Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III . Дети и взрослые (28 часов)



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
III . Дети и взрослые (28 часов) 0.00 из 5.00 0 оценок




Уроки 38-40-й. Образ матери в художественных произведениях

Цели уроков:

1. Осмысление роли матери в жизни человека; мате­ринская любовь.

2. Сопоставление двух прозаических текстов: лиричес­кой прозы Ю. Я. Яковлева и рассказа Н. М. Артюховой «Большая берёза».

3. Знакомство с композицией при написании мини-со-чинения по образцу.

Произведение, которое открывает третью главу, проза-ическое, но необычное, «похожее на стихи», как сказали нам ученики. Действительно, в нём очень яркая лирическая интонация, автор говорит о своих чувствах, обращаясь не-посредственно к нам, читателям, и находит очень силь-ный отклик, потому что говорит о маме. Да и выстроена проза строго и чётко: каждая новая часть (кроме одной) начинается со слова «мама». Учащиеся увидят эти особен-ности текста и, конечно, отзовутся душой на образ мате-ри. Пусть они попытаются написать о своей маме по той же, что у автора, композиционной схеме, но вспомнят слу-чаи из своей жизни.

Рассказ «Большая берёза» читается и воспринимается детьми очень легко, поэтому он и прочитан может быть самостоятельно, и проанализирован по вопросам учебника.

Стихи А. Л. Барто написаны от лица любящего сына, и его любовь в том, что он жалеет свою маму, понимает, как она устаёт, и это тоже повод поговорить с учащимися не только о любви матери к ребёнку, но и ребёнка к матери. Сочувствие и жалость, понимание материнских трудно­стей определяет грустную интонацию стихотворения, по-чувствовав которую дети будут стараться передать её в выразительном чтении. Стихотворение можно и нужно за-дать выучить на дом: пусть в памяти ребёнка останутся слова сочувствия и заботы о матери, сказанные пока за

37

него поэтессой, поскольку действительно: «Есть книги, в иные из них загляни - и вздрогнешь: не нас ли читают они» (Л. Н. Мартынов).

Уроки 41-45-й. Мамы и папы, обладающие чувством юмора

Цели уроков:

1. Формирование представлений учащихся о юморе как способе добродушного, беззлобного решения проблем.

2. Отработка чтения диалога, чтение по ролям.

Распределение часов:

Урок 41-й - работа над рассказом Ю. И. Ермолаева «Два пирожных» и стихотворением Э. Н. Успенского «Всё в порядке».

Урок 42-й - анализ стихотворения А. Милна «Непо­слушная мама».

Уроки 43-45-й - работа над рассказом В. Ю. Драгун­ского «Надо иметь чувство юмора».

Рассказы и стихи для чтения детей на этих уроках ве-сёлые и смешные, но все они продолжают главную проб­лему - взаимоотношения детей и взрослых, взаимоот­ношения, прежде всего, самых близких, родных людей. Причём ситуации, изображённые в произведениях, знако-мы всем, это обычные семейные проблемы. Но задача учи­теля - при лёгком и весёлом чтении извлечь из текстов серьёзные и важные нравственные уроки, в чём ему помо-гут наши вопросы и задания к текстам.

Такой же серьёзной и непростой будет и читательская деятельность учащихся на этих уроках, в которой они за-крепляют то, что уже знают и умеют (работа с названиями произведений, выразительное чтение и др.), и открывают новое - понятие юмора. О причине смешного, природе комического мы уже говорили (уроки 7, 8), сейчас мы рас-ширяем и в то же время углубляем это понятие, посколь-ку говорим о чувстве юмора у человека, о том, что есть люди, поступающие неожиданно и говорящие не то, что от них ждут. Это ещё называется остроумием, и такой «острый ум» очень помогает человеку в жизни, и в серьёз­ных вопросах, и в серьёзном деле, и в общении. С такими

38

людьми легко, и они добрые, потому что юмор - добро-душный, свойство доброй души. Это дети увидят, познако-мившись с героями рассказов Ю. И. Ермолаева, В. Ю. Дра-гунского и стихами Э. Н. Успенского и английского поэта (прозаика и переводчика) А. Милна.

Работа над чтением диалогов - не только продолжение формирования данного навыка, но и выход на следующую ступеньку, потому что надо будет учиться читать слова и реплики «с юмором», и не обычные житейские диалоги, а входить в роли остроумной мамы или папы, читать с чув-ством юмора. Да и у знакомого уже Дениски очень непрос-той по переживаниям (и грустный, и обидчивый, и хваст-ливый, как сказали дети) диалог с Мишкой, и ещё более сложный для исполнения внутренний монолог (когда он сидел за вешалкой), включающий элементы диалога.

Уроки 46-50-й. Образ отца в художественных произведениях

Цели уроков:

1. Осознание роли отца в семье; взаимоотношения отца и сына.

2. Формирование представлений о способах изображе-ния переживаний человека в эпическом тексте: прямой рас-сказ автора и изображение подробностей, с помощью кото-рых читатель может догадаться о сущности переживания.

Распределение часов:

Урок 46-й - анализ рассказа В. К. Железникова «Сол­дат на посту».

Урок 47-й - работа над отрывком из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

Уроки 48-49-й - анализ рассказа Л. Н. Толстого «Пры-жок».

Урок 50-й - работа над рассказом А. И. Приставкина «Портрет отца».

Отец занимает особое место в семье: он мужчина, поэто-му он строже, но он опора в семье, защитник. Методы его воспитания более жёсткие («Солдат на посту», «Прыжок»), но рядом с отцом вырастают сыновья - настоящие муж-чины.

39

Остановимся поподробнее на анализе двух замечатель-ных классических текстов: стихотворении Н. А. Некрасо-ва и рассказе Л. Н. Толстого.

Данный отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» в сознании читателей многих поколений имеет название «Мужичок с ноготок». Он начинается с очень краткого, лаконичного описания природы: «студёная» зима, «силь-ный мороз», который не пощадит, не пожалеет.

«Лошадка» (Какой оттенок придаёт суффикс этому сло-ву?) везёт воз, и везёт «медленно» (Почему?), а рядом с ней - «мужичок» (Почему именно такая форма слова «му-жик»?).

Как он идёт? Как автор описывает, во что мальчик одет? Почему ему всё велико?

Как автор обращается к нему? Как он отвечает? Поче-му автор не обижается на грубые ответы мальчика? Как он относится к нему?

Ответив на эти вопросы, ученики поймут, за что уважа-ет великий русский поэт маленького крестьянского маль-чика. Войти в образы героев поможет чтение по ролям этого стихотворения и даже его исполнение как сценки. Причём самостоятельная работа по переделыванию сти­хотворения в сценку: выделение слов автора, вхождение в роли исполнителей, поиск верных интонаций, коллектив-ное обсуждение всего этого, коллективная оценка исполне-ния разными парами - поможет в постановке завершаю-щей пьесы про слонёнка.

Рассказ «Прыжок», который традиционно считается рассказом для детей, на самом деле, как и всегда у велико-го писателя, гениально просто изображает внутренний мир человека. И нам думается, что этот рассказ в такой же степени адресован взрослым, как и детям. Прыжок как мгновенное падение в бездну страха и решимости соверша-ет и отец мальчика, и, может быть, его «прыжок» ещё более страшный, поскольку он - отец и несёт ответствен­ность за сына.

Ещё очень важно то, что автор называет мальчика сы­ном капитана. Нам кажется, что эти не случайно обронен-ные слова объясняют читателю, почему мальчик так «раз-

40

задорился»: он не мог позволить, чтобы над ним все смея-лись, ведь он - «сын капитана».

Уроки 51-53-й. Самые добрые, самые близкие - бабушки...

Цели уроков:

1. Осмысление роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представле-ний народа.

2. Расширение представлений учеников-читателей о спо-собах изображения характера героя в лирике.

3. Знакомство с термином сравнение.

Кто-то из мудрых сказал: «Связь времён осуществляет­ся не через отцов и детей, а через дедов и внуков». Не будем вдаваться в обсуждение причин этой ситуации, но её правильность доказана жизнью.

Мы начинаем этот разговор со стихотворения В. Д. Бе-рестова. В образе бабушки, героини этого стихотворения, очень ярко и отчётливо проявляются народные представ-ления о том, что в гости надо ездить с гостинцами, причём бабушка их отдаёт маме, что отец для неё - «деточка», но распрягать лошадёнку будет именно он. И в последней фразе бабушки Кати содержится то удивительно уважи-тельное отношение к ребёнку, которое сложилось в народ-ной педагогике: пока дитя было маленьким, его окружали любовью, баловали, но уже в 5-6 лет у ребёнка появля-лись его обязанности, он трудился, посильно разумеется, в крестьянской семье. Может, поэтому вырастали сильные, умеющие трудиться, уверенные в себе люди?

Классический пушкинский текст нам интересен и обра-зом няни - может быть, самого близкого поэту в детстве, да и не только в детстве, человека (поэтому здесь необходим рассказ учителя о няне Пушкина, Арине Родионовне), - и удивительной художественностью этого произведения. По-скольку художественный образ строится у Пушкина на сравнении, мы именно здесь и введём литературоведческий термин сравнение.

