Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гуманистическая теория личности А. Маслоу



2019-12-29 268 Обсуждений (0)
Гуманистическая теория личности А. Маслоу 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Теперь, опираясь на выше приведенные теории личности, можно утверждать, что, в общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями. Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например, Олпорт, Келли, а также уже рассмотренные выше Фромм и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории.

Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер - вот только некоторые из тех, к кому маслоу обращался в своём стремлении постигнуть поведение человека. Неформальные беседы и бесценный опыт общения с такими выдающимися учёными помогли сформировать интеллектуальную основу дальнейших гуманистических взглядов Маслоу. его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления: жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание присутствие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного и другие способы выражения стремления наверх сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию xx в. Теория Маслоу, подчёркивающая уникальность человека и наличие потенциала само регулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на природу человека.

 

5.1. Взгляд на природу человека Как вскоре станет совершенно очевидным, персонологическое направление Маслоу резко отличается от теорий, доминирующих в западной психологии личности в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма. Выражая свое несогласие с теориями этих направлений, Маслоу писал: “В созданной ими системе не нашлось достаточно места для могучего воздействия автономных детерминант общества и окружающей среды, таких факторов, действующих извне на индивида, как бедность, эксплуатация, национализм, война и структура общества. Разумеется, ни одному здравомыслящему психологу не придет в голову отрицать тот факт, что личность в определенной степени беспомощна перед этими силами… – Более того, Маслоу был уверен в том, что - …ни одна психологическая теория не будет полной, если ее центральным звеном не является концепция, согласно которой будущее человека находится в нем самом, будучи активно в каждый момент настоящего”. [6.]

Т. о., подтверждая бесперспективность изучения личности без учета факторов ее окружения, Маслоу подчеркивает решающую роль в ее развитии человеческого фактора. Убедительным подтверждением чему может послужить следующее его утверждение: “Практически каждое серьезное описание реально существующей «подлинной личности» подразумевает, что эта личность благодаря обретенному ею состоянию, устанавливает новые отношения с обществом, в котором живет, да и с социумом вообще. Она не только поднимается над собой в самых разных аспектах: она также поднимается над цивилизацией, к которой принадлежит. Она сопротивляется «приобщению к определенной культуре». Она отстраняется от цивилизации и общества, к которым принадлежит. Она становится в большей степени членом рода человеческого, и в меньшей - членом локальной группы”. [6.]

одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человеком в целом. Кроме того, он призывал воспринимать человека как существо положительное и созидательное в своей основе, и делает акцент на изучение психического здоровья.

 

5 .2. мотивация Изначальным критерием мотивации, согласно убеждениям Маслоу, является субъективный критерий: “Мотивация - это мое стремление к чему-то, или моя потребность в чем-то, или моя жажда чего-то, или мое желание чего-то, или мое ощущение нехватки чего-то”. [6.] Т. о., Мотивационная теория Маслоу прямо противоположна представлениям о мотивации Франкла, утверждавшего, что всякая побудительная причина лежит вне субъекта, трансцендентна ему. А согласно Маслоу, хотя источник потребностей (по Маслоу что-то) и находится вне субъекта, основным мотивационным фактором все же является субъективное переживание человеком дефицита этого чего-то.

Маслоу выделил пять основных групп мотивов, расположенных в иерархическом порядке: 1) физиологические; 2) безопасность и защита; 3) принадлежность и любовь; 4) самоуважение; 5) самоактуализация. Согласно его мотивационной теории, низшие более значимые потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. [5.]

Именно положение об иерархии потребностей, по мнению большинства критиков, является наиболее уязвимым местом в теории личности Маслоу. Дело в том, что, утверждая невозможность удовлетворения потребностей более высокого уровня в условиях неудовлетворенности потребностей более низкого, Маслоу допускает множество исключений [5.] Так, например, многим людям присущ конфликт между потребностью в безопасности и стремлением к развитию. (Это положение теории Маслоу очень близко взглядам Фромма, утверждавшего, что конфликт между потребностью в безопасности и стремление к свободе и независимости является не только основной мотивационной тенденцией, но и стал основной психологической проблемой современного человека). Также как и Фромм, Маслоу считал, что люди в этом случае выбирают безопасность, т. е. Удовлетворение Потребности в развитии невозможно при неудовлетворенной потребности в безопасности. Однако, некоторые (самоактуализирующиеся) люди более склонны к дальнейшему своему развитию и в условиях неудовлетворения потребностей низших уровней и т. п.

маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы” и “мотивы роста” (или мета мотивация).

Дефицитарными Маслоу называет “те потребности, неудовлетворение которых создает в организме, так сказать, «пустоты», которые должны быть заполнены во имя сохранения здоровья организма, и более того, должны быть заполнены извне, не самим субъектом, а другими человеческими существами”. [6.]

Если дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, то мотивация роста - на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Не удовлетворение мета потребностей, по мнению Маслоу, вызывает мета патологии, основными симптомами которых он считал апатию, цинизм и отчуждение.

Основным мета мотивом, по мнению Маслоу, является, уже упомянутое выше, стремление к развитию. “Развитие - это не цель в буквальном понимании этого слова. Не являются ею ни самоактуализация, ни открытие Самости. Мотивационные законы “ликвидации дефицита” и “целенаправленного подражания” не распространяются на сферу развития, спонтанности, творчества”. [6.] Кроме уже перечисленных, маслоу выделил еще несколько мета потребностей: истина, красота и справедливость, с помощью которых описал самоактуализирующихся людей, и выдвинул теорию, согласно которой, эти потребности биологически заложены в людях, так же как и дефицитарные потребности. [5.]

 

5.3. Теория самоактуализации гуманистическая природа теории личности Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, которую он определяет как непрерывное стремление к реализации “потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности”. [6.] Только самоактуализировавшийся человек, по мнению Маслоу, может забыть о своем “Я” и сосредоточиться на решении проблемы, именно такая личность наиболее спонтанна в своих действиях, наиболее “гомоном на”. Такие люди могут полностью погрузиться в восприятие, действие, наслаждение и творчество. [5.]

Излагая основные положения своей теории самоактуализации, Маслоу не однократно [5., 6. и др.] отмечал, что она основана исключительно на материале, полученном в ходе бесед, наблюдения и биографического методов исследования испытуемых, поэтому она не может считаться достаточно достоверной, и требует дальнейшего своего эмпирического подтверждения. Маслоу много критиковали за предвзятость и субъективизм при отборе критериев, по которым подбирались его испытуемые. Однако, как мне кажется, критика эта безосновательна, Т. К. САМ Маслоу, также не однократно, говорил, что он пытается создать психологию здорового человека, а для этого необходимо изучать исключительно здоровых людей. А поскольку существуют определенные критерии психического здоровья и нездоровья, неизбежна селекция испытуемых именно по этим критериям. По данным исследований Маслоу и последователей его теории самоактуализации, как в США, так и в Европе, Самоактуализировавшихся и самуактуализирующихся личностей всего 1% всего населения. [18.]

Обобщая полученные в ходе этих исследований данные, Маслоу выделил тринадцать основных характеристик самоактуализировавшихся людей: 1)    Высшая степень восприятия реальности; 2) Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они являются на самом деле; 3) Повышенная спонтанность; 4) Более развитая способность сосредоточиваться на проблеме; 5) Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению; 6) Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре; 7)   Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций; 8) Более частые прорывы на пик переживания; 9)  Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим; 10) Изменения (улучшения») в межличностных отношениях; 11) Более демократичная структура характера; 12)    Высокие творческие способности; 13) Определенные изменения в системе ценностей. [5.]

Итак, очевидно большое сходство самоактуализировавшегося человека Маслоу и со здоровой личностью Фромма, и со здоровым человеком Франкла, и, разумеется, с полноценно функционирующей личностью Роджерса. И, если большинство описанных Маслоу характеристик самоактуализирующегося человека, в большей или меньшей степени, описаны практически во всех теориях этих персонологов, то его положения о пиковых переживаниях и ценностях являются оригинальными и представляют особый интерес.

 

5.4. Пиковые переживания Учение Маслоу о пиковых переживаниях является одним из базовых положений его теории личности. Пиковые переживания, по Маслоу, – это моменты высочайшего взлета при эстетических и любовных переживаниях, во время творческого вдохновения или абсолютного созерцания. Пиковое переживание может быть только положительным и желанным и никак не может быть отрицательным и нежелательным. “Существование такого переживания изначально оправдано им самим; это совершенный, полный опыт переживания, которому больше ничего не нужно. Это самодостаточный опыт. Он воспринимается как изначально необходимый и неизбежный. Это переживание настолько хорошо, насколько должно быть. Его принимают с благоговением, удивлением, восхищением, смирением и даже с экзальтированным, едва ли не религиозным поклонением”. [6.]

Во время пикового переживания вполне возможно настолько "раствориться" в объекте, что наше "я" исчезает в буквальном смысле. Некоторые авторы, занимающиеся эстетическими и мистическими переживаниями, чувствами материнства и любви, например Сорокин, зашли настолько далеко, что утверждают, будто при пиковых переживаниях мы можем говорить даже об отождествлении воспринимающего и воспринимаемого, об их слиянии в новой и высшей целостности, в сверх организованной системе. Именно этим, по мнению Маслоу, пиковое переживание резко контрастирует с обычными житейскими переживаниями, которые не обнаруживают этого единения с объектом, а являются лишь реакцией на достижение или не достижение каких-либо целей.

Многочисленные авторы, пишущие на темы эстетики, религии, творчества и любви, единодушно определяют эти переживания не только как изначально ценные, но и как ценные настолько, что ради этих мимолетных моментов стоит прожить всю жизнь, что они могут (по Франклу) “придать, задним числом, смысл, в общем-то, бессмысленно прожитой жизни”. [14.]

Т. о., Учение Маслоу о пиковых переживаниях абсолютно совпадает с учением Франкла о Ценностях, согласно которому, одним из наивысших и ценных смыслов являются ценности переживания, являющиеся, по сути, пиковыми.

 

5.5. Представления о ценностях Описывая пиковые переживания, маслоу писал: “Здесь мы имеем дело с явлением огромной философской важности. Тогда и только тогда (во время пикового переживания) мы можем постичь не наши ценности, а ценности мира. Их я называю ценностями Бытия, или сокращенно - Б-ценностями, которые соответствуют "внутренним ценностям" Роберта Гартмана”. [6.] Поскольку система Б-ценностей Маслоу достаточно сложна и запутана, я ограничусь только их перечислением:

1) целостность (единство, интеграция, стремление к однородности, взаимосвязанность, простота, организация, структура, дихотомия-трансцендентность, порядок);

2) совершенство (необходимость, справедливость, естественность, неизбежность, уместность, полнота, долженствование);

3) завершенность (конечность, окончательность, справедливость, свершенность ("дело сделано"), finish и telos, судьба, рок);

4) справедливость (честность, порядок, законность, долженствование);

5) жизненность (процессуальность, не омертвление, спонтанность, само регуляция, полноценное функционирование);

6) полнота (дифференциация, сложность);

7) простота (истинность, обнаженность, сущностность, абстрактная, базовая, основная структура);

8) красота (правильность, форма, жизненность, простота, полнота, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, истинность);

9) праведность (правота, желанность, долженствование, справедливость, благожелательность, честность);

10) уникальность (неповторимость, индивидуальность, несравненность, новизна);

11) непринужденность (легкость, отсутствие напряженности, излишнего рвения или трудностей, изящество, идеальное функционирование);

12) игра (веселье, радость, удовольствие, юмор, жизнерадостность, непринужденность);

13) истинность, честность, реальность (обнаженность, простота, полнота, долженствование, красота, чистота и естественность, завершенность, существенность);

14) самодостаточность (автономность, независимость, умение быть самим собой без участия других, самоопределение, умение подняться над окружающим миром, отстраненность, жизнь по своим собственным законам).

 Разумеется, эти ценности не являются взаимоисключающими. Они не отделены друг от друга, а переплетаются друг с другом. В сущности, они являются гранями Бытия, а не его частями, просто, в зависимости от ситуации, доминируют те или иные из этих ценностей.

Говоря о ценностях в теории Маслоу необходимо уточнить различие между, так называемыми, дефицитарными (Д-ценностями) и бытийными (Б-ценностями). Д-ценности, также как и Д-мотивы, обусловлены нехваткой чего-либо и характеризуются желанием его обладания или достижения, в то время как Б-ценности связаны с сопричастием и даже отождествлением личности с объектом, с “растворением” в нем. Именно такое отношение к объекту, по Маслоу, дает человеку возможность “чистого восприятия” этого объекта. Для подтверждения этого положения Маслоу подробно рассматривает различия между Д-любовью и Б-любовью, а также между Д-познанием и Б-познанием. [6.]

 

5.6. Психологическая утопия: эупсихея вклад маслоу в персонологию не был бы полным, если он не обратил бы внимания на те необходимые изменения, которые, как он чувствовал, вызывают самоактуализацию в широком объеме. Для демонстрации условий, способствующих массовой самоактуализации, Маслоу предложил модель общества, названного им “Эупсихеей”, Которая во многом похожа на “здоровое общество” Фромма.

Здоровый человек и здоровое общество, с точки зрения Маслоу, одно и то же. Он считал, что наша современная культура и социальные институты основаны на гедонистически извращенной концепции природы человека, что суть главных положений, лежащих в основе воспитания детей, официального образования, отношений работодатель работник и даже ведущих религиозных конфессий состоит в том, что человек является не более чем нарциссическим животным, что контролировать поведение такого создания можно только с помощью строгой дисциплины и постоянной угрозы наказания. Маслоу был уверен, что в таком обществе и при таком воспитании широкомасштабная самоактуализация принципиально невозможна. В то же время он был уверен и в том, что вероятность самоактуализации возрастает, когда окружение человека будет способствовать удовлетворению его потребностей, т. к. только в таких условиях самые глубинные пласты природы человека могут проявляться с большей легкостью.

В связи с этим, Маслоу мечтал об утопическом обществе, которое могла бы основать на пустынном острове тысяча здоровых семей, мигрировавших туда с целью самим определить свою судьбу. Он назвал эту потенциальную утопию “Эупсихея”. В её основе должна была лежать философия анархизма, т. е. правительство не должно было бы ограничивать свободу индивида. В эупсихее был бы полный синергизм, или работа вместе, основные потребности и мета потребности уважались бы гораздо больше, чем в нашем обществе, людям была бы предоставлена свобода выбора, ценились бы простота и бескорыстие.

Эти условия Маслоу считал необходимыми, поскольку только "Там, где присутствуют терпимость, любовь, одобрение, понимание, защищенность, удовлетворение, поддержка и отсутствуют агрессивность, стремление ставить оценки, желание сравнивать, то есть там, где человек может чувствовать себя в полной безопасности, там у него появляется возможность разобраться со всевозможными мизерными мотивами, вроде враждебности, невротической зависимости, и дать им выход. Стоит только человеку пройти через такой катарсис, и он спонтанно устремляется к другим радостям жизни, которые другими людьми воспринимаются как "более возвышенные" или направленные на развитие личности, например, к любви и творчеству. Стоит человеку испытать эти радости, и он будет предпочитать их всем остальным". [6.]

Заключение 

 

В настоящей работе были представлены, на мой взгляд, наиболее глубокие и фундаментальные теории личности Экзистенциально-гуманистического направления в психологии: Гуманистическая теория Э. Фромма, Экзистенциальный подход В. Франкла, Феноменологическая теория К. Роджерса, теория самоактуализации А. Маслоу и некоторые положения эпигенетической теории психосоциального развития Э. Эриксона.

В результате более или менее подробного анализа этих теорий, были выявлены некоторые, незначительные, противоречия в рамках рассмотренных теорий. Также были выявлены, более значительные, противоречия в воззрениях представленных персонологов. Так, например, значительные противоречия обнаруживаются во взглядах этих ученых на мотивацию. Практически у каждого из них имеются свои, отличные от других, представления о мотивационных тенденциях и детерминации поведения человека. Кроме того, было выявлено некоторое расхождение во взглядах этих персонологов на природу человека, что обусловлено, как мне кажется, различием их обще методологических подходов к изучению личности и философских основ их теорий.

Однако, несмотря на все эти явные расхождения, практически все рассмотренные здесь теории очень близки друг другу и имеют много сходных, и даже идентичных, положений. Так, например, все эти теоретики придерживаются точки зрения, согласно которой, человек, по природе своей, является добрым, свободным и постоянно развивающимся, стремящемся к реализации своего потенциала существом; что для этой реализации человеку необходимы такие качества, как: спонтанность в деятельности, креативность, открытость к восприятию и переживаниям и т. д.; Практически все они утверждают, чтопри изучении личности необходимо рассматривать человека как единое целое, более того, в неразрывной связи с непосредственным его социальным окружением.

В связи с этим, все рассмотренные персонологи сходятся на том мнении, что решающую роль в процессах формирования и развития личности играют социальные факторы: влияние конкретного общества, конкретного социального окружения на данную личность: воспитание в семье и в обще образовательной системе, общение со значимыми другими, в частности, и окружающими вообще и т. д., более того, культурно-исторического контекста, в котором данное общество сформировалось. Однако, учитывая то, что практически на всех представителей одного и того же общества оказывается более или менее сходное влияние этого общества, все эти ученые подчеркивают, в большей или меньшей степени, значимость человеческого фактора в процессах формирования, развития и дальнейшего функционирования личности в этом конкретном обществе.

Говоря о человеческом факторе, рассматриваемые персонологи предполагали наличие у человека таких необходимых качеств, как врожденное и постоянное стремление к развитию своего потенциала и стремление к свободе; решимость сделать, в условиях, предоставляемой в наше время практически каждому человеку, свободы выбора: верного пути дальнейшего своего развития или отказ от него, борьба и отстаивание своей свободы, независимости, индивидуальности или полное подчинение авторитетам и растворение в в общей массе себе подобных; и, наконец, что самое главное, ответственность каждого человека за сделанный им выбор, в конечном итоге, ответственность за свою собственную жизнь. В зависимости от выраженности или, вообще, от наличия или отсутствия у человека этих качеств, разные персонологи предложили различные типологии личности. Однако, как мне кажется, имеет смысл рассматривать эти типологии не в отдельности, а, опираясь на них как на теоретическую основу, говорить не столько об определенных типах личности или характера, а о нескольких “формах адоптации человека к социальным воздействиям”.

 

В заключение настоящей работы,мне хотелось бы еще раз отметить, что, Несмотря на то, что все, рассматриваемые в данной работе, теории были разработаны западными учеными, и поднятые в них проблемы личности были актуальны в условиях изменившегося западного общества еще послевоенной Европы и Америки, они, соответствующим образом скорректированные и адаптированные, могут быть с успехом применены в качестве основы для поиска разрешения проблем, возникающих у людей в условиях современного Российского общества, поскольку в отечественной психологии еще не выработано сколько-нибудь оригинальной гуманистической концепции. Правда, справедливости ради, необходимо отметить, что в последние годы ситуация в нашей научной психологии начала меняться в лучшую сторону. Серьезным шагом навстречу экзистенциально-гуманистическому направлению можно считать открытие Московского института экзистенциальной психологии и увеличение количества публикаций отечественных психологов-гуманистов. Т. о., последние тенденции развития пост советской психологии позволяют надеяться, что даже если в ней, в ближайшее время, и не произойдет гуманистическая революция, то она, по крайней мере, будет готова к разрешению не только уже имеющихся, но и грядущих проблем населения.  

литература

 

1)

2)

3) Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1982.

4) Майерс д. Социальная психология. СПб., “Питер”, 2001.

5) Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.

6) Маслоу А. Психология бытия. М., К., 1997.

7) Маслоу А. Самоактуализация. Файл из интернет. http//www.hpsy.ru

8) Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление Человека. М., “Прогресс”, 1994.

9) Фейдимен ДЖ., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. Файл из интернет. http//www.psychology.ru

10) Франкл В. Детерминизм и гуманизм: критика пан детерминизма. Из Франкл В. “В борьбе за смысл”. М., 1988. [2.3.]

11) Франкл В. Общий экзистенциальный анализ. Там же [3.2.]

12) Франкл В. Плюрализм науки и единство человека. Там же [2.1.]

13) Франкл В. Человек в поисках смысла. СПб., “Ювента”, 1997.

14) Франкл В. Человек перед вопросом о смысле.

Там же[1.]

15) Франкл В. Что такое смысл. Там же [3.3.]

16) Фромм Э. Бегство от свободы. М.,“Прогресс”, 1990.

17) Фромм Э. Человек для себя. Минск, “Коллегиум”, 1992.

18) Фьел Л., Зиглер Д. Основные положения, исследования и применение теории личности. СПб., “Питер”, 1997.

19) Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

20) Шульц Д., Шульц Е.-С. История современной психологии. СПб., 1998.

21) Эриксон Э. Детство и общество. СПб., “Ленато”, 1996.

22) Эриксон Э. Идентичность. “Хрестоматия по социальной психологии личности”. Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000. Т. 1. Психология самосознания. с. 493 – 533.

 



2019-12-29 268 Обсуждений (0)
Гуманистическая теория личности А. Маслоу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гуманистическая теория личности А. Маслоу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)