ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У чебная программа С методическими рекомендациями Для студентов очно-заочной и заочной форм обучения
Рекомендовано учебно-методическим советом УГАЭС
УФА 2007 Автор-составитель: Политика О.И.
УДК 796 (073) ББК 75 П 50
Рецензенты:
Галиуллина С.Д. канд. мед. наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Уфимской государственной академии экономики и сервиса; Погадаев М.Е. канд. биол. наук, доцент кафедры спортивной медицины Башкирского института физической культуры (филиал) ФГУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»
Физическая культура: Учебная программа с методическими рекомендациями для студентов очно-заочной и заочной форм обучения / Сост.: О.И. Политика. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2007. – 72 с.
Учебная программа с методическими рекомендациями по дисциплине «Физическая культура» составлена в соответствии с государственными стандартами и нормативными документами РФ и РБ. Методическое пособие содержит объем часов дисциплины по видам учебной деятельности и формам обучения для студентов по всем направлениям и специальностям, реализуемым в УГАЭС. Подробно рассмотрены разделы лекционного материала и самостоятельной работы студентов. Учебная программа предназначена для студентов очно-заочной и заочной форм обучения.
© О.И. Политика, 2007 © Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2007 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………........4 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе………………........6 2. Объем часов дисциплины по видам учебной работы………………………….9 2.1. Направление подготовки специалист………………………………………...9 2.1.1. Очно-заочная форма обучения…………………………………….………..9 2.1.2. Заочная форма обучения…………………………………………….....…....9 2.2. Направление подготовки бакалавров………………………………………..15 2.2.1. Очно-заочная форма обучения…………………………………………….15 2.2.2. Заочная форма обучения……………………………………………...........15 3. Содержание дисциплины………………………………………………………18 3.1. Наименование лекционных тем, их краткое содержание………………….18 3.2. Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины……….......24 3.2.1. Тематика самостоятельной работы студентов……………………………24 3.2.2. Перечень рекомендуемых тем рефератов…...……………………………28 3.2.3. Требования к написанию рефератов………………………………………29 3.2.4. Тематика эссе……………………………………………………………….32 3.2.5. Требования к написанию эссе...……………………………………….......33 3.3. Вопросы для подготовки к аттестации……………………………………...40 4. Методические рекомендации для преподавателя…………………………….47 5. Методические указания для студентов………………………………………..48 6. Форма и вид контроля………………………………………………………….49 7. Список литературы……………………………………………………………..50 1. Основная литература…………………………………………………............50 2. Дополнительная литература..………………………………………………..51 Приложения……………………………………………………………….…..…53 1. Перечень документов правового обеспечения физической культуры, спорта и туризма…………………………………………………………………..53 2. Опросник Келлермана-Плутчика………………………………………….…55 3. Опросник Э. Хайма…………………………………………………………...61 4. Оформление титульного листа реферата………………………………….…65 5. Оформление структуры содержания реферата.………………………….….66 6. Самоконтроль. Дневник самоконтроля………………………………….…..66
ВВЕДЕНИЕ
Система высшего образования России представляет собой важнейший инновационный потенциал развития экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом уровне. К началу нынешнего столетия во многих странах сформировался новый тип интеллектуальной экономики, основанный на знаниях и инновациях, который обнаруживается во всех сферах современ-ной деятельности. Инновации, направленные на получение и накопление новых знаний, максимально быструю их передачу в промышленную и социальную среды в форме наукоемкой продукции и услуг, становятся решающим средством конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Это делает все более настоятельными и необходимыми разработки качественных инновационных образовательных программ. Данное направление является приоритетным для всех российских вузов. При этом основным бизнес-процессом вуза является образовательный процесс, связанный с подготовкой квалифицированных и компетентных специалистов, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках. Сегодня недостаточно, как это было ранее, обладать только знаниями, умениями и навыками. Поэтому преподаватели пытаются выйти за рамки «ЗУНовского» образовательного пространства. Сюда относятся все результаты, способствующие формированию социальной компетентности, личного опыта, которые нельзя получить простым суммированием знаний и умений. Для того чтобы обучающийся стал профессионалом, ему необходимо выйти из пространства знаний в пространство деятельности и жизненных смыслов. Знание и методы деятельности дисциплины «Физическая культура» требуется соединить в органическую целостность, системообразующим фактором которой служит определенная ключевая ценность – культура психологии здоровья. Современный студент постоянно находится в ситуации выбора, активно участвует в процессе формирования своей индивидуальной образовательной траектории. Активная позиция провоцирует студента уже на начальном этапе процесса образования по данной дисциплине конструировать связи между будущими профессиональными предпочтениями и областями гуманитарного знания. При таком междисциплинарном подходе у него будет формироваться не мозаичное, фрагментарное, а целостное представление об изучаемой дисциплине. Дальнейшая разработка инновационной модели «Физическая культура» гуманитарного образования должна быть связана с переходом от общетеоретического представления и ее содержания к построению предметных образовательных программ с расширением взгляда через призму культуры психологии здоровья, адекватных ей ситуационно-моделирующих технологий и контрольно-измерительных материалов. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка по циклу «Физическая культура» и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Учебная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» разработана в соответствии с циклом общегуманитарных и социально-эконо-мических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации, законодательных и нормативных документов России и Башкортостана с учетом регионального компонента и направленности Уфимской государственной академии экономи-ки и сервиса. Организационно-правовые основы физической культуры, спорта и туризма. Высокая социально-экономическая значимость физической культуры спорта и туризма потребовала создать для этой сферы жизнедея-тельности законодательные основы. - Федеральный закон от 29 апреля 1999г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003г., 20 декабря 2004г., 12 июля, 16, 25 октября 2006г.). 1. Постановление правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015г.г.». 2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. 3. Конституция Республики Башкортостан от 3.12.2002г. 4. Закон Республики Башкортостан «О физической культуре и спорте» (от 13.10.94 № ВС-25/34 в редакции закона от 2.02.99 № 215-3 и от 8.11.01 № 256-3). 5. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимного делегирования полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» от 3 августа 1994 года, Москва; извлечения. 6. Приказ Министерства образования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 № 686. 7. Приказ Министерства образования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025. 8. Приказ Министерства образования РФ «О развитии среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры, спорта и туризма» от 10 апреля 2000 г. № 1037. 9. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государст-венного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777. 10. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446-1. 11. Письмо Министерства образования РФ «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27.11.2002 г. № 14-55-996 ин/15. 12. Письмо Минобнауки РФ от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак. 13. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О порядке реа-лиизации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в различных формах обучения» от 20.07.1999 г. № 14-55-349 ин/15. Программа рассчитанана студентов очно-заочной и заочной форм обучения по всем направлениям и специальностям, реализуемых в вузе. Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры психологии здоровья личности студента и развитие способности к направленному использованию разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения, укрепления и развития здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих образовательных, развивающих и сберегающих здоровье задач: 1. понимание психологии социальной роли физической культуры в развитии личности студента и подготовке его к профессиональной деятельности; 2. знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; 3. формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в системати-ческих и целенаправленных занятиях физическими упражнениями и спортом, основанных на научном подходе; 4. владение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, а также развитие и совершенствова-ние психофизических способностей, качеств и свойств личности; 5. обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психологическую и физическую готовность студента к будущей профессии; 6. приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала: 1. физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; 2. социально-биологические основы физической культуры; 3. основы здорового образа и стиля жизни; 4. оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика); 5. профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы: - теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре; - практический, состоящий из двух подразделов: 1. методико-практического, обеспечивающего оперативное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности 2. учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения психофизического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности; - контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |