Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психосоциального развития Эриксона



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Психосоциального развития Эриксона 0.00 из 5.00 0 оценок




        

Эрик Эриксон стал одним из наиболее продуктивных и прогрессивных психоаналитиков неофрейдистов. Предложенная им эпигенетическая теория психосоциального развития личности, являясь, по сути, продолжением (расширением и углублением) психосексуальной теории Фрейда, значительно расширила границы психоаналитических воззрений не только на природу и поведение человека, но и на формирование и развитие его личности. Как и для других пост фрейдистов, для Эриксона наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивида. Однако из этого не следует, что в своей теории он пренебрег биологическими или социальными факторами. Эриксон настаивал на том, что любой психологический феномен может быть понят только в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов. К другим особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся следующие: 1) акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека; 2) упор на нормальном, или здоровом, а не на патологическом; 3) особое значение, придаваемое им достижению чувства идентичности; 4) попытки сочетать клинические наблюдения с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности.

Поскольку теория развития Эриксона не относится к экзистенциально-гуманистическому направлению в персонологии, я не буду останавливаться на подробном ее описании и придерживаться принятой в настоящей работе формы, а отмечу лишь те ее моменты, которые отличают эту теорию от классического психоанализа и соответствуют основным положениям гуманистических теорий.

 

Основные взгляды Эриксона на природу человека и мотивацию во многом соответствуют позициям Фрейда. Так, например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает Фрейдовскую структурную модель личности: ид, эго, суперэго. Более того, практически все теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго, по Эриксону, развития эго-идентичности.

Однако, хотя сам Эриксон неизменно настаивал на том, что его идеи не более чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырём важным пунктам.

во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. (Поскольку это положение теории Эриксона полностью совпадает с одним из основных положений теорий гуманистической направленности, ниже я более подробно на нем остановлюсь). В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивида (от младенчества до зрелости и старости), а не завершается в подростковом возрасте, на генитальной фазе. И, наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции эриксона об организации и развитии личности, поскольку здесь, фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, Эриксон противопоставляет оптимистическое положение о том, что каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивида к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. знание того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению эриксона, единственный ключ к пониманию его жизни.

 

Центральным для эриксоновой теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим эриксон понимает следующее: 1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия; 2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

Вторым важнейшим положением теории развития Эриксона является его учение об идентичности. Оно также основано и является продолжением представлений об идентичности Фрейда. Согласно этому учению, развивающаяся личность постоянно испытывает потребность в принадлежности к какому-либо социальному образованию: Национальность, семья, различные неформальные общности и т. д. Однако, если Фрейда интересовало только влияние родителей на становление личности ребенка, то эриксон особо подчёркивал культурные и исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Основываясь на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, Эриксон убедительно показал: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей. Другими словами, согласно теории Эриксона, основной детерминант ой формирования и развития личности является влияние непосредственного социального окружения. Более того, важную роль при этом играет культурно-исторический контекст, в котором данное социальное образование сформировалось. А это полностью соответствует и подтверждает аналогичные утверждения Фромма. [22.]

Объединяя эти два понятия, Эриксон говорил не просто о развитии эго, а о развитии эго-идентичности, уделяя особое внимание при этом ее развитию в подростковом возрасте.

 

Эриксон, больше чем какой-либо другой персонолог, придавал значение эго-идентичности, как центральной психосоциальной проблеме, с которой сталкиваются подростки в современном западном обществе.

с его точки зрения, двумя основными вопросами, встающими перед современной молодежью, являются: “кто я такой?” и “как я впишусь в мир взрослых?” В культуре с жёсткими социальными нормами, например, в странах ислама, где действует большое количество предписанных социальных и половых ролей, эти проблемы идентичности минимизированы, поскольку невелик выбор возможностей. Здесь идентичность “даруется” молодежи, и соблюдение status quo просто подразумевается. Современное же западное общество предоставляет своей молодежи гораздо более широкое разнообразие потенциальных профессиональных, идеологических и социальных возможностей. В результате, современные подростки более уязвимы в отношении проблем идентичности именно потому, что у них действительно есть выбор.

по предположению Эриксона, западная демократическая система порождает особенно серьёзные проблемы, поскольку демократия требует идентичности в ключе “сделай себя сам”. По этой причине на молодежи лежит значительная ответственность, связанная с осознанием того, кто они есть, и как им найти свою собственную нишу в мире взрослых. Кроме того, Эриксон отмечал, что проблема идентичности юных неизмеримо усложняется и в связи с чрезвычайно быстрыми социальными изменениями, требующими пересмотра основных ценностей и норм. Поэтому у современных подростков не только появилось больше времени для поиска своей идентичности, но и больше альтернатив, из которых можно выбирать.

Здесь взгляды Эриксона вплотную приближаются к гуманистическим позициям, поскольку он однозначно утверждает свободу выбора человеком дальнейшего пути своего развития и его ответственности за этот выбор. Более того, теория Эриксона ставит во главу угла качества эго, т. е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития, а также стремление человека к самосовершенствованию, реализации своего потенциала, что проявляется, по мнению Эриксона, в непременном и постоянном, на протяжении всей жизни, росте человека, в психосоциальном плане, от одной стадии развития к другой.

 

Развивая свою теорию, Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго-идентичности (как говорят, на восемь возрастов человека). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося плана личности, который наследуется генетически. Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для неё время (критический период), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путём прохождения в своём развитии последовательно всех стадий. [21.]

 

было бы ошибочным полагать, что все грани поведения людей можно объяснить с позиции теории эриксона. тем не менее, концепция кризиса идентичности представляет собой выдающийся теоретический подход, позволяющий понять множество психологических проблем, особенно подросткового периода. Пытаясь объяснить основные линии психосоциального развития, Эриксон внёс большой и прочный вклад в теорию личности.

Глава 3.



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Психосоциального развития Эриксона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психосоциального развития Эриксона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)