Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К УЧЕБНИКУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

для 2-го класса

Москва

Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова

ОНИКС

2005

УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.4 Л 17

Лазарева В. А.

Л 17 Методические рекомендации к учебнику «Литера-турное чтение» для 2-го класса. - М.: Институт ин­новаций в образовании им. Л. В. Занкова: Издатель-ство Оникс, 2005. - 64 с.

ISBN 5-488-00058-5

УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.4

© АНО «Институт инноваций в обра-
зовании им. Л. В. Занкова, 2005
ISBN 5-488-00058-5                             © ООО «Издательство Оникс», 2005

©В. А. Лазарева, 2005

 

ВВЕДЕНИЕ

Основная задача курса «Литературное чтение» во вто-ром классе - опираясь на знания и умения, приобретён-ные в первый год изучения предмета, выйти на более глу-бокое освоение художественных произведений детьми, расширить их литературные знания и нравственные пред-ставления.

Учебник «Литературное чтение» для 2-го класса пост­роен по проблемно-тематическому принципу, причем ве-дущими проблемами являются нравственные. Произведе-ния, подобранные для чтения и обсуждения на уроках, сгруппированы по темам: ДЕТСТВО - СЕМЬЯ (родные, любовь, забота) - ШКОЛА (друзья, учебный труд) - РОД­НАЯ ПРИРОДА (красота, ответственность, забота). Учеб-ный материал расположен таким образом, чтобы та или иная проблема прослеживалась и в эпическом тексте, осо-бенности которого позволяют серьёзно осмыслить её, и в лирике, что поможет ученику-читателю ещё и эмоциональ-но воспринять нравственно-этические понятия.

В учебник вошли в основном небольшие произведения и вместе с тем несколько достаточно объёмных и «взрослых» по раскрываемым в них проблемам, таких, как «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина или рассказ А. П. Плато-нова «Ещё мама». Мы поместили в учебнике достаточно жёсткий рассказ В. П. Астафьева «Белогрудка», очень силь-ный по накалу чувств и переживаний, поскольку убежде-ны, что чем сильнее дети будут переживать гибель живого беспомощного «котёнка» при чтении текста, тем большая вероятность того, что в жизни у них не поднимется рука сделать что-либо подобное.

Наличие текстов большого объёма обусловлено возрос­шими возможностями второклассников и позволяет учите-лю реализовать дифференцированный подход, привлекая хорошо читающих детей к более сложным видам работы. Кроме того, это объясняется нашим стремлением по воз-можности дать детям для чтения несокращённые, цель-ные авторские тексты. Для удобства работы они разбиты

3

на смысловые части и к каждой из них даны вопросы и задания.

В учебнике много произведений современных писателей и поэтов, связанных с очерченной выше тематикой. Для раскрытия таких вечных проблем, как родной дом, взаи-моотношения людей, природа и её место в жизни челове-ка, мы обращаемся к классическим произведениям XIX и начала XX веков. В этом году дети познакомятся с прозой С. Т. Аксакова, В. А. Сухомлинского, стихами Ф. И. Тют­чева, И. С. Никитина, И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, А. А. Ахматовой, Н. М. Рубцова и ставшими классикой детской литературы стихотворениями Н. А. Некрасова, рас­сказом Л. Н. Толстого «Прыжок» и другими.

Поскольку в этих произведениях много слов, не знако-мых детям, в конце учебника мы поместили небольшой толковый словарь.

Уровень классических произведений потребовал от нас иного уровня иллюстраций, и мы решили поместить в учеб­нике ряд репродукций картин известных художников, вво-дя таким образом ребёнка в культуру не только через ли-тературу, но и через живопись. Работа по картине будет способствовать решению задачи развития речи учащихся, которую мы начинаем решать в этом учебном году основа-тельно и серьёзно.

В учебнике 2-го класса сохраняется главный методи­ческий принцип, обеспечивающий литературное развитие ребёнка, - работа ученика-читателя над текстом при пос-ледовательном усложнении содержания и видов работы. Для отслеживания результатов развития учащихся в учеб-нике приводятся контрольные работы, которые помогут учителю определить уровень сформированности определён­ного умения у каждого ребёнка.

Методический аппарат учебника ориентирован на реше-ние двуединой цели курса литературного чтения. С одной стороны, вопросы и задания к текстам способствуют глубо-кому анализу художественного произведения, а с другой -направлены на осмысление нравственных проблем, содер-жащихся в тексте, поскольку от уровня постижения текста

4

читателем зависит уровень освоения им нравственных цен-ностей.

Во втором классе углубляются представления учеников-читателей о литературном герое. Дети начинают работать над его характеристикой, знакомятся с ролью портрета героя и способами его создания в произведениях разных родов и жанров, учатся находить в тексте изображения внутреннего состояния героя, входить в его образ и дока-зывать своё мнение, опираясь на текст произведения.

Дети, уже знакомые по учебнику 1-го класса с тем, что автор художественного произведения может словами на-рисовать картину, в этом учебном году учатся различать детали этой картины, выходя таким образом на более пол­ное и точное представление художественного образа. Ана-лизируя способы и средства художественного изображения, учащиеся и во втором классе будут пользоваться простым и понятным словом рисующие слова. Как самый простой вид тропа, во втором классе вводится термин сравнение, кроме того, не называя терминов эпитет и олицетворение, мы всё же учим детей на практическом уровне находить их в тексте и пользоваться ими.

При чтении и анализе большого количества помещён­ных в учебнике лирических произведений ученики начи­нают разбираться в достаточно сложном вопросе изобра-жения чувств: действительно ли автор изображает чувство и настроение или впрямую называет его. Наблюдение над поэтическими произведениями как особо организованны-ми текстами позволяет дать учащимся определение поэзии, а также прозы как текста более свободного, не регламен­тированного размером и рифмой. Программа второго класса насыщена рассказами, произведениями доступного детям жанра прозы, что даёт возможность в процессе их анализа сформировать первоначальные представления учеников о жанре рассказа.

Близкие по теме произведения, собранные в одной гла-ве учебника, позволяют ввести термин тема и поговорить с учащимися об идее произведения (без введения термина) как главной мысли и цели создания текста автором.

5

В учебнике много весёлых рассказов и стихотворений, много игр, что поможет сделать процесс обучения прият-ным, интересным для детей, не снижая, разумеется, серь-ёзности учения, а, наоборот, усиливая познавательную ак-тивность детей. При чтении весёлых рассказов В. В. Голяв-кина, В. Ю. Драгунского, смешных стихотворений учащиеся получают первоначальные представления о юморе.

Материал первой главы учебника позволяет начать с учащимися осмысление важнейших проблем детства че­ловека. Читая специально подобранные произведения ав­торов, живших и в XIX веке, и наших современников, дети размышляют над тем, чем важны для человека детство, школа, учитель, почему нужно хорошо учиться и как это надо делать. Мы начинаем этот разговор со стихотворения поэта XIX века И. 3. Сурикова «Детство», очень хорошо знакомого всем бабушкам и дедушкам наших учеников, а продолжаем его стихами А. Л. Барто и С. В. Михалкова, хорошо знакомыми уже их мамам и папам, чтобы не «по-рвалась связь времён», чтобы мы с нашими детьми и вну-ками выросли на одних и тех же стихах и сказках.

Учебный материал первой главы, подборка произведе-ний осуществлена таким образом, чтобы сопоставить изоб­ражение двух веков - девятнадцатого и двадцатого - и при чтении и анализе увидеть с учениками-читателями при-меты времени, подробности жизни и быта людей разных веков в легкоузнаваемом учениками пространстве детства.

В конце первой главы мы помещаем подборку стихов об осени прежде всего потому, что именно это время года стоит за окном и можно сопоставить изображение осени в художественных произведениях с жизненными впечат­лениями детей. Это тем более важно, что здесь ученики будут впервые писать сочинение, в котором они должны описать осень. Рассказ В. А. Сухомлинского «Я хочу ска-зать своё слово» поможет учителю показать детям, как найти своё слово о том, что тебя окружает. Читая и ана-лизируя стихи поэтов-классиков об осени, подобранные в этой главе, дети будут учиться у них точности слова и верности интонации в передаче чувств.

6

Репродукции картин художников дети начинают рас­сматривать с картины Ф. П. Решетникова «Опять двой­ка». Ситуация, изображённая на картине, её герои понятны и узнаваемы детьми, поэтому ученики смогут разобраться в содержании картины и представить себе переживания героев. Вторая картина, репродукция которой идёт после стихов об осени, - знаменитая «Золотая осень» И. И. Ле­витана. Вопросы к ней помогут всмотреться внимательно в изображение осени и понять, о чём рассказывает худож­ник и как он относится к тому, что изображает.

Во второй главе учебника помещены произведения, в которых поднимается проблема дружбы. Она очень важна для детей и имеет для многих из них личностный смысл, поскольку уже второй год они ходят в школу, находятся в коллективе сверстников. У некоторых из них не склады­ваются отношения с товарищами, и детям трудно разоб­раться, почему так происходит. Разбирая в классе произ­ведения, помещённые в учебнике, учитель будет говорить с детьми о том, что настоящая дружба возникает на осно­ве взаимной симпатии, уважения, доверия, общности инте­ресов, что дружба - это бескорыстные отношения, что радость в дружбе доставляет не то, что тебе дают, а то, что ты даёшь. Помощь другу, стремление поделиться, если надо, отдать «последнюю рубаху» - поступки, которые всегда были нравственной нормой русского человека. Ху­дожественный материал первой и второй глав, в которых говорится об отношениях людей, о дружбе и взаимопомо­щи, позволяет на практическом уровне дать представле­ние учащимся о диалоге и монологе.

Проблема взаимоотношений взрослых и детей продол­жает осмысливаться и при изучении произведений, пред­ставленных в третьей главе учебника, поскольку она са­мая важная не только в жизни ребёнка, но и в жизни взрослых. Мы должны помочь детям всмотреться и вду­маться в жизнь взрослых, увидеть их проблемы и их ответственность за всё, что происходит в мире, и, самое главное, ответственность за жизнь и счастье детей.

7

Прежде всего мы обращаемся к образу матери и опира-емся на заложенное самой природой чувство любви ре­бёнка к ней. Нам нужно только напомнить моменты, ко-торые наверняка были у каждого из учеников, оживить впечатления и помочь детям посмотреть на своих родите-лей немного по-другому, как бы со стороны, чтобы пред-ставить себе, например, чего стоит сохранять спокойствие в ситуации, описанной в рассказе Н. М. Артюховой «Боль-шая берёза». Но, понимая, что серьёзными и трагически-ми ситуациями взаимоотношения родителей и детей не исчерпываются и что по законам искусства нельзя долго держать читателя в напряжении, мы поместили в этой главе учебника также весёлые стихи, которые учат отно-ситься к проблемам с юмором.

Очень важно, чтобы, читая произведения, помещённые в этой главе, дети осознали значение труда в жизни взрос-лых, важность для всей семьи работы родителей, необхо-димость помощи им со стороны детей. Поэтому мы помес-тили в учебнике произведения, в которых рассказывается об их сверстниках, помогающих родителям сочувствием, пониманием и добрым словом (стихотворение А. Л. Барто «Перед сном») или своим посильным трудом, как некра-совский «мужичок с ноготок».

Особое место в семье отца, своеобразие его отношений с детьми, некоторая суровость, свойственная мужчинам, ос­мысливается маленьким читателем в нашем учебнике на классическом в этом смысле произведении - рассказе Л. Н. Толстого «Прыжок». Но мы хотели бы, чтобы дети поняли, каким страшным было для отца приказание: «Прыгай, или застрелю!», что это и для отца тоже был «прыжок». Завершение этой сюжетной линии родных взрослых людей в учебнике идёт через образ бабушки, но-сительницы родовых, народных черт и народного языка, и няни, особенной и особой няни, родной всем нам, - няни А. С. Пушкина, Арины Родионовны.

Те же проблемы, темы и образы, о которых мы раз­мышляли в предыдущих произведениях, представлены и в сказках, помещённых в четвёртой главе. Дети всегда с

8

удовольствием читают сказки, но в этом учебном году они должны будут ещё больше понять и осознать, что в ска-зочной форме скрывается мудрость и опыт народа, а зна-чит, надо суметь при чтении извлечь эти нравственные ценности, пережить их и осмыслить. Особенно важно это сегодня, когда наши дети очень много смотрят телевизор, бездумно наблюдают за телепузиками, благородству и от­ваге учатся у Бэтмана, а не у наших русских былинных богатырей.

В сказках, которые мы отобрали для второклассников, говорится о взаимоотношениях взрослых и детей, любви матери и благодарности детей за материнскую любовь и заботу, о жадности и наказании за непомерную жадность, как, например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушки-на, об умении дружить, заботиться, помогать, приносить пользу всем, с кем дружишь, как в сказке Б. В. Заходера «Серая звёздочка».

Сказки о животных дают нам возможность, сохраняя понятную детям логику сюжета учебника, перейти к его последней, пятой главе, может быть, самой близкой и по-нятной детям, потому что в ней мы будем говорить с ре-бёнком о мире природы, о животных, птицах и насеко­мых, о всех тех, кого поэт назвал «братьями нашими меньшими». Самое главное, на что мы хотим выйти с деть-ми при обсуждении произведений, помещённых в этой гла-ве, - это убеждение в том, что все мы дети природы, что человек - природное существо, наделённое сознанием, а значит, способное понять и осмыслить, пожалеть и поза-ботиться о слабых, и что, уничтожая природу, мы уничто-жаем себя.

Начинается этот разговор с вопроса, который, наверное, все, особенно в детстве, задавали себе: «Думают ли звери? Умеют ли они чувствовать?» А затем мы приоткрываем ученикам-читателям «внутренний мир» животных, птиц и даже насекомых. Это возможно потому, что художник слова может рассказать нам о «кискином горе» и «собач-киных огорчениях», объяснить, «куда спешат головасти­ки» и о чём «шепчутся раки». Писатели и поэты, пишу-

9

щие о животных так, как Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, М. М. Пришвин, В. П. Астафьев, Н. М. Рубцов, Б. В. Захо-дер, Г. М. Цыферов и другие, благодаря их «детскому» взгляду на мир, пониманию общности природы показыва-ют маленькому читателю, что звери могут быть как люди, утверждают доброту как главное, родовое человеческое ка-чество. Восприятие детьми подобных произведений в этом возрасте удивительно глубоко и личностно и, к сожале-нию, может навсегда уйти вместе с детством - вот почему эта глава самая большая в учебнике. Осмыслением пробле-мы «Человек и природа» мы и завершаем учебник второго класса.

Последние произведения подобраны таким образом, что возвращают нас к началу разговора, к самым главным его темам: детство, дети и взрослые, родные и близкие, по-мощь и забота как основа человеческих отношений. Так же человек должен относиться и к природе, поэтому мож-но «погладить ручей по мокрой спинке», а подснежник-малютка может «меня считать мамой, а тебя считать па-пой», а если срывают лилию, «белую сестрицу», «вздыхают ивы, сгорбившись устало», «погрустнели небо и вода» и «вовсе не обрадовалась мать». Завершает этот разговор сти-хотворение Г. В. Сапгира «Душа природы».

Методическое пособие к учебнику второго класса выст­роено поурочно и по методическим блокам, в которых ма-териал сгруппирован или по авторам, или по темам, или по учебным задачам. Краткость или развёрнутость наших комментариев к урокам объясняется количеством вопро­сов к текстам в учебнике и желанием дать учителю свобо-ду в подготовке к урокам для проявления его творчества.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)