конечно, душой будут на его стороне и даже не поверят его словам о том, что он их не бьёт только весной и летом.

Очень интересен этот текст для отработки выразитель-ного чтения, в нём очень непросто расставляются паузы, но после соответствующей предварительной работы дети сумеют его верно прочесть. Необходимо поработать над сменой ритма в том месте текста, когда зайцы удирают от Мазая. Дети должны догадаться, что так автор передаёт стремительность движения вместо размеренной речи ста-рого человека, который «разболтался».

И ещё следует обратить внимание детей на название сти-хотворения. Нигде в тексте не проявивший впрямую свое-го отношения к Мазаю, автор тут ласково называет его не дедом, а дедушкой, и всё потому, что этот охотник не уби-вает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть по-ступает по-человечески.

Истории, которые рассказывает Л. Н. Толстой, причём он подчёркивает, что это - быль, рисуют обратную ситуа-цию: люди отбирают у орла то, что он добыл, чтобы кор-мить своих детей, а лев демонстрирует прямо-таки челове-ческую привязанность к маленькой собачке, и когда её не стало, он тоже не захотел жить.

Чтобы проверить, как дети восприняли нравственные уроки прочитанных произведений, можно провести не­большую самостоятельную работу: прочитать им рассказ В. А. Сухомлинского «Старый пёс» и попросить дописать его окончание. И вы увидите, что кто-то закончит рассказ по-человечески, как у автора: «Чтобы тебе не было скуч-

57

но», а кто-то напишет примерно следующее: «Ты стар, скоро умрёшь, мне нужен молодой пёс». Анализ того, что напишут дети, поможет ещё раз обсудить проблему взаи­моотношений человека и «братьев наших меньших».

Уроки 107-109-й . Мой верный чиж, пёс, ...

Цели уроков:

1. Продолжение разговора о дружбе между ребятами и зверятами.

2. Развитие навыков устной и письменной речи.

Стихи детских современных поэтов, уже знакомых де-тям, просты и понятны по содержанию, легки для чтения и восприятия, поэтому ученики сами их смогут читать и анализировать по вопросам учебника.

Уроки 110-114-й . «Я хожу, учусь у леса жить по-человечьи» (по рассказу В. П. Астафьева «Белогрудка»)

Цели уроков:

1. Осмысление учащимися проблемы бездумного, жес-токого отношения человека к природе.

2. Продолжить работу над образом автора-рассказчика, перевоплощающегося в героя - животного.

Работа над рассказом В. П. Астафьева «Белогрудка» будет трудной, поскольку писатель он очень честный, жёст­ко говорящий правду, даже если слышать её человеку тя-жело и неприятно.

Всю свою жизнь (1924-2001) Виктор Петрович Астафь-ев прожил в Сибири. Деревенское детство его было, как он сам говорил, «не шибко сытым и счастливым», но в нём были детские игры («лапта моего детства»), строгая, но любящая бабушка, мама, недолго пожившая, но одарив­шая любовью, и друзья, оставшиеся на всю жизнь.

Пройдя через страшную войну, ранения, видя много не-справедливости и горя, он не ожесточился, он всегда ве-рил, что добрых людей на земле больше, и боролся со злом, прежде всего сидящим в человеке: злобой, завистью, под-лостью, трусостью.

58

Самое большое зло, считал Астафьев, - отношение со-временного человека к природе. В своих произведениях он с горечью рассказывает о людях, которые бездумно губят леса, реки и рыбу в них, животных. И всё же, обращаясь к молодым людям, он говорил незадолго до смерти: «Каж-дый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каж-дая травинка, цветок, дерево... так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас».

В. П. Астафьев писал рассказы о детях и для детей, но писал их всегда честно и прямо, говоря с детьми, как со взрослыми.

Рассказ «Белогрудка» написан о горе матери, у которой украли и убили детей, и неважно, что мать - куница, она, как и любая мать, бесконечно любит и бесконечно страда-ет, а потом мстит убийцам. Автор настолько понимает и чувствует её горе, что в рассказе есть места, где как будто слышится голос самой Белогрудки: «Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, ми-гом...» или «Если бы Белогрудка умела кричать - закри-чала бы». А иногда автор будто её глазами видит окружаю-щее: «Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры». Видимо, это удиви-тельное авторское умение понять её переживания, почув­ствовать каким-то общим чутьём и делает его рассказ, да и все другие произведения В. П. Астафьева такими пронзи-тельно искренними и честными.

Уроки 115-117-й. «Не нужно было лилию срывать, цветов озёрных белую сестрицу...»

Цели уроков:

1. Осмысление учащимися родства человека и приро­ды.

2. Отработка навыков анализа лирического текста.

3. Отработка навыков выразительного чтения.

В стихотворениях А. С. Пушкина и немецкого поэта Б. Брехта, живших в разное время и в разных странах,

59

одна и та же мысль: человек тоже сын природы, самый старший, наделённый разумом, он должен помогать мате-ри своей, как она помогает ему - поит, кормит, обувает, одевает, даёт кров, и всё это делает бескорыстно.

А далее мы поместили стихи, в которых, говоря о при-роде, авторы употребляют слова: мама, папа, сестрица... Так логически завершается главная сюжетная линия учеб­ника «Литературное чтение» для 2-го класса.

Уроки 118-125-й. «Весна, весна, и всё ей радо...»

Цели уроков:

1. Соотнесение весенней природы с образами весны, со-зданными поэтами и художниками.

2. Продолжение работы над анализом лирического тек-ста и его выразительным чтением.

3. Работа над развитием речи учащихся.

Распределение часов:

Урок 118-й - анализ стихотворения С. Я. Маршака «Чернеет лес...».

Урок 119-й - работа над стихотворением Ф. И. Тютче-ва «Весенние воды» и по картине В. Н. Бакшеева «Голу-бая весна».

Урок 120-й - анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Ве-сенняя гроза».

Урок 121-й - работа по картине И. И. Шишкина «Пе-ред грозою».

Урок 122-й - анализ стихотворений А. К. Толстого «Ко-локольчики мои...» и «Крылатый луг» Г. М. Новицкой.

Уроки 123-124-й - работа над произведением Г. В. Сап-гира «Душа природы» и творческая заключительная рабо-та учащихся.

Анализ стихотворений в этой части учебника идёт по технологии медленного чтения с остановкой на «рисующих» словах. Основные направления в анализе подскажут воп­росы учебника. Перед началом этой работы нужно понаб-людать за весенней природой, сходить в лес, в парк или посмотреть из окна на распускающуюся листву. Эти на-блюдения детей можно сравнить со стихами поэтов и кар-

60

тинами художников по аналогии с тем, как мы это делали, сопоставляя зимние стихи поэтов с картиной Шишкина.

Для развития речи учащихся мы используем на этом заключительном этапе обучения не только уже опробован­ные приёмы и методы, но и новые, более сложные. Напри-мер, можно предложить детям написать творческое сочи-нение от имени проснувшегося медведя, сосульки, тающего снега, ручейка и т. д.

Уроки 126-127-й . Контрольная работа

Уроки 128-134-й . Чтение и инсценирование сказки Д. С. Самойлова «Слонёнок пошёл учиться»

Инсценирование сказки «Слонёнок пошёл учиться» -действительно итоговая работа, поскольку она завершает разговор о нравственных проблемах и в подготовке спек-такля по сказке учащиеся должны будут проявить и на-выки анализа текста, и навыки драматизации и инсцени­рования, и навыки коллективной работы.

В этой милой, смешной и трогательной сказке, по сути дела, говорится не просто о маме, очень любящей своего сына, о школе, об учителе и учениках, но рассказывается о них с таким пониманием и уважением, что становится со-вершенно неважно, что мама - слониха, сын её - слонё-нок, а школа - мышиная. В том-то и дело, что именно поэтому автору удалось поставить и на удивительно гу-манном уровне решить проблему взаимоотношений раз­ных, даже враждебных друг другу в природе героев - сло-нов и мышей, - которые в конце концов подружились.

Чтобы разобраться в проблеме, и верно сыграть роли добродушного и простодушного Слонёнка, обожающей его матери, строгого и храброго педагога, хитреньких мышат, надо серьёзно проанализировать текст, а затем и пройти через все уровни драматизации, которыми дети занима-лись в этом году:

. постановка по отобранным ключевым эпизодам «жи­вых картин»;

. разыгрывание этюдов (например, «наводнение»);

61

. чтение по ролям сначала за партами, затем разыгры-вание эпизодов;

. отбор на роли (конкурс на лучшее исполнение);

. репетиции отдельных эпизодов;

. создание единого спектакля.

Подготовка спектакля может и должна стать коллек­тивной творческой работой. Если разделить всю работу по её основным направлениям, получатся следующие группы:

. художников;

. костюмеров;

. декораторов;

. музыкально-техническая часть (в пьесе поют песенки, и можно отыскать радиоспектакль по пьесе, а можно са-мим придумать музыку);

. актёров;

. режиссёров.

Это сплотит детей, такая совместная творческая дея­тельность, где каждый отвечает за свой участок работы и в то же время все вместе делают общее дело, воспитывает прекрасные человеческие качества, учит общаться, рабо­тать в коллективе, подчиняться и командовать, отвечать за порученное дело, быть инициативным и организован­ным.

Кроме того, в подготовке спектакля Вам не обойтись без помощи родителей, и это замечательно: дети и взрос­лые будут делать одно и то же дело, у них будут общие учебные интересы, общие разговоры дома, - это ещё боль-ше сблизит их.

Театр - великий учитель человечества и человека. Че-ловек, просто сидящий в зале, смотря на сцену, как бы входит в другую жизнь, сопереживает героям, проживает чужой жизненный опыт, присваивает его, становясь муд­рее и добрее. А актёры, играющие роли, во-первых, на самом глубоком уровне входят в образ литературного ге-роя, а во-вторых, входя в образ другого, учатся понимать отличного от себя человека, входить в положение другого, сочувствовать ему. Всё это очень пригодится детям в жиз-ни.

62

Уроки 135-136-й . Урок-концерт «Любимые страницы учебника»

Итоговые результаты

В конце второго года обучения учащиеся должны:

. осознанно читать вслух (темп чтения 35-55 слов в минуту) или про себя (темп чтения 45-65 слов в минуту);

. находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

. делить текст на смысловые части, озаглавливать их;

. выделять главную мысль прочитанного произведения;

. определять тему произведения;

. сочинять устные рассказы и небольшие тексты на за-данную тему и по плану;

. отвечать на вопросы по содержанию картины худож­ника;

. составлять описание природы, предметов;

. пересказывать текст подробно и выборочно;

. высказывать оценочные суждения, рассуждать, дока-зывать свою позицию;

. выразительно читать диалоги, читать по ролям;

. овладеть следующими терминами: поэзия, проза, рас­сказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение.

В течение второго года обучения литературному чте­нию учащиеся получают первоначальные представления:

. о роли подробности в художественном изображении;

. о роли названия произведения;

. о паузе, логическом ударении и темпе речи.

В течение второго года учащиеся получают нравствен­ные представления:

. о любви к родному дому, малой родине, об ответствен­ности за родных и близких, за дело, которому ты служишь, о деятельной любви, о сердечности и совестливости, сме-лости, коллективизме.

63

Список литературы для чтения учащихся летом

Русские народные сказки; Сказки разных народов;

Г. X . Андерсен «Гадкий утёнок», «Огниво», «Дикие ле-беди», «Дюймовочка»;

Мифы Древней Греции: «Подвиги Геракла»; П. П. Ершов «Конёк-горбунок»;

A. Н. Толстой «Золотой ключик»;

Ю. И. Коваль «Кепка с карасями», «Приключения Васи Куролесова»;

Т. И. Александрова «Кузька в новом доме»;

Э. Н. Успенский «Вниз по волшебной реке»;

К. Г. Паустовский «Последний чёрт», «Кот-ворюга», «Резиновая лодка», «Заячьи лапы»;

B. П. Крапивин «В ночь большого прилива» (Фантасти-
ческие повести).

 



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
V . Ребята и зверята (39 часов) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: V . Ребята и зверята (39 часов)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)