Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО




ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

У чебная программа

С методическими рекомендациями

Для студентов очно-заочной и заочной форм обучения

 

 

                                                   Рекомендовано

                                                   учебно-методическим советом УГАЭС

 

УФА 2007

Автор-составитель: Политика О.И.

 

УДК 796 (073)

ББК 75

П 50

 

 

Рецензенты:

 

Галиуллина С.Д. канд. мед. наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Уфимской государственной академии экономики и сервиса;

Погадаев М.Е. канд. биол. наук, доцент кафедры спортивной медицины Башкирского института физической культуры (филиал)

ФГУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»

 

 

Физическая культура: Учебная программа с методическими рекомендациями для студентов очно-заочной и заочной форм обучения / Сост.: О.И. Политика. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2007. – 72 с.

 

 

Учебная программа с методическими рекомендациями по дисциплине «Физическая культура» составлена в соответствии с государственными стандартами и нормативными документами РФ и РБ. Методическое пособие содержит объем часов дисциплины по видам учебной деятельности и формам обучения для студентов по всем направлениям и специальностям, реализуемым в УГАЭС. Подробно рассмотрены разделы лекционного материала и самостоятельной работы студентов.



Учебная программа предназначена для студентов очно-заочной и заочной форм обучения.

 

 

© О.И. Политика, 2007

© Уфимская государственная академия

экономики и сервиса, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………........4

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе………………........6

2. Объем часов дисциплины по видам учебной работы………………………….9

2.1. Направление подготовки специалист………………………………………...9

2.1.1. Очно-заочная форма обучения…………………………………….………..9

2.1.2. Заочная форма обучения…………………………………………….....…....9

2.2. Направление подготовки бакалавров………………………………………..15

2.2.1. Очно-заочная форма обучения…………………………………………….15

2.2.2. Заочная форма обучения……………………………………………...........15

3. Содержание дисциплины………………………………………………………18

3.1. Наименование лекционных тем, их краткое содержание………………….18

3.2. Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины……….......24

3.2.1. Тематика самостоятельной работы студентов……………………………24

3.2.2. Перечень рекомендуемых тем рефератов…...……………………………28

3.2.3. Требования к написанию рефератов………………………………………29

3.2.4. Тематика эссе……………………………………………………………….32

3.2.5. Требования к написанию эссе...……………………………………….......33

3.3. Вопросы для подготовки к аттестации……………………………………...40

4. Методические рекомендации для преподавателя…………………………….47

5. Методические указания для студентов………………………………………..48

6. Форма и вид контроля………………………………………………………….49

7. Список литературы……………………………………………………………..50

1.  Основная литература…………………………………………………............50

2.  Дополнительная литература..………………………………………………..51

Приложения……………………………………………………………….…..…53

1. Перечень документов правового обеспечения физической культуры,

спорта и туризма…………………………………………………………………..53

2. Опросник Келлермана-Плутчика………………………………………….…55

3. Опросник Э. Хайма…………………………………………………………...61

4. Оформление титульного листа реферата………………………………….…65

5. Оформление структуры содержания реферата.………………………….….66

6. Самоконтроль. Дневник самоконтроля………………………………….…..66

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Система высшего образования Рос­сии представляет собой важнейший инновационный потенциал развития экономики и повышения ее конкурен­тоспособности на мировом уровне. К началу нынешнего столетия во многих странах сформировался новый тип ин­теллектуальной экономики, основан­ный на знаниях и инновациях, который обнаруживается во всех сферах современ-ной деятельности.

Инновации, направленные на полу­чение и накопление новых знаний, мак­симально быструю их передачу в про­мышленную и социальную среды в фор­ме наукоемкой продукции и услуг, ста­новятся решающим средством конку­рентной борьбы на рынке образова­тельных услуг. Это делает все более настоятельными и необходимыми раз­работки качественных инновационных образовательных программ. Данное направление является приоритетным для всех российских вузов.

При этом основным бизнес-процес­сом вуза является образовательный процесс, связанный с подготовкой ква­лифицированных и компетентных спе­циалистов, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках.

Сегодня недостаточно, как это было ранее, обладать только знаниями, уме­ниями и навыками. Поэтому преподаватели пытаются выйти за рамки «ЗУНовского» об­разовательного пространства. Сюда отно­сятся все результаты, способствующие формированию социальной компе­тентности, личного опыта, которые нельзя получить простым суммирова­нием знаний и умений. Для того чтобы обучающийся стал профессионалом, ему не­обходимо выйти из пространства зна­ний в пространство деятельности и жизненных смыслов. Знание и ме­тоды деятельности дисциплины «Физическая культура» требуется соеди­нить в органическую целостность, си­стемообразующим фактором которой служит определенная ключевая ценно­сть – культура психологии здоровья.

Современный студент постоянно находится в ситуации выбора, актив­но участвует в процессе формирова­ния своей индивидуальной образова­тельной траектории. Активная пози­ция провоцирует студента уже на на­чальном этапе процесса образования по данной дисциплине конструировать связи между будущи­ми профессиональными предпочтени­ями и областями гуманитарного зна­ния.

При таком междисциплинарном подходе у него будет формироваться не мозаичное, фрагментарное, а целост­ное представление об изучаемой дисциплине. Дальнейшая разработка инно­вационной модели «Физическая культура» гуманитарного обра­зования должна быть связана с пере­ходом от общетеоретического пред­ставления и ее содержания к постро­ению предметных образовательных программ с расширением взгляда через призму культуры психологии здоровья, адекватных ей ситуацион­но-моделирующих технологий и конт­рольно-измерительных материалов.

В соответствии с государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования физическая культу­ра с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного об­разовательного цикла.

Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократи­ческое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чув­ством социально-профессиональной и нравственной ответственности.

Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка по циклу «Физическая культура» и форми­руемая в ее процессе личностная культура студента определяют свой­ства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и иници­ативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Учебная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» разработана в соответствии с циклом общегуманитарных и социально-эконо-мических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации, законодательных и нормативных документов России и Башкортостана с учетом регионального компонента и направленности Уфимской государственной академии экономи-ки и сервиса.

Организационно-правовые основы физической культуры, спорта и туризма. Высокая социально-экономическая значимость физической культуры спорта и туризма потребовала создать для этой сферы жизнедея-тельности законодательные основы.

- Федеральный закон от 29 апреля 1999г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003г., 20 декабря 2004г., 12 июля, 16, 25 октября 2006г.).

1. Постановление правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015г.г.».

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.

3. Конституция Республики Башкортостан от 3.12.2002г.

4. Закон Республики Башкортостан «О физической культуре и спорте» (от 13.10.94 № ВС-25/34 в редакции закона от 2.02.99 № 215-3 и от 8.11.01 № 256-3).

5. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимного делегирования полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» от 3 августа 1994 года, Москва; извлечения.

6. Приказ Министерства образования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 № 686.

7. Приказ Министерства образования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025.

8. Приказ Министерства образования РФ «О развитии среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры, спорта и туризма» от 10 апреля 2000 г. № 1037.

9. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государст-венного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777.

10. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446-1.

11. Письмо Министерства образования РФ «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27.11.2002 г. № 14-55-996 ин/15.

12. Письмо Минобнауки РФ от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак.

13. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О порядке реа-лиизации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в различных формах обучения» от 20.07.1999 г. № 14-55-349 ин/15.

Программа рассчитанана студентов очно-заочной и заочной форм обучения по всем направлениям и специальностям, реализуемых в вузе.

Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры психологии здоровья личности студента и развитие способности к направленному использованию разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения, укрепления и развития здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих образовательных, развивающих и сберегающих здоровье задач:

1. понимание психологии социальной роли физической культуры в развитии личности студента и подготовке его к профессиональной деятельности;

2. знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

3. формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в системати-ческих и целенаправленных занятиях физическими упражнениями и спортом, основанных на научном подходе;

4. владение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, а также развитие и совершенствова-ние психофизических способностей, качеств и свойств личности;

5. обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психологическую и физическую готовность студента к будущей профессии;

6. приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

1. физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

2. социально-биологические основы физической культуры;

3. основы здорового образа и стиля жизни;

4. оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

5. профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:

- теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

- практический, состоящий из двух подразделов:

1. методико-практического, обеспечивающего оперативное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности

2. учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения психофизического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;

- контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.

 

 

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (109)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7