К тексту стихотворения А. С. Пушкина в учебнике даны достаточно подробные вопросы, мы только хотели бы при­влечь внимание учителя к двум моментам: к удивительно

41

явственно слышимой звукописи (вспомните с детьми уро-ки первого класса) и к композиции произведения. Компо-зиция (построение) произведения кольцевая: в конце сти-хотворения повторяется почти полностью первая строфа. Но она совсем другая по настроению: поэт преодолевает свою грусть и тоску, и в этом помогает ему няня, и поэто-му последняя строчка стихотворения - «сердцу будет весе-лей».

Игра в сравнения на самом деле решает очень серьёз­ные учебные задачи и развивает воображение ребёнка. Дети могут принести в класс какие-то предметы, и их во время игры будет угадывать водящий с помощью сравнений, кото-рые, пока его не будет в классе, придумают ребята. Когда водящий входит, учитель ему говорит: «То, что мы заду-мали, похоже на...» Если он отгадывает, идёт водить дру-гой ученик.

Уроки 54-57-й. Изображение зимы в разных видах искусства

Цели уроков:

1. Сопоставление словесного и зрительного образа, спо-собов их создания.

2. Отработка навыков выразительного чтения.

Распределение часов:

Урок 54-й - работа над стихотворением И. 3. Сурикова «Зима» и по картине И. И. Шишкина «Зима».

Урок 55-й - анализ рассказа К. Г. Паустовского «Про-щание с летом».

Урок 56-й - работа по картине Н. С. Крылова «Зимний пейзаж» и над стихотворением И. С. Никитина «Встреча зимы».

Урок 57-й - анализ отрывка из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «...Вот север, тучи нагоняя...» и сти­хотворения Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

Сопоставление как приём умственной деятельности все-гда очень плодотворный и эффективный способ активиза-ции восприятия и осмысления, пробуждения самостоя­тельности. Мы выбрали для этой работы произведения разных авторов, из разных областей искусства, разных

42

жанров и манер, но описывающих одно время года - зиму. Поскольку эти уроки приходятся на зимнее время, появ-ляется возможность подключить жизненные впечатления учащихся.

В стихотворении И. 3. Сурикова просто и безыскусст­венно рисуется картина наступления зимы, первого снега, который одел землю «точно пеленою». Главное - обратить внимание детей на то, что поэт нарисовал движение, сме-ну картин. Картина Шишкина соотносится с третьей стро-фой и рисует заснувший под «шапкой» снега лес. Дети это увидят сами, надо только подчеркнуть, что картина ху-дожника рисует застывшее мгновение. Удивительно, как художник с помощью теней сумел передать тяжёлые, отя-гощающие ветки шапки снега.

Чтобы учащиеся ещё внимательнее вгляделись в карти-ну и почувствовали её суровость и монументальность, свой-ственные манере художника и предмету изображения, мож-но процитировать им строчки двух поэтов. Пусть они выберут те, которыми можно подписать картину Шишкина.

...Недвижны сосны в своей нахмуренной красе, Отягчены их ветви все клоками снега...

(А. С. Пушкин)

Лапы ёлок, лапки, лапушки Все в снегу, а тёплые какие, Словно в гости к старой бабушке Я приехал в Киев.

(В. В. Маяковский)

Ещё раз сравнить поэзию и прозу можно при работе над текстом К. Г. Паустовского. Особенности его прозы - ли-ризм и удивительная живописность. Читая её с детьми, надо не только вглядываться, но и вслушиваться: автор удивительно изображает тишину и звуки.

Картина художника Н. С. Крылова может быть сопос-тавлена с картиной И. И. Шишкина и с любыми стихо-творными текстами о зиме, помещёнными в учебнике.

Никифор Степанович Крылов - художник начала XIX века, ученик А. Г. Венецианова, который первым в рус-ской живописи стал изображать простых людей, крестьян,

43

и простую русскую природу. Крылов прожил очень корот­кую жизнь (1802-1831), после него сохранилось только три картины, остальные утеряны. Его зимний пейзаж - дей-ствительно русская зима, на которой запечатлена не толь-ко природа, но и простые русские люди. Дети сами увидят это, если им предложить рассказать, что они видят на кар-тине, или предложить пофантазировать, что произошло бы, если бы картина ожила. Увидят они и наполненность пейзажа воздухом и солнцем, далёкие дали, открывающи­еся взгляду в перспективе, тени на снегу, тщательно вы-рисованные детали одежды крестьянок.

Стихотворение И. С. Никитина тоже рисует картины наступления зимы, здесь тоже есть смена картин, но в нём, в отличие от суриковского текста, где описывается только природа, ярко и сильно изображено ещё и настроение, и вот это движение картин и изменение настроения можно проследить с детьми по тексту.

Описание зимней природы Пушкина и Некрасова мы со-поставили потому, что поэты рисуют образ зимы. Причём у Пушкина это образ волшебницы зимы, а у Некрасова -Мороза-воеводы. Во втором классе мы литературоведческий термин образ (обобщённое отражение действительности в конкретно-чувственной форме) не даём, но нам очень важ-но, чтобы дети представили себе образ, нарисованный ху-дожником. Особенно ярко он представляется в некрасов­ском тексте, он и нарисован, и даже наделён речью, поэтому с учениками надо обязательно прочитать выразительно сти­хи и Пушкина, и Некрасова. Возможности для выразитель-ного чтения тексты предоставляют богатейшие, особенно интересен пушкинский текст, в котором паузы не в конце строки, к чему уже привыкли ученики, а в середине (ошиб-ка учеников: «пришла, рассыпалась; клоками || ...» вместо «пришла, рассыпалась; || клоками повисла...»).

Уроки 58-64-й. Работа над отрывком из повести А. П. Гайдара «Чук и Гек»

Цели уроков:

1. Оценка взаимоотношений братьев в семье. Продол­жение работы над образом матери.

44

2. Отработка понятий проза, рассказ, тема.

3. Формирование первоначальных представлений о пор-трете героя; составление характеристики героя.

Проза А. П. Гайдара, несправедливо исключённая из детской литературы последнего десятилетия по идеологи-ческим соображениям, как нам кажется, очень нужна се-годня, и именно сегодня, и особенно мальчишкам. Гайдар всегда учил мальчишек быть сильными, благородными, помогать взрослым, бороться с несправедливостью, защи-щать слабых. Разве не нужны сегодня эти качества, пре-данные забвению? Почему носителями их являются бэт-маны и человеки-пауки? Из писателей нашего времени гайдаровскую линию продолжает сегодня В. П. Крапивин, его произведения мы также будем изучать, только позднее, в четвёртом классе.

Герои повести «Чук и Гек» ещё маленькие, но и они, и их мама и отец - гайдаровские герои, и с первых же стра-ниц помещённого в учебнике отрывка веет особым, роман-тическим гайдаровским духом. Именно в этом тексте, не похожем ни на какой другой, можно обратить внимание детей на автора-рассказчика, ведь обо всём, что случилось с ребятами, и даже об их отце рассказывает автор. И голос этого автора читатели будут узнавать, как, впрочем, и го-лоса других авторов, каждый из которых неповторим (ко-нечно, если это настоящие мастера-художники). Можно после окончания уроков дать детям поотгадывать авторов небольших незнакомых отрывков из текстов Платонова, Драгунского и Гайдара.

Мы не стали разбивать на части текст произведения: учитель это сделает сам, исходя из особенностей своего клас-са, не стали давать подробные указания к методике изуче-ния этого произведения, поскольку текст простой, понят­ный детям и интересный, а вопросов в конце текста вполне достаточно, чтобы проанализировать его, исходя из целей, поставленных перед уроками. В 7-м вопросе, по сути дела, заложена методика работы над характеристикой героя в её первоначальном варианте.

Советуем Вам дать детям домой такую творческую рабо-ту: составить диалог с изменением сюжетной линии, ис-

45

пользовав для этого любой диалог братьев. Особенно инте-ресно получится эта работа у ребят, читавших всю повесть, знающих, какие последствия вызовет поступок мальчиков.

Урок 65-й . Работа над притчей К. Д. Ушинского «Лес и ручей»

Цели урока:

1. Обобщение представлений детей о роли взрослых в жизни ребёнка.

2. Формирование представлений об иносказании на при-мере притчи.

Понятия притча мы, конечно, не даём детям, но подве-сти итоги многодневным нашим размышлениям о взрос­лых и детях, о родных людях, благодаря которым ребё­нок живёт, растёт и развивается, правильнее всего именно в притче - «иносказательном рассказе с нравоучением». Думаем, что дети сами выйдут на смысл текста и извлекут нравоучительный смысл. Приём, с помощью которого мож­но легче понять смысл слова «иносказание», зафиксиро­ван во втором вопросе к тексту.

Уроки 66-67-й . Контрольная работа



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
III . Дети и взрослые (28 часов) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III . Дети и взрослые (28 часов)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)