Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Персонология Э. Фромма



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
Персонология Э. Фромма 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

 

 

Введение                                              4

Глава 1. Персонология Э. Фромма                       7

1.1. Взгляд на природу человека                       7

1.2. Мотивация                                        8

1.3. Характерология                                   10

1.4. особенности современных общественных

отношений                                             10

1.5. Механизмы бегства                                11

1.6. Автаматизирующий конформизм                      12

1.7. Понятия здоровая и невротическая личность        12

1.8. Взгляд на природу человека. Понятия плодотворная личность и здоровое общество                          13

1.8.1. Плодотворная личность                          13

1.8.2. Воля, совесть и ответственность                14

1.8.3.Свобода и здоровое общество                    16

Глава 2. Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона  18

Глава 3. Экзистенциальный анализ В. Франкла           22

3.1. Учение о стремлении к смыслу                     22

3.2. Учение о смысле                                  23

3.3. Представления о ценностях                        24

3.4. Понятие сверх смысла                             25

3.5. Представления об индивидуальности                26

3.6. Учение о свободе воли                            27

Резюме                                                30

Глава 4. Феноменологический подход К. Роджерса        32

4.1. Взгляд на природу человека                       32

4.2. Мотивация                                        34

          4.2.1. Организмический оценочный процесс 35

4.2.2. Тенденция самоактуализации                     35

4.3. Полноценно функционирующий человек               35

4.4. Условия полноценного развития личности           36

4.4.1. Потребность в позитивном внимании              37

4.4.2. Обусловленное позитивное внимание. Условия ценности                                              37

4.4.3. Безусловное позитивное внимание                37

4.5. Личность и общество в персонологии Роджерса      38

Глава 5. Гуманистическая теория личности А. Маслоу    39

5.1. Взгляд на природу человека                       39

5.2. Мотивация                                        40

5.3. Теория самоактуализации                          41

5.4. Пиковые переживания                              42

5.5. Представления о ценностях                        43

5.6. Психологическая утопия: Эупсихея                 44

Заключение                                            46

литература

Введение

 

 

 

Экзистенциальное и, во многом с ним схожее, гуманистическое направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ в., представляя собой своеобразный итог развития европейской мысли последних двух столетий, вобравший в себя достижения таких направлений, как философский иррационализм (Шопенгауэр, Кьеркегор), “философия жизни” (Ницше), интуитивизм (Бергсон), экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю), философская онтология (Шелер), психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер).

Изначально экзистенциальная школа психологии была представлена такими именами, как Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл и др. В то же время очень многие европейские психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др. После Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры, так называемой, третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло Мэй, Джеймс Бюджентал, И.Ялом и др. Не является исключением, в этом смысле, и гуманистическая психология (Маслоу, Олпорт, Роджерс, Келли и др.).

Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. Бюджентал предпочитают не разделять эти два направления, а говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Экзистенциализм и гуманизм, безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их не тождественность, но и принципиальную общность, которая состоит, прежде всего, в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому. Что есть бытие, в чем сущность человеческой природы, как связан человек с бытием, что есть самобытность человека?.. Понимание бытия, прикосновение к нему, осененность бытием преобразует, преображает, человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его самобытным, делая его самого бытием. Это основные вопросы, которые ставят оба эти направления, и таковы основные их положения.

Утверждая уникальность и самобытность каждой личности, подчеркивая ее индивидуальность, практически все персонологи гуманистической ориентации отмечают, что при всей этой ее уникальности и самобытности, личность нельзя рассматривать в отрыве от конкретного ее социального окружения. Практически все они, в большей или меньшей степени, признают значимость влияния общества не только на формирование и развитие личности, но и на дальнейшее ее функционирование в этом самом обществе. Очевидно, что, в этой связи, Экзистенциально-гуманистическое направление психологии теснейшим образом связано не только с социальной психологией, но и с социологией, культ урологией, историей и др.

Именно эти проблемы: Формирования, развития и функционирования личности в условиях изменяющегося общества, мне хотелось бы рассмотреть в настоящей работе, проанализировав и, по возможности, сопоставив основные положения некоторых, на мой взгляд, наиболее ярких, представителей экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Я думаю, не ошибусь, относя к таковым Эриха Фромма, Виктора Франкла, Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Включение же в ряд рассматриваемых авторов Эрика Эриксона, несмотря на то, что он является ярчайшим психоаналитиком-неофрейдистом, обусловлено тем, что его теория идентичности, в некоторых своих положениях, тесно коррелирует с теориями выше указанных персонологов.

А прибегать к западным теориям личности приходится по той простой причине, что в советской психологии, проблемам бытия личности и общества, практически не уделялось ни какого внимания, поскольку проблем у советского человека не было, особенно психологических. Сегодня же, когда авторитарный режим сменился в нашей стране формальной демократией, когда, с каждым годом, увеличивается стратификационная дифференцированность нашего общества, к, безусловно, имевшимся и ранее, проблемам абсолютной деперсонализации и, связанного с этим, конформизма, у россиян актуализировались и проблемы, Возникшие у европейцев и американцев в послевоенную эпоху: проблема идентичности, утрата смысла жизни и т. д. А, учитывая тот факт, что по последним прогнозам современных социологов, политологов, экономистов, культурологов и др., Россия имеет шанс миновать в своем развитии стадию индустриального общества, на которой и возникали эти проблемы, и сделать скачок из, процветающего у нас ныне, дикого капитализма в стадию постиндустриального общества, то не сложно себе представить, проблемы какого рода и в каких масштабах обрушатся на большинство наших соотечественников уже в ближайшие годы.

 

Несмотря на то, что все, рассматриваемые в данной работе, теории были разработаны западными учеными, и поднятые в них проблемы личности были актуальны в условиях изменившегося западного общества послевоенной Европы и Америки, они, соответствующим образом скорректированные и адаптированные, могут быть с успехом применены и для поиска разрешения проблем, возникающих у людей в условиях современного Российского общества.

 

Цель:

Выявление и обобщение факторов, влияющих на формирование и развитие личности в условиях изменяющегося общества, в теориях экзистенциально-гуманистического направления в психологии личности.

 

Задачи:

1. Описание основных положений теорий личности наиболее прогрессивных персонологов экзистенциально-гуманистической ориентации: Эриха Фромма, Виктора Франкла, Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, а также некоторых, близких гуманистическим позициям, положений эпигенетической теории психосоциального развития личности Эрика Эриксона.

2. Выявление противоречивых и наиболее уязвимых положений в рамках рассматриваемых теорий, а также основных противоречий в воззрениях представленных здесь персонологов.

3. Сопоставление и обобщение идентичных или близких друг другу положений в рассматриваемых теориях личности.

 

Глава 1.

Персонология Э. Фромма

 

в отличие от большинства ведущих персонологов, фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете. Затем он продолжил своё образование в берлинском психоаналитическом институте. И только эмигрировав в Соединенные штаты Фромм начал вести частную практику в Нью-Йорке. Фромма по праву считают не только выдающимся психоаналитиком, но и одним из величайших философов и социологов XX века.

В его работах видно огромное влияние Фрейда и Карла Маркса. Труды Фрейда помогли ему понять, что люди не осознают причин своего поведения. Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические силы существенно влияют на жизнь людей.

В своих работах фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Благодаря этому, Фромм вошел в историю психологии как родоначальник неофрейдизма. Сам же Фромм относил свою теорию к гуманистическому направлению, о чем не однократно говорил в своих работах.

 

1.1. Взгляд на природу человека Гуманистическая направленность Фромма четко прослеживается, прежде всего, в его представлениях о природе человека. Излагая свою теорию личности, он подчеркивал свое несогласие с теми теориями, которые отрицают роль человеческого фактора в динамике общественного развития. Это относится не только к социологическим теориям, которые прямо стремятся убрать из социологии любые психологические проблемы, как у Дюркгейма и его школы, но и к тем, которые так или иначе связаны с бихевиористской психологией. Общей ошибкой всех этих теорий, по его мнению, является убеждение, что у человеческой натуры нет своей динамики, что психические изменения можно объяснить лишь как развитие новых «привычек», возникающих в процессе адаптации к изменившимся условиям. “Эти теории, якобы признающие психологический фактор, сводят его до уровня простого отражения определенных стандартов поведения в данном, определенном обществе. Лишь динамическая психология, основы которой были заложены Фрейдом, может помочь нам на деле понять человеческий фактор, а не только признать его на словах”. [16.]

Кроме того, Фром, в своих работах, не однократно подчеркивал, что Ключевой проблемой психологии является особого рода связанность индивида с внешним миром, а не удовлетворение или фрустрация тех или иных человеческих инстинктивных потребностей. Более того, как уже отмечалось, связь между человеком и обществом, по его мнению, не является статичной. “Нельзя представлять дело так, будто, с одной стороны, мы имеем индивида с определенным набором естественных потребностей, а с другой, отдельно и независимо от него, общество, которое эти потребности удовлетворяет или подавляет”. [16.]

Обосновывая эту точку зрения, Фромм признает безусловным существование потребностей, обусловленных природой: голод, жажда, секс, но, в то же время, безусловно и существование тех стремлений, которые приводят к различию человеческих характеров: любовь или ненависть, жажда власти или тяга к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ним - все они являются продуктами социального процесса. “Самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности”. [16.]

Т. о., общество осуществляет не только функцию подавления, хотя и ее тоже, но и функцию созидания личности. “Человеческая натура - это продукт культуры; по сути дела, сам человек - это самое важное достижение тех беспрерывных человеческих усилий, запись которых мы называем историей”. [16.]

Из всего этого можно сделать вывод: несмотря на то, что основным акцентом теории Фромма является утверждение исключительной роли человеческого фактора в процессе развития и функционирования личности в обществе, тем не менее, решающее значение на ее формирование он придает влиянию конкретно данной социальной среды. И именно поэтому, согласно фромму, не имеет ни какого смысла рассматривать личность в отрыве от конкретного ее культурного, стратификационного и семейного окружения. Поэтому, для наиболее глубокого и всестороннего анализа личности, Фромм провел серьезное историко-социологическое исследование культурных изменений европейского общества с эпохи возрождения до наших дней. Результатом этой грандиозной работы стало выделение нескольких типов обществ (а точнее, общественных отношений) и соответствующих им типов характеров, что стало основой характерологии Фромма. 

 

1.2. Мотивация. Итак, из приведенных выше данных, становится очевидным разделение мотивационных тенденций личности на две группы.

Первую группу потребностей, согласно гуманистической теории личности Фромма, составляют физиологически обусловленные потребности, которые он объединяет и определяет как потребность самосохранения. Поскольку потребность эта составляет ту часть натуры человека, которая требует удовлетворения при любых условиях, она является первичным мотивом человеческого поведения. Но помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены еще и уникальные, присущие только человеку, экзистенциальные потребности, которые составляют вторую группу.

фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Т. о., оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании, а невозможность ее удовлетворения является ПРИЧИНОЙ деструктивности.

3. потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя Неотъемлемой частью мира. Согласно фромму, эта потребность возникает с самого появления человека на свет, когда разрываются биологические связи с матерью, Поэтому она присуща человеку на протяжении всей его жизни. 

4. потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле.

5. потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Он назвал ее системой ориентации и поклонения [17.], которая представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно.

люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то: высшей цели или богу, в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение даёт возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом. [18.]

Развивая положение об экзистенциальных потребностях, фромм утверждал, что природе человека присущи два противоположных стремления: стремление к свободе и стремление к безопасности. Эта дихотомия, по мнению Фромма, является универсальным и неизбежным фактом природы человека, обусловленным экзистенциальными потребностями, а конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни современных людей.

 

рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живёт индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности то, что фромм называл основными ориентациями характера. Более того, в теории фромма, как и у фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

 

1.3. Характерология Как уже отмечалось, в результате историко-социологического исследования Фромм выделил пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей человека и социального контекста, в котором он живет. Фромм разделил их на два больших класса: неплодотворные (нездоровые) и плодотворные (здоровые) типы.

к категории неплодотворных он отнес рецептивный, эксплуатирующий, стяжательский (или накапливающий) и рыночный характер. Категорию плодотворных представляет тип идеального психического здоровья - плодотворная личность.

фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку неплодотворные и плодотворные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у данного индивида. [17.]

В рамках настоящей работы представляется целесообразным остановится более подробно на двух последних типах: рыночном и плодотворном.

 

1.4. особенности современных общественных отношений

Основной характеристикой, сформировавшегося ко второй половине XX века, общества является невиданная ранее свобода от жёстких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений. Но, как показал это в своих работах Фромм, подобная ситуация потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. “Структура современного общества воздействует на человека одновременно в двух направлениях: он все более независим, уверен в себе, критичен, но и все более одинок, изолирован и запуган. Чувства изоляции и беспомощности еще более усиливаются новым характером человеческих взаимоотношений. Конкретные связи одного индивида с другим утратили ясный человеческий смысл, приобрели характер манипуляций, где человек используется как средство. Во всех общественных и личных отношениях господствует закон рынка”. [16.]

Т. о., современный человек оказался перед выбором между свободой и безопасностью. Но большинство людей еще не готовы взять на себя ответственность за свободный выбор, поэтому большинство из них останавливает свой выбор на чувстве безопасности, прибегая к различным методам избежания предоставляемой им свободы. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы убежать от свободы.

 

1.5. Механизмы бегства первый из них авторитаризм, определяемый как тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным “я”. Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же человека обычно присутствуют обе тенденции.

второй механизм бегства от свободы - деструктивность. следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По фромму, долг, патриотизм и любовь, общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.

наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путём абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Этот механизм Фром назвал автоматизирующим конформизмом.

Описанию этого механизма мне хотелось бы уделить больше внимания, поскольку, как мне кажется, эта проблема до сих пор актуальна не только в нашем, но и в современном западном обществе. А о ее серьезности: глобальных масштабах и последствиях убедительно говорят результаты многочисленных экспериментальных исследований Шерифа, Аша, Милгрема и их последователей. [4.]

1.6. Автоматизирующий конформизм В современном обществе, в условиях формальной свободы и формальной демократии весьма трудно определить, насколько наши желания, так же как и мысли и чувства не являются нашими собственными, а навязаны нам со стороны; и эта специфическая трудность, по мнению Фромма, тесно связана с проблемой власти и свободы. В ходе новой истории власть церкви сменилась властью государства, власть государства - властью совести, а в наши дни эта последняя была вытеснена властью анонимных авторитетов: здравого смысла и общественного мнения, которые превратились в орудия конформизации. 

Это явление Фромм зафиксировал в понятии Автоматизирующий конформизм. Именно этот механизм, по его мнению, является спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном обществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным "я" и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием. “Отказавшись от собственного "я" и превратившись в робота, подобного миллионам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить утратой своей личности…

…Мы превратились в роботов, но живем под влиянием иллюзии, будто мы самостоятельные индивиды. Эта иллюзия помогает индивиду сохранять неосознанность его неуверенности, но на большее она не способна. В результате личность индивида ослабляется, так что неосознанное чувство бессилия и неуверенности не только сохраняется, но и крайне возрастает”. [16.] В итоге, индивид живет в мире, с которым потерял все подлинные связи, а это, в свою очередь, является значительным фактором невротизации.

 

1.7. Понятия здоровая и невротическая личность Термин “нормальный (или здоровый) человек”, по Фромму, может быть определен двумя способами. Во-первых, с точки зрения функционирующего общества, человека можно назвать нормальным, здоровым, если он способен играть социальную роль, отведенную ему в этом обществе. Более конкретно это означает, что человек способен выполнять какую-то необходимую данному обществу работу, а, кроме того, что он способен принимать участие в воспроизводстве общества, то есть, способен создать семью. Во-вторых, с точки зрения индивида, Фромм рассматривает здоровье, или нормальность, как максимум развития и счастья этого индивида.

Различая две концепции здоровья и неврозов, он приходит к выводу, что “Человек, нормальный в смысле хорошей приспособленности, часто менее здоров в смысле человеческих ценностей, чем невротик. Хорошая приспособленность часто достигается лишь за счет отказа от своей личности; человек при этом старается более или менее уподобиться требуемому, так он считает, образу и может потерять всю свою индивидуальность и непосредственность. И наоборот: невротик может быть охарактеризован как человек, который не сдался в борьбе за собственную личность. Разумеется, его попытка спасти индивидуальность была безуспешной, вместо творческого выражения своей личности он нашел спасение в невротических симптомах или в уходе в мир фантазий; однако с точки зрения человеческих ценностей такой человек менее искалечен, чем тот «нормальный», который вообще утратил свою индивидуальность”. [16.]

Эту же самую идею, только выраженную в более категоричной форме, мы встречаем и у Леонгарда. Излагая свою теорию акцентуаций характера, он писал: “Люди, которые могут быть акцентуированными, ещё не являются ненормальными. Думая так, мы должны были бы считать нормой только среднюю посредственность и рассматривать любое отклонение от неё как патологию. В результате этого всех людей, не выделенных индивидуальными особенностями, которые явственно отличают их от среднего и общепринятого, пришлось бы исключить из числа нормальных людей. Но они-то как раз являются теми людьми, которых можно назвать личностями в собственном смысле этого слова, личностями, которые носят на себе отпечаток своеобразия. Тот человек, который не обладает никакими из тех качеств, которые при усилении становятся параноидными, анакастическими, истерическими гипманиакальными или субдепрессивными и т. д. Без всяких сомнений может считать себя особенно нормальным, но он не является личностью, наделенной индивидуальностью”. [3.]

Само собой разумеется, что существуют люди, и не утратившие в процессе адаптации свою индивидуальность, и не ставшие при этом невротиками. В этом случае речь идет о пятом типе характера – о плодотворной личности.

 

1. 8 . Взгляд на природу человека.

Понятия плодотворной личности и здорового общества

1.8.1. Плодотворная личность Однако, согласно гуманистической теории Фромма, Подчинение или невротизация это не единственный способ избавиться от одиночества и тревоги. Другой путь, по его мнению, единственно продуктивный, не приводящий к неразрешимым конфликтам, - это путь спонтанных связей с людьми и природой, то есть таких связей, которые соединяют человека с миром, не уничтожая его индивидуальности. “Такие связи, наивысшими проявлениями которых являются любовь и творческий труд, коренятся в полноте и силе целостной личности и поэтому не ограничивают развитие личности, а способствуют этому развитию до максимально возможных пределов. Спонтанная активность - это не вынужденная активность, навязанная индивиду его изоляцией и бессилием; это не активность робота, обусловленная некритическим восприятием шаблонов, внушаемых извне. Спонтанная активность - это свободная деятельность личности”. [16.] А под деятельностью Фромм понимает не просто "делание чего-нибудь"; а творческую активность, которая может проявляться в эмоциональной, интеллектуальной и чувственной жизни человека, а также в его воле. В дальнейшем, все эти качества Фромм объединил в понятии плодотворность, а человека, обладающего ими, он определил как пятый тип характера, присущего плодотворной личности.

Развивая концепцию плодотворности, Фромм усиливает акцент на человеческом факторе развития личности: “Человек, будучи, как и все прочие творения зависимым от детерминирующих его сил, является единственным творением, наделенным разумом, единственным существом, способным понять сами эти силы, от которых он зависим, и благодаря пониманию активно влиять на свою судьбу и усиливать те элементы, какие влекут к добру. и поэтому мы не беспомощные жертвы обстоятельств, мы в самом деле способны изменять и подчинять своему влиянию силы внутри и вне нас и контролировать, по крайней мере, условия, в которых нам дано жить”. [17.] Ибо жизнь человека, по убеждению Фромма, есть искусство, искусство поистине самое важное и в то же время самое трудное и сложное из всех практикуемых человечеством искусств, предметом которого является не та или иная конкретная деятельность, а сама жизнедеятельность, процесс развития того, что заложено в человеке потенциально. “В искусстве жить человек и творец, и предмет своего искусства, он и скульптор, и мрамор; и врач, и пациент”. [17.]

Из всего выше изложенного однозначно явствует, что человек, по природе своей, кроме всего прочего, обладает так же и свободной волей.

 

1.8.2. Воля, совесть и ответственность

Воля, согласно теории Фромма, не некая абстрактная сила, которой человек обладает помимо своего характера. Напротив, воля это не что иное, как проявление его характера. “Плодотворная личность, полагающаяся на свой разум и способная любить других и себя, имеет волю поступать добродетельно. Неплодотворная личность, не сумевшая развить эти качества и являющаяся рабом своих иррациональных страстей, не обладает такой волей”. [17.] Т. о., Воля человека, по Фромму, неразрывно связана с его совестью.

 

Говоря о совести, Фромм различает две ее разновидности: авторитарную и гуманистическую.

авторитарная совесть - это голос интериоризованного внешнего авторитета, авторитета родителей, государства или кого бы то ни было, кто окажется авторитетом в той или иной культуре. Т. о., предписания авторитарной совести определяются не ценностными суждениями самого человека, а исключительно тем фактом, что её повеления и запреты заданы авторитетами. Поэтому индивид, руководствующийся в своем поведении авторитарной совестью, не может стать истинно нравственной личностью, поскольку его поведение, как уже отмечалось, определяется не ценностными ориентациями данного человека, а просто сообразуется с требованиями момента, регулируется страхом наказания и надеждой на вознаграждение, всегда зависит от внушительности данных авторитетов, от их осведомлённости и мнимой или реальной возможности наказывать и награждать.

Истинно же нравственной, по убеждению Фромма, может стать только личность, руководствующаяся в своем поведении гуманистической совестью. Гуманистическая совесть - это не интериоризованный голос авторитета, которому мы жаждем угодить и чьего неудовольствия страшимся; это наш собственный голос, данный каждому человеческому существу и не зависимый от внешних санкций и поощрений...

…гуманистическая совесть это реакция всей нашей личности на её правильное функционирование или на нарушение такового; реакция не на функционирование той или иной способности, а на всю совокупность способностей, определяющих наше человеческое и индивидуальное существование.

совесть оценивает исполнение нами человеческого назначения: дать жизнь самому себе, стать тем, чем мы являемся потенциально; самый важный плод усилий человека - его собственная личность. [17.]

Однако, по мнению Фромма, различая эти формы совести, их не следует абсолютизировать, т. к. каждая из них, если и встречается в чистом виде, то крайне редко. У большинства людей имеют место обе эти формы, в той или иной пропорции. Поэтому, анализируя поведение личности, целесообразно говорить ни о том, голосом какой из форм совести данная личность руководствуется в своем поведении, а лишь о том, какая из них является у нее ведущей. И в этом случае решающую роль в регуляции поведения человека играет степень его ответственности. 

 

“Ответственность - это не обязанность, наложенная на меня извне, она мой ответ на чью-то надобность, небезразличную мне”. [17.]

И здесь Фромм, утверждая, что никакая трансцендентная человеку сила не может предъявлять ему моральных требований, явно оппонирует Франклу, также Считавшему, что человек несет ответственность перед своей совестью. Однако совесть, по Франклу, находится не в описываемом им человеческом измерении, а в сфере божественного начала в человеке, а ее голос является голосом бога, поэтому, в конечном итоге, человек несет ответственность перед богом. Фромм же с этим категорически не соглашается и, заканчивая свою мысль, утверждает, что за то, как человек распорядится своей жизнью, он ответствен перед самим собой.

В этом положении, как мне кажется, теория личности Фромма достигает высшей точки гуманистических воззрений, провозглашая безусловную свободу воли человека, свободу его личности. Правда, в связи с этим у меня возникает вопрос: не являются ли понятия ответственности и свободы, в теории Фромма, тождественными?

 

1. 8 .3. Свобода и здоровое общество Большое значение в своей теории личности, особенно при анализе плодотворной личности, Фромм придает вопросу о свободе. Ибо “Только свобода является необходимым условием, как счастья, так и добродетели; свобода не в смысле возможности делать произвольный выбор и не в смысле свободы от необходимости, а свобода реализовать то, что потенциально заключено в человеке, выявить истинную природу человека согласно законам его существования”. [17.]

Теперь, Опираясь на предложенную в последней цитате мысль Фромма, можно дать предположительный ответ на поставленный выше вопрос. Понятия ответственности, а именно абсолютной ответственности перед самим собой и понятие свободы в понимании Фромма, все же не тождественны, а, скорее, взаимовключенные друг в друга, т. к. свобода – это возможность взять на себя ответственность за свою жизнь, но такого рода ответственность, в свою очередь, является единственным условием, позволяющим обрести человеку свободу не только от внешних влияний, но и свободу для реализации всех своих возможностей, для всестороннего развития личности во всей ее индивидуальности.

В этом вопросе взгляды Фромма довольно близки позиции Франкла, который также считал, что свобода, по сути, - это ответственность человека за свою жизнь.

 

придерживаясь гуманистических традиций и в представлении о возможном общественном устройстве, Фром утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности. Но это станет возможным “лишь в том случае, если формальная демократия разовьется в общество, в котором индивид, его развитие и счастье станут целью и смыслом; в котором жизнь не будет нуждаться в каком бы то ни было оправдании, будь то успех или что угодно другое; в котором индивидом не будет манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или экономическая машина; и, наконец, в котором сознание и идеалы индивида будут не интериоризацией внешних требований, а станут действительно его собственными, будут выражать стремления, вырастающие из особенностей его собственного "я". [16.] Фромм называл это общество гуманистическим общинным социализмом или просто здоровым обществом.

Описывая все преимущества здорового общества, Фромм, однако, не создает очередную утопию, поскольку понимает, что подобное общество, при современном положении дел, невозможно построить в обозримом будущем. Наглядной иллюстрацией этому может послужить использование им в качестве эпиграфа к одной из глав “Человек для себя” слов Платона: “Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино: государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди (а их много), которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавить<



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
Персонология Э. Фромма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Персонология Э. Фромма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